Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 13:00, курсовая работа
Целью исследования является разработка концептуальных основ управления инновационной деятельностью в сфере малого бизнеса.
Исходя из цели обозначенного исследования, предусмотрено решение следующих задач:
- дать понятие инновационному менеджменту и процессу;
- проанализировать классификацию инноваций;
- рассмотреть финансовую базу инноваций, а также способы и источники финансирования;
- провести анализ эффективности инновационной деятельности;
- рассмотреть порядок государственного регулирования в стране и за рубежом.
Введение 3
1. Теоретические основы управления инновациями в малом бизнесе 5
1.1. Сущность и виды инноваций 5
1.2. Формы малого инновационного предпринимательства 9
2. Анализ эффективности инновационной деятельности 13
2.1. Финансовая база инноваций 13
2.2. Способы и источники финансирования 15
2.3. Организация анализа эффективности инновационной деятельности 21
3. Государственное регулирование инновационной деятельности малых предприятий 24
3.1. Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности 24
3.2. Отечественный подход к регулированию инновационной деятельности 28
Заключение 32
Список использованной литературы 34
Содержание
Введение
Развитие
России конца XX в., отягощенное глубоким
системным кризисом, характеризуется
крайне противоречивыми тенденциями.
Одна из них состоит в том, что,
с одной стороны, объективные
потребности экономической
Казалось бы, уже давно все сказано об инновациях. Что это двигатель экономики XXI века, что это важнейший показатель конкурентоспособности в эпоху глобализации, когда жесткая борьба на рынке идет не между отдельными бизнесами, а между целыми странами. Тем не менее, само понятие остается неясным. Чаще всего термин «инновация» связывают с понятиями «изобретение» и «открытие». Однако синонимируя инновации с изобретениями, упускают из виду важнейший момент: инновация – это «новшество, которое создано на основе научного исследования и реализовано на рынке». Получается, открытие, не реализованное на рынке, уже есть не инновация, а всего лишь новшество.
Еще
в школе нам внушали, что современный
научно-технический прогресс немыслим
без интеллектуального
В настоящее время в России, как и во всем мире, активизируется процесс развития малого бизнеса, где инновационная деятельность является наиболее активным, инициирующим началом, т.е. объективной необходимостью развития всех хозяйственных субъектов. Ибо предприятия малого бизнеса наиболее быстро адаптируются к рынкам, обладают способностью реагировать на запросы потребителей быстро и эффективно. Малые предприятия с точки зрения инноваций обладают гибкостью управления, более высокой организационной культурой. Основа их успеха в узкой специализации научных коллективов, специализирующихся в разработке небольшого круга технических идей.
В значительной мере инновационная деятельность проявляется в сфере малого бизнеса, в специфических формах (венчурах, технопарках, бизнес-инкубаторах и других), которые призваны вносить существенный вклад в обеспечение экономического роста страны. Однако эти процессы сдерживаются не только объективными (признанными) обстоятельствами, но и излишней консервативностью управления на всех уровнях.
Вместе
с тем, инновационная деятельность
в сфере малого бизнеса имеет
свою специфику и трудности. Они
связаны с ограниченными
Это делает весьма актуальным исследование проблем развития и управления инновационной деятельностью в сфере малого предпринимательства.
Степень научной разработанности проблемы. С учетом потребностей инновационной направленности экономического развития в последние годы обозначился растущий интерес к более эффективной реализации инновационных процессов и менеджменту в данной области. Значительное влияние на создание теории инновационного менеджмента оказали П. Друкер, Г. Меньш, Р. Форестер, Й. Шумпетер, М. Хучек.
Целью исследования является разработка концептуальных основ управления инновационной деятельностью в сфере малого бизнеса.
Исходя из цели обозначенного исследования, предусмотрено решение следующих задач:
- дать понятие инновационному менеджменту и процессу;
-
проанализировать
- рассмотреть финансовую базу инноваций, а также способы и источники финансирования;
- провести анализ эффективности инновационной деятельности;
-
рассмотреть порядок
Объектом исследования является процесс управления инновационной деятельностью в сфере малого бизнеса.
Предмет исследования - управленческие и связанные с ними экономические отношения, возникающие в процессе реализации инноваций на малых предприятиях в новых социально-экономических условиях.
Курсовая
работа состоит из введения, 3 глав,
заключения и списка использованной
литературы.
1. Теоретические основы управления инновациями в малом бизнесе
1.1.
Сущность и виды инноваций
Общеизвестно,
что переход от одного качества к
другому требует затрат ресурсов
(энергии, времени, финансов и тому подобное).
Процесс перевода новшества (новации)
в нововведение (инновации) также требует
затрат различных ресурсов, основными
из которых являются инвестиции и время.
В условиях рынка как система экономических
отношений купли – продажи товаров, в
рамках которой формируются спрос, предложение
и цена, основными компонентами инновационной
деятельности выступают новшества, инвестиции
и нововведения. Новшества формируют рынок
новшеств (новаций), инвестиции рынок капитала
(инвестиций), нововведения (инновации)
рынок чистой конкуренции нововведений.
Эти три основных компонента и образуют
сферу инновационной деятельности (рисунок
1.1.1).
Рисунок
1.1.1. Схема инновационной деятельности
Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера. Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инновации рассматривается как инновационный процесс1.
Прежде чем мы приступим к рассмотрению проблематики инновационного бизнеса, нам, во-первых, следует развести два важных понятия: инновационная деятельность и инновационный бизнес.
I.
Инновационная деятельность
II. В свою очередь, инновационный бизнес ориентирован как раз на постоянную разработку и реализацию на рынке нового товара. Приведем конкретный пример: петербургские ученые, опираясь на опыт и знания, полученные в ходе реализации проектов в области космической и авиационной медицины, разработали биокибернетический программно-аппаратный комплекс SensUp, который позволяет проходить программы психофизиологической релаксации, повышения работоспособности и стрессоустойчивости самостоятельно или под контролем специалиста (http://www.ilip.ru). Разработанная инновация позволит избавиться от негативных последствий стресса и продолжительное время сохранять работоспособное состояние руководителям и сотрудникам любой компании. Таким может быть инновационный бизнес.
Инновационный бизнес уникален и одновременно сложен тем, что включает в себя все другие сферы предпринимательской деятельности: и производство, и торговлю, и менеджмент, и маркетинг. Аккумулируя все эти сферы, инновационный бизнес, с одной стороны, использует весь национальный потенциал этих отраслей, с другой стороны, собирает все возможные проблемы этих сфер.
Инновационный бизнес привлекателен для бизнесмена по следующим причинам:
-
он призван совершенствовать
деятельность всех других сфер
предпринимательства (без
-
ориентирован на конкретные
- всегда носит актуальный и соревновательный характер
Следовательно, научно-технические инновации должны:
- обладать новизной;
- удовлетворять рыночному спросу;
- приносить прибыль производителю.
Распространение нововведений, как и их создание, является составной частью инновационного процесса.
Различают три логические формы инновационного процесса: простой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширенный. Простой внутриорганизационный инновационный процесс предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы. При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя. Расширенный инновационный процесс проявляется в создании новых производителей нововведения, в нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара. В условиях товарного инновационного процесса действуют как минимум два хозяйствующих субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество — технологический процесс, его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйствующем субъекте.
Простой
инновационный процесс
В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на:
- продуктовые инновации, они включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов.
- процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии). Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия (фирмы).
По типу новизны для рынка инновации делятся на:
- новые для отрасли в мире;
- новые для отрасли в стране;
- новые для данного предприятия (группы предприятий).
Информация о работе Государственное регулирование инновационной деятельности малых предприятий