Государственная программа инновационного развития РБ на 2011-2015 г

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 15:07, реферат

Описание работы

За счет создания новых и модернизации действующих производств в 2015 году вклад секторов, производящих наукоемкую продукцию, в экономику Республики Беларусь должен стать сопоставимым со вкладом традиционных секторов.

Работа содержит 1 файл

ГЛАВА 1.docx

— 106.02 Кб (Скачать)

 

Реализация задач в  области рационального использования  геопотенциала и сохранения качества окружающей среды как актуальных проблем современности предполагается по направлению «Рациональное природопользование, ресурсосбережение и защита от чрезвычайных ситуаций». Оно ориентировано на комплексное развитие новых производств, использующих местные минерально-сырьевые ресурсы, в целях совершенствования структуры экономики в пользу производств с низкой импортоемкостью и высокой добавленной стоимостью, адаптацию к условиям изменяющейся окружающей среды, а также обоснование и применение способов биологической ремедиации территорий, пострадавших в результате разработки месторождений.

 

В этом направлении основное участие примут Минприроды, Минлесхоз, Минжилкомхоз, МЧС, местные исполнительные и распорядительные органы.

 

В природопользовании планируются:

 

развитие собственной  минерально-сырьевой базы, обеспечение  устойчивого развития экономики  Республики Беларусь за счет сбалансированного  воспроизводства, экономически эффективного и экологобезопасного использования минеральных ресурсов;

 

расширение минерально-сырьевой базы строительных материалов в Гродненской, Могилевской и Брестской областях, недостаточно обеспеченных этими видами минерального сырья.

 

Минжилкомхозом предусматривается строительство комплекса сооружений по использованию осадков сточных вод очистных сооружений г. Барановичи для получения биогаза и его дальнейшего использования в теплоэнергетическом хозяйстве, что позволит снизить затраты на оплату электроэнергии (экономический эффект), уменьшить объемы утилизируемого ила, снизить выбросы углекислого газа и метана в атмосферу (экологический эффект).

 

МЧС предусматривается совершенствование  функционирования государственной  системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая разработку и внедрение информационно-аналитического обеспечения, нормативно-технической  базы, средств и технологий для  мониторинга, прогнозирования, предупреждения и ликвидации пожаров, аварий и катастроф, подготовки специалистов аварийно-спасательных служб.

 

Планируется строительство  инновационно-образовательного центра безопасности с использованием моделирования чрезвычайных ситуаций на основе современных информационных технологий.

 

Реализация задач по направлению  «Обороноспособность и национальная безопасность» обусловлена необходимостью обеспечения национальной безопасности государства посредством формирования научно-технического потенциала с учетом современных тенденций развития вооружения и военной техники. Задачи обороноспособности и национальной безопасности в области создания материально-технической базы будут  решаться при участии Госкомвоенпрома и НАН Беларуси.

 

Будут выполнены исследования, разработки и создано многопрофильное  производство (ОАО «АГАТ-электромеханический завод») для серийного производства современных радиолокационных станций сантиметрового и метрового диапазонов, разрабатываемых ОАО «КБ Радар», и других изделий, а также осуществлен выпуск научно-технической продукции военного и двойного назначения на создаваемом специальном производстве (ГП «Завод точной электромеханики»).

 

Планируется, что к 2016 году высокотехнологичный сектор Республики Беларусь будет располагать такими развитыми направлениями, как атомная  энергетика, приборостроение и электроника, информационные, нано-, биотехнологии, авиакосмические технологии.

 

Развитие указанных направлений  предполагается обеспечить на основе интеграции организаций НАН Беларуси, учреждений высшей школы, существующих и вновь созданных промышленных предприятий путем реализации государственными заказчиками масштабных инновационных  проектов с привлечением зарубежных стратегических инвесторов из числа  международных (транснациональных) компаний и высококвалифицированных кадров, работающих в сфере новых и  высоких технологий.

 

Создание новых высокотехнологичных  наукоемких предприятий и производств, модернизация действующих предприятий  и производств на основе внедрения  инновационных технологий, технологическое  переоснащение производств для освоения и выпуска новой продукции будут осуществляться путем реализации инновационных проектов, включенных:

 

в перечень важнейших проектов по созданию новых предприятий и  производств, имеющих определяющее значение для инновационного развития Республики Беларусь, согласно приложению 1;

 

в планы (программы) развития видов экономической деятельности, закрепленных за республиканскими органами государственного управления и иными  государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, НАН Беларуси, планы (программы) развития областей и г. Минска;

 

в государственные комплексные  целевые научно-технические программы  и государственные научно-технические  программы.

 

Работу по выполнению Государственной  программы координируют ее заказчики  в соответствии с планами реализации.

 

Координацию работы по выполнению настоящего раздела осуществляют заместители  Премьер-министра Республики Беларусь по курируемым направлениям. Ответственность  за реализацию данного раздела возлагается  на руководителей республиканских  органов государственного управления, председателей облисполкомов и  Минского горисполкома, являющихся заказчиками  Государственной программы.

 

ГЛАВА 3

ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ  НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

 

Предстоит ускорить построение эффективной Национальной инновационной  системы (далее – НИС), максимально  использовать имеющиеся условия  для интеграции науки, образования, производства, формирования рыночных стимулов повышения инновационной активности субъектов предпринимательской деятельности и рынка инноваций. Основными задачами государственной инновационной политики являются:

 

обеспечение правового регулирования, стимулирующего инновационное развитие экономики Республики Беларусь;

 

повышение эффективности  инновационной деятельности;

 

обеспечение экономического и социального развития за счет эффективного использования интеллектуальных ресурсов общества;

 

содействие созданию и  развитию рынка инновационной продукции;

 

содействие созданию инновационной  инфраструктуры;

 

перспективное прогнозирование  технологического развития;

 

обеспечение государственных  интересов в сфере инновационной  деятельности;

 

формирование благоприятной  среды для развития научно-технической  деятельности и инновационного бизнеса.

 

Совершенствование системы  нормативного правового регулирования  инновационной деятельности

 

Цель – создание благоприятной  для инновационной деятельности институционально-правовой среды.

 

Задачи:

 

создание системы законодательства, комплексно и на основе единых принципов  регулирующей отношения, возникающие  при осуществлении инновационной  деятельности;

 

совершенствование механизмов финансирования и поддержки инновационного развития;

 

организация в Республике Беларусь венчурной деятельности, в  том числе формирование эффективного механизма венчурного финансирования и привлечения средств частного капитала для финансирования инновационных  проектов.

 

Механизмы реализации:

 

1. Подготовка проекта  Закона Республики Беларусь «О  государственной инновационной  политике и инновационной деятельности  в Республике Беларусь». В данном  Законе будут определены правовые  и организационные основы государственной  инновационной политики и инновационной  деятельности в Республике Беларусь, что будет способствовать обеспечению  построения единой, внутренне непротиворечивой  и эффективной системы управления  инновационной деятельностью, а  также созданию условий наибольшего  благоприятствования для инновационной  деятельности (срок внесения –  первое полугодие 2011 г.).

 

2. Принятие в развитие  Закона Республики Беларусь «О  государственной инновационной  политике и инновационной деятельности  в Республике Беларусь» законодательных  актов по вопросам инновационной  политики и инновационной деятельности, предусматривающих внесение изменений  и дополнений в следующие законодательные  акты:

 

Закон Республики Беларусь от 19 января 1993 года «Об основах государственной  научно-технической политики» (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1993 г., № 7, ст. 43; Ведамасцi Нацыянальнага сходу Рэспублiкi Беларусь, 1997 г., № 33, ст. 657; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 110, 2/1667) в части обеспечения согласованности данного Закона с проектом Закона Республики Беларусь «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь» и разграничения сфер действия этих законов (срок внесения – первое полугодие 2011 г.);

 

Гражданский кодекс Республики Беларусь в части более четкого  регламентирования отношений по использованию результатов НИОК(Т)Р между заказчиком и исполнителем, что повысит эффективность использования указанных результатов при производстве и реализации продукции (срок внесения – первое полугодие 2011 г.);

 

Налоговый кодекс Республики Беларусь в части предоставления налоговых льгот по налогу на прибыль, земельному налогу и налогу на недвижимость (срок внесения – 2011 год);

 

Указ Президента Республики Беларусь от 3 января 2007 г. № 1 «Об утверждении  Положения о порядке создания субъектов инновационной инфраструктуры и внесении изменения и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 30 сентября 2002 г. № 495» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 5, 1/8230) в части исключения дублирующих норм проекта Закона Республики Беларусь «О государственной  инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь» (срок внесения – первое полугодие 2011 г.);

 

Указ Президента Республики Беларусь от 25 марта 2008 г. № 174 «О совершенствовании  деятельности Белорусского инновационного фонда» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 79, 1/9570) в части направления Белорусским  инновационным фондом не менее 10 процентов  средств на финансирование инновационных  проектов, предложенных субъектами малого и среднего предпринимательства, что  будет способствовать развитию субъектов  малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих выпуск инновационных и высокотехнологичных товаров (срок внесения – второе полугодие 2011 г.);

 

Указ Президента Республики Беларусь от 23 октября 2009 г. № 518 «О некоторых  вопросах аренды и безвозмездного пользования  имуществом» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 261, 1/11073) в части установления понижающих коэффициентов за арендуемые площади:

 

юридическими лицами, являющимися  субъектами инновационной инфраструктуры (технопарки, центры трансфера технологий);

 

научными организациями;

 

юридическими лицами, у  которых доля услуг в области  исследований и разработок в стоимостном  выражении в общем объеме их производства составляет не менее 50 процентов, –  в размере 0,1;

 

организациями, у которых  доля высокотехнологичных товаров  в стоимостном выражении в  общем объеме их производства составляет не менее 30 процентов, а также резидентами  технопарков – в размере 0,5 процента (срок внесения – первое полугодие 2011 г.);

 

Указ Президента Республики Беларусь от 31 августа 2009 г. № 432 «О некоторых  вопросах приобретения имущественных  прав на результаты научно-технической  деятельности и распоряжения этими  правами» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 211, 1/10947) в части:

 

предоставления при приобретении исполнителем, не являющимся государственной  организацией, всех прав на результаты научно-технической деятельности отсрочки выплаты (не более четырех лет) израсходованных  на их создание государственных средств;

 

приобретения прав на результаты научно-технической деятельности на стадии заключения договора с исполнителем, не являющимся государственной организацией, в размере, соответствующем размеру  предоставленных собственных средств  для частичного финансирования создания результатов такой деятельности (срок внесения – первое полугодие 2011 г.).

 

3. Подготовка проекта законодательного акта о внесении дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 23 октября 2006 г. № 631 «О структуре, функциях и численности работников местных исполнительных и распорядительных органов» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 179, 1/8024) в части создания самостоятельных структурных подразделений по вопросам инновационного развития в местных исполнительных и распорядительных органах (срок внесения – второе полугодие 2011 г.).

 

4. Разработка и принятие  Указа Президента Республики  Беларусь «О некоторых вопросах  стимулирования развития высокоэффективных  производств», предусматривающего:

 

по итогам года предоставление преференций по налогу на прибыль  организациям, обеспечившим достижение показателей по рентабельности продаж и удельному весу отгруженной  инновационной продукции выше нижней границы уровней, установленных  соответствующими законодательными актами;

 

возмещение организациям части процентов за пользование  банковскими кредитами, полученными  для реализации инвестиционных проектов, которые к 1 января 2014 г. обеспечат  в целом по организации годовую  добавленную стоимость в расчете  на одного работника не ниже порогового значения данного показателя по соответствующему виду экономической деятельности (срок внесения – второе полугодие 2011 г.).

Информация о работе Государственная программа инновационного развития РБ на 2011-2015 г