Формы малых инновационных предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:01, курсовая работа

Описание работы

В последнее время выросло значение малых предприятий в инновационной сфере, имеющих более высокие показатели эффективности исследовательского процесса. Из 58 крупнейших изобретений XX века (Америка и Западная Европа) не менее 46 принадлежит одиночкам, мелким фирмам, людям, не добившимся признания в крупных организациях, новаторам из солидных фирм (но другого профиля). Они занимаются разработкой и опытным внедрением результатов НИР, где высок риск, но на время становятся монополистами, а затем либо продают права на товар, либо поглощаются. Крупные предприятия используют малые фирмы для пионерных работ, а власти поддерживают этот процесс системой специальных льгот.

Работа содержит 1 файл

Исследование инновационного предпринимательстваWord.docx

— 95.06 Кб (Скачать)

Введение

     Я выбрал данную тему, потому что для  меня она является наиболее интересной. 14 октября я участвовал в Республиканском  конкурсе инновационных проектов по программе «УМНИК», моим научным  руководителем являлся Исупов Максим Георгиевич. К сожалению, мне не удалось  получить гранд, но я получил опыт в презентации и защите инновационных проектов, узнал о методах финансирования проектов, а так же узнал наиболее приоритетные области исследования, интересные для инвесторов.

     В последнее время выросло значение малых предприятий в инновационной сфере, имеющих более высокие показатели эффективности исследовательского процесса. Из 58 крупнейших изобретений XX века (Америка и Западная Европа) не менее 46 принадлежит одиночкам, мелким фирмам, людям, не добившимся признания в крупных организациях, новаторам из солидных фирм (но другого профиля). Они занимаются разработкой и опытным внедрением результатов НИР, где высок риск, но на время становятся монополистами, а затем либо продают права на товар, либо поглощаются. Крупные предприятия используют малые фирмы для пионерных работ, а власти поддерживают этот процесс системой специальных льгот. В инновационной сфере используются, с одной стороны, гибкость и инициативность (энтузиазм) малых предприятий, а с другой - финансовые и производственные возможности крупных предприятий.

 

Глава 1. Инновации, их функции и виды

     1.1 Определение инновации.

     Современный научно-технический прогресс немыслим без интеллектуального продукта, получаемого в результате инновационной  деятельности.

     Под инновацией (англ. innovation — нововведение, новаторство) мы понимаем «инвестицию  в новацию» как результат практического  освоения нового процесса, продукта или  услуги.

     Новация (лат. novation — изменение, обновление) представляет собой какое-то новшество, которого не было раньше: новое явление, открытие, изобретение, новый метод  удовлетворения общественных потребностей и т.п.

     Инновация представляет собой материализованный  результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации  производства труда, обслуживания, управления и т.п. Процесс создания, освоения и распространения инноваций  называется инновационной деятельностью  или инновационным процессом. Результат  инновационной деятельности можно  назвать также инновационным  продуктом.

     С термином «инновация» тесно связаны  понятия «изобретение» и «открытие». Под изобретением понимают новые  приборы, механизмы, инструмент, созданные  человеком.

     Под открытием подразумевают процесс  получения ранее неизвестных  данных или наблюдение ранее неизвестного явления природы.

     В отличие от инновации, открытие делается, как правило, на фундаментальном  уровне и не преследует целью получить выгоду. 

     1.2. Подразделение инноваций. 

     Подразделение инноваций на конкретные группы по определенным признакам называют классификацией инноваций. В практике управления инновациями  используют различные классификаторы инноваций.

     В зависимости от технологических  параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные. Продуктовые  инновации включают применение новых  материалов, новых полуфабрикатов и  комплектующих; получение принципиально  новых продуктов. Процессные инновации  означают новые методы организации  производства (новые технологии).

     По  типу новизны для рынка инновации  делятся на: новые для отрасли  в мире; новые для отрасли в  стране; новые для данного предприятия (группы предприятий).

     По  стимулу появления (источнику) можно  выделить:

  • инновации, вызванные развитием науки и техники;
  • инновации, вызванные потребностями производства;
  • инновации, вызванные потребностями рынка.

     По  месту в системе (на предприятии, в фирме) можно выделить:

  • инновации на входе предприятия (сырье, оборудование, информация и др.);
  • инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);
  • инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной).

     В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют:

радикальные (базисные) инновации, которые реализуют  крупные изобретения и формируют  новые направления в развитии техники;

улучшающие  инновации, которые реализуют мелкие изобретения и преобладают на фазах распространения и стабильного  развития научно-технического цикла;

     модификационные (частные) инновации, направленные на частичное  улучшение устаревших поколений  техники и технологии.

     Непременным свойством инновации является научно-техническая  новизна. Поэтому необходимо отличать инновации от несущественных видоизменений  в продуктах и технологических  процессах (изменения цвета, формы  и т.п.); незначительных технических  или внешних изменений продукта, а также входящих в него компонентов; от расширения номенклатуры продукции  за счет освоения производства не выпускавшихся  прежде на данном предприятии, но уже  известных на рынке. «Новизна» инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. Сегодня описание технологических инноваций базируется на международных стандартах, рекомендации по которым были приняты в г. Осло в 1992г. (так называемое «Руководство Осло»). Эти стандарты охватывают новые продукты и новые процессы, а также их значительные технологические изменения.

     1.3. Функции инноваций. Инновация как экономическая категория отражает наиболее общие свойства, признаки, связи и отношения производства и реализации нововведений. Сущность инновации проявляется в ее функциях. Функции инновации отражают ее назначение в экономической системе государства и ее роль в хозяйственном процессе. Особую роль играют инновации в повышении конкурентоспособности предприятий. Можно сказать, что инновация выполняет следующие три функции:

  • воспроизводственную;
  • инвестиционную;
  • стимулирующую.

     Воспроизводственная функция означает, что инновация  представляет собой важный источник финансирования расширенного воспроизводства. Смысл воспроизводственной функции  состоит в получении прибыли  от инновации и использовании  ее в качестве источника финансовых ресурсов.

     Прибыль, полученная за счет реализации инновации, может использоваться по различным  направлениям, в том числе и  в качестве капитала. Этот капитал  может направляться на финансирование новых видов инноваций. Таким  образом, использование прибыли  от инновации для инвестирования составляет содержание инвестиционной функции инновации.

     Получение предпринимателем прибыли за счет реализации инновации прямо соответствует  основной цели любой коммерческой организации. Прибыль служит стимулом для предпринимателя  для внедрения новых инноваций; побуждает его постоянно изучать  спрос, совершенствовать организацию  маркетинговой деятельности, применять  современные методы управления финансами. Все вместе это составляет содержание стимулирующей функции инновации.

     Побудительным механизмом развития инноваций, в первую очередь, является рыночная конкуренция. В условиях рынка производители  продукции или услуг постоянно  вынуждены искать пути сокращения издержек производства и выхода на новые рынки  сбыта. Поэтому предпринимательские  фирмы, первыми освоившие эффективные  инновации, получают весомое преимущество перед конкурентами.

     Инновация является реализованным на рынке  результатом, полученным от вложения капитала в новый продукт или операцию (технологию, процесс). В связи с  этим необходимо подчеркнуть, что при  всем разнообразии рыночных новшеств важным условием для их практической реализации в Вашем бизнесе является привлечение инновационных инвестиций в достаточном объеме.

     В силу своей специфики малым предприятиям приходится проявлять большую активность на рынке, используя свою гибкость и  способность к быстрой переориентации. Поэтому зачастую именно малые предприятия  становятся первооткрывателями новых  продуктов и новых технологий в различных отраслях. Как уже  было замечено, инновационная деятельность способствует повышению выживаемости компании в конкурентной борьбе, что  особенно важно для малого предприятия. Кроме того, при реализации инновации, предложенной к продаже, происходит обмен «деньги — инновация». Денежные средства, полученные предпринимателем в результате такого обмена, во-первых, покрывают расходы по созданию и  продаже инноваций, во-вторых, приносят прибыль от реализации инноваций, в-третьих, выступают стимулом к созданию новых  инноваций, в-четвертых, являются источником финансирования нового инновационного процесса.

     1.4. Инновационный процесс. 

     Инновационный процесс означает инновационную  деятельность какого-либо предприятия. Он направлен на разработку и реализацию результатов научно-технических  изысканий в виде нового продукта или нового технологического процесса. В общем плане, инновационный  процесс — это последовательная цепь событий, в ходе которой новшество  «вызревает» от идеи до конкретного  продукта, технологии или услуги и  распространяется в хозяйственной  практике. Инновационный процесс включает в себя семь элементов, соединение которых в единую последовательную цепочку образует структуру инновационного процесса.

     К этим элементам относятся:

  • инициация инновации;
  • маркетинг инновации;
  • выпуск (производство) инновации;
  • реализация инновации;
  • продвижение инновации;
  • оценка экономической эффективности инновации;
  • диффузия (распространение) инновации.

     Схема инновационного процесса представлена на рисунке 1 (приложение 1).

     Началом инновационного процесса является инициация. Инициация — это деятельность, состоящая в выборе цели инновации, постановке задачи, выполняемой инновацией, поиске идеи инновации, ее технико-экономическом  обосновании и в материализации идеи. Материализация идеи означает превращение  идеи в товар (имущество, новый продукт  и т.д.).

     После обоснования нового продукта проводятся маркетинговые исследования предлагаемой инновации, в ходе которых изучается  спрос на новый продукт, определяется объем выпуска продукта, определяются потребительские свойства и товарные характеристики, которые следует  придать инновации как товару, выходящему на рынок. Затем производится продажа инновации, то есть появление  на рынке небольшой партии инновации, ее продвижение, оценка эффективности  и диффузия.

     Продвижение инновации представляет собой комплекс мер, направленных на реализацию инноваций (реклама, организация процесса торговли и др.). Результаты реализации инновации  и затраты на ее продвижение подвергаются статистической обработке и анализу, на основании чего рассчитывается экономическая эффективность инновации. Инновационный процесс заканчивается диффузией инновации. Диффузия (лат. diffusio — распространение, растекание) инновации представляет собой распространение однажды освоенной инновации в новых регионах, на новых рынках.

     1.5. Жизненный цикл инновации.

     Все экономические процессы, как и  жизнь человека, протекают во времени, т.е. имеют начало, движение вперед и  окончание. Потребности и установки  людей изменяются по мере того, как  они переходят от одного этапа  жизни к другому. Точно также  любые товары и услуги проходят через  ряд стадий, которые в совокупности представляют собой некоторую разновидность  жизненного цикла.

     Концепция жизненного цикла инновации играет принципиальную роль при планировании производства инноваций и при  организации инновационного процесса. Эта роль заключается в следующем:

  • Концепция жизненного цикла инновации вынуждает руководителя хозяйствующего субъекта анализировать хозяйственную деятельность как с позиции настоящего времени, так и с точки зрения перспектив ее развития.
  • Концепция жизненного цикла инновации обосновывает необходимость систематической работы по планированию выпуска инноваций, а также по приобретению инноваций.
  • Концепция жизненного цикла инновации является основой анализа и планирования инновации. При анализе инновации можно установить, на какой стадии жизненного цикла находится эта инновация, какова ее ближайшая перспектива, когда начнется резкий спад и когда она закончит свое существование.

Информация о работе Формы малых инновационных предприятий