Государственное регулирование инновационной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 11:30, курсовая работа

Описание работы

Цели исследования состоят в изучении состояния инновационной деятельности в России в сфере технологических инноваций, оценке действующих механизмов в области государственного стимулирования инновационной деятельности и разработке практических рекомендаций по улучшению инновационного климата в российской экономике.
В соответствии с поставленными целями решались следующие основные задачи:
- статистический и социологический анализ уровня развития инновационной деятельности в стране, ее форм и источников финансирования;
- анализ факторов, препятствующих осуществлению инновационной деятельности и оценка результативности инновационного процесса;
- изучение государственных мероприятий в области создания новых механизмов финансирования и косвенных мер стимулирования инновационной деятельности, а также формирования инновационной инфраструктуры;
- выработка на основе проведенного анализа основных рекомендаций по улучшению инновационного климата.

Работа содержит 1 файл

Иннов.менедж. курсовая.doc

— 183.50 Кб (Скачать)

Основным органом, координирующим деятельность министерств и ведомств в научно – технической и инновационной областях, является правительственная Комиссия по научно – технической политике, которую непосредственно возглавляет Председатель Правительства. Основными функциями комиссии являются:

1.              Обеспечение согласованной работы федеральных органов исполнительной власти  и исполнительных органов субъектов РФ, РАМН, отраслевых академий наук по формированию и реализации государственной научно – технической политики;

2.              Стимулирование реализации в производстве научно – технических достижений;

3.              Определение путей реформирования научно – технической сферы в условиях рыночной экономики.

Аналогичная деятельность в оборонном секторе осуществляется Координационным межведомственным советом по военно-технической политике.

      Министерство промышленности, науки и технологий РФ является центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и практическую реализацию государственной и научно-технической политики, осуществление мер по созданию и развитию научно-технического потенциала. К числу  основных задач Миннауки РФ относятся:

- организация научно-технического прогнозирования;

- выбор и оценка приоритетных направлений развития науки и техники;

- разработка и применение организационно-экономических механизмов реализации выбранных приоритетов;

- методическое руководство подготовкой региональных и межрегиональных научно-технических программ;

- финансирование гражданских НИОКР общегосударственного значения;

- формирование соответствующих систем экономического стимулирования и организационных структур;

- обеспечение формирования государственной политики в области международных связей в сфере науки и техники и др.

       Министерство экономического развития и торговли РФ в рамках разработки форм и методов государственного воздействия на экономику непосредственно разрабатывает государственную инновационную политику, определяет приоритеты в развитии народного хозяйства страны и её регионов, разрабатывает основные направления инвестиционной политики, в том числе меры по стимулированию инновационной активности, организует разработку федеральных целевых программ по развитию приоритетных отраслей и сфер экономики, решению первоочередных социально-экономических проблем.

       Минфин РФ осуществляет бюджетное обеспечение инновационной политики и аудит использования финансовых ресурсов.

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Совершенствование государственного регулирования

в инновационной сфере.

4.1. Стратегия сохранения и развития научно – технического и инновационного потенциала страны.

 

  Государственное регулирование экономики и инновационных процессов является одним из главных условий перевода функционирования экономики на рыночные отношения. Главная функция государства в условиях рыночных отношений – защита свободы личности, собственности и предпринимательства. Государство должно работать с рынком в одной упряжке.

Для выхода из кризиса необходимо разработать стратегию сохранения и развития научно – технического и инновационного потенциала страны по следующим направлениям:

1. реструктуризация научно – технического потенциала в различных отраслях экономики с учетом концентрации материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов на прорывных направлениях науки и техники;

2.  создание фонда имущества науки и инноваций за счет объектов науки, являющихся федеральной собственностью и не используемых по назначению;

3.  разработка системы использования лизинга как эффективного рыночного механизма для субъектов инновационной деятельности, разрабатывающих и производящих наукоемкую продукцию с использованием дорогостоящих приборов и оборудования;

4.  совершенствование механизмов системы привлечения банковского кредита для расширения инновационной деятельности и создания условий для развития рынка капитала;

5.  разработка и использование системы обязательных отчислений части прибыли от экспорта нефти, нефтепродуктов, газа и минерального сырья для создания фонда инноваций в топливно-энергетический комплекс;

6.  создание в финансово – промышленных группах наряду с системой консолидации финансовых и производственных потенциалов специальных инновационных центров, координирующих и реализующих инновационные проекты;

7.  формирование института разработчиков и управляющих инновационными проектами из числа научно – технических работников, ученых и специалистов;

8.  образование на базе фондов, поддерживающих инновационную деятельность (Федеральный Фонд производственных инноваций, Российский фонд технологического развития, Фонд содействия развитию малых форм предпринимательства в научно – технической сфере и др.), ассоциации фондов с развитым финансовым капиталом для помощи прорывным проектам;

9.  формирование системы целевого использования средств амортизационного фонда на финансирование мероприятий, связанных с проведением НИОКР, экспериментальных и других видов работ, освоением инноваций, патентованием новых решений, приобретением и освоением отечественных и зарубежных патентных и беспатентных лицензий;

     10.разработка предложений об изменении налогового законодательства, обеспечивающих значительное повышение инновационной активности.

      К мерам государственного регулирования для всей промышленности РФ можно отнести следующие:

   - Согласование ценовой политики с принятой государственной структурной политикой. Кризис нельзя ликвидировать без государственного регулирования цен.

   - Формирование финансово-промышленных групп, крупных корпораций, холдинговых компаний, охватывающих технологически связанные цепочки предприятий, путем:

      предоставления приоритетного права на приобретение пакетов акций предприятий;

      снятия ограничений на деятельность инвестиционных фондов и предоставления налоговых льгот;

      содействия формированию государственной системы взаимодействия крупных предприятий с малыми и средними предприятиями.

-  Распределение прав и полномочий по управлению предприятиями различного уровня – федерального, регионального, местного.

     -     Регулирование степени открытости внутреннего рынка.

4.2. Нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности.

 

В нормативно-правовой сфере необходимо ускорить принятие нового законодательства, в первую очередь Закона Российской Федерации "Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике", а также законов о служебных изобретениях, полезных моделях и промышленных образцах, о секретных изобретениях, о коммерческой тайне.

Одним из ключевых аспектов совершенствования действующего законодательства является также разработка комплексной системы правовой охраны и реализации прав на объекты интеллектуальной собственности. Для упорядочения ситуации в этой сфере необходимо:

      внести ряд  существенных  изменений  в  Патентный Закон Российской Федерации,  касающихся вопросов служебных изобретений, расширения перечня мер и санкций за нарушение патента, секретных изобретений и зарубежного патентования, обжалования решений Патентного ведомства и др.;

     сформировать систему специализированных патентных судов, в том числе третейских;

     принять закон "Об основах управления объектами интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий, принадлежащими Российской Федерации”.

Государству целесообразно закрепить за собой исключительные права только на результаты научно-технической деятельности, связанные с интересами обороны и национальной безопасности, а также права на результаты научно-технической деятельности, относительно которых оно имеет намерение самостоятельно довести разработки до промышленного применения и реализации готовой продукции. Во всех иных случаях права на результаты должны быть отданы организациям-разработчикам новой техники, которые и будут напрямую взаимодействовать с инвесторами. Развитие законодательства в области ИС могло бы содействовать кооперации и развитию связей между разработчиками новых технологий (в лице университетов, НИИ, отраслевых научно-технических организаций) и их потребителями (в лице промышленных предприятий)

 

4.3.           Механизмы прямого государственного финансирования и поддержки инновационной инфраструктуры.

 

Недостаточная финансовая поддержка со стороны государства, неразвитость законодательной базы, низкий уровень развития инновационной инфраструктуры – все эти факторы, упоминаемые предприятиями как тормозящие инновационный процесс, в большей или меньшей степени связаны с деятельностью государства. Что же реально было сделано на государственном уровне управления для обеспечения благоприятного инновационного климата и стимулирования развития и внедрения новых технологий?

Когда начинает обсуждаться проблема государственного участия в улучшении инновационного климата в России, то первая проблема, которая находится в центре внимания,  это недостаточное финансирование со стороны государства. Вторая проблема - как, кому, на основании каких механизмов эти средства выделяются. Рассмотрим более подробно различные механизмы государственного участия в создании благоприятного инновационного климата в экономике. Условно можно выделить три компонента деятельности государства в этой сфере:

1.               создание специальных финансовых механизмов государственной поддержки инновационной деятельности;

2.               формирование инновационной инфраструктуры;

3.               косвенные методы регулирования.

Среди финансовых механизмов государственного участия в создании благоприятного инновационного климата можно выделить два ключевых: финансирование через систему государственных научно-технических программ различного уровня и через специально созданные фонды.

 

Финансирование через систему государственных научно-технических программ.

Программы очень неравнозначны, их слишком много – значительно больше, чем в развитых странах мира, и большинство из них не пересматривалось с советских времен, и их результаты никогда не оценивались. Как следствие, для вновь возникающих программ – а именно к ним относятся программы по созданию и стимулированию инноваций – свободных средств практически не оставалось. В федеральной целевой программе (ФЦП) “Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники гражданского назначения”, в состав которой входят 38 научно-технических программ, наиболее ресурсоемкими являются направления, связанные либо с фундаментальными исследованиями в области физики, либо с поддержкой сырьевых, ресурсодобывающих отраслей. Это свидетельствует о том, что финансирование распределяется так, как это сложилось в СССР (наука – для оборонного комплекса, а технологии – для развития сырьевой базы, а не обрабатывающих отраслей) и не отражает современный этап технологического развития.

В перечне программ, тематика которых наиболее актуальна на сегодняшний день, только четыре (или 30%) входят в число наиболее хорошо финансируемых в рамках ФЦП “Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники гражданского назначения”. В свою очередь, внутри блока “перспективных” программ распределение финансирования также не находится в русле общемировых тенденций. Так, например, незначительное и постоянно сокращающееся относительное финансирование таких направлений, как “Перспективные средства телекоммуникаций и интегрированные системы связи”, “Безопасность населения и народнохозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф”, “Геном человека”, свидетельствуют о том, что Россия фактически не принимает участия в решении наиболее актуальных прикладных проблем современности.

Таблица 4

Структура распределения затрат по наиболее перспективным подпрограммам в рамках ФЦП “Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники гражданского назначения”

 

Название подпрограммы

1999

2000

2001

2002

2003

Экологически чистая энергетика

13,5

13,0

20,4

20,5

19,2

Новые материалы

16,4

16,3

13,8

13,1

12,5

Экологически безопасные и ресурсосберегающие процессы химии и химической технологии

8,3

8,7

8,4

8,4

11,8

Технологии, машины и производства будущего

10,8

9,5

10,6

10,7

10,0

Наукоемкие технологии

9,3

7,8

9,1

9,2

8,6

Перспективные информационные технологии

6,0

6,2

6,5

6,9

7,6

Новейшие методы биоинженерии

7,7

7,9

5,5

6,0

7,4

Создание новых лекарственных средств методами химического и биологического синтеза

7,6

8,9

6,3

6,2

5,7

Прогрессивные экологически чистые технологии и технические средства транспорта

6,1

5,6

5,6

5,6

5,2

Перспективные средства телекоммуникаций и интегрированные системы связи

5,3

5,4

5,9

5,6

4,9

Безопасность населения и народнохозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф

4,8

4,9

3,9

3,9

3,6

Геном человека

4,2

5,9

3,9

3,9

3,5

ВСЕГО:

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

Информация о работе Государственное регулирование инновационной деятельности