Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 13:00, курсовая работа
Целью исследования является разработка концептуальных основ управления инновационной деятельностью в сфере малого бизнеса.
Исходя из цели обозначенного исследования, предусмотрено решение следующих задач:
- дать понятие инновационному менеджменту и процессу;
- проанализировать классификацию инноваций;
- рассмотреть финансовую базу инноваций, а также способы и источники финансирования;
- провести анализ эффективности инновационной деятельности;
- рассмотреть порядок государственного регулирования в стране и за рубежом.
Введение 3
1. Теоретические основы управления инновациями в малом бизнесе 5
1.1. Сущность и виды инноваций 5
1.2. Формы малого инновационного предпринимательства 9
2. Анализ эффективности инновационной деятельности 13
2.1. Финансовая база инноваций 13
2.2. Способы и источники финансирования 15
2.3. Организация анализа эффективности инновационной деятельности 21
3. Государственное регулирование инновационной деятельности малых предприятий 24
3.1. Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности 24
3.2. Отечественный подход к регулированию инновационной деятельности 28
Заключение 32
Список использованной литературы 34
r = |
R c |
где Rc –
суммарные затраты по законченным работам,
принятым (рекомендованным) для освоения
в серийном производстве
Q – фактические затраты на НИОКР за i-год N – число лет анализируемого периода H1 – незавершенное производство на начало анализируемого периода в стоимостном выражении H2 – это же на конец анализируемого периода. |
N
N
S Q i - S (H2 – H1) i=1 i=1 |
Цель анализа (аудита) эффективности инновационной деятельности организации – изучение ее механизма и определение отдачи вложенных инвестиций. Из этой цели вытекают следующие задачи:
- анализ обоснованности идеи и структуры проблемы
-
анализ рациональности
-
анализ профессионализма
-
анализ правовой
-
анализ финансового и
-
анализ качества нормативно-
-
анализ качества
-
анализ совокупности
-
анализ использования
Основные этапы анализа эффективности инновационной деятельности:
- выявление проблемы, формулирование целей и задач анализа
-
формирование временной
- разработка проекта программы анализа
-
подготовка и издание приказа
по организации о целях,
- выбор методов выполнения работ
- сбор и обработка необходимой информации, документов и т.д.
Вывод: Инновационная деятельность требует значительных инвестиций, связанных с развитием ресурсного, кадрового и информационного потенциала организаций. В силу этого формирование финансовой базы для осуществления инноваций является важным элементом государственной научно-технологической политики, на реализацию которой должны быть привлечены ресурсы из различных источников.
3.
Государственное регулирование
инновационной деятельности
малых предприятий
3.1. Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности
Объект исследования – страны, входящие в технологическое ядро мирового развития (США, Япония, Германия, Англия, Франция).
Предмет
исследования – органы государственного
регулирования инновационной
В мировой практике
-
предоставление
- уменьшение налога на прирост инновационных затрат;
-
«налоговые каникулы» в
-
льготное налогообложение
-
снижение ставок налога на
прибыль, направленную на
- связь предоставления льгот с учетом приоритетности выполняемых проектов;
-
льготное налогообложение
-
уменьшение налогооблагаемой
-
вычет из налогооблагаемой
- зачисление части прибыли инновационной организации на специальные счета с последующим льготным налогообложением в случае использования на инновационные цели.
В настоящее время можно выделить три главных типа моделей научно-инновационного развития промышленно развитых стран:
- страны, ориентированные на лидерство в науке, реализацию крупномасштабных целевых проектов, охватывающих все стадии научно-производственного цикла, как правило, со значительной долей научно-инновационного потенциала в оборонном секторе (США, Англия, Франция);
-
страны, ориентированные на
- страны, стимулирующие нововведения путем развития инновационной инфраструктуры, обеспечения восприимчивости к достижениям мирового научно-технического прогресса, координации действий различных секторов в области науки и технологий (Япония, Южная Корея)(12, С. 90).
Органами государственного регулирования инновационной деятельности в США являются:
- Американский научный фонд (курирует фундаментальные исследования);
-
Американский научный совет (
- НАСА;
- Национальное бюро стандартов;
- Министерство обороны;
-
Национальный центр
- Национальная академия наук;
-
Национальная техническая
-
Американская ассоциация
Последние четыре структуры имеют смешанное финансирование, остальные – из федерального бюджета. Источники финансирования: около 50 % - частные фирмы и организации, 46 % - федеральное правительство (на основе конкурсов), остальное – университеты, колледжи, неправительственные организации.
Государство стимулирует создание венчурных фондов и исследовательских центров. По представлению Национального научного фонда США наиболее эффективные исследовательские центры и венчурные фонды могут первые 5 лет полностью или частично финансироваться из федерального бюджета. Самые эффективные и наукоемкие исследования государство финансирует полностью из-за их сложности, высоких издержек, риска, сильной международной конкуренции.
В США существует практика
бесплатной выдачи лицензий на
коммерческое использование
Существенный элемент прямой поддержки инновационных процессов – формирование государственной инновационной инфраструктуры. Государство может создавать сети центров распространения нововведений и консультационных центров, оказывающих деловые услуги инноваторам. Государство способствует формированию рынка инноваций, и само выступает его агентом.
Государственные
органы призваны осуществлять мониторинг
и прогнозирование
Особенностью государственной инновационной политики США является также низкая «ведомственная» концентрация решений по выработке и реализации инновационных проектов.
В США большое внимание уделяется прогнозированию, стандартизации, оптимизации управленческого решения, государственной экспертизе инновационных проектов, ведению государственной статистики инноваций, отработан механизм развития внутренней и международной конкуренции, антитрестовское законодательство действует уже более 100 лет.
Германия, Англия, Франция. Эти страны входят в Евросоюз и занимают соответственно 3 (2,3 % ВВП), 4 (2,4 % ВВП) и 5-е (2,2 %) места в мире по абсолютной величине затрат на НИОКР. Из федерального бюджета НИОКР финансируется на 35-45 %.
Евросоюз большое внимание уделяет активизации инновационной деятельности. К основным направлениям инновационной политики Евросоюза относятся:
-
выработка единого
-
использование системы
- льготное налогообложение НИОКР;
- поощрение малого наукоемкого бизнеса;
-
прямое финансирование
-
стимулирование сотрудничества
университетской науки и
Основой инновационной политики Евросоюза является «План развития международной инфраструктуры инноваций и передачи технологий», принятый в 1985 году. Главная цель данного документа – ускорение и упрощение процессов воплощения результатов научных исследований в готовых продуктах на национальном и наднациональном уровнях, а также содействие распространению инноваций в Евросоюзе.
С 1988 года действует программа «ВЭЛЬЮ» по распространению в Евросоюзе результатов НИОКР.
В ответ на падение доли европейских компаний на рынках высоких технологий были приняты:
ЭСПРИТ – Европейская стратегическая программа научных исследований в сфере технологии информационных систем
РАСЕ – исследование передовых способов связи в Европе (цель – проведение совместных НИР в области интегрированной широкополосной связи)
ЭВРИКА – комплексная программа, направленная на стимулирование появления путем альянсов между европейскими группами мощных промышленных компаний, способных противостоять конкуренции, особенно со стороны американских и японских корпораций и организовать скоординированные европейские НИОКР в шести областях: оптроника, новые материалы, большие ЭВМ, мощные лазеры, ускорители частиц, искусственный интеллект.
Информация о работе Государственное регулирование инновационной деятельности малых предприятий