Государственное регулирование инновационной деятельности малых предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 13:00, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является разработка концептуальных основ управления инновационной деятельностью в сфере малого бизнеса.
Исходя из цели обозначенного исследования, предусмотрено решение следующих задач:
- дать понятие инновационному менеджменту и процессу;
- проанализировать классификацию инноваций;
- рассмотреть финансовую базу инноваций, а также способы и источники финансирования;
- провести анализ эффективности инновационной деятельности;
- рассмотреть порядок государственного регулирования в стране и за рубежом.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы управления инновациями в малом бизнесе 5
1.1. Сущность и виды инноваций 5
1.2. Формы малого инновационного предпринимательства 9
2. Анализ эффективности инновационной деятельности 13
2.1. Финансовая база инноваций 13
2.2. Способы и источники финансирования 15
2.3. Организация анализа эффективности инновационной деятельности 21
3. Государственное регулирование инновационной деятельности малых предприятий 24
3.1. Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности 24
3.2. Отечественный подход к регулированию инновационной деятельности 28
Заключение 32
Список использованной литературы 34

Работа содержит 1 файл

инновации.doc

— 186.00 Кб (Скачать)

     - средства организаций предпринимательского  сектора

     - средства частных неприбыльных  организаций

     - средства иностранных источников.

     Госбюджетное  финансирование. Выделяя средства из бюджета, государство обладает реальной возможностью ускорять инновационные процессы, ориентировать их в нужном направлении и способствовать общему повышению эффективности использования ресурсов, формированию инновационного климата.

     В целом законодательным путем  закреплено положение о том, что  ассигнования на финансирование научных  исследований и разработок гражданского назначения выделяются из федерального бюджета в размере не менее 3 % от расходной части годового федерального бюджета7.

     Прямые  бюджетные ассигнования осуществляются на основе сочетания двух форм прямой поддержки: в форме базового финансирования научной организации и в форме  конкурсного распределения средств на проведение фундаментальных и поисковых исследований (система грантов) и реализацию заданий государственных научно-технических программ (система контрактов). Грант – денежные, материальные и иные ресурсы, передаваемые любыми физическими (юридическими) лицами безвозвратно и безвозмездно любому физическому (юридическому) лицу исключительно в целях осуществления научной деятельности.

     Применение  базового финансирования имеет своей  задачей сохранение современной  материально-технической базы, а  также высококвалифицированных и творческих кадров организации. Этот принцип распространяется как на научные организации, нацеленные на обеспечение государственных (национальных) приоритетов, так и на организации, обладающие высоким научным авторитетом, но переживающие период структурной перестройки, формирования новой тематики работ в области фундаментальных исследований.

     Более приоритетной является форма распределения  бюджетных средств на основе параллельных конкурсных исследований и разработок по наиболее важным проблемам науки и техники – форма конкурсного распределения средств, способствующая формированию конкурентной среды в инновационной сфере.

     Возможна  двоякая форма проведения конкурсов  на получение государственных заказов  для проведения исследований и разработок.

     Во-первых, практика выделения госзаказа на конкурсной основе. В этом случае на предварительном этапе из круга  претендентов на получение госзаказа  выбирается организация, которая предложит наиболее эффективное решение, которой и выделяется госзаказ.

     Во-вторых, практика выполнения госзаказа на конкурсной основе. В этом случае несколько исполнителей, предложивших свои оригинальные и многообещающие способы решения проблемы, получают госзаказ. В дальнейшем для промышленного освоения выбирается наиболее эффективное решение. Поэтому данный вариант размещения госзаказ может быть назван конкурсом решений.

     Форма госзаказа на основе конкурса предложений  является более экономной с точки  зрения расходования денежных средств, вместе с тем отбор единственного  из поступивших предложений по решению стоящих проблем может и не оказаться оптимальным в силу его предварительного характера.

     Форма госзаказа на основе конкурса готовых  решений позволит выбрать наиболее эффективное решение и за счет, полученных от его реализации доходов, покрыть затраты на оплату работ нескольким исполнителям, выполнявшим государственный заказ.

     При этом в отечественной практике находит  применение порядок финансирования проектов с выделением госбюджетных средств по этапам с нарастающим  итогом. Государство стремится свести к минимуму степень риска и неопределенности, характерных для инновационных процессов. Поэтому на начальном этапе, сумма выделяемых средств, как правило, минимальна, а если по мере реализации проекта или программы будут получены обнадеживающие результаты, сумма ассигнований возрастает.

     Еще одним способ снижения риска является поиск заказчика, непосредственно  заинтересованного в результатах  исследований, финансируемых из бюджета, который бы контролировал ход  и качество работ, отвечал за целевое использование средств. В качестве таких заказчиков выступают специально уполномоченные коммерческие банки и фонды, промышленные предприятия и организации, а также непосредственно государственные органы, «курирующие» научно-техническую политику.

     Внебюджетное финансирование. По мере развития рыночных отношений внебюджетные методы мобилизации финансовых ресурсов играют все более значительную роль.

     Государство активно использует имеющиеся в  его распоряжении полномочия исполнительной власти, создавая внебюджетные фонды, определяя порядок их формирования и учета, направления и контроль за расходованием средств, государство в то же время не контролирует осуществление научных и инновационных программ и проектов. Приоритетные направления фонда определяются задачами целевых программ федерального, регионального и отраслевого уровней. Для осуществления поддержки инновационных программ в фонде формируется соответствующая инфраструктура, способствующая продвижению на рынок перспективных разработок8.

     Контроль  за деятельностью фонда осуществляют наблюдательный или попечительских совет, что является правилом при учреждении и создании некоммерческих организаций. Председатель фонда и состав попечительского совета утверждается решением Правительства РФ (правительством субъекта федерации)

     Кредитование  инвестиционных и инновационных  программ осуществляется на льготных условиях с компенсацией соответствующей  разницы кредитным организациям. Размер, порядок и условия компенсации  устанавливаются договором кредитной  организации и фондом.

     Собственные средства. Во всех развитых странах собственные средства организаций предпринимательского сектора (технологических, исследовательских и промышленных организаций) по объему и удельному весу занимают лидирующее место, причем наблюдается их постоянное возрастание.  Именно они как товаропроизводители и заинтересованы в получении законченных научно-исследовательских разработок, на основе которых может быть развернуто производство новых видов техники и материалов.

     Источниками финансирования в данном случае являются прибыль, накопленный амортизационный  фонд и уставный капитал. К основным направлениям, финансируемым за счет этих источников можно отнести:

     - работы и исследования, направленные  на поддержание конкурентоспособности и сокращение сроков окупаемости действующего капитала, т.е. на развитие и совершенствование производства;

     - работы и исследования, направленные  на изыскание новых прибыльных  сфер приложения капитала, т.е.  на поиски новой продукции  и технологии;

     - научно-исследовательские работы  общепроблемного, базисного характера,  призванные обеспечить перспективное  поле деятельности для изысканий  прикладного характера.

     Как следствие коммерческого подхода  к научно-исследовательской работе первые две категории исследований, ориентированных на извлечение прибыли в ближайшем будущем, финансируются гораздо полнее (в промышленности на них приходится от 60 до 95 % всех расходов на научную работу). Третья категория исследований финансируется значительно слабее, у многих организаций она отсутствует вообще и ведется лишь в крупных и крупнейших организациях9.

     Объем финансирования исследований первого  направления широко варьируется, находясь в прямой зависимости от фазы их развития. Так, на ранних стадиях инновационного процесса отношение объема финансирования этого вида исследований к объему продаж довольно высокое. Далее по мере становления производства и упрочения рыночных позиций, организации сокращают расходы по этим стадиям. Считается, что темпы роста продаж товарной продукции должны постоянно опережать темпы роста расходов на этот вид исследований, которые, как правило, колеблются в пределах 3-5 % объема продаж.

     При финансировании исследований второго  направления исходят из расчета, что в известном промежутке времени  рубль, израсходованный на эти цели, откроет возможность прибыльного инвестирования 2-3 рублей. Если же тот или иной научный поиск оканчивается безрезультатно, средства, затраченные на его проведение, списываются в графу финансовых потерь.

     К перспективным источникам финансирования относят лизинг и венчурное (рисковое) финансирование.

     Лизинг  – это особая форма аренды, связанная  с передачей в пользование  машин, оборудования, иных материальных средств и имущества. В широком  значении под лизингом следует понимать весь комплекс возникающих имущественных отношений, связанных с передачей имущества во временное пользование на основе его приобретения и последующей сдачи в долгосрочную аренду (включает договор лизинга, договор купли-продажи, договор займа).

     Венчурное финансирование появилось в качестве отклика на возникшую в 70-80-е годы объективную необходимость формирования механизма кредитования и финансирования нововведений любого типа, имеющих рисковый, но очень перспективный характер и проводимых. В частности, небольшими и вновь создаваемыми организациями. Именно небольшие организации, вследствие отсутствия у них имущественного обеспечения и создаваемые энтузиастами под идею, менее всего могут рассчитывать на получение кредита в коммерческом банке, выделяемого традиционно на краткосрочную перспективу.

     Венчурное финансирование можно представить  как источник долгосрочных инвестиций, предоставляемых обычно на 5-7 лет  вновь создающимся или функционирующим  в составе крупных корпораций организациям для их модернизации и расширения.

     Основной  принцип деятельности заключается  в финансировании сравнительно небольших  и несвязанных между собой  проектов в расчете на окупаемость  инвестиций с высокой нормой прибыли  на инвестированный капитал без  каких-либо гарантий или обеспечения. По этой причине такое финансирование носит название рискованного, так как инвесторы берут на себя все риски, характерные для ссудного капитала.  

2.3. Организация анализа  эффективности инновационной  деятельности

      Жизненный путь новшества может развиваться  по одному из трех путей: накопление в организации, превращение в организации в инновацию, продажа как товара.

     Эффективность деятельности организации выражается через экономические и финансовые показатели. В условиях рыночной экономики  не может быть унифицированной системы показателей. Каждый инвестор самостоятельно определяет эту систему исходя из особенностей инновационного проекта, профессионализма специалистов и менеджеров и других факторов.

     К системе показателей предъявляются  следующие требования:

     - показатели должны охватывать процессы на всех стадиях жизненного цикла товара;

     - показатели должны формироваться  на перспективу, минимум на 3-5 лет, на основе ретроспективного  анализа деятельности организации;

     - показатели должны опираться  на данные по конкурентоспособности конкретных товаров на конкретных рынках за конкретный период;

     - важнейшие показатели должны  быть выражены абсолютными, относительными  и удельными величинами;

     - показатели должны быть состыкованы  со всеми разделами плана организации;

     - показатели должны отражать все аспекты финансовой деятельности организации;

     - проектирование окончательных показателей  должно осуществляться на основе  многовариантных расчетов, с определением  степени риска и устойчивости  финансовой деятельности, с использованием достаточного и качественного объема информации, характеризующей технические, организационные, экологические, экономические и социальные аспекты деятельности организации.

     Одним из основных показателей эффективности  и стабильности функционирования организации является ее устойчивость10.

     Внедрение новшеств может дать четыре вида эффекта: экономический, научно-технический, социальный и экологический.

     За  счет получения экономического эффекта  в форме прибыли инновационная  организация осуществляет комплексное  развитие и повышение благосостояния сотрудников.

     В настоящее время в соответствиями с рекомендациями ЮНИДО (Организация  Объединенных Наций по промышленному  развитию) в зарубежной практике применяются  чистый дисконтированный доход, внутренняя норма прибыли или коэффициент дисконтирования, простая норма прибыли и другие. В качестве интегрального показателя, характеризующего эффективность инновационной деятельности организации, может быть использован коэффициент результативности работы:  

Информация о работе Государственное регулирование инновационной деятельности малых предприятий