Государственное регулирование инновационной деятельности малых предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 13:00, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является разработка концептуальных основ управления инновационной деятельностью в сфере малого бизнеса.
Исходя из цели обозначенного исследования, предусмотрено решение следующих задач:
- дать понятие инновационному менеджменту и процессу;
- проанализировать классификацию инноваций;
- рассмотреть финансовую базу инноваций, а также способы и источники финансирования;
- провести анализ эффективности инновационной деятельности;
- рассмотреть порядок государственного регулирования в стране и за рубежом.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы управления инновациями в малом бизнесе 5
1.1. Сущность и виды инноваций 5
1.2. Формы малого инновационного предпринимательства 9
2. Анализ эффективности инновационной деятельности 13
2.1. Финансовая база инноваций 13
2.2. Способы и источники финансирования 15
2.3. Организация анализа эффективности инновационной деятельности 21
3. Государственное регулирование инновационной деятельности малых предприятий 24
3.1. Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности 24
3.2. Отечественный подход к регулированию инновационной деятельности 28
Заключение 32
Список использованной литературы 34

Работа содержит 1 файл

инновации.doc

— 186.00 Кб (Скачать)

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Развитие  России конца XX в., отягощенное глубоким системным кризисом, характеризуется  крайне противоречивыми тенденциями. Одна из них состоит в том, что, с одной стороны, объективные  потребности экономической стабилизации и роста диктуют необходимость приоритета инновационной деятельности, прежде всего, в области освоения новых технологий, с другой - эта сфера (как, впрочем, и многие другие) кардинально отстает в своем развитии. Глубокий спад производства в России крайне отрицательно повлиял на состояние инновационной деятельности предприятий. Резко сократились расходы на НИОКР, фактически остановилось техническое обновление производства, сокращаются объемы и значимость работ научных организаций.

     Казалось  бы, уже давно все сказано об инновациях. Что это двигатель экономики XXI века, что это важнейший показатель конкурентоспособности в эпоху глобализации, когда жесткая борьба на рынке идет не между отдельными бизнесами, а между целыми странами. Тем не менее, само понятие остается неясным. Чаще всего термин «инновация» связывают с понятиями «изобретение» и «открытие». Однако синонимируя инновации с изобретениями, упускают из виду важнейший момент: инновация – это «новшество, которое создано на основе научного исследования и реализовано на рынке». Получается, открытие, не реализованное на рынке, уже есть не инновация, а всего лишь новшество.

     Еще в школе нам внушали, что современный  научно-технический прогресс немыслим без интеллектуального продукта, получаемого в результате инновационной  деятельности. А что такое инновационная деятельность? Парадоксально, но так много говоря об инновациях, мы не находим словосочетания «инновационная деятельность» ни в одном из действующих законов. Оказывается, понятие при всей своей популярности не имеет правовой основы. Терминологически и законодательно не определены и другие понятия, важные для инновационного процесса. 

     В настоящее время в России, как  и во всем мире, активизируется процесс  развития малого бизнеса, где инновационная  деятельность является наиболее активным, инициирующим началом, т.е. объективной необходимостью развития всех хозяйственных субъектов. Ибо предприятия малого бизнеса наиболее быстро адаптируются к рынкам, обладают способностью реагировать на запросы потребителей быстро и эффективно. Малые предприятия с точки зрения инноваций обладают гибкостью управления, более высокой организационной культурой. Основа их успеха в узкой специализации научных коллективов, специализирующихся в разработке небольшого круга технических идей.

     В значительной мере инновационная деятельность проявляется в сфере малого бизнеса, в специфических формах (венчурах, технопарках, бизнес-инкубаторах и других), которые призваны вносить существенный вклад в обеспечение экономического роста страны. Однако эти процессы сдерживаются не только объективными (признанными) обстоятельствами, но и излишней консервативностью управления на всех уровнях.

     Вместе  с тем, инновационная деятельность в сфере малого бизнеса имеет  свою специфику и трудности. Они  связаны с ограниченными производственными возможностями, отсутствием источников финансирования и инвестирования, кадровыми и организационными проблемами.

     Это делает весьма актуальным исследование проблем развития и управления инновационной  деятельностью в сфере малого предпринимательства.

     Степень научной разработанности проблемы. С учетом потребностей инновационной направленности экономического развития в последние годы обозначился растущий интерес к более эффективной реализации инновационных процессов и менеджменту в данной области. Значительное влияние на создание теории инновационного менеджмента оказали П. Друкер, Г. Меньш, Р. Форестер, Й. Шумпетер, М. Хучек.

     Целью исследования является разработка концептуальных основ управления инновационной  деятельностью в сфере малого бизнеса.

     Исходя  из цели обозначенного исследования, предусмотрено решение следующих задач:

     - дать понятие инновационному  менеджменту и процессу;

     - проанализировать классификацию  инноваций;

     - рассмотреть финансовую базу  инноваций, а также способы  и источники финансирования;

     - провести анализ эффективности инновационной деятельности;

     - рассмотреть порядок государственного  регулирования в стране и за  рубежом.

     Объектом  исследования является процесс управления инновационной деятельностью в  сфере малого бизнеса.

     Предмет исследования - управленческие и связанные с ними экономические отношения, возникающие в процессе реализации инноваций на малых предприятиях в новых социально-экономических условиях.

     Курсовая  работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованной литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Теоретические основы  управления инновациями  в малом бизнесе

 

1.1. Сущность и виды инноваций  

     Общеизвестно, что переход от одного качества к  другому требует затрат ресурсов (энергии, времени, финансов и тому подобное). Процесс перевода новшества (новации) в нововведение (инновации) также требует затрат различных ресурсов, основными из которых являются инвестиции и время. В условиях рынка как система экономических отношений купли – продажи товаров, в рамках которой формируются спрос, предложение и цена, основными компонентами инновационной деятельности выступают новшества, инвестиции и нововведения. Новшества формируют рынок новшеств (новаций), инвестиции рынок капитала (инвестиций), нововведения (инновации) рынок чистой конкуренции нововведений. Эти три основных компонента и образуют сферу инновационной деятельности (рисунок 1.1.1). 

     

     

     

     

       
 
 

       
 

     

       

                                                                                                                                                                       

     Рисунок 1.1.1. Схема инновационной деятельности 

     Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное использование  новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических  и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера. Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инновации рассматривается как инновационный процесс1.

     Прежде  чем мы приступим к рассмотрению проблематики инновационного бизнеса, нам, во-первых, следует развести два  важных понятия: инновационная деятельность и инновационный бизнес.

     I. Инновационная деятельность может  и должна присутствовать в  любой сфере бизнеса: торговле, производстве, рекламе. Это работа, направленная на поиск и реализацию  новых идей, которые могут принести  дополнительную прибыль в промышленном производстве, торговле, сфере услуг. К примеру, изготавливая и продавая чулочно-носочные изделия, будет необходимым усовершенствование технологических характеристик предприятия. В таком случае имеет место инновационная деятельность.

     II. В свою очередь, инновационный бизнес ориентирован как раз на постоянную разработку и реализацию на рынке нового товара. Приведем конкретный пример: петербургские ученые, опираясь на опыт и знания, полученные в ходе реализации проектов в области космической и авиационной медицины, разработали биокибернетический программно-аппаратный комплекс SensUp, который позволяет проходить программы психофизиологической релаксации, повышения работоспособности и стрессоустойчивости самостоятельно или под контролем специалиста (http://www.ilip.ru). Разработанная инновация позволит избавиться от негативных последствий стресса и продолжительное время сохранять работоспособное состояние руководителям и сотрудникам любой компании. Таким может быть инновационный бизнес.

     Инновационный бизнес уникален и одновременно сложен тем, что включает в себя все другие сферы предпринимательской деятельности: и производство, и торговлю, и менеджмент, и маркетинг. Аккумулируя все эти сферы, инновационный бизнес, с одной стороны, использует весь национальный потенциал этих отраслей, с другой стороны, собирает все возможные проблемы этих сфер.

     Инновационный бизнес привлекателен для бизнесмена по следующим причинам:

     - он призван совершенствовать  деятельность всех других сфер  предпринимательства (без инновационной составляющей любому бизнесу крайне сложно конкурировать);

     - ориентирован на конкретные потребности  покупателя;

     - всегда носит актуальный и  соревновательный характер

     Следовательно,   научно-технические   инновации  должны:

     - обладать новизной;

     - удовлетворять рыночному спросу;

     - приносить прибыль производителю.

     Распространение нововведений, как и их создание, является составной частью инновационного процесса.

     Различают три логические формы инновационного процесса: простой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширенный. Простой внутриорганизационный инновационный процесс предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы. При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя. Расширенный инновационный процесс проявляется в создании новых производителей нововведения, в нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара. В условиях товарного инновационного процесса действуют как минимум два хозяйствующих субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество — технологический процесс, его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйствующем субъекте.

     Простой инновационный процесс переходит  в товарный за две фазы: 1) создание новшества и его распространение; 2) диффузия нововведения. Первая фаза — это последовательные этапы научных исследований, опытно-конструкторских работ, организация опытного производства и сбыта, организация коммерческого производства. На первой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой реализации. На второй фазе общественно-полезный эффект перераспределяется между производителями нововведения (НВ), а также между производителями и потребителями2.

     В зависимости от технологических  параметров  инновации подразделяются на:

     - продуктовые инновации, они включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов.

     - процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии). Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия (фирмы).

     По  типу   новизны   для   рынка инновации делятся на:

     - новые для отрасли в мире;

     - новые для отрасли в стране;

     - новые для данного предприятия (группы предприятий).

Информация о работе Государственное регулирование инновационной деятельности малых предприятий