Формы малых инновационных предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:01, курсовая работа

Описание работы

В последнее время выросло значение малых предприятий в инновационной сфере, имеющих более высокие показатели эффективности исследовательского процесса. Из 58 крупнейших изобретений XX века (Америка и Западная Европа) не менее 46 принадлежит одиночкам, мелким фирмам, людям, не добившимся признания в крупных организациях, новаторам из солидных фирм (но другого профиля). Они занимаются разработкой и опытным внедрением результатов НИР, где высок риск, но на время становятся монополистами, а затем либо продают права на товар, либо поглощаются. Крупные предприятия используют малые фирмы для пионерных работ, а власти поддерживают этот процесс системой специальных льгот.

Работа содержит 1 файл

Исследование инновационного предпринимательстваWord.docx

— 95.06 Кб (Скачать)

 

      Жизненные циклы инновации различаются  по видам инноваций. Эти различия затрагивают прежде всего общую  продолжительность цикла, продолжительность  каждой стадии внутри цикла, особенности  развития самого цикла, разное количество стадий. Виды и количество стадий жизненного цикла определяются особенностями  той или иной инновации. Однако у  каждой инновации можно определить «стержневую», то есть базовую, основу, жизненного цикла с четко выделенными  стадиями.

     Схемы жизненного цикла различны у инновационного продукта и у инновационной операции (процедуры).

     Жизненный цикл нового продукта состоит из семи стадий:

      • разработка нового продукта;
      • выход на рынок;
      • развитие рынка;
      • стабилизация рынка;
      • уменьшение рынка;
      • подъем рынка;
  • падение рынка. 

     Инновационное предпринимательство как бизнес-процесс  включает в себя следующие стадии: поиск инновационной идеи и ее оценка, составление бизнес-плана  инновационного проекта, поиск необходимых  ресурсов, управление созданным предприятием.

     Более подробно основные стадии инновационной  деятельности представлены на рисунке 2 (Приложение 2). 

 

Глава 2. Инновационный менеджмент

     2.1. Сущность инновационного менеджмента. 

     Инновационный менеджмент — это система управления инновациями, инновационным процессом  и отношениями, возникающими в процессе движения инноваций. Инновация является объектом воздействия со стороны хозяйственного механизма. Хозяйственный механизм воздействует как на процессы создания, реализации и продвижения инноваций, так и на экономические отношения, возникающие между производителями, продавцами и покупателями инноваций.

     Воздействие хозяйственного механизма на инновации  осуществляется с помощью определенных приемов и особой стратегии управления. В совокупности эти приемы и стратегия  образуют своеобразный механизм управления инновациями — инновационный  менеджмент.

     Управление  инновациями — сравнительно новое  понятие в научно-технической, производственно-технологической  и административной сферой деятельности профессиональных управляющих. Инновационный  менеджмент основывается на следующих  ключевых моментах:

  • Поиск идеи, служащей фундаментом для данной инновации.
  • Организация инновационного процесса для данной инновации.
  • Процесс продвижения и реализации инновации на рынке.

      Различают два типа функций менеджмента  инноваций:

  • функции субъекта управления;
  • функции объекта управления.

          функции субъекта управления:

  • Функция прогнозирования охватывает разработку на длительную перспективу изменения технико-технологического и экономического состояния объекта управления в целом и его различных частей.
  • Функция планирования — охватывает весь комплекс мероприятий по выработке плановых заданий в инновационном процессе и по воплощению их на практике.
  • Функция организации сводится к объединению людей, совместно реализующих инвестиционную программу на базе каких-либо правил и процедур.
  • Функция регулирования заключается в воздействии на объект управления для достижения состояния устойчивости технико-технологической и экономической систем в случае, когда эти системы отклоняются от установленных параметров.
  • Функция координации означает согласованность работ всех звеньев системы управления, аппарата управления и отдельных специалистов.
  • Функция стимулирования в инновационном менеджменте выражается в побуждении работников к заинтересованности в результатах своего труда по созданию и реализации инноваций.
  • Функция контроля заключается в проверке организации инновационного процесса, плана создания и реализации инноваций и т.п.

      К функциям объекта управления относятся:

  • рисковое вложение капитала;
  • организация инновационного процесса;
  • организация продвижения инноваций на рынке и ее диффузии.

      Функция рискового вложения капитала проявляется  в организации венчурного финансирования инвестиций на рынке инноваций. Вложение капитала в новый продукт или  в новую операцию всегда связано  с неопределенностью, с большим риском. Поэтому оно обычно осуществляется через создание инновационных венчурных фондов. Содержанием функции организации инновационного процесса является рациональная организация инновационной деятельности по созданию, реализации и распространению инноваций.

     2.2. Инновационный менеджмент на  малом предприятии.

     Необходимость инновационного развития малого предприятия  предъявляет новые требования к  организации, содержанию и методам  управленческой деятельности. Организация  инновационного менеджмента на предприятии  представляет собой систему мер, направленных на рациональное сочетание  всех его элементов в едином процессе управления инновациями.

     Организация инновационного менеджмента закладывается  уже при создании и реализации инновации, то есть в самом инновационном  процессе. Инновационный процесс  служит тем фундаментом прочности, от которого будет зависеть эффективность  использования приемов инновационного менеджмента. В первую очередь, Вам необходимо определить цель управления данным новым продуктом или операцией. Целью инновационного менеджмента может быть прибыль, расширение сегмента рынка, выход на новый рынок и т.п.

     Важными этапами организации инновационного менеджмента являются разработка программы  управления инновацией и организация  работы по выполнению намеченной работы. Программа управления инновацией представляет собой согласованный по срокам, результатам  и финансовому обеспечению комплекс действий для достижения поставленной цели.

     По  большому счету программа — это  Ваш план действий в области управления инновациями. В этом плане необходимо предусмотреть что, когда, кто и  за счет каких ресурсов должен сделать  по созданию и управлению инновацией. Поэтому разработка программы обычно представляет собой достаточно трудоемкий процесс, для осуществления которого необходимо:

  • определить цели и задачи;
  • проработать различные варианты их решения;
  • выбрать один из вариантов и разработать комплексную программу его реализации;
  • создать механизм реализации комплексной программы, т.е. назначить конкретных исполнителей, определить их права и обязанности, выделить участки работы и т.п.

     Прообразом  программы может являться сетевой  график, который составляется для  выполнения разработанной программы  и наглядно отражает все работы, необходимые для достижения конечной цели.

     2.3. Современные практические приемы инновационного менеджмента.

     Прием инновационного менеджмента — это  способ воздействия управляющей  подсистемы (субъект управления) на управляемую подсистему (объект управления), которая включает в себя инновации, инновационный процесс и отношения  на рынке реализации инновации.

     Движение  инновации всегда связано с движением  инвестиций, вложенных в эту новацию. Поэтому все приемы инновационного менеджмента основаны на денежных отношениях, возникающих в процессе движения инноваций на рынке. Таким образом, общим содержанием всех приемов  инновационного менеджмента является воздействие на инновации денежных отношений, возникающих между производителем или продавцом инновации, с одной стороны, и покупателем этой инновации с другой. Воздействие приемов инновационного менеджмента может быть направлено на область производства и/или продажи нововведения. Эти направления определяются структурой инновационного процесса.

     Приемы  инновационного менеджмента можно  разделить на следующие группы.

  • Приемы, воздействующие только на производство инновации.
  • Приемы, воздействующие как на производство, так и на реализацию, продвижение и распространение инновации.
  • Приемы, воздействующие только на реализацию, продвижение и распространение инновации.

     Приемы, воздействующие только на производство инноваций, имеют своей единственной целью создание нового продукта или  новой операции (технологии) с высокими качественными параметрами. К этим приемам относятся бенч-маркинг, способы маркетинговых исследований и планирование маркетинга инноваций.

     Вторая  группа приемов инновационного менеджмента  охватывает такие приемы, как инжиниринг инновации, реинжиниринг инновации, бранд-стратегию.

     В состав третьей группы входят ценовой  прием управления, фронтирование  рынка, мэрджер. Главная цель всех приемов  этой группы — это ускорение продажи  инноваций с наибольшей выгодой  и эффективностью как в текущий  момент времени, так и с большей  отдачей от этой продажи в будущий  период.

     Рассмотрим  некоторые из приемов инновационного менеджмента. 

     2.4.  Инжиниринг инноваций. 

     Как Вы понимаете, выживание организаций  в современных условиях возможно лишь при их адаптации и постоянном приспособлении к изменяющемуся  окружению. Именно эти стратегические задачи и решаются при проектировании и развитии чего-либо нового в организации. Решение подобного рода задач  в зарубежной литературе получило название инжиниринга. Сам по себе инжиниринг (англ. engineering — изобретательность, знание) означает инженерно-консультационные услуги по созданию новых объектов или крупных проектов. Инжиниринговая деятельность осуществляется как самими компаниями, так и многочисленными  инжиниринговыми консультационными  фирмами.

     Инжиниринг  инноваций — это комплекс работ  по созданию инновационного проекта, включающий в себя создание, реализацию, продвижение  и распространение определенной инновации. Инжиниринг инноваций имеет  свои специфические особенности, которые  заключаются в следующем:

  • инжиниринг инноваций воплощается не в вещественной форме продукта, а в его полезном эффекте, который может иметь материального носителя (документация, чертежи, планы, графики и т.п.), а может не иметь (обучение персонала, консультации и т.п.);
  • инжиниринг инноваций является объектом купли-продажи, поэтому он должен иметь не только материализованную форму в виде имущества или имущественных прав, но и коммерческую характеристику;
  • инжиниринг инноваций в отличие, например, от франчайзинга и ноу-хау имеет дело с воспроизводимыми услугами, т.е. услугами, стоимость которых определяется затратами времени на их производство и поэтому имеющими множество продавцов. Франчайзинг же и ноу-хау связаны с реализацией новых, в данный момент невоспроизводимых знаний, которые имеют ограниченное число продавцов. На практике оказание инжиниринговых услуг зачастую сочетается с продажей ноу-хау. И иногда это ведет к смешению понятий «инжиниринговые услуги» и «обмен технологиями».

     Инжиниринг  включает в себя два принципиально  разных подхода, чьи различия рассмотрим ниже: усовершенствование (улучшение показателей на 10-50%), реинжиниринг (рост показателей на 100% и выше).

     Реинжиниринг  представляет собой разновидность  метода инжиниринга.

     Американский  ученый М. Хамлер, вводя в научный  оборот термин «реинжиниринг», дал  ему такое определение: «Реинжиниринг  — это фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование деловых процессов для достижения резких, скачкообразных улучшений современных  показателей деятельности компаний, таких как стоимость, качество, сервис и темпы».

     Реинжиниринг  в качестве приема инновационного менеджмента  затрагивает инновационный процесс, направленный как на производство новых  продуктов и операций, так и  на их реализацию, продвижение и  распространение.

     В управлении инновацией реинжиниринг связан с определенной целью, стоящей перед  инновацией: с текущей потребностью или со стратегической потребностью в нововведениях. Исходя из этого  различают:

Информация о работе Формы малых инновационных предприятий