Государственное регулирование инновационной деятельности малых предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 13:00, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является разработка концептуальных основ управления инновационной деятельностью в сфере малого бизнеса.
Исходя из цели обозначенного исследования, предусмотрено решение следующих задач:
- дать понятие инновационному менеджменту и процессу;
- проанализировать классификацию инноваций;
- рассмотреть финансовую базу инноваций, а также способы и источники финансирования;
- провести анализ эффективности инновационной деятельности;
- рассмотреть порядок государственного регулирования в стране и за рубежом.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы управления инновациями в малом бизнесе 5
1.1. Сущность и виды инноваций 5
1.2. Формы малого инновационного предпринимательства 9
2. Анализ эффективности инновационной деятельности 13
2.1. Финансовая база инноваций 13
2.2. Способы и источники финансирования 15
2.3. Организация анализа эффективности инновационной деятельности 21
3. Государственное регулирование инновационной деятельности малых предприятий 24
3.1. Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности 24
3.2. Отечественный подход к регулированию инновационной деятельности 28
Заключение 32
Список использованной литературы 34

Работа содержит 1 файл

инновации.doc

— 186.00 Кб (Скачать)
 
r  =
     

        R c

где Rc – суммарные затраты по законченным работам, принятым (рекомендованным) для освоения в серийном производстве

Q – фактические затраты на НИОКР за i-год

N – число лет анализируемого периода

H1 – незавершенное производство на начало анализируемого периода в стоимостном выражении

 H2 – это же на конец анализируемого периода.

N           N

S Q i  -  S (H2 – H1)

i=1         i=1

 
 

     Цель  анализа (аудита) эффективности инновационной  деятельности организации – изучение ее механизма и определение отдачи вложенных инвестиций. Из этой цели вытекают следующие задачи:

     - анализ обоснованности идеи и  структуры проблемы

     - анализ рациональности структуры  организации

     - анализ профессионализма руководителя  организации, руководителей инновационных  проектов, их команд

     - анализ правовой обоснованности  проектов и государственной поддержки  инновационной деятельности

     - анализ финансового и материально-технического  обеспечения организации

     - анализ качества нормативно-методического  обеспечения организации

     - анализ качества информационного обеспечения организации

     - анализ совокупности примененных  при проектировании научных подходов  и современных методов менеджмента

     - анализ использования конкурентных  преимуществ организации.

     Основные  этапы анализа эффективности  инновационной деятельности:

     - выявление проблемы, формулирование  целей и задач анализа

     - формирование временной творческой  группе для проведения анализа

     - разработка проекта программы  анализа

     - подготовка и издание приказа  по организации о целях, группе, ее правах и обязанностях, программе анализа

     - выбор методов выполнения работ

     - сбор и обработка необходимой  информации, документов и т.д.

     Вывод: Инновационная деятельность требует значительных инвестиций, связанных с развитием ресурсного, кадрового и информационного потенциала организаций. В силу этого формирование финансовой базы для осуществления инноваций является важным элементом государственной научно-технологической политики, на реализацию которой должны быть привлечены ресурсы из различных источников.

3. Государственное регулирование инновационной деятельности малых предприятий 

3.1. Зарубежный опыт  государственного  регулирования инновационной  деятельности

     Объект  исследования – страны, входящие в  технологическое ядро мирового развития (США, Япония, Германия, Англия, Франция).

     Предмет исследования – органы государственного регулирования инновационной деятельности, финансирование, льготы в налоговой  и кредитной системах, внеэкономической деятельности, формы поддержки в  научно-методическом и информационном обеспечении инновационной деятельности, стимулирование кооперации и повышения конкурентоспособности выпускаемых товаров.

       В мировой практике используются  следующие виды налоговых льгот,  стимулирующих инновационную деятельность:

     - предоставление исследовательского  и инвестиционного налогового кредита, т.е. отсрочка налоговых платежей в части затрат из прибыли на инновационные цели;

     - уменьшение налога на прирост  инновационных затрат;

     - «налоговые каникулы» в течение  нескольких лет на прибыль,  полученную от реализации инновационных проектов;

     - льготное налогообложение дивидендов  юридических и физических лиц,  полученных по акциям инновационных  организаций;

     - снижение ставок налога на  прибыль, направленную на заказные  и совместные НИОКР;

     - связь предоставления льгот с  учетом приоритетности выполняемых проектов;

     - льготное налогообложение прибыли,  полученной в результате использования  патентов, лицензий, ноу-хау и др. нематериальных активов, входящих  в состав интеллектуальной собственности;

     - уменьшение налогооблагаемой прибыли  на сумму стоимости приборов и оборудования, предаваемых вузам, НИИ и другим инновационным организациям;

     - вычет из налогооблагаемой прибыли  взносов в благотворительные  фонды, деятельность которых связана  с финансированием инноваций;

     - зачисление части прибыли инновационной организации на специальные счета с последующим льготным налогообложением в случае использования на инновационные цели.

     В настоящее время можно выделить три главных типа моделей научно-инновационного развития промышленно развитых стран:

     - страны, ориентированные на лидерство в науке, реализацию крупномасштабных целевых проектов, охватывающих все стадии научно-производственного цикла, как правило, со значительной долей научно-инновационного потенциала в оборонном секторе (США, Англия, Франция);

     - страны, ориентированные на распространение  нововведений, создание благоприятной  инновационной среды, рационализацию  всей структуры экономики (Германия, Швеция, Швейцария);

     - страны, стимулирующие нововведения  путем развития инновационной  инфраструктуры, обеспечения восприимчивости к достижениям мирового научно-технического прогресса, координации действий различных секторов в области науки и технологий (Япония, Южная Корея)(12, С. 90).

     Органами  государственного регулирования инновационной  деятельности в США являются:

     - Американский научный фонд (курирует  фундаментальные исследования);

     - Американский научный совет (курирует  промышленность и университеты);

     - НАСА;

     - Национальное бюро стандартов;

     - Министерство обороны;

     - Национальный центр промышленных  исследований;

     - Национальная академия наук;

     - Национальная техническая академия;

     - Американская ассоциация содействия  развитию науки.

     Последние четыре структуры имеют смешанное  финансирование, остальные – из федерального бюджета. Источники финансирования: около 50 % - частные фирмы и организации, 46 % - федеральное правительство (на основе конкурсов), остальное – университеты, колледжи, неправительственные организации.

     Государство стимулирует создание венчурных  фондов и исследовательских центров. По представлению Национального научного фонда США наиболее эффективные исследовательские центры и венчурные фонды могут первые 5 лет полностью или частично финансироваться из федерального бюджета. Самые эффективные и наукоемкие исследования государство финансирует полностью из-за их сложности, высоких издержек, риска, сильной международной конкуренции.

       В США существует практика  бесплатной выдачи лицензий на  коммерческое использование изобретений,  запатентованных в ходе бюджетных  исследований и являющихся собственностью федерального правительства11.

     Существенный  элемент прямой поддержки инновационных  процессов – формирование государственной  инновационной инфраструктуры. Государство  может создавать сети центров  распространения нововведений и  консультационных центров, оказывающих деловые услуги инноваторам. Государство способствует формированию рынка инноваций, и само выступает его агентом.

     Государственные органы призваны осуществлять мониторинг и прогнозирование инновационных  процессов в стране и за рубежом, а часто и поиск наиболее эффективных передовых технологий для широкого внедрения. Особое место занимает государственная экспертиза инновационных проектов, поскольку отдельным организациям, осуществляющим нововведения, трудно оценить все их возможные эффекты в общеэкономическом масштабе.

     Особенностью  государственной инновационной  политики США является также низкая «ведомственная» концентрация решений  по выработке и реализации инновационных  проектов.

     В США большое внимание уделяется  прогнозированию, стандартизации, оптимизации управленческого решения, государственной экспертизе инновационных проектов, ведению государственной статистики инноваций, отработан механизм развития внутренней и международной конкуренции, антитрестовское законодательство действует уже более 100 лет.

     Германия, Англия, Франция. Эти страны входят в Евросоюз и занимают соответственно 3 (2,3 % ВВП), 4 (2,4 % ВВП) и 5-е (2,2 %) места в  мире по абсолютной величине затрат на НИОКР. Из федерального бюджета НИОКР  финансируется на 35-45 %.

     Евросоюз  большое внимание уделяет активизации инновационной деятельности. К основным направлениям инновационной политики Евросоюза относятся:

     - выработка единого антимонопольного  законодательства;

     - использование системы ускоренной  амортизации оборудования;

     - льготное налогообложение НИОКР;

     - поощрение малого наукоемкого  бизнеса;

     - прямое финансирование организаций  для поощрения инноваций в  области новейшей технологии;

     - стимулирование сотрудничества  университетской науки и организаций,  производящих наукоемкую продукцию.

     Основой инновационной политики Евросоюза является «План развития международной инфраструктуры инноваций и передачи технологий», принятый в 1985 году. Главная цель данного документа – ускорение и упрощение процессов воплощения результатов научных исследований в готовых продуктах на национальном и наднациональном уровнях, а также содействие распространению инноваций в Евросоюзе.

     С 1988 года действует программа «ВЭЛЬЮ»  по распространению в Евросоюзе  результатов НИОКР.

     В ответ на падение доли европейских  компаний на рынках высоких технологий были приняты:

     ЭСПРИТ  – Европейская стратегическая программа  научных исследований в сфере  технологии информационных систем

     РАСЕ  – исследование передовых способов связи в Европе (цель – проведение совместных НИР в области интегрированной широкополосной связи)

     ЭВРИКА  – комплексная программа, направленная на стимулирование появления путем  альянсов между европейскими группами мощных промышленных компаний, способных  противостоять конкуренции, особенно со стороны американских и японских корпораций и организовать скоординированные европейские  НИОКР в шести областях: оптроника, новые материалы, большие ЭВМ, мощные лазеры, ускорители частиц, искусственный интеллект.

Информация о работе Государственное регулирование инновационной деятельности малых предприятий