Государственная программа инновационного развития РБ на 2011-2015 г

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 15:07, реферат

Описание работы

За счет создания новых и модернизации действующих производств в 2015 году вклад секторов, производящих наукоемкую продукцию, в экономику Республики Беларусь должен стать сопоставимым со вкладом традиционных секторов.

Работа содержит 1 файл

ГЛАВА 1.docx

— 106.02 Кб (Скачать)

 

создание на крупных и  средних предприятиях инженерно-технических  центров, осуществляющих организацию  лицензионно-патентной, изобретательской и рационализаторской работы, инженерно-технологического аудита, опытного производства новой  и инновационной продукции, ее внедрения  в серийное производство (взаимодействие с профильными учреждениями науки  и высшей школы по вопросам коммерциализации перспективных научно-технических  разработок) (срок – 2011–2012 годы);

 

проработка вопроса о  целесообразности создания государственного учреждения (организации, уполномоченной государством), ответственного за реализацию государственной политики в сфере  коммерциализации интеллектуальной собственности  и развитие предпринимательства  в научно-технической и инновационной  сферах (срок – 2011 год);

 

внедрение системы венчурного инвестирования (срок – 2012 год);

 

содействие созданию крупных  инжиниринговых ассоциаций, включающих научные, конструкторско-технологические, проектные, маркетинговые и консалтинговые организации, промышленные предприятия, для поставки технологий и создания производства «под ключ»;

 

упрощение процедуры передачи прав на результаты научно-технической  деятельности, созданные за счет бюджетных  средств, в сферу частного предпринимательства;

 

внедрение новых инструментов государственной поддержки изобретательства и малого инновационного предпринимательства  – инновационных ваучеров и целевых  грантов для коммерциализации результатов  интеллектуальной деятельности;

 

развитие системы образования  и укрепление кадрового потенциала в области проектного менеджмента  и коммерциализации результатов  интеллектуальной деятельности.

 

Координацию работы по выполнению настоящего раздела осуществляют Председатель ГКНТ, Министр экономики, Председатель Президиума НАН Беларуси.

 

Содействие развитию инновационной  инфраструктуры

 

Цель – максимальное использование  возможностей субъектов инфраструктуры в создании инновационной экономики, производстве высокотехнологичной, наукоемкой продукции.

 

Задачи – обеспечение  благоприятных условий для развития существующих и создания новых субъектов  инновационной инфраструктуры.

 

Механизмы реализации:

 

организационно-структурное  развитие инновационной инфраструктуры в Республике Беларусь согласно приложению 2;

 

развитие материально-технической  и финансовой базы субъектов инновационной  инфраструктуры;

 

укрепление и развитие кадрового потенциала субъектов  инновационной инфраструктуры;

 

организация взаимодействия с государственными органами, некоммерческими  объединениями и международными организациями;

 

развитие международного сотрудничества и внедрение достижений передового мирового опыта поддержки  предпринимательства.

 

В целях активизации процесса развития существующих и создания новых  субъектов инновационной инфраструктуры планируется:

 

дальнейшее совершенствование  законодательства, регулирующего вопросы  деятельности субъектов инновационной  инфраструктуры, арендных отношений  субъектов и предприятий-резидентов;

 

предоставление права  субъектам инновационной инфраструктуры сдавать площади в аренду нерезидентам при условии обеспечения ими  деятельности резидентов, а также  малым инновационным предприятиям по гибким арендным ставкам;

 

развитие существующих и  создание новых субъектов инновационной  инфраструктуры, в формировании которых  активное участие принимает государство  и результатом деятельности которых  является создание благоприятной среды  для бизнес-сообщества, осуществляющего деятельность в инновационной сфере;

 

активизация процесса образования  в наукоемких высокотехнологичных  направлениях крупных корпораций с  привлечением к участию в их работе малых и средних предприятий;

 

создание ассоциации субъектов  инновационной инфраструктуры;

 

предоставление возможности  учреждениям образования, научным  учреждениям создавать субъекты инновационной инфраструктуры любой  организационно-правовой формы.

 

Укрепление и развитие кадрового потенциала субъектов  инновационной инфраструктуры предусматривает:

 

определение перспективной  потребности в квалифицированных  специалистах;

 

текущее и перспективное  планирование повышения квалификации и переподготовки персонала;

 

разработку и реализацию специализированных образовательных  программ в сфере проектного менеджмента, маркетинга инноваций, трансфера технологий и коммерциализации интеллектуальной собственности;

 

внедрение процедуры аттестации руководителей субъектов инновационной инфраструктуры в целях привлечения квалифицированных команд управленцев для работы в технопарках.

 

Механизм реализации государственной  политики в сфере развития инновационной  инфраструктуры включает:

 

предоставление государственной  поддержки, в том числе финансовой, консультационной и информационно-правовой, обучение персонала, организационное  содействие в подготовке и проведении рекламно-информационных мероприятий, семинаров, выставок, презентаций, конференций, контактно-кооперационных бирж, инновационных  ярмарок и конкурсов инновационных  идей и проектов;

 

реализацию программ и  проектов международной технической  помощи.

 

Для координации деятельности существующих и создаваемых субъектов  инновационной инфраструктуры, а  также решения вопросов развития инновационной инфраструктуры планируется  создание специализированного общественного  объединения – ассоциации субъектов  инновационной инфраструктуры.

 

Одним из направлений развития НИС является активизация формирования технопарков. Инициаторами их создания должны выступать Правительство  Республики Беларусь, облисполкомы, Минский  горисполком, НАН Беларуси, заинтересованные белорусские и иностранные организации. Технопаркам необходимо предоставить льготный режим работы по всем направлениям, включая лицензирование.

 

Структура технопарка на уровне областного центра может включать инновационный  центр, индустриальную зону, центр трансфера  и коммерциализации технологий.

 

В 2011–2015 годах планируется  развитие и создание новых технопарков  во всех областных центрах и г. Минске. К числу наиболее значимых создаваемых технопарков можно  отнести технопарк «Полесье», основным направлением деятельности которого будет  развитие биотехнологий. Минским горисполкомом  принято решение о создании технопарка в г. Минске на площадях ОАО «Радиан». Планируется развитие многофункционального технопарка Минской области в  Смолевичском районе.

 

Ответственными за реализацию проектов по развитию инновационной  инфраструктуры являются:

 

«Организация деятельности и развитие Научно-технологического парка г. Гродно» – Гродненский  облисполком (завершение проекта – 2015 год);

 

«Организация деятельности и развитие материально-технической  базы ЗАО «Брестский научно-технологический  парк» – Брестский облисполком (завершение проекта – 2015 год);

 

«Реконструкция изолированных  помещений под административно-производственный комплекс коммунального унитарного предприятия «Гомельский научно-технологический  парк» – Гомельский облисполком (завершение проекта – 2011 год);

 

«Создание и развитие Минского областного технопарка, КПТУП «Минский областной технопарк» – Минский  облисполком (завершение проекта – 2015 год);

 

«Создание регионального  технопарка в г. Минске» – Минский  горисполком (завершение проекта – 2015 год);

 

«Организация деятельности и развитие субъекта инновационной  инфраструктуры «Научно-технологический  парк Полоцкого государственного университета», УО «Полоцкий государственный университет» – Минобразование (завершение проекта – 2015 год);

 

«Организация деятельности и развитие субъекта инновационной  инфраструктуры «Научно-технологический  парк Витебского государственного технологического университета», УО «Витебский государственный  технологический университет» –  Минобразование (завершение проекта – 2015 год);

 

«Организация деятельности и развитие субъекта инновационной  инфраструктуры «Международный инновационный  экологический парк «Волма», УО «Международный государственный экологический  университет имени А.Д.Сахарова» – Минобразование (завершение проекта – 2015 год);

 

«Организация деятельности и развитие республиканского инновационного унитарного предприятия «Научно-технологический  парк БНТУ «Политехник», БНТУ, РИУП «Научно-технологический  парк БНТУ «Политехник» – Минобразование (завершение проекта – 2015 год).

 

В регионах следует создавать  технопарковые структуры, ориентированные на комплексную поддержку малых инновационных предприятий. К 2015 году планируется размещение в действующих и создаваемых технопарках не менее 300 предприятий-резидентов, создание не менее 1500 дополнительных рабочих мест. Выручка от реализации продукции предприятий-резидентов составит около 870 млрд. рублей в год.

 

Планируется также формирование крупных объединений-холдингов:

 

в промышленном производстве – ОАО «БелАЗ» (карьерная и дорожно-строительная техника), ПО «БелавтоМаз» (автомобилестроение), ОАО «Минский моторный завод» (дизелестроение), ОАО «Управляющая компания холдинга «Горизонт» (бытовая техника), «БелОМО» (оптическая электроника), ОАО «Амкодор» (дорожно-строительная, сельскохозяйственная, лесная и специальная техника), межотраслевой производственный холдинг по производству наземного подвижного состава городского и пригородного электротранспорта и транспорта с электроприводом на базе ОАО «Белкоммунмаш»;

 

масложирового, ликеро-водочного холдинга, холдинговой компании «Белорусский сахар»;

 

холдинговой компании «Белорусский цемент», металлургического холдинга (на базе ПО «БМЗ» и ПО «Белвтормет»);

 

ювелирного холдинга (на базе ОАО «Гомельское ПО «Кристалл», ОАО «Белювелирторг», ЗАО «Белгран»).

 

Особое внимание будет  уделено развитию венчурного финансирования инновационных проектов, в том  числе за счет частных средств. Для  этого в целях реализации венчурных  проектов необходимо осуществить выпуск облигаций с высокой долей  доходности и предоставлением соответствующих  государственных гарантий.

 

Координацию работы по выполнению настоящего раздела осуществляют Министр  экономики, Председатель ГКНТ, Председатель Президиума НАН Беларуси, Национальный банк.

 

Развитие системы научно-технической  и инновационной информации, создание инновационной информационной сети

 

Цель – повышение конкурентоспособности  национальной экономики и качества выпускаемой в Республике Беларусь продукции.

 

Система научно-технической  и инновационной информации (далее  – НТИ) – это совокупность информационных центров, научных и научно-технических  библиотек, организаций, специализирующихся на сборе и обработке НТИ и  взаимодействующих между собой.

 

Приоритетные направления  развития системы НТИ:

 

совершенствование организационного, нормативного, правового и методического  обеспечения;

 

развитие высокоскоростной телекоммуникационной инфраструктуры;

 

создание автоматизированных систем НТИ;

 

образование информационных ресурсов государственной системы  НТИ и их интеграция в мировое  научно-информационное пространство;

 

формирование научно-инновационной  сетевой инфраструктуры.

 

В настоящее время в  Республике Беларусь система НТИ  объединяет ряд организаций, основными  задачами которых является обеспечение  формирования и эффективного использования  ресурсов НТИ, их интеграция в мировое  информационное пространство и содействие созданию рынка информационных продукции  и услуг.

 

В связи с отсутствием  единого центра, координирующего  работу субъектов системы и оказывающего им методическую помощь, ее организационная  инфраструктура остается незавершенной. Это обусловливает ведомственную  разобщенность в деятельности субъектов  системы НТИ и отсутствие основы для создания единого информационного  пространства НТИ, обеспечивающего  эффективный доступ к национальным информационным ресурсам и взаимодействие с мировым информационным пространством.

 

В 2011–2015 годах планируется  продолжить процесс развития системы  НТИ (в первую очередь на отраслевом и региональном уровнях). Особенно актуальна  задача воссоздания информационных служб в организациях, а также  создания информационно-аналитических  служб.

 

В целях реализации единой скоординированной политики развития государственной системы НТИ, повышения  конкурентоспособности научно-информационных продуктов и услуг, интеграции информационных ресурсов различных органов государственного управления и организаций планируется  возложить функции головной организации  системы НТИ на ГУ «Белорусский институт системного анализа и информационного  обеспечения научно-технической  сферы».

 

Механизмы реализации:

 

выполнение комплекса  научно-исследовательских и опытно-конструкторских  работ, направленных на развитие системы  НТИ;

 

создание и внедрение  автоматизированных информационных систем, ресурсов, программного обеспечения;

 

развитие научно-исследовательской  информационной компьютерной сети (далее  – НИКС) и сетевой инфраструктуры.

Информация о работе Государственная программа инновационного развития РБ на 2011-2015 г