Государственное регулирование инновационной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 11:30, курсовая работа

Описание работы

Цели исследования состоят в изучении состояния инновационной деятельности в России в сфере технологических инноваций, оценке действующих механизмов в области государственного стимулирования инновационной деятельности и разработке практических рекомендаций по улучшению инновационного климата в российской экономике.
В соответствии с поставленными целями решались следующие основные задачи:
- статистический и социологический анализ уровня развития инновационной деятельности в стране, ее форм и источников финансирования;
- анализ факторов, препятствующих осуществлению инновационной деятельности и оценка результативности инновационного процесса;
- изучение государственных мероприятий в области создания новых механизмов финансирования и косвенных мер стимулирования инновационной деятельности, а также формирования инновационной инфраструктуры;
- выработка на основе проведенного анализа основных рекомендаций по улучшению инновационного климата.

Работа содержит 1 файл

Иннов.менедж. курсовая.doc

— 183.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ основных факторов, препятствующих успешной реализации инновационной деятельности.

        Коммерциализация результатов научной деятельности находится на весьма низком уровне, а связь между наукой и производством не налажена. Это влечет за собой то, что коренных изменений в технологическом уровне производства не происходит, и моральный и физический износ производственного оборудования растет. Усугубляющим ситуацию является то, что рынок интеллектуальной собственности пока еще очень слабо развит. Правда, это – далеко не главный фактор, сдерживающий инновационную деятельность в стране.

Таблица 1

Факторы, препятствующие инновациям на промышленных предприятиях

 

Фактор

Ранг фактора по данным за:

2002 год

2003 год

2004 год

Недостаток собственных денежных средств

1

1

1

Недостаток финансовой поддержки со стороны государства

2

2

2

Высокая стоимость нововведений

3

3

4

Низкий инновационный потенциал предприятия

4

5

7

Низкий платежеспособный спрос на новые продукты

5

4

3

Высокий экономический риск

6

6

6

Длительные сроки окупаемости нововведений

7

7

8

Неразвитость рынка технологий

8

9

10

Неразвитость инновационной инфраструктуры (посреднические, информационные, юридические, банковские и прочие услуги)

9

10

11

Недостаточность законодательных и нормативно-правовых документов

10

8

5

Недостаток квалифицированного персонала

11

12

15

Недостаток информации о новых технологиях

12

14

13

Недостаток возможностей для кооперирования с другими предприятиями и научными организациями

13

13

14

Недостаток информации о рынках сбыта

14

11

9

Неопределенность сроков инновационного процесса

15

16

12

Отсутствие необходимости в нововведениях вследствие более ранних инноваций

16

15

17

Невосприимчивость предприятия к нововведениям

17

17

16

 

Главными факторами, препятствующими инновационной деятельности, были и остаются финансовые - недостаток собственных денежных средств, а также финансовой поддержки со стороны государства. В других исследованиях вторым по важности фактором называются неприемлемые условия кредитования – что тоже является финансово-экономическим показателем. Как следует из представленных данных, низкая инновационная активность вызвана в первую очередь экономическими, а не производственными причинами. Вместе с тем такой производственный показатель, как низкий инновационной потенциал предприятия, переместился в списке факторов с седьмого на четвертое  место. Это косвенно подтверждает факт разрушения производственной базы предприятий и устаревания имеющегося у них оборудования.

Интересно изменение рейтинга таких факторов, как низкий платежеспособный спрос, низкая квалификация персонала, неразвитость инновационной инфраструктуры, законодательно-правовой базы, а также рынка технологий. Выявляемая смена приоритетов вполне коррелирует с теми объективными параметрами инновационной деятельности, которые были рассмотрены ранее.

Если в законодательной области происходят положительные сдвиги, что сразу отмечается в виде снижения актуальности данного параметра, то в области развития инновационной инфраструктуры ситуация обратная. Темпы ее развития явно отстают от потребностей текущего времени, и поэтому недостаточное развитие инфраструктуры становится фактором, все более тормозящим инновационную деятельность. То же можно сказать и об уровне развития рынка технологий. Поскольку, как показывают табличные данные, платежеспособный спрос уже не является столь тормозящим фактором, как это было несколько лет назад, можно ожидать, что действие таких факторов, как неразвитость рынка технологий и недостаточное развитие инновационной инфраструктуры, будет только усиливаться. Одновременно все более осознается недостаточная квалификация персонала – фактора, отражающего в свою очередь смену требований к уровню научного потенциала, обеспечивающего создание новых разработок и продуктов. В то же время, как это было показано ранее, предприятия не имеют возможности вкладывать необходимые средства в маркетинговую деятельность и переподготовку своего персонала.

Заслуживает внимания то, что, как показывают статистические и социологические опросы, значимость систематизированных здесь факторов не меняется в зависимости от отрасли промышленности или региона, и различие состоит только в относительной весомости того или иного показателя.

В целом следует отметить, что грань между факторами, способствующими и препятствующими инновациям, очень тонкая. Бывает так, что то, что первоначально сдерживает инновационную деятельность, в определенной момент времени превращается в стимул для ее развития. Так, например, в начале 90-х предприятия оценивали как положительный фактор снижения влияния государства и министерств на их деятельность; затем оценки сместились, и теперь уже более популярной стала точка зрения о необходимости разумного регулирования инновационного процесса со стороны федеральных и местных властей.

 

 

 

 

 

 

 

3. Государственное регулирование в инновационной сфере.

3.1. Функции, инструменты и направления государственного

регулирования в инновационной сфере.

Целевые опросы показали, что роль местных администраций в стимулировании инноваций очень высока, причем важны не только прямые инвестиции из местного бюджета, но и создание институционально-законодательных условий, благоприятных для инновационной деятельности. Обычно средства из региональных источников распределяются либо на основе конкурса, либо, что бывает чаще, в результате прямого решения местных органов власти. Большое значение имеют неформальные механизмы, причем, как показали исследования, чем больше объем выделяемых средств, тем выше роль неформальных связей. Наконец, на сегодняшний день и конкурентная среда также неодинакова в разных регионах.

К основным функциям государственных органов в инновационной сфере относят следующие:

1)         аккумулирование средств на научные исследования и инновации;

2)         координацию инновационной деятельности;

3)         стимулирование инноваций, конкуренции в данной сфере, страхование инновационных рисков, введение государственных санкций за выпуск устаревшей продукции;

4)         создание правовой базы инновационных процессов, особенно системы защиты авторских прав инноваторов и охраны интеллектуальной собственности;

5)         кадровое обеспечение инновационной деятельности;

6)         формирование научно – инновационной инфраструктуры;

7)         институциональное обеспечение инновационных процессов в отраслях государственного сектора;

8)         обеспечение социальной и экологической направленности инноваций;

9)         повышение общественного статуса инновационной деятельности;

10)    региональное регулирование инновационных процессов;

11)    регулирование международных аспектов инновационных процессов.

Что касается государственного участия в подготовке кадров и развитии информационного обеспечения высокотехнологичного бизнеса, то оно пока не получило должного развития. Вместе с тем эта сфера, безусловно, требует государственного участия, поскольку в процессе обучения и повышения квалификации одновременно возникают формальные и неформальные связи всех субъектов научной и инновационной деятельности.

Самыми скромными остаются расходы на приобретение новых технологий - покупка прав на патенты, лицензий на промышленные образцы и полезные модели, и прочие подобные затраты

Основными направлениями государственной поддержки инновационной политики являются следующие:

1.          содействие повышению инновационной активности, обеспечивающей рост конкурентоспособности отечественной продукции на основе освоения научно – технических достижений и обновления производства;

2.          ориентация на всемерную поддержку базисных и улучшающих инноваций, составляющих основу современного технологического уклада;

3.          сочетание государственного регулирования инновационной деятельности с эффективным функционированием конкурентного рыночного инновационного механизма, защитой интеллектуальной собственности;

4.          содействие развитию инновационной деятельности в регионах России, межрегиональному и международному трансферту технологий, международному инвестиционному сотрудничеству, защита интересов национального инновационного предпринимательства.

Инструментами государственного регулирования должны стать:

-         социально – экономические и научно – технические прогнозы государственной политики в области финансов, цен, денежного обращения, воспроизводственной, структурной политики и др.;

-         государственно-административные, общеэкономические и рыночные регуляторы;

-         федеральные и региональные программы, балансы и модели оптимизации экономических процессов;

-         государственные заказы и современные контрактные системы;

-         индикативные механизмы и регуляторы деятельности государственных предприятий и организаций и других форм собственности;

-         механизм интеграции регуляторов и структур.

К формам государственной поддержки научной и инновационной деятельности относят:

1.  прямое финансирование;

2.  предоставление индивидуальным изобретателям и малым внедренческим предприятиям беспроцентных банковских ссуд;

3.  создание венчурных инновационных фондов, пользующихся значительными налоговыми льготами;

4.  снижение государственных патентных пошлин для индивидуальных изобретателей;

5.  отсрочку уплаты патентных пошлин по ресурсосберегающим изобретениям;

6.  реализацию права на ускоренную амортизацию оборудования;

7.  создание сети технополисов, технопарков и т.п.

Исключительной прерогативой государства является правовое регулирование инновационных процессов. Необходимо законодательное закрепление статуса научной и инновационной деятельности, прав научных работников и инноваторов, механизма выработки и реализации научно – технической и инновационной политики. В этом аспекте весьма важен закон РФ « О науке и государственной научно – технической политике» от 23.08.96. Этот закон определил стратегию, принципы и порядок формирования государственной научно – технической политики; место научной и научно – технической деятельности в государстве, обществе, экономике; правовой статус научного работника; закрепил виды  научных организаций, множественность  источников финансирования отрасли, принципы управления научной деятельностью, основные формы воздействия органов государственной власти  на федеральном и региональном уровнях в сфере науки; отразил правовые основы регулирования международного научного и научно – технического сотрудничества.

 

 

3.2. Структура механизма государственного регулирования

Организационный механизм государственного регулирования инновационной деятельности призван обеспечить учет мнений всех заинтересованных структур и создать условия для согласованного принятия мер по стимулированию инноваций. Субъектами инновационной политики являются органы государственной власти, предприятия и организации государственного сектора, самостоятельные хозяйственные формирования, общественные организации, сами научные работники и инноваторы, смешанные образования.

Общие вопросы инновационной политики отражаются в указах президента РФ. В подготовке этих документов принимает участие Отдел науки и образования аппарата президента. В 1995 г. при президенте РФ создан Совет по научно – технической политике, являющийся консультативным органом. Основными задачами Совета являются:

1.          Информирование президента о процессах, происходящих в научно – технической сфере в стране и за рубежом.

2.          Разработка предложений о стратегии научно – технической политики и формировании приоритетных направлений в ее реализации.

3.          Анализ и экспертиза поступающих на заключение президента проектов законодательных актов по научно – техническим вопросам.

4.          Подготовка предложений о заключении межгосударственных соглашений по научно – техническим вопросам.

5.          Участие в подготовке официальных документов и материалов по научно – техническим вопросам для президента РФ.

Органы законодательной власти РФ – Государственная Дума и Совет Федерации имеют право инициирования законов в сфере научно – технической и инновационной деятельности. В обеих палатах функционируют соответствующие комитеты – Комитет Госдумы по образованию и науке и Комитет Совета Федерации по науке, культуре  и образованию.

Информация о работе Государственное регулирование инновационной деятельности