Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 11:30, курсовая работа
Цели исследования состоят в изучении состояния инновационной деятельности в России в сфере технологических инноваций, оценке действующих механизмов в области государственного стимулирования инновационной деятельности и разработке практических рекомендаций по улучшению инновационного климата в российской экономике.
В соответствии с поставленными целями решались следующие основные задачи:
- статистический и социологический анализ уровня развития инновационной деятельности в стране, ее форм и источников финансирования;
- анализ факторов, препятствующих осуществлению инновационной деятельности и оценка результативности инновационного процесса;
- изучение государственных мероприятий в области создания новых механизмов финансирования и косвенных мер стимулирования инновационной деятельности, а также формирования инновационной инфраструктуры;
- выработка на основе проведенного анализа основных рекомендаций по улучшению инновационного климата.
Основным органом, координирующим деятельность министерств и ведомств в научно – технической и инновационной областях, является правительственная Комиссия по научно – технической политике, которую непосредственно возглавляет Председатель Правительства. Основными функциями комиссии являются:
1. Обеспечение согласованной работы федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов субъектов РФ, РАМН, отраслевых академий наук по формированию и реализации государственной научно – технической политики;
2. Стимулирование реализации в производстве научно – технических достижений;
3. Определение путей реформирования научно – технической сферы в условиях рыночной экономики.
Аналогичная деятельность в оборонном секторе осуществляется Координационным межведомственным советом по военно-технической политике.
Министерство промышленности, науки и технологий РФ является центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и практическую реализацию государственной и научно-технической политики, осуществление мер по созданию и развитию научно-технического потенциала. К числу основных задач Миннауки РФ относятся:
- организация научно-технического прогнозирования;
- выбор и оценка приоритетных направлений развития науки и техники;
- разработка и применение организационно-экономических механизмов реализации выбранных приоритетов;
- методическое руководство подготовкой региональных и межрегиональных научно-технических программ;
- финансирование гражданских НИОКР общегосударственного значения;
- формирование соответствующих систем экономического стимулирования и организационных структур;
- обеспечение формирования государственной политики в области международных связей в сфере науки и техники и др.
Министерство экономического развития и торговли РФ в рамках разработки форм и методов государственного воздействия на экономику непосредственно разрабатывает государственную инновационную политику, определяет приоритеты в развитии народного хозяйства страны и её регионов, разрабатывает основные направления инвестиционной политики, в том числе меры по стимулированию инновационной активности, организует разработку федеральных целевых программ по развитию приоритетных отраслей и сфер экономики, решению первоочередных социально-экономических проблем.
Минфин РФ осуществляет бюджетное обеспечение инновационной политики и аудит использования финансовых ресурсов.
4.1. Стратегия сохранения и развития научно – технического и инновационного потенциала страны.
Государственное регулирование экономики и инновационных процессов является одним из главных условий перевода функционирования экономики на рыночные отношения. Главная функция государства в условиях рыночных отношений – защита свободы личности, собственности и предпринимательства. Государство должно работать с рынком в одной упряжке.
Для выхода из кризиса необходимо разработать стратегию сохранения и развития научно – технического и инновационного потенциала страны по следующим направлениям:
1. реструктуризация научно – технического потенциала в различных отраслях экономики с учетом концентрации материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов на прорывных направлениях науки и техники;
2. создание фонда имущества науки и инноваций за счет объектов науки, являющихся федеральной собственностью и не используемых по назначению;
3. разработка системы использования лизинга как эффективного рыночного механизма для субъектов инновационной деятельности, разрабатывающих и производящих наукоемкую продукцию с использованием дорогостоящих приборов и оборудования;
4. совершенствование механизмов системы привлечения банковского кредита для расширения инновационной деятельности и создания условий для развития рынка капитала;
5. разработка и использование системы обязательных отчислений части прибыли от экспорта нефти, нефтепродуктов, газа и минерального сырья для создания фонда инноваций в топливно-энергетический комплекс;
6. создание в финансово – промышленных группах наряду с системой консолидации финансовых и производственных потенциалов специальных инновационных центров, координирующих и реализующих инновационные проекты;
7. формирование института разработчиков и управляющих инновационными проектами из числа научно – технических работников, ученых и специалистов;
8. образование на базе фондов, поддерживающих инновационную деятельность (Федеральный Фонд производственных инноваций, Российский фонд технологического развития, Фонд содействия развитию малых форм предпринимательства в научно – технической сфере и др.), ассоциации фондов с развитым финансовым капиталом для помощи прорывным проектам;
9. формирование системы целевого использования средств амортизационного фонда на финансирование мероприятий, связанных с проведением НИОКР, экспериментальных и других видов работ, освоением инноваций, патентованием новых решений, приобретением и освоением отечественных и зарубежных патентных и беспатентных лицензий;
10.разработка предложений об изменении налогового законодательства, обеспечивающих значительное повышение инновационной активности.
К мерам государственного регулирования для всей промышленности РФ можно отнести следующие:
- Согласование ценовой политики с принятой государственной структурной политикой. Кризис нельзя ликвидировать без государственного регулирования цен.
- Формирование финансово-промышленных групп, крупных корпораций, холдинговых компаний, охватывающих технологически связанные цепочки предприятий, путем:
предоставления приоритетного права на приобретение пакетов акций предприятий;
снятия ограничений на деятельность инвестиционных фондов и предоставления налоговых льгот;
содействия формированию государственной системы взаимодействия крупных предприятий с малыми и средними предприятиями.
- Распределение прав и полномочий по управлению предприятиями различного уровня – федерального, регионального, местного.
- Регулирование степени открытости внутреннего рынка.
4.2. Нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности.
В нормативно-правовой сфере необходимо ускорить принятие нового законодательства, в первую очередь Закона Российской Федерации "Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике", а также законов о служебных изобретениях, полезных моделях и промышленных образцах, о секретных изобретениях, о коммерческой тайне.
Одним из ключевых аспектов совершенствования действующего законодательства является также разработка комплексной системы правовой охраны и реализации прав на объекты интеллектуальной собственности. Для упорядочения ситуации в этой сфере необходимо:
внести ряд существенных изменений в Патентный Закон Российской Федерации, касающихся вопросов служебных изобретений, расширения перечня мер и санкций за нарушение патента, секретных изобретений и зарубежного патентования, обжалования решений Патентного ведомства и др.;
сформировать систему специализированных патентных судов, в том числе третейских;
принять закон "Об основах управления объектами интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий, принадлежащими Российской Федерации”.
Государству целесообразно закрепить за собой исключительные права только на результаты научно-технической деятельности, связанные с интересами обороны и национальной безопасности, а также права на результаты научно-технической деятельности, относительно которых оно имеет намерение самостоятельно довести разработки до промышленного применения и реализации готовой продукции. Во всех иных случаях права на результаты должны быть отданы организациям-разработчикам новой техники, которые и будут напрямую взаимодействовать с инвесторами. Развитие законодательства в области ИС могло бы содействовать кооперации и развитию связей между разработчиками новых технологий (в лице университетов, НИИ, отраслевых научно-технических организаций) и их потребителями (в лице промышленных предприятий)
4.3. Механизмы прямого государственного финансирования и поддержки инновационной инфраструктуры.
Недостаточная финансовая поддержка со стороны государства, неразвитость законодательной базы, низкий уровень развития инновационной инфраструктуры – все эти факторы, упоминаемые предприятиями как тормозящие инновационный процесс, в большей или меньшей степени связаны с деятельностью государства. Что же реально было сделано на государственном уровне управления для обеспечения благоприятного инновационного климата и стимулирования развития и внедрения новых технологий?
Когда начинает обсуждаться проблема государственного участия в улучшении инновационного климата в России, то первая проблема, которая находится в центре внимания, это недостаточное финансирование со стороны государства. Вторая проблема - как, кому, на основании каких механизмов эти средства выделяются. Рассмотрим более подробно различные механизмы государственного участия в создании благоприятного инновационного климата в экономике. Условно можно выделить три компонента деятельности государства в этой сфере:
1. создание специальных финансовых механизмов государственной поддержки инновационной деятельности;
2. формирование инновационной инфраструктуры;
3. косвенные методы регулирования.
Среди финансовых механизмов государственного участия в создании благоприятного инновационного климата можно выделить два ключевых: финансирование через систему государственных научно-технических программ различного уровня и через специально созданные фонды.
Финансирование через систему государственных научно-технических программ.
Программы очень неравнозначны, их слишком много – значительно больше, чем в развитых странах мира, и большинство из них не пересматривалось с советских времен, и их результаты никогда не оценивались. Как следствие, для вновь возникающих программ – а именно к ним относятся программы по созданию и стимулированию инноваций – свободных средств практически не оставалось. В федеральной целевой программе (ФЦП) “Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники гражданского назначения”, в состав которой входят 38 научно-технических программ, наиболее ресурсоемкими являются направления, связанные либо с фундаментальными исследованиями в области физики, либо с поддержкой сырьевых, ресурсодобывающих отраслей. Это свидетельствует о том, что финансирование распределяется так, как это сложилось в СССР (наука – для оборонного комплекса, а технологии – для развития сырьевой базы, а не обрабатывающих отраслей) и не отражает современный этап технологического развития.
В перечне программ, тематика которых наиболее актуальна на сегодняшний день, только четыре (или 30%) входят в число наиболее хорошо финансируемых в рамках ФЦП “Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники гражданского назначения”. В свою очередь, внутри блока “перспективных” программ распределение финансирования также не находится в русле общемировых тенденций. Так, например, незначительное и постоянно сокращающееся относительное финансирование таких направлений, как “Перспективные средства телекоммуникаций и интегрированные системы связи”, “Безопасность населения и народнохозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф”, “Геном человека”, свидетельствуют о том, что Россия фактически не принимает участия в решении наиболее актуальных прикладных проблем современности.
Таблица 4
Название подпрограммы | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 |
Экологически чистая энергетика | 13,5 | 13,0 | 20,4 | 20,5 | 19,2 |
Новые материалы | 16,4 | 16,3 | 13,8 | 13,1 | 12,5 |
Экологически безопасные и ресурсосберегающие процессы химии и химической технологии | 8,3 | 8,7 | 8,4 | 8,4 | 11,8 |
Технологии, машины и производства будущего | 10,8 | 9,5 | 10,6 | 10,7 | 10,0 |
Наукоемкие технологии | 9,3 | 7,8 | 9,1 | 9,2 | 8,6 |
Перспективные информационные технологии | 6,0 | 6,2 | 6,5 | 6,9 | 7,6 |
Новейшие методы биоинженерии | 7,7 | 7,9 | 5,5 | 6,0 | 7,4 |
Создание новых лекарственных средств методами химического и биологического синтеза | 7,6 | 8,9 | 6,3 | 6,2 | 5,7 |
Прогрессивные экологически чистые технологии и технические средства транспорта | 6,1 | 5,6 | 5,6 | 5,6 | 5,2 |
Перспективные средства телекоммуникаций и интегрированные системы связи | 5,3 | 5,4 | 5,9 | 5,6 | 4,9 |
Безопасность населения и народнохозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф | 4,8 | 4,9 | 3,9 | 3,9 | 3,6 |
Геном человека | 4,2 | 5,9 | 3,9 | 3,9 | 3,5 |
ВСЕГО: | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
Информация о работе Государственное регулирование инновационной деятельности