Формы малых инновационных предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:01, курсовая работа

Описание работы

В последнее время выросло значение малых предприятий в инновационной сфере, имеющих более высокие показатели эффективности исследовательского процесса. Из 58 крупнейших изобретений XX века (Америка и Западная Европа) не менее 46 принадлежит одиночкам, мелким фирмам, людям, не добившимся признания в крупных организациях, новаторам из солидных фирм (но другого профиля). Они занимаются разработкой и опытным внедрением результатов НИР, где высок риск, но на время становятся монополистами, а затем либо продают права на товар, либо поглощаются. Крупные предприятия используют малые фирмы для пионерных работ, а власти поддерживают этот процесс системой специальных льгот.

Работа содержит 1 файл

Исследование инновационного предпринимательстваWord.docx

— 95.06 Кб (Скачать)
  • кризисный реинжиниринг;
  • реинжиниринг развития.

     Кризисный реинжиниринг вызывается резким падением объема продаж инновации в связи  со снижением спроса на него или  в связи с падением имиджа его продавца. Такое положение является свидетельством тенденции к снижению конкурентоспособности товара на рынке, а возможно, и к банкротству продавца. Поэтому возникает потребность в немедленном проведении мероприятий по ликвидации наметившегося кризиса.

     Реинжиниринг  развития вызывается снижением объема продажи продукта (операции) в связи  с тем, что действующая структура  организации и управления хозяйственным  процессом продавца по своему уровню развития уже достигла того определенного  предела, выше которого продажа инновации  невозможна:

  

     Реинжиниринг  развития рассчитан на внедрение  инновации для перспективной  перестройки бизнес-процесса и предполагает переход от бизнес-процесса к бизнес-процесс-реинжинирингу.

     На  сегодняшний день неудачей заканчивалась  реализация примерно половины проектов по реинжинирингу. Причины неудач и  факторы, способствующие успеху, постоянно  исследуются. Исследователи отмечают такие факторы успеха как:

  • мотивация проекта, заинтересованное и компетентное руководство;
  • поддержка сотрудников, четко определенные роли и обязанности;
  • понятность (прозрачность) проекта, осязаемые результаты и приемлемый риск;
  • фокусирование на приоритетных целях и автономный бюджет проекта;

     технологическая  поддержка и консультационное  сопровождение.

     Не  пытайтесь просто улучшить существующие процессы вместо того, чтобы полностью  перепроектировать их. Не путайте реинжиниринг с усовершенствованием. Вот их основные различия:

  • Проводя реинжиниринг, не ущемляйте ничьих интересов.
  • Осуществляя реинжиниринг, не довольствуйтесь малым.
  • Не завершайте реинжиниринг преждевременно и в то же время не растягивайте процесс проведения реинжиниринга..
  • Не концентрируйте внимание только на бизнес-процессах, игнорируя все остальное (например, реструктуризацию компании для подготовки ее к внедрению проекта).
  • Избегайте недооценки роли ценностей и убеждений исполнителей. Не отступайте перед сопротивлением сотрудников, недовольных последствиями реинжиниринга.
  • Осуществляйте реинжиниринг только сверху-вниз и ни в коем случае не наоборот.
  • Назначайте в качестве ответственного за реинжиниринг только компетентного менеджера.
  • Выделяйте достаточное количество ресурсов на проведение реинжиниринга.
  • Не проводите реинжиниринг в числе множества других мероприятий.

     2.5. Бенч-маркинг.

     Бенч-маркинг  представляет собой изучение деятельности хозяйствующих субъектов, прежде всего  своих конкурентов, с целью использования  их положительного опыта в своей  работе. Он включает в себя комплекс средств, позволяющих систематически находить, оценивать все положительные  достоинства чужого опыта и организовывать их использование в своей работе. В целом бенч-маркинг направлен на изучение бизнеса. Применительно же к инновациям бенч-маркинг означает изучение бизнеса других предпринимателей с целью выявления основополагающих характеристик для разработки своей инновационной политики и конкретных видов инноваций. При применении бенч-маркинга важное значение имеет преодоление «психологической закомплексованности» руководителей и специалистов, а именно:

  • самоуспокоенности руководителя достигнутыми результатами;
  • нежелания рисковать денежными средствами, т.е. нежелания тратить деньги на покупку информации, оплачивать консультации аналитиков и экспертов, экономию всех видов ресурсов и денежных затрат на маркетинговых исследованиях и т.п.;
  • страха, что сделать лучше, чем конкурент, очень трудно или невозможно из-за больших затрат всех ресурсов, в т.ч. денег.

 

Глава 3. Формы малых инновационных предприятий 

     3.1. Новые фирмы в рамках старых  компаний.

     Новые фирмы в рамках старых компаний представляют собой прогрессивный метод образования  молодых компаний. Если в 1970-е и  начале 1980-х годов новые компании на Западе создавались в основном инженерами и учеными, уходившими из фирм, то в настоящее время корпорации сами субсидируют организацию новых  фирм для того, чтобы предотвратить  уход ведущих работников, сманиваемых  ищущими таланты вкладчиками  рискового капитала. Они же позволяют  привлечь на работу в свою корпорацию специалистов из других фирм.

     Способ  действия «материнских» компаний заключается  в принятии на себя всех финансовых вопросов молодых фирм, что позволяет  материнской компании стать владельцем до 80% новой фирмы (остальное —  в руках сотрудников-основателей). В бухгалтерских книгах новая  фирма может числиться как  филиал, но фактически является отдельной  компанией со своим советом директоров. Однако убытки от ее деятельности в  начальном периоде развития могут  вноситься в бухгалтерские книги  материнской компании. В то же время  субсидирующая компания не может  получить 100% прибылей фирмы-новичка, т.к. она не принадлежит ей полностью. Некоторые компании, организовавшие внутри своей структуры новую фирму, делают ее своей полной собственностью. В подобном варианте сотрудники — основатели молодой фирмы обычно получают право приобретения в течение ряда лет акций по льготной цене. По истечении нескольких лет материнская компания — держатель контрольного пакета акций получает возможность выкупать акции, принадлежащие сотрудникам-основателям, которые получают определённые доходы от прироста капитала. 

     3.2. Венчурные фирмы — рискофирмы.

     Рискофирма  представляет собой организацию, создаваемую  для реализации инновационного проекта, связанного со значительным риском.

     Создание  рискофирмы происходит следующим образом. Группа людей, располагающих оригинальной идеей, но не имеющих средств для  ее осуществления, вступает в контакт  с инвесторами (венчурными фондами). Этот контакт осуществляется через  посредника: руководителя мелкого предприятия, который должен быть компетентен  не только в научно-технической сфере  деятельности, но и в области производства и реализации продукции (если идея связана  с организацией производства). Как  руководитель будущей рискофирмы он обеспечивает частичное финансирование проекта и руководит рядом  направлений деятельности в течение 3-7 лет, вплоть до того момента, когда  рискофирма передает через продажу  акций ведение дел более мощной финансово-производственной группировке, если достигнутый уровень развития требует расширения масштабов производства.

     По  оценке экономистов, в 15% случаев рисковый капитал полностью теряется; 25% рискофирм  несут убытки в течение более  длительного времени, чем предполагалось первоначально; 30% рискофирм дают весьма скромную прибыль, но в 30% случаев успех  позволяет в течение всего  нескольких лет многократно перекрыть  прибылью все вложенные средства.

     Например, доходы фондов рискового капитала в  США в среднем в 10-20 раз превышают  сумму вложенного капитала.

     Инкубаторные  программы и сети малых фирм.

     Многие  высокотехнологичные российские организации  строят свою стратегию выживания  на основе инкубаторных программ и  представляют собой фирмы-инкубаторы.  

     Под фирмой-инкубатором понимают организацию, создаваемую местными органами власти или крупными компаниями с целью  выращивания новых компаний. Фирмы-инкубаторы создаются для сдачи в аренду вновь организуемым компаниям за невысокую плату служебных помещений  и предоставления им на льготных условиях ряда услуг, включающих возможность  получения консультаций у экспертов  по управленческим, техническим, экономическим, коммерческим и юридическим вопросам.

     Существуют  фирмы-инкубаторы трех типов.

     Бесприбыльные.

     Они самые многочисленные, создаются, как  правило, при поддержке местных  органов власти. Взимаемая ими  арендная плата с фирм-арендаторов  обычно на 15-50% ниже среднего уровня. Бесприбыльные  фирмы-инкубаторы субсидируются местными организациями, заинтересованными  в создании рабочих мест и экономическом  развитии региона. Арендаторами могут  быть промышленные фирмы, исследовательские, конструкторские и сервисные  организации.

     Ориентированные на получение прибыли.

     Это частные организации, общая численность  которых постоянно увеличивается. В отличие от бесприбыльных фирмы-инкубаторы второго типа, как правило, не предлагают сниженных тарифов на услуги, но они позволяют арендаторам, предоставляя им широкий спектр услуг, платить  только зa тe, которыми арендатор фактически воспользовался.

     Филиалы высших учебных заведений.

     Они оказывают наиболее эффективную  помощь компаниям, собирающимся осуществлять разработку и выпуск технологически сложных изделий. Арендная плата может быть достаточно высокой, но она включает возможность пользоваться институтскими лабораториями, техническим обслуживанием, вычислительной техникой, библиотекой, иметь контакты с преподавателями.

     Продолжительность пребывания в рамках фирмы-инкубатора ограничивается обычно тремя годами. Считается, что по истечении этого  срока компания-арендатор должна достигнуть такой степени самостоятельности, которая позволит ей выйти из фирмы-инкубатора. Укрепившие свои позиции в рамках фирмы-инкубатора, мелкие рисковые фирмы  затем скупаются материнской  компанией, которая организует на их базе новые исследовательско - конструкторские, опытно-экспериментальные и производственные подразделения. Создание фирм-инкубаторов является одной из форм поддержки инновационного процесса.

     Первые  бизнес - инкубаторы в России были рассчитаны в основном на поддержку прикладных технологий. Однако в дальнейшем, по мере накопления опыта работы, планируется все больше внимания уделять поддержке инновационных организаций. При этом, учитывая зарубежный опыт, предполагается финансировать инновационную деятельность за счет других направлений работы бизнес - инкубатора и его малых оргструктур.

     3.3. Межфирменная научно-техническая кооперация в инновационных процессах.

     Альянсы.

     Научно-техническим  альянсом принято называть устойчивое объединение нескольких фирм различных  размеров между собой и/или с  университетами, государственными лабораториями  на основе соглашения о совместном финансировании НИОКР, разработке или  модернизации продукции.  

     Конец 80-х и 90-е годы характеризуются  быстрым ростом кооперации в виде межфирменных соглашений о НИОКР, нацеленных на решение долгосрочных инновационно-коммерческих задач глобального интернационального распространения новых технологий. Организационной формой этого процесса стали научно-технические альянсы.

     Научно-технические  альянсы подразделяют на научно-исследовательские, создаваемые для реализации определенного  научного проекта, и научно-производственные, создаваемые для разработки и  производства новой продукции. Если в таком сотрудничестве участвуют  партнеры из разных стран, то альянсы  становятся международными. Создавая технологию вне жестких национальных границ, альянсы снижают влияние  и число страховых факторов, рисков, ограниченности ресурсов, жесткости  государственного регулирования. Участники альянса вносят свои вклады в виде интеллектуальных, материальных и других ресурсов, а после достижения результатов получают по соглашению свою долю интеллектуальной собственности. В спектре организационных форм альянсы занимают промежуточную ступень между неформальной кооперацией и полным слиянием. Управление осуществляется либо одним из ведущих членов либо специально назначенным координационным комитетом. Один из парадоксов альянсов состоит в расширении сотрудничества корпораций одновременно с ужесточением их конкуренции между собой.

     Наиболее  крупные альянсы оказывают глобальное влияние на технический уровень  ключевой отрасли. Так, в 1992 г. известные  корпорации IBM, Siemens и Toshiba создали альянс для разработки суперчипа компьютерной памяти, вложив 1 млрд. долл.

     Консорциум.

     Консорциум  представляет собой добровольное объединение  организаций для решения конкретной задачи, реализации программы, осуществления  крупного проекта. Консорциум предполагает разделение ответственности между  компаниями-учредителями, равные права  партнеров и централизованное управление. В него могут входить предприятия  и организации разных форм собственности, профиля и размера. Участники  консорциума сохраняют свою полную хозяйственную самостоятельность  и подчиняются совместно выбранному исполнительному органу в той  части деятельности, которая касается целей консорциума. После выполнения поставленной задачи консорциум распускается.

Информация о работе Формы малых инновационных предприятий