Государственная программа инновационного развития РБ на 2011-2015 г

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 15:07, реферат

Описание работы

За счет создания новых и модернизации действующих производств в 2015 году вклад секторов, производящих наукоемкую продукцию, в экономику Республики Беларусь должен стать сопоставимым со вкладом традиционных секторов.

Работа содержит 1 файл

ГЛАВА 1.docx

— 106.02 Кб (Скачать)

 

Координацию работы по выполнению настоящего раздела осуществляют Председатель ГКНТ, Председатель Президиума НАН  Беларуси, Министр образования, Министр  экономики.

 

Повышение эффективности  системы управления научно-технической  и инновационной деятельностью

 

Цель – повышение «инновационности» экономики Республики Беларусь, насыщение рынка научно-технической продукцией.

 

Основная задача – максимально  широкое внедрение в деятельность органов государственного управления современных инновационных технологий, формирование «электронного правительства», перевод в электронную форму  большинства услуг, создание благоприятных  условий для предпринимательской  деятельности в инновационной сфере, дальнейшее формирование вертикальных и горизонтальных структур системы управления научно-технической и инновационной деятельностью.

 

Механизмы реализации:

 

формирование специального Инновационного банка, работающего  в особом правовом режиме (срок – 2012 год);

 

дальнейшее формирование в системе НАН Беларуси научно-практических и научно-технологических центров;

 

создание Общественно-консультативного совета по созданию новых предприятий, производств и технологий при  ГКНТ с участием представителей субъектов  предпринимательской деятельности, инновационной инфраструктуры и  их объединений (срок – первое полугодие 2011 г.);

 

формирование структурных  подразделений в органах государственного управления, облисполкомах и Минском  горисполкоме, городских районных исполкомах, непосредственно отвечающих за инновационное  развитие видов экономической деятельности и регионов (срок – второе полугодие 2011 г.);

 

создание республиканских, отраслевых и региональных организаций  и подразделений по коммерциализации интеллектуальной собственности (срок – второе полугодие 2011 г. – первое полугодие 2012 г.);

 

образование венчурных фондов (срок – 2012 год);

 

создание новых конструкторско-технологических, проектных организаций и опытных  производств отраслевой и заводской  науки, инженерно-технических центров, филиалов университетских кафедр на предприятиях, отраслевых лабораторий  в университетах и академических  институтах, организация совместных научно-производственных центров (ежегодно);

 

создание сети крупных  инжиниринговых компаний (ежегодно);

 

создание отраслевых (межотраслевых) и территориальных интегрированных  структур (холдингов, кластеров, финансово-промышленных групп, государственных объединений  и других), передача им функций хозяйственного управления от государственных органов (ежегодно).

 

 

Координацию работы по выполнению настоящего раздела осуществляют Председатель ГКНТ, Председатель Президиума НАН  Беларуси, Министр финансов, Министр  экономики и руководители заинтересованных органов государственного управления, председатели облисполкомов и Минского горисполкома, председатели городских  и районных исполкомов.

 

Совершенствование системы  финансирования научно-технической  и инновационной деятельности

 

Цель – повышение эффективности  исследований и разработок, обеспечение  государственной поддержки и  освоения в производстве экспортоориентированной научно-технической продукции, дальнейшее развитие инновационной инфраструктуры, привлечение иностранных инвестиций.

 

Основная задача – создание целостной системы бюджетных, внебюджетных, венчурных и других финансовых источников, улучшение их координации для  устранения разрывов в цепи «наука–технология–производство–рынок»  и развития инновационного капитала.

 

Механизмы реализации:

 

увеличение внутренних затрат на научные исследования и разработки до 2,5–2,9 процента к ВВП в 2015 году, из них за счет средств республиканского бюджета – не менее чем до 1,2–1,35 процента к ВВП;

 

ориентация бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и инвестиционной политики на создание благоприятных условий для формирования и функционирования системы государственно-частного партнерства при финансировании научной, научно-технической и инновационной деятельности;

 

создание многовекторной системы финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности с использованием новых финансовых механизмов (фондовых, кредитных, страховых, венчурных) (срок – второе полугодие 2011 г. – второе полугодие 2012 г.);

 

создание правовых основ  для функционирования вне рамок  банковского сектора специализированной финансовой организации, основной целью  которой является финансирование государственных  программ и мероприятий (срок – 2012 год);

 

разработка порядка финансирования государственных программ и мероприятий  за счет кредитов банков, обеспечивающего  привлечение банков к их финансированию на конкурсной и добровольной основах (срок – 2012 год);

 

разработка эффективной  системы страхования инновационных  рисков для выполнения НИОК(Т)Р и инновационных проектов на основе создания специализированных страховых организаций или резервирования соответствующих средств в бюджете (срок – второе полугодие 2011 г. – второе полугодие 2012 г.);

 

расширение практики проведения государственной научной и научно-технической  экспертизы с привлечением зарубежных специалистов для обеспечения реализации научно-технических и инновационных  разработок (срок – второе полугодие 2012 г.).

 

Координацию работы по выполнению настоящего раздела осуществляют Председатель ГКНТ, Министр экономики, Министр  финансов, руководители республиканских  органов государственного управления, председатели облисполкомов и Минского горисполкома.

 

Интеллектуальная собственность  как ресурс инновационного развития экономики

 

Цель – обеспечение  реализации основных приоритетов социально-экономической  политики, повышение конкурентоспособности  национальной экономики, ее инвестиционной привлекательности, укрепление экспортного  потенциала на основе эффективной охраны и использования интеллектуальной собственности.

 

Задачи:

 

завершение формирования институциональных основ функционирования национальной системы интеллектуальной собственности, отвечающей актуальным и перспективным потребностям экономики  и общества;

 

повышение значимости торговых аспектов интеллектуальной собственности, ее роли как важнейшего инструмента  торговой политики при осуществлении  инновационной деятельности, ведении  организациями научно-технической, торгово-промышленной и социально-культурной сфер конкурентной борьбы на рынках;

 

повышение эффективности решения вопросов охраны интеллектуальной собственности и управления ею на уровне конкретных организаций;

 

решение вопросов охраны прав на объекты интеллектуальной собственности  отечественных субъектов в условиях Таможенного союза и формирования Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан  и Российской Федерации;

 

увеличение к 2015 году удельного  количества подаваемых белорусскими субъектами заявок на выдачу патентов на изобретения, относящиеся к V и VI технологическим  укладам, до 20 процентов;

 

увеличение к 2015 году количества заявок на охрану созданных в рамках реализации государственных научно-технических  программ объектов промышленной собственности  до 25 процентов от общего числа поданных заявок на соответствующие объекты;

 

увеличение к 2015 году количества подаваемых белорусскими субъектами международных  заявок по процедуре Договора о патентной  кооперации (РСТ) и заявок на получение  патента в странах – участницах Евразийской патентной конвенции  от числа поданных ими соответствующих заявок на изобретения до 15 процентов;

 

сокращение к 2015 году срока  рассмотрения заявок на регистрацию  товарных знаков и знаков обслуживания до 18 месяцев.

 

Механизмы реализации:

 

принятие стратегии Республики Беларусь в сфере интеллектуальной собственности на 2011–2020 годы (срок – второе полугодие 2011 г.);

 

принятие новой редакции Закона Республики Беларусь от 16 мая 1996 года «Об авторском праве и  смежных правах» (Ведамасцi Нацыянальнага сходу Рэспублiкi Беларусь, 1998 г., № 31-32, ст. 472), что обеспечит выполнение задач, поставленных Главой государства, по защите прав белорусских авторов и повышению эффективности проводимой государственной политики в сфере охраны интеллектуальной собственности (срок внесения – второе полугодие 2011 г.);

 

принятие Закона Республики Беларусь «О коммерческой тайне» в  целях комплексного регулирования  отношений, связанных с охраной  нераскрытой информации, а также  гармонизации законодательства Республики Беларусь с законодательством Российской Федерации в этой области (срок внесения – второе полугодие 2011 г.);

 

развитие законодательства в сфере интеллектуальной собственности  с учетом международных стандартов в данной сфере, в частности Соглашения Всемирной торговой организации  по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), и его гармонизация с законодательствами основных геополитических  и экономических партнеров Республики Беларусь, в том числе в рамках соответствующих региональных объединений (союзов) государств;

 

подготовка предложений  об участии в международных договорах  в сфере интеллектуальной собственности  в целях повышения инвестиционной привлекательности Республики Беларусь и расширения возможностей белорусских  субъектов в области охраны своей  интеллектуальной собственности за рубежом;

 

принятие нормативного правового  акта по стимулированию изобретательской деятельности и коммерциализации перспективных  научно-технических разработок, предусматривающего предоставление патентообладателям инновационных  ваучеров и грантов на коммерциализацию объектов интеллектуальной собственности  на безвозмездной и безвозвратной  основах (срок – 2011 год);

 

принятие нормативного правового  акта, предусматривающего повышение  роли и статуса ОО «Белорусское общество изобретателей и рационализаторов»  как головной организации, оказывающей  содействие изобретательской и рационализаторской деятельности в Республике Беларусь, путем преобразования его в республиканское  государственно-общественное объединение (срок – 2012 год);

 

развитие в соответствии с типовым планом мероприятий  по совершенствованию охраны и управления интеллектуальной собственностью на предприятиях (организациях), утвержденным Комиссией  по обеспечению охраны прав и противодействию  нарушениям в сфере интеллектуальной собственности при Совете Министров  Республики Беларусь (протокол от 17 февраля 2010 г. № 34/3пр), отраслевой и региональной политики в сфере интеллектуальной собственности, совершенствование  работы в области управления интеллектуальной собственностью в учреждениях науки и образования, творческих организациях, а также в торговых и промышленных организациях сфер, являющихся владельцами (пользователями) интеллектуальной собственности (срок – 2011–2015 годы);

 

развитие инфраструктуры в сфере интеллектуальной собственности, включая службы организаций по интеллектуальной собственности, институт оценщиков  объектов интеллектуальной собственности, патентных поверенных;

 

обеспечение эффективного мониторинга  деятельности в сфере интеллектуальной собственности, в том числе за рубежом, в условиях расширения экспортной политики Республики Беларусь с использованием для этих целей возможностей загранучреждений страны;

 

совершенствование деятельности ГУ «Национальный центр интеллектуальной собственности» как патентного органа, модернизация его материально-технической  базы, развитие услуг в сфере интеллектуальной собственности на основе оптимизации  кадрового обеспечения, совершенствования  технологических процессов;

 

обеспечение ежегодной подготовки и переподготовки не менее 10 тыс. специалистов в области интеллектуальной собственности;

 

развитие информационно-методического  обеспечения функционирования государственной  системы охраны и управления интеллектуальной собственностью;

 

совершенствование системы  финансовых, моральных и других стимулов и инструментов, направленных на развитие творческой деятельности, расширение практики создания и использования  объектов интеллектуальной собственности;

 

совершенствование механизмов защиты в сфере интеллектуальной собственности и развитие комплекса  мер по противодействию нарушениям в данной сфере.

 

Координацию работы по выполнению настоящего раздела осуществляют Председатель ГКНТ, Председатель Президиума НАН  Беларуси, Министр образования, генеральный  директор Национального центра интеллектуальной собственности.

 

Государственная поддержка  инновационного развития экономики

 

Цель – создание благоприятного экономического климата для модернизации национальной экономики на основе всестороннего  стимулирования инновационной активности организаций.

 

Основная задача – рост объемов выпуска инновационной  продукции и расширение рынков ее сбыта, увеличение числа инновационно активных организаций.

 

Механизмы реализации:

 

предоставление на конкурсной основе бюджетных грантов (в том  числе софинансирование) на проведение НИОК(Т)Р, разработку и проектирование новых видов инновационной продукции, компенсацию затрат на оплату маркетинговых, инжиниринговых услуг (ежегодно);

 

создание на основе производственно-технологических, научно-технических и коммерческих связей условий для формирования кластеров, объединяющих наиболее эффективные  и взаимосвязанные организации, образующие лидирующую группу компаний и обеспечивающие конкурентные позиции  на отраслевом, национальном и мировом  рынках (срок – 2012–2013 годы);

Информация о работе Государственная программа инновационного развития РБ на 2011-2015 г