Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 13:58, курсовая работа
Цель исследования: определение и анализ основных инструментов государственного регулирования инновационной деятельности.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих исследовательских задач:
1.Изучить состояние инновационной политики Российской Федерации
2.Изучить инструменты государственного регулирования в трех основных формах: экономические, организационные, нормативно-правовые.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Государственное регулирование инновационной деятельности…….5
1.1. Инновационная политика Российской Федерации………………………...5
1.2.Организационное регулирование инновационной деятельности………...10
1.3. Экономическое и финансовое регулирование инновационной деятельности……………………………………………………………………..15
1.4. Нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности…..20
Глава 2. Государственное регулирование инновационной деятельности в корпорации нанотехнологий (РОСНАНО)…………………………………….24
2.1. Характеристика проектов Российской корпорации нанотехнологий (РОСНАНО)……………………………………………………………………...24
2.2. Использование инструментов государственного регулирования в Российской корпорации нанотехнологий (РОСНАНО)………………………32
Заключение……………………………………………………………………….39
Список использованной литературы…………………………………………...41
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Государственное
регулирование инновационной
1.1. Инновационная
политика Российской Федерации…
1.2.Организационное
регулирование инновационной
1.3. Экономическое
и финансовое регулирование инновационной
деятельности………………………………………………
1.4. Нормативно-правовое
регулирование инновационной
Глава 2. Государственное
регулирование инновационной
2.1. Характеристика
проектов Российской корпорации нанотехнологий
(РОСНАНО)………………………………………………………
2.2. Использование инструментов государственного регулирования в Российской корпорации нанотехнологий (РОСНАНО)………………………32
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………………...
Введение
Важность инновационной деятельности для стабильного экономического развития и государственного регулирования этого процесса в настоящее время признается в большинстве государств мира, включая и Россию. Для нашей страны сегодня крайне важно занять свою нишу в мировом сообществе, которая бы позволила ей пользоваться преимуществами международного разделения труда и сократить существенное технологическое отставание от передовых в технико-экономическом отношении стран. Экономический рост страны базируется на сочетании экстенсивных и интенсивных факторов. Под экстенсивными факторами понимается прирост массы используемых в производстве ресурсов, под интенсивными факторами - повышение качества ресурсов и эффективности их использования. В современную эпоху возможности экономического роста за счет вовлечения в оборот новых ресурсов сильно ограничены. Поэтому решающее значение приобретают интенсивные факторы. Таким образом, инновации оказывают решающее влияние на макроэкономические показатели. Помимо этого они влияют на социальную стабильность, на окружающую среду, на интенсивность международного технического сотрудничества, на уровень национальной безопасности и на конкурентоспособность национальной экономики в системе мирового хозяйства. Из этого вытекает необходимость государственного регулирования инновационной деятельности. Государство должно регулировать инновационный процесс, так как в настоящее время именно он определяет перспективы развития страны. В современной российской действительности наличествуют как возможности, позволяющие достаточно эффективно интегрироваться в мировую экономику, так и глубокие проблемы, тормозящие этот процесс. Россия обладает большими возможностями, но их реализация существенно затрудняется негативными факторами, часть которых досталась в наследство от командно-административной системы, часть порождена неэффективным проведением экономических и социальных реформ. Можно выделить три формы государственного регулирования инновационной деятельности: нормативно-правовое, экономическое и организационное. О них будет подробно рассказано в первой главе.
Цель исследования: определение и анализ основных инструментов государственного регулирования инновационной деятельности.
Реализация
поставленной цели потребовала решения
следующих исследовательских
1.Изучить состояние инновационной политики Российской Федерации
2.Изучить инструменты государственного регулирования в трех основных формах: экономические, организационные, нормативно-правовые.
3.На практике рассмотреть, как работают изученные инструменты государственного регулирования. Для решения данной задачи была использована Российская корпорация нанотехнологий (РОСНАНО). РОСНАНО – это масштабный государственный проект, конечной целью которого является перевод страны на инновационный путь развития и вхождение России в число лидеров мирового рынка нанотехнологий.
Глава 1. Государственное регулирование инновационной деятельности
1.1. Инновационная политика Российской Федерации
Инновационная
политика государства представляет
собой совокупность форм, методов, и
направлений воздействия
Целью государственной политики в области развития науки и технологий является переход к инновационному пути развития страны на основе избранных приоритетов. Для достижения цели государственной политики в области развития науки и технологий должны быть решены следующие основные задачи:
1.создание
организационных и
2.совершенствование
нормативно-правовой базы
3.адаптация научно-технического комплекса к условиям рыночной экономики, обеспечение взаимодействия государственного и частного капитала в целях развития науки, технологий и техники;
4.рациональное
сочетание государственного
5.совершенствование системы подготовки научных и инженерных кадров высшей квалификации в области науки и технологий;
6.поддержка
научных исследований и
7.укрепление
научно-исследовательского
8.активизация
деятельности по передаче
9.ускоренная
реализация научных и научно-
10.разработка
и модернизация вооружения, военной
и специальной техники,
11.совершенствование
технических средств, форм и
способов борьбы с терроризмом,
Важнейшими направлениями государственной политики в области развития науки и технологий являются:
1.развитие
фундаментальной науки,
2.совершенствование государственного регулирования в области развития науки и технологий;
3.формирование
национальной инновационной
4.повышение
эффективности использования
5.сохранение
и развитие кадрового
6.интеграция науки и образования;
7.развитие
международного научно-
Старт на активную модернизацию был дан Президентом страны Д.А.Медведевым на прошедшем 18 июня 2009 года в офисе «Лаборатории Касперского» первом заседании комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России. Комиссию возглавил глава государства. Он выделил 5 главных направлений работы комиссии, которые, по его мнению, необходимо развивать для «технологического прорыва»:
1.энергоэффективность и энергосбережение, в том числе вопросы разработки новых видов топлива,
2.ядерные технологии,
3.космос, прежде всего связанные с телекоммуникациями, включая, ГЛОНАСС и программу развития наземной инфраструктуры,
4.медицина, прежде всего диагностическое оборудование, а также лекарственные средства,
5.стратегические информационные технологии, включая вопросы создания суперкомпьютеров и разработки программного обеспечения.
В ноябре 2009 года на XI Съезде партии «Единая Россия» ведущая политическая сила страны поддержала предложенные Президентом идеи как стратегические векторы экономической модернизации страны.
Курс на консервативную модернизацию, заявленный партией «Единая Россия», достаточно точно отражает реальность «модернизационных прорывов» в большинстве стран мира.2
____________
1."Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу" (утв. Президентом РФ 30 марта 2002 г. N Пр-576);
2. http://www.ntsr.inf
Основой
социально-экономической
Опираясь на информацию Федеральной службы государственной статистики, в соответствии с которой ВРП Саратовской области в 2007 году составил 261682.9 млн. руб., получаем, что доля исследований и разработок в ВРП Саратовской области в 2007 году составляла 0,57%. Для сравнения: в целом по России доля исследований и разработок в ВВП в 2007 году составила 1,12%, в Тверской области – 5%.1
В мире складываются 4 главных центра научного прогресса – США (35% мировых расходов на НИОКР по паритету покупательной способности), Европейский Союз (24%), Япония и Китай (примерно по 12%). К сожалению, Российская Федерация в группу лидеров не входит – на нашу долю приходится менее 2% мировых расходов на НИОКР по паритету покупательной способности. Таким образом, Россия отстает от США по расходам на НИОКР в 17 раз, от Европейского Союза – в 12 раз, от Китая – в 6,4 раза, от Индии – в 1,5 раза
Мировые расходы на фундаментальную науку и НИОКР вырастут на 3,6% в 2011 году и составят 1,2 трлн. долларов, прогнозирует американская
____________
1.Аналитический доклад «Областная инновационная научно-техническая программа "развитие высоких технологий в саратовской области на 2010 - 2014 годы и задачи региональной инновационной политики», 2010г.
некоммерческая исследовательская организация "Мемориальный институт Баттель" (Battelle Memorial Institute).
Затраты США на науку и НИОКР составят в следующем году треть от общего объема - 405,3 млрд. долларов, или около 2,7% американского ВВП. Вместе с тем темпы роста замедляются - в 2010 году затраты на НИОКР составили 3,2% ВВП США, в 2011 году они увеличатся в номинальном выражении на 2,4%.
Китай потратит на исследования и разработки 153,7 млрд. долларов в 2011 году (1,4% ВВП), по сравнению со 141,4 млрд. долларов в этом году, и выйдет на второе место в мире, потеснив Японию. Расходы на НИОКР в Японии вырастут с 142 млрд. долларов до 144,1 млрд. долларов (3,3% ВВП).
Доля Азии в общемировых затратах на НИОКР продолжает расти. Эта тенденция наметилась еще пять лет назад, в первую очередь, благодаря тому, что Китай увеличивал расходы на науку в среднем на 10% в год.1
Темпы
роста расходов на НИОКР в США,
Японии и Германии существенно ниже,
чем в Китае, России, Южной Корее,
Индии и Бразилии, поэтому страны
с развивающейся экономикой имеют
все шансы в будущем несколько
потеснить не только развитую Европу,
но и США. Чтобы повысить конкурентоспособность
экономики нашей страны на международном
рынке, местные предприниматели
должны серьезно задуматься о вложениях
в научно-исследовательские
Информация о работе Государственное регулирование инновационной деятельности на примере РОСНАНО