Автоматизированные системы управления предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 16:12, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение автоматизированных систем управления в России.
Данная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
1) выявить основы автоматизированного управления на предприятии;
2)проследить развитие организационной модели управления предприятием;
3) рассмотреть применение автоматизированных систем управления(АСУ) в малом и среднем бизнесе;
4)рассмотреть АСУ в Российской действительности;

Содержание

ГЛАВА 1. АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ.

1.1. Основы автоматизированного управления предприятием.
1.2. Развитие организационной модели управления предприятием


ГЛАВА 2. АСУ на примере компании
2.1. АСУ «супермаркет»

Работа содержит 1 файл

Аврамов Николай Александрович Автоматизированные системы управле.doc

— 1.16 Мб (Скачать)

Во-вторых (в более  общем контексте), ERP это методология  эффективного планирования и управления всеми ресурсами предприятия, которые  необходимы для осуществления продаж, производства, закупок и учета  при исполнении заказов клиентов в сферах производства, дистрибьюции и оказания услуг.

В любом случае система  управления предприятием ERP представляет собой очень мощный и разносторонний продукт.

 

CSRP – управление, ориентированное  на клиентов. CSRP – новой виток развития ERP систем, который расширил понятие планирования на покупателя.

Основа идеи и главное  достоинство CSRP – интеграция покупателя в процесс производства. Синхронизация  деятельности покупателя (и ориентированных  на работу с покупателем отделов) с исполнительным и планирующим  центром компании обеспечивает способность оперативно выявлять благоприятные возможности для создания преимуществ в конкуренции. Нарушение производственного ритма за счёт поступающих в реальном времени в системы ежедневного планирования и производства требований покупателей заставляет руководителей предприятий обращать своё внимание не только на производство, но и учитывать в оперативном управлении критические факторы рынка и потребительских свойств продукции. Производители, побуждаемые взаимодействием с покупателем, а не внутренними проблемами производства, могут получить существенные преимущества путем систематического подхода к оценке [1]:

· какие продукты нужно  производить 

· какие услуги нужно  предлагать

· какие новые рынки  перспективны для развития

Если ранее уже были достигнуты понимания того, что принятие решений не должно быть изолировано от исполнительных подразделений компании, то идея ориентации принимаемых решений на мнения и предпочтения покупателей явилась в этой системе новой и основополагающей.

Для реализации этой идеи необходимо наладить обратную связь от покупателя к производителю, причем на наиболее раннем этапе проектирования и производства высокотехнологичного изделия. Однако, включение потребителей в процессы принятия решения должны быть ограничены определенной мерой влияния, которую необходимо определить при интеграции системы.

CSRP - это первая бизнес  методология, которая включает  деятельность, ориентированную на  интересы покупателя, в ядро системы  управления бизнесом. Впервые предложена  методология ведения бизнеса, основанная на текущей информации о покупателе. CSRP перемещает фокус внимания с планирования производства к планированию заказов покупателей. Информация о клиентах и услуги внедряются в основу деятельности организации.

Производственное планирование не просто расширяется, а замещается требованиями клиентов, поступающими из подразделений, ориентированных на работу с покупателями.

CSRP предполагает расширение  функциональных возможностей ERP систем  в следующем [1]:

· управление перспективными проектами

· определение потребностей в продукции покупателей 

· конфигурирование заказа покупателями

· бизнес-логика предприятия  построена на основе главенствования  мнения покупателя

· разработка и модификация  продукции ведется на основе новой  бизнес-логики

· послепродажное обслуживание

· управление модернизацией  продукции 

Таким образом, CSRP заставляет пересмотреть всю бизнес-практику, фокусируя её на рыночной активности, а не на производственной деятельности. Бизнес-процессы синхронизируются с  деятельностью покупателей.

К сожалению, во всех приведенных  выше системах основное внимание уделяется  финансовой точки зрения развития и  функционирования предприятия. Меньшее  внимание уделяется логистической  составляющей бизнеса. Технологиям  и производству практически нет места в структурах современных систем управления предприятием. Для них разрабатываются свои, независимые системы, которые интегрируются в CAD/CAM/CAE системы. В ИСУП (MRP, так и ERP и CSRP-системах) внимание уделяется только аспектам, связанным с движением материальных и финансовых средств, при этом участие в принятие решений об осуществлении этого движение принимается без точки зрения производственной составляющей бизнес-процессов.

На сегодняшний день некоторые Японские корпорации пытаются у себя внедрить подобный опыт расширенного обсуждения важных стратегических вопросов. Это могут быть как вопросы различной важности: и для корпорации, и для подразделения либо отдела или даже группы людей, ответственных за какой-либо этап работы. Для них принимаемое решение (а именно, в грубом приближении, выбор наиболее рационального решение из имеющихся вариантов) может не оказывать существенное влияние на процесс работы. Но в современных разработанных и внедренных системах практически нет гарантий, что решение так же оптимально с точки зрения всех сотрудников, относящихся к проекту.

Некоторые системы управления проектами имеют некий подобный инструментарий. Однако, его действие ограничивается непосредственно участвующими в проекте отделами и подразделениями предприятия, и в основном состоит из отслеживания состояния критичных параметров (принцип светофоров), возможностью составления проектного плана разработки и наличием виртуальной комнаты общения. О каких-либо методах принятия групповых согласованных решений, которые являются базой согласованной работы, в таких системах речи не идет. Однако, подвижки все же есть. Так, несколько лет назад, ни о каких виртуальных комнатах общения, речи не шло. Реализацию таких комнат можно представить в виде реализации переговорного процесса между сотрудниками предприятия, и она может быть использована для обсуждения и принятия групповых решений.

Практически все системы  сейчас строятся на модульном принципе. Но модульное покрытие не выходит  за рамки покрытия одной из ветвей предприятия. Некоторые системы готовы охватить и бизнес, и логистику, но покрытие вместе всех трех составляющих на сегодняшний день отсутствует. И, к сожалению, модульное взаимодействие между различными системами если и возможно, то находится на достаточно низком уровне.

Для достижения высоких  целей интеграции финансовой, логистической  и производственной ветвей необходимо разработать инструментарий по общению  всех компетентных сотрудников предприятия  и принятию совместных групповых  решений поставленных задач на основе уже существующих и хорошо зарекомендовавших себя систем управления предприятием и систем управления проектированием и производством.

В литературе встречаются  попытки описания интеграций этих двух систем. Даже приводятся теоретические  обоснования взаимного покрытия этих систем. Так в  показывается покрытие технологией CALS как систем ERP, так и PDM систем. Однако в реальности уровни работы этих двух систем сильно разняться. Так ERP системы покрывают «верхние» уровни, т.е. уровни, на которых принятия решений относятся к финансовому и логистическому направлениям. PDM системы работают на уровне технологических процессов и покрывают вопросы принятия решений на производственном направлении работы предприятия. CALS технология обеспечивает информационное покрытие жизненного цикла изделия. Но рассмотрение и применение этой технологии на уровнях отдельных этапов проектирования и производства изделия не спускается, и поэтому говорить о каком-либо информационном покрытии всего предприятия не приходит

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.    АСУ на примере компании

2.1 АСУ «супермаркет»

 

В настоящее время Россия переживает период рыночных преобразований, в  ходе которых старые, отжившие институты  советского времени ломаются и заменяются новыми в соответствии с требованиями времени. Особенно бурно происходит экономический рост в сфере торговли, прошедшей в начале 90-х годов, в период первоначального накопления капитала и сейчас подтягивающейся до уровня мировых стандартов. Этот рост, в частности, находит проявление в смене хаотической неразберихи оптовых рынков и мелких киосков, конкурирующих между собой и с организованными сетями супер- и гипермаркетов. Для выживания в условиях жесткой конкуренции каждая подобная сеть супермаркетов должна представлять собой четкую систему, включающую в себя в качестве подсистем меньшего уровня отдельные узлы-супермаркеты и в значительной части автоматизированные. В данном реферате мы представим возможную структуру и состав АСУ типичного супермаркета такой сети и попытаемся проанализировать ее с точки зрения разумности построения и целесообразности.

                                   АСУ «Супермаркет».

 

Общая схема построения системы.

Любой супермаркет, для  продажи какого бы вида товаров он ни предназначался, представляет собой  комплексное предприятие, в орбиту которого вовлекаются многие и многие отрасли хозяйства. Самая общая  принципиальная схема построения системы управления супермаркетом имеет следующий вид:

 

 

Центром любой подобной АСУ всегда является мощный энергонезависимый  сервер, хранящий информацию о деятельности всех подсистем супермаркета в виде совокупности распределенных баз данных. Каждая база данных содержит одну или несколько информационных таблиц, содержание которых определяется названием БД и может различаться по внутренним характеристикам; одна и та же база данных может использоваться для работы различных подсистем путем выделения из нее соответствующей информационной таблицы.

Из-за некритичности рассматриваемой  АСУ во времени (определенные задержки в выполнении тех или иных операций не грозят системе аварийным сбоем  и не подвергают опасности жизнь  людей) система не содержит объединенного пульта управления, информация на который выводится со всех интегрированных подсистем и подвергается посекундному контролю опытных операторов; вместо этого каждая из подсистем включает в себя определенное количество оборудованных дисплеями оконечных рабочих мест, выводящиеся на которые и снимаемая с которых информация строго систематизирована по своему характеру.

Каждая из подсистем  супермаркета включает в себя программное  и аппаратное обеспечение, обеспечивающие: 1) извлечение данных из БД, связанных с соответствующей подсистемой; 2) запись в БД измененных или новых данных; 3) связь с внешними устройствами, необходимыми для функционирования подсистемы. Разделение супермаркета на  подсистемы необходимо для реализации на базе каждой из подсистем определенного подмножества функций, схожих по предметной области; подобное разделение также необходимо с целью организации подразделений АСУ, выполняющих контроль за подотчетной каждому из них подсистемой. Несмотря на то, что подсистемы связаны между собой совместно используемыми базами данных, разделение по предметной области четко определяет круг задач, выполняемых каждой из подсистем.

 

 

 

Функции, реализуемые  подсистемами АСУ.

 

Работа с  товарами.

 

По характеру своей  деятельности супермаркет – организация, целью которой является продажа населению продуктов и прочих товаров широкого потребления с целью получения прибыли. В связи с этим естественным представляется отведение большинства реализуемых АСУ функций соответствующей подсистеме:

а) генерация списков товаров, присутствующих на складах; эта функция необходима для быстрого определения товаров, закончившийся запас которых на витринах может быть оперативно пополнен без необходимости заказа новых партий товара поставщику;

б) генерация списков товаров, отсутствующих на складах, для оформления поставщику соответствующего заказа;

в) генерация списков товаров, имеющихся в наличии на складах и на витринах, срок годности которых истек; эта функция необходима для списания соответствующих товаров и оформления поставщику новых заказов на эти товары; при этом стоимость списанных товаров засчитывается в чистый убыток супермаркета;

г)  смена цен товаров в БД при изменении последних;

д)  автоматизированное начисление наценок на товары в соответствии с текущим экономическим положением супермаркета;

е) занесение в товарную БД наименований товаров, отсутствовавших в ней ранее, при поступлении соответствующих товаров от поставщика с последующим назначением этим товарам уникальных идентификационных номеров и цен, определяемых поставщиком; увеличение числа товарных единиц при поступлении от поставщика товаров, присутствовавших в БД;

ж)  генерация списков уникальных идентификационных номеров для расклейки на соответствующие товары;

з)  сверка идентификационных номеров товаров при покупке последних пользователем супермаркета, автоматическое определение цен товаров по этим номерам и уменьшение числа соответствующих единиц товара в БД в соответствии с размером сделанной пользователем покупки. При этом стоимость купленных товаров записывается в чистую прибыль супермаркета.

Все указанные функции, кроме последней, выполняются операторами складского терминала; последняя функция выполняется  операторами торгового  зала.

 

 

 

Работа с  поставщиками.

Связь супермаркета с внешним миром  происходит через поставщиков, организующих доставку определенных товаров в определенные сроки по предъявляемым им заказам. Также в рассматриваемой АСУ играет роль понятие «поставщики оборудования» - организации,  поддерживающие функционирование технических систем супермаркета поставкой и ремонтом соответствующей аппаратуры. Стабильность работы супермаркета в очень большой степени зависит от четкости и согласованности поставок товаров и оборудования; функции, реализуемые данной подсистемой, таковы:

а)  автоматизированное составление списка поставщиков, работа с которыми целесообразна по комплексному показателю, формируемому группой экспертов по изучению рынка;

Информация о работе Автоматизированные системы управления предприятием