Государственное регулирование инновационной деятельности на примере РОСНАНО

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 13:58, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определение и анализ основных инструментов государственного регулирования инновационной деятельности.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих исследовательских задач:
1.Изучить состояние инновационной политики Российской Федерации
2.Изучить инструменты государственного регулирования в трех основных формах: экономические, организационные, нормативно-правовые.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Государственное регулирование инновационной деятельности…….5
1.1. Инновационная политика Российской Федерации………………………...5
1.2.Организационное регулирование инновационной деятельности………...10
1.3. Экономическое и финансовое регулирование инновационной деятельности……………………………………………………………………..15
1.4. Нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности…..20
Глава 2. Государственное регулирование инновационной деятельности в корпорации нанотехнологий (РОСНАНО)…………………………………….24
2.1. Характеристика проектов Российской корпорации нанотехнологий (РОСНАНО)……………………………………………………………………...24
2.2. Использование инструментов государственного регулирования в Российской корпорации нанотехнологий (РОСНАНО)………………………32
Заключение……………………………………………………………………….39
Список использованной литературы…………………………………………...41

Работа содержит 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ.docx

— 78.33 Кб (Скачать)

____________

1. http://www.minfin.ru/ru/ 

    1.2.Организационное  регулирование инновационной  деятельности    

    Организационные инструменты государственного регулирования инновационной деятельности:

  • государственная поддержка инновационных проектов, включенных в федеральные и региональные инновационные программы;
  • содействие развитию инновационной инфраструктуры,
  • кадровая поддержка инновационной деятельности,
  • содействие подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, осуществляющих инновационную деятельность;
  • моральное стимулирование инновационной деятельности (например, присвоение звания Заслуженный новатор РФ указом президента РФ);
  • информационная поддержка инновационной деятельности (обеспечение свободы доступа к информации о приоритетах государственной политики в инновационной сфере, к сведениям о завершенных научно-технических исследованиях, которые могут стать основой для инновационной деятельности, к данным о выполняемых и завершенных инновационных проектах и программах и т.п.);
  • содействие интеграционным процессам, расширению взаимодействия субъектов РФ в инновационной сфере, развитию международного сотрудничества в этой области;
  • защита интересов российских субъектов инновационной деятельности в международных организациях.1

    С 1994 года действует созданный Правительством Российской Федерации Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, в чьи функции входит оказание прямой финансовой, информационной и иной помощи малым инновационным предприятиям, реализующим проекты по разработке и освоению новых видов наукоемкой

____________

1.Учебник / Л. С. Барютин и др.; под ред. А. К. Казанцева, Л. Э. Миндели. 2-е изд. Перераб. И доп. — М.: ЗАО «Издательство "Экономика" ", 2006.

продукции и технологий на основе принадлежащей этим предприятиям интеллектуальной собственности.

    Представительства Фонда активно работают в 30 регионах Российской Федерации. Проекты проходят независимую экспертизу на научно-техническую новизну, финансово-экономическую обоснованность, перспективу производственной и рыночной реализации продукции. В экспертизе проектов принимают участие более 2455 независимых экспертов, из них 748 – доктора наук, 1050 – кандидаты наук. К началу 2008 года было профинансировано более 5000 проектов. Основная часть средств Фонда используются на исследования и разработки. Остальные средства (около 15,0%) направляются на создание сети инновационно-технологических центров (создано по России около 30 ИТЦ), развитие инфраструктуры трансфера технологий, вовлечение студентов университетов и молодых ученых РАН в инновационное предпринимательство, поддержку участия компаний в выставках, семинарах, подготовку менеджеров. Деятельность Фонда осуществляется на основе специальных программ.

    С 2003 года осуществляется программа «Старт». Для ее реципиентов введена двухстадийная процедура поддержки. На первой («посевной») стадии (сроком до одного года) происходит разработка прототипа продукта, его испытания, патентование, регистрация предприятия, если его прежде не существовало, составление бизнес-плана на последующие два года. На второй стадии сроком до двух лет происходит старт компании. Финансирование проектов осуществляется в форме государственных контрактов на безвозвратной и безвозмездной основе. Полный бюджет проекта по линии Фонда - до 6,0 млн. рублей, в том числе до 1,0 млн. рублей на первый год, до 2,0 млн. рублей на второй год и до 3,0 млн. рублей на третий год выполнения проекта.

    Программа «Умник» («Участник молодежного научно-инновационного конкурса») нацелена на выявление молодых учёных, стремящихся самореализоваться через инновационную деятельность, и стимулирование массового участия молодежи в научно- технической и инновационной деятельности путем организационной и финансовой поддержки инновационных проектов. Фонд финансирует выполнение проектов по исслодованиям и разработкам участников программы, которыми являются физические лица c 18 до 28 лет включительно (студенты, аспиранты, молодые исследователи), отобранные на аккредитованных Фондом мероприятиях (конференции, конкурсы, семинары, научные школы) по конкретным научным направлениям.

    Программа ТЕМП - Технологии Малым Предприятиям - реализуется с 2005 года. Проект должен быть основан на приобретении новых технологий и технических решений у российских университетов, академических и отраслевых институтов. Содействие Фонда состоит в безвозвратном и безвозмездном финансировании малым предприятиям расходов на исследования и разработки, которые необходимо выполнить для освоения лицензии.

    Институциональной базой реализации программ СТАРТ  и ТЕМП является инновационная инфраструктура, курируемая и управляемая Фондом (сам Фонд и его представительства  в регионах).

    Программа «Развитие» действует в соответствии с принятым в 2007 году Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Поддержка на паритетных началах предоставляется малым фирмам, предполагающим коммерциализацию конкретной научной идеи. Фирма, подающая проект на конкурс, должна иметь право на проведение исследований и разработок. Желательно, чтобы фирма имела свою научно-техническую и финансовую историю, занимала определённую нишу на рынке. В основе проекта должны лежать квалифицированный анализ конъюнктуры рынка и хорошо проработанный бизнес-план.1 Финансирование проекта должно

____________

1. http://www.economy.gov.ru

осуществляться  не только из средств Фонда, но и  из собственных средств предприятия-заявителя.

    В ежегодном послании Президента России Федеральному собранию от 12 ноября 2009 впервые было заявлено: «… надо завершить разработку предложений по созданию в России мощного центра исследований и разработок, который был бы сфокусирован на поддержку всех приоритетных направлений, именно всех направлений. Речь идёт о создании современного технологического центра, если хотите, по примеру Силиконовой долины и других подобных зарубежных центров». Центр инновационных исследований и разработок решено было строить в Сколково.

    Инновационный центр «Сколково» — планируемый к созданию близ Москвы ультрасовременный научно-технологический комплекс по разработке и коммерциализации новых технологий. На территории центра будет осуществляться исследовательская деятельность по пяти направлениям: энергоэффективность и энергосбережение, ядерные технологии, космические технологии, медицинские технологии, стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение. Для участников проекта предусматриваются налоговые льготы, компенсации расходов по уплате таможенных платежей, а также право применять упрощенный порядок ведения бухгалтерского учета.1

    В рамках механизмов реализации программы "Развитие высоких технологий в Саратовской области на 2010 - 2014 годы" предусматривается создание «координационных структур», призванных обеспечить всестороннюю поддержку инновационному процессу в области – Региональный институт управления научно-техническими и инновационными программами и Региональный фонд поддержки научно-технической деятельности.

В задачи Регионального института управления научно-техническими и

____________

1.Послание Президента Федеральному Собранию от 30 ноября 2010

инновационными  программами входит:

    1. формирование нормативно-правовой базы в инновационной и научно-технической сфере.

    2.создание системы продвижения на рынок научно-технических разработок и наукоемкой продукции.

    3. создание системы производственно-технической поддержки научно-технической и инновационной деятельности. Данная система предполагает создание специализированных центров коллективного пользования научным оборудованием.

    4. создание системы информационного обеспечения научно-технической и инновационной деятельности.1 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

____________

1.Аналитический доклад «Областная инновационная научно-техническая программа "развитие высоких технологий в саратовской области на 2010 - 2014 годы и задачи региональной инновационной политики», 2010г.

 

1.3. Экономическое и финансовое регулирование инновационной деятельности          

Экономические инструменты государственного регулирования, способствующие созданию, освоению и распространению инноваций:

  • развитие рыночных отношений,
  • проведение налоговой политики и политики ценообразования, способствующих росту предложения на рынке инноваций,
  • создание выгодных налоговых условий для ведения инновационной деятельности всеми субъектами,
  • обеспечение эффективной занятости в инновационной сфере,
  • расширение спроса на инновации,
  • предоставление финансовой поддержки и налоговых льгот российским предприятиям, осваивающим и распространяющим инновации,
  • содействие модернизации техники,
  • развитие лизинга наукоемкой продукции,
  • активизация предпринимательства,
  • пресечение недобросовестной конкуренции,
  • поддержка отечественной инновационной продукции на международном рынке,
  • развитие экспортного потенциала страны,
  • развитие внешнеэкономических связей в инновационной сфере,
  • внешнеэкономическая поддержка, включая предоставление таможенных льгот для инновационных проектов, включенных в государственные инновационные программы.

Финансовые инструменты государственного регулирования инновационной деятельности:

  • проведение бюджетной политики, обеспечивающей финансирование инновационной деятельности,
  • направление в инновационную сферу государственных ресурсов и повышение эффективности их использования,
  • выделение прямых государственных инвестиций для реализации инновационных программ и проектов, важных для общественного развития, но не привлекательных для частных инвесторов,
  • создание благоприятного инвестиционного климата в инновационной сфере,
  • предоставление дотаций, льготных кредитов, гарантий российским и иностранным инвесторам, принимающим участие в инновационной деятельности,
  • снижение отчислений субъектам РФ налогов в федеральный бюджет в случае использования ими своих бюджетных средств для финансирования федеральных инновационных программ и проектов. 1

    «Инновационные  расходы» федерального бюджета составят в среднем 4,5—5,2 процента всех бюджетных расходов, но в процентах к ВВП финансирование инновационного развития будет сокращаться. В частности, отчисления на развитие фундаментальной и прикладной науки составят в 2011 году — 0,2—0,4% ВВП, в 2012 году — 0,2—0,3%, в 2013 году — 0,2%. «Доля внутренних затрат на исследования и разработки в ВВП так и не выйдет на уровень „пикового“ 2003 года», — отмечает Комитет.

    Расходы на фундаментальные исследования в 2011 году составят около 86 млрд. рублей, в 2012 — 83,3 млрд., в 2013 — 83,5 млрд. рублей. Бюджетные ассигнования на прикладные исследования запланированы в сумме 13,7 млрд. рублей в 2011 году, 12,3 млрд. рублей — в 2012 году и 6,9 млрд. рублей в 2013 году. Расходы на прикладные научные исследования в области национальной обороны в объемах 166,6 млрд. рублей в 2011 году, 177,3 млрд. рублей в 2012 году, 231,7 млрд. рублей в 2013 году.

    В 2011 году предусмотрены средства на реализацию федеральных целевых программ: «Национальная технологическая база» (9 млрд. 553 млн.

____________

1.Учебник / Л. С. Барютин и др.; под ред. А. К. Казанцева, Л. Э. Миндели. 2-е изд. Перераб. И доп. — М.: ЗАО «Издательство "Экономика" ", 2006.

рублей), «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России» (21,6 млрд. рублей), «Развитие инфраструктуры наноиндустрии» (5 млрд. рублей), «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» (23,7 млрд. рублей).

    Межбюджетные  трансферты на развитие и поддержку социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры наукоградов сокращены на 22% по сравнению с 2010 годом и составят в 2011 году 440,9 млн. рублей.

    На реализацию проекта «Сколково» в 2011 году планируется направить 15 млрд. рублей, в 2012 году — 22 млрд. рублей, в 2013 году — 17 млрд. рублей.1

    Программа «Пуск» (Партнерство университетов с компаниями) направлена на финансирование (в партнерстве с исполнителями) инновационных проектов, выполняемых малыми инновационными компаниями на основании разработок и при кадровой поддержке университетов Российской Федерации. Источник финансирования - средства федерального бюджета на науку.

    Участником  конкурса должно быть малое инновационное  предприятие в партнерстве с  высшим учебным заведением Российской Федерации (исполнители работы).

Информация о работе Государственное регулирование инновационной деятельности на примере РОСНАНО