Бизнес планирование в инновационной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 18:45, контрольная работа

Описание работы

Инновационный процесс представляет собой взаимосвязанную и логическую последовательность таких стадий, как поиск новых идей и их оценка, формирование бизнес-плана, обеспечение необходимыми ресурсами управления инновационной деятельностью.
Бизнес-план - обязательно письменный документ, суммирующий деловые возможности и перспективы и разъясняющий, как эти возможности могут быть реализованы имеющейся командой менеджеров. Основная цель бизнес-плана - достижение разумного и выполнимого компромисса между тем, что фирма хочет и что может делать.

Работа содержит 1 файл

контрольная инновации1111.doc

— 142.50 Кб (Скачать)

      Перед утверждением инновационного бизнес-плана руководителю предприятия следует согласовать окончательную редакцию со всеми заинтересованными сторонами и подразделениями. Проведение этой процедуры необходимо в целях экономии времени одновременно со всеми согласующими сторонами и подразделениями.

      Проект бизнес-плана на утверждение представляется в печатной форме, как правило, в трех экземплярах, один из которых должен быть первым.

      На пятой стадии - стадии копирования инновационного бизнес-плана, осуществляется копирование любым приемлемым и экономичным способом.

      Выбор способа зависит от возможностей предприятия в полиграфическом отношении и необходимого количества экземпляров. В любом случае главным требованием ко всем экземплярам бизнес-плана является их качество. Порядок распространения и использования инновационного бизнес-плана в большей мере определяется его целью и назначением.

      Весь инновационный бизнес-план следует организовать так, чтобы читатель с легкостью мог обнаружить интересующие его разделы. План должен иметь оглавление, написание и распечатка которого должна быть так структурно представлена, чтобы можно было бы сразу оценить целесообразность дальнейшего изучения документа.

      Таблицы, рисунки, иллюстративные материалы должны иметь нумерацию, что не только указывает на грамотность составителей бизнес-плана, но и характеризует серьезность намерений, изложенных в документе.

      Специфика использования бизнес-плана в инновационном бизнесе состоит в следующем: если обычно объектом разработки бизнес-плана служит конкретный инвестиционный проект или стратегия развития фирмы, то в рассматриваемой задаче таким объектом является один из процессов – научно- технический прогресс, точнее, одна из составляющих этого процесса – конкретная инновация. В связи с этим дополнительно возникает методологически и технически сложная проблема выделения из общего потока результатов и затрат тех из них, которые непосредственно связаны с данной инновацией.

      В научно-технических разработках, как правило, задействовано большое количество субъектов хозяйствования, генерирующих и последовательно реализующих данную инновацию. Классическая их последовательность: фундаментальная наука – прикладная наука – проектно-конструкторская работа – разработка и испытание опытного образца – серийное производство. Кроме того, начиная с определенной стадии, в процессе могут участвовать посреднические и внедренческие организации.

       Разнообразны и источники инвестиций для реализации инновационного проекта; ими могут быть государственные вложения (за счет бюджета Федерации, субъекта Федерации или местного органа власти), кредиты государства (так называемый «налоговый» кредит) или банков, заемные целевые средства предприятий или внебюджетные фонды акционерных обществ, холдингов, ассоциаций и так далее.

      Научно-технические проекты при их реализации выполняют две различные функции:

- они  позволяют заменить или вытеснить  существующие технологические процессы, машины, приборы, транспортные средства, материалы, препараты и т.п.  В этом случае следует руководствоваться  приростными показателями критериев  (например, прирост чистой прибыли и всех других критериев);

- они  порождают и удовлетворяют новые  потребности общества. В этом  случае рассматриваются абсолютные  значения критериев.

      Перед разработчиками бизнес-плана встает проблема распределения и учета эффекта от инновации для различных участников проекта, а также государства, его субъектов, государственно-территориальных образований, местных органов власти в форме налогов, сборов и других платежей.

      Спецификой многих инновационных проектов, разрабатываемых в настоящее время, является отсутствие заранее определенных потребителей. Поиск инвестора для венчурного проекта вынуждает разработчиков особенно тщательно подходить к обоснованию проекта.

      Для инновационных разработок, как правило, характерна высокая степень риска. Учет и тщательная оценка факторов, способных помешать осуществлению проекта, должны быть осуществлены в бизнес-плане, при подготовке соответствующего раздела должны использоваться мнения независимых экспертов в данной области.

      При подготовке бизнес-плана инновационного проекта следует обратить особое внимание на патентную «чистоту» внедряемой разработки, описать перспективы ее развития, в том числе возможность завоевания рынка родственной продукции или создания принципиально нового товара (услуги).

      В бизнес-плане должна быть рассмотрена возможность и степень подключения (постоянная работа в фирме, совместительство, контрактные отношения, консультирование и т.д.) научных работников и специалистов на различных стадиях реализации проекта.

      При осуществлении научно-технической разработки коммерческая составляющая проекта должна быть выделена и на нее составлен бизнес-план, это особенно важно в условиях крайне скудного централизованного финансирования научных исследований и невостребованности инновационных разработок.

      Важным компонентом при составлении бизнес плана в инновационном бизнесе является оценка инвестиционной привлекательности. Базовой концепцией эффективности капиталовложений в рыночной среде, включающей в себя рынки капиталов, кредитов и денег, является уже чистая настоящая ценность инвестиционных проектов, которые могут быть инвестициями в реальные активы. Важно при этом иметь в виду, что хотя чистая настоящая ценность конкретного инвестиционного проекта рассчитывается в абсолютном выражении, она отражает сравнительную выгоду, которую получает инвестор за срок полезной жизни проекта в сопоставлении с некоторым стандартным (общедоступным) доходом с аналогичного по величине капиталовложения за тот же срок. Обычно за основу в данном случае принимается действующая рыночная ставка ссудного процента.

      Иногда эффективность инвестиционных проектов измеряют также показателем срока окупаемости капиталовложений (в сравнении с какими-либо нормативами окупаемости, принятыми на фирме или соответствующими потребительским предпочтениям и планам индивидуальных инвесторов). Применяются и более специальные методы, предполагающие анализ так называемого аннуитета, а также соответствия полного финансового плана инвестиционного проекта неким более детализированным финансовым целям инвестора.

      В качественных бизнес-планах принято представлять на рассмотрение венчурного инвестора плановые счета прибылей и убытков, а также плановые балансы за ближайшие два-три календарных года и по кварталам первого года работы предприятия (по состоянию на конец соответствующего финансового периода). При этом должно быть отслежено и прокомментировано, почему и в результате каких мероприятий по развитию предприятия и изменению его маркетинговой политики, вследствие действия каких прогнозируемых факторов его внешней среды стартовый баланс фирмы и балансы каждого из предыдущих периодов преобразуются в плановые балансы последующих периодов. Точно так же должно поясняться, почему ожидаемые счета прибылей и убытков в эти периоды изменяются по сравнению со счетами прибылей и убытков, намечаемыми на конец стартового и по окончании последующих периодов.

      Очевидно также, что балансы активов и пассивов в любом конкретном плановом периоде должны будут корреспондироваться со счетами прибылей и убытков данного периода.

      В завершение бизнес-плана целесообразно включить так называемый анализ условий безубыточности предприятия, который должен свидетельствовать о том, что в основе представленных плановых счетов прибылей и убытков по будущим периодам работы предприятия лежит не просто произвольно выбранная политика предприятия по поводу цены осваиваемого продукта, динамики наращивания объема его выпуска и структуры затрат на его выпуск и реализацию, а оптимизированные (в целях максимизации массы прибылей) планы в отношении этих параметров.

      В итоге необходимо отметить, что составление бизнес плана для инновационного проекта - очень тонкая, трудоемкая и тщательная работа. Однако ее итог существенно повышает финансовую устойчивость, а следовательно, привлекательность проекта для инвесторов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Разделы инновационного бизнес плана.

      Вводная часть - предварительный и заключительный разделы бизнес-плана. Она разрабатывается постепенно с момента зарождения идеи создания новшества, постоянно корректируется по мере проработки всех разделов инновационного бизнес-плана и окончательно шлифуется на заключительной стадии.

      Целью данного раздела является предоставление сжатого, короткого обзора (2-3 страницы), позволяющего получить представление о предприятии и проекте, привлечь внимание инвесторов или кредиторов, в том числе его акционеров.

      Во введении к инновационному бизнес-плану раскрывается актуальность проблем предпринимательства применительно к данному предприятию; отражаются основные направления деятельности последнего, целевые рынки по каждому направлению и его место на этих рынках; перспективные цели и стратегии их достижения, включающие перечень необходимых мероприятий; а также имидж, условия работы, организационная структура предприятия и другое.

      По существу введение должно содержать такие сведения, которые пользователю бизнес-плана помогли бы определить целесообразность более детального изучения всех других материалов плана, то есть в определенной мере бизнес-план представляет своего рода резюме всех материалов данного документа.

Указать основные положения предлагаемого проекта:

                          сущность                                                                                 мотивы

                                                         способы               отличительные           покупателей

                                                         реализации          особенности               для его

                                                                                       новшества                   приобретения 

      Наряду со словесным описанием в резюме следует привести основные технико-экономические показатели проекта (прогнозные объемы продаж на ближайший период, издержки производства, валовую прибыль, чистую текущую стоимость проекта, объемы инвестиций, рентабельность и предполагаемые сроки возврата вложенных финансовых ресурсов и цену продаж), а также источники и объемы требуемого финансирования и основные направления использования привлеченных средств.

      Раздел, посвященный маркетингу, является одной из важнейших частей инновационного бизнес-плана, поскольку в нем непосредственно говорится о характере намечаемого бизнеса и способах, благодаря которым можно рассчитывать на успех.    

      Главное назначение раздела - показать, как предполагается организовать продажу нового товара (услуги) и изложить, к чему сводятся шаги в области маркетинга и ценовой политики.

      При написании данного раздела предпринимателю следует учитывать, что план маркетинга включает в себя большое число вопросов, на которые необходимо дать детальный и исчерпывающий ответ. Он может быть представлен по-разному, в зависимости от вида бизнеса и сложности рынка.

      Однако в любом случае данный раздел включает в себя следующие пункты:

1. Политика  ценообразования.

2. Стратегия  сбыта и распространения.

3. Реклама.

      Одним из важнейших элементов плана маркетинга является ценообразование. Этот процесс вызывает у разработчиков нововведений определенные сложности, связанные с уникальностью нововведения, так как в этом случае обычные методики ценообразования практически неприемлемы. Это обусловлено рядом факторов, а именно:

а) высокой  неопределенностью с объемами продаж уникального нововведения;

б) нестабильностью  издержек производства нового вида продукции (услуг);

в) неопределенностью, связанной с расходами на проведение маркетинговых мероприятий;

г) стремлением  максимально быстро окупить повышенные затраты на разработку новшества;

д) отсутствием  прямых аналогов и другие.

      Перечисленные сложности затрудняют не только определение цены с учетом издержек производства, но и применение параметрического способа, основанного на оценке конкурентоспособности и учете цен на существующие аналоги.

Информация о работе Бизнес планирование в инновационной деятельности