Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:01, курсовая работа
В последнее время выросло значение малых предприятий в инновационной сфере, имеющих более высокие показатели эффективности исследовательского процесса. Из 58 крупнейших изобретений XX века (Америка и Западная Европа) не менее 46 принадлежит одиночкам, мелким фирмам, людям, не добившимся признания в крупных организациях, новаторам из солидных фирм (но другого профиля). Они занимаются разработкой и опытным внедрением результатов НИР, где высок риск, но на время становятся монополистами, а затем либо продают права на товар, либо поглощаются. Крупные предприятия используют малые фирмы для пионерных работ, а власти поддерживают этот процесс системой специальных льгот.
Жизненные циклы инновации различаются по видам инноваций. Эти различия затрагивают прежде всего общую продолжительность цикла, продолжительность каждой стадии внутри цикла, особенности развития самого цикла, разное количество стадий. Виды и количество стадий жизненного цикла определяются особенностями той или иной инновации. Однако у каждой инновации можно определить «стержневую», то есть базовую, основу, жизненного цикла с четко выделенными стадиями.
Схемы жизненного цикла различны у инновационного продукта и у инновационной операции (процедуры).
Жизненный цикл нового продукта состоит из семи стадий:
Инновационное
предпринимательство как
Более
подробно основные стадии инновационной
деятельности представлены на рисунке
2 (Приложение 2).
Глава 2. Инновационный менеджмент
2.1.
Сущность инновационного
Инновационный менеджмент — это система управления инновациями, инновационным процессом и отношениями, возникающими в процессе движения инноваций. Инновация является объектом воздействия со стороны хозяйственного механизма. Хозяйственный механизм воздействует как на процессы создания, реализации и продвижения инноваций, так и на экономические отношения, возникающие между производителями, продавцами и покупателями инноваций.
Воздействие хозяйственного механизма на инновации осуществляется с помощью определенных приемов и особой стратегии управления. В совокупности эти приемы и стратегия образуют своеобразный механизм управления инновациями — инновационный менеджмент.
Управление
инновациями — сравнительно новое
понятие в научно-технической, производственно-
Различают два типа функций менеджмента инноваций:
функции субъекта управления:
К функциям объекта управления относятся:
Функция рискового вложения капитала проявляется в организации венчурного финансирования инвестиций на рынке инноваций. Вложение капитала в новый продукт или в новую операцию всегда связано с неопределенностью, с большим риском. Поэтому оно обычно осуществляется через создание инновационных венчурных фондов. Содержанием функции организации инновационного процесса является рациональная организация инновационной деятельности по созданию, реализации и распространению инноваций.
2.2. Инновационный менеджмент на малом предприятии.
Необходимость инновационного развития малого предприятия предъявляет новые требования к организации, содержанию и методам управленческой деятельности. Организация инновационного менеджмента на предприятии представляет собой систему мер, направленных на рациональное сочетание всех его элементов в едином процессе управления инновациями.
Организация
инновационного менеджмента закладывается
уже при создании и реализации
инновации, то есть в самом инновационном
процессе. Инновационный процесс
служит тем фундаментом прочности,
от которого будет зависеть эффективность
использования приемов
Важными
этапами организации
По большому счету программа — это Ваш план действий в области управления инновациями. В этом плане необходимо предусмотреть что, когда, кто и за счет каких ресурсов должен сделать по созданию и управлению инновацией. Поэтому разработка программы обычно представляет собой достаточно трудоемкий процесс, для осуществления которого необходимо:
Прообразом программы может являться сетевой график, который составляется для выполнения разработанной программы и наглядно отражает все работы, необходимые для достижения конечной цели.
2.3. Современные практические приемы инновационного менеджмента.
Прием
инновационного менеджмента — это
способ воздействия управляющей
подсистемы (субъект управления) на
управляемую подсистему (объект управления),
которая включает в себя инновации,
инновационный процесс и
Движение
инновации всегда связано с движением
инвестиций, вложенных в эту новацию.
Поэтому все приемы инновационного
менеджмента основаны на денежных отношениях,
возникающих в процессе движения
инноваций на рынке. Таким образом,
общим содержанием всех приемов
инновационного менеджмента является
воздействие на инновации денежных
отношений, возникающих между
Приемы инновационного менеджмента можно разделить на следующие группы.
Приемы,
воздействующие только на производство
инноваций, имеют своей единственной
целью создание нового продукта или
новой операции (технологии) с высокими
качественными параметрами. К этим
приемам относятся бенч-
Вторая группа приемов инновационного менеджмента охватывает такие приемы, как инжиниринг инновации, реинжиниринг инновации, бранд-стратегию.
В состав третьей группы входят ценовой прием управления, фронтирование рынка, мэрджер. Главная цель всех приемов этой группы — это ускорение продажи инноваций с наибольшей выгодой и эффективностью как в текущий момент времени, так и с большей отдачей от этой продажи в будущий период.
Рассмотрим
некоторые из приемов инновационного
менеджмента.
2.4. Инжиниринг инноваций.
Как
Вы понимаете, выживание организаций
в современных условиях возможно
лишь при их адаптации и постоянном
приспособлении к изменяющемуся
окружению. Именно эти стратегические
задачи и решаются при проектировании
и развитии чего-либо нового в организации.
Решение подобного рода задач
в зарубежной литературе получило название
инжиниринга. Сам по себе инжиниринг
(англ. engineering — изобретательность,
знание) означает инженерно-консультационные
услуги по созданию новых объектов
или крупных проектов. Инжиниринговая
деятельность осуществляется как самими
компаниями, так и многочисленными
инжиниринговыми
Инжиниринг инноваций — это комплекс работ по созданию инновационного проекта, включающий в себя создание, реализацию, продвижение и распространение определенной инновации. Инжиниринг инноваций имеет свои специфические особенности, которые заключаются в следующем:
Инжиниринг включает в себя два принципиально разных подхода, чьи различия рассмотрим ниже: усовершенствование (улучшение показателей на 10-50%), реинжиниринг (рост показателей на 100% и выше).
Реинжиниринг представляет собой разновидность метода инжиниринга.
Американский
ученый М. Хамлер, вводя в научный
оборот термин «реинжиниринг», дал
ему такое определение: «Реинжиниринг
— это фундаментальное
Реинжиниринг
в качестве приема инновационного менеджмента
затрагивает инновационный
В управлении инновацией реинжиниринг связан с определенной целью, стоящей перед инновацией: с текущей потребностью или со стратегической потребностью в нововведениях. Исходя из этого различают: