Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 12:50, реферат
Сущность развития информационной системы во времени отражает такая категория, как "жизненный цикл". Как и любой изготовленный продукт, информационная система имеет свой цикл жизни от времени начала создания до момента прекращения эксплуатации.
Информационная система является особым продуктом. Организация не может без нее существовать. Мы можем говорить о прекращении эксплуатации данного поколения информационной системы, отдельных ее подсистем и элементов.
Введение
1. Жизненный цикл ИС и его структура
1.1. Стадии жизненного цикла ИС
1.2. Стандарты жизненного цикла ИС
2. Модели жизненного цикла
2.1. Типы моделей жизненного цикла ИС
2.2. Достоинства и недостатки моделей жизненного цикла ИС
3. Процессы жизненного цикла ИС
3.1 Основные процессы жизненного цикла
3.2. Вспомогательные процессы жизненного цикла
3.3. Организационные процессы
Реферат по дисциплине «Информационные технологии управления»
На
тему «Жизненный цикл
информационных систем»
студентка Шугалей Анна
Группа 502
МГ
Оглавление
Введение
1. Жизненный цикл ИС и его структура
1.1. Стадии жизненного цикла ИС
1.2. Стандарты жизненного цикла ИС
2. Модели жизненного цикла
2.1. Типы моделей жизненного цикла ИС
2.2. Достоинства
и недостатки моделей
3. Процессы жизненного цикла ИС
3.1 Основные процессы жизненного цикла
3.2. Вспомогательные процессы жизненного цикла
3.3. Организационные
процессы
ВЕДЕНИЕ
Сущность развития информационной системы во времени отражает такая категория, как "жизненный цикл". Как и любой изготовленный продукт, информационная система имеет свой цикл жизни от времени начала создания до момента прекращения эксплуатации.
Информационная система является особым продуктом. Организация не может без нее существовать. Мы можем говорить о прекращении эксплуатации данного поколения информационной системы, отдельных ее подсистем и элементов.
Жизненный цикл заканчивается, как правило, не в результате физического износа информационной системы, а в результате морального устаревания. Моральный износ, моральное устаревание - прекращение удовлетворения требований к информационной системе. При этом возможные модификации информационной системы экономически невыгодны или невозможны, что влечет за собой необходимость разработки новой информационной системы. Для информационных технологий является вполне естественным то, что они устаревают и заменяются новыми.
Жизненный цикл - период создания и использования информационных систем, охватывающий ее различные состояния, начиная с момента возникновения необходимости в данной информационной системе и заканчивая моментом ее полного выхода из эксплуатации.
Для достижения заданной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть структуру
жизненного цикла
- изучит основные модели жизненного цикла;
- подробно изложить
процессы жизненного цикла
1.
Жизненный цикл
ИС и его структура
Любая информация имеет «время жизни». Она может существовать кратковременно (в памяти калькулятора в процессе проводимых на нем вычислений), в течение некоторого времени (при подготовке какой-либо справки) или очень долго (при хранении важных личных, коммерческих, общественных или государственных данных). Эти периоды времени определяют жизненный цикл информации.
Жизненный цикл ИС является производной жизненного цикла информации, информационных продуктов и услуг и технических средств.
Жизненный цикл информационной системы - период времени, который начинается с момента принятия решения о необходимости создания информационной системы и заканчивается в момент ее полного изъятия из эксплуатации.
Данное
понятие является базовым
Методология проектирования информационных систем описывает процесс создания и сопровождения систем в виде жизненного цикла (ЖЦ) ИС, представляя его как некоторую последовательность стадий и выполняемых на них процессов. Для каждого этапа определяются состав и последовательность выполняемых работ, получаемые результаты, методы и средства, необходимые для выполнения работ, роли и ответственность участников и т.д. Такое формальное описание ЖЦ ИС позволяет спланировать и организовать процесс коллективной разработки и обеспечить управление этим процессом.
Полный
жизненный цикл информационной системы
включает в себя, как правило, стратегическое
планирование, анализ, проектирование,
реализацию, внедрение и эксплуатацию.
В общем случае жизненный цикл можно в
свою очередь разбить на ряд стадий. В
принципе, это деление на стадии достаточно
произвольно. Мы рассмотрим один из вариантов
такого деления, предлагаемый корпорацией
Rational Software - одной из ведущих фирм на рынке
программного обеспечения средств разработки
информационных систем (среди которых
большой популярностью заслуженно пользуется
универсальное CASE-средство Rational Rose).
1.1
Стадии жизненного
цикла ИС
Стадия - часть процесса создания ИС, ограниченная определенными временными рамками и заканчивающаяся выпуском конкретного продукта (моделей, программных компонентов, документации), определяемого заданными для данной стадии требованиями. Соотношение между процессами и стадиями также определяется используемой моделью жизненного цикла ИС.
Согласно методологии, предлагаемой Rational Software, жизненный цикл информационной системы подразделяется на четыре стадии.
(Rational Software — компания-разработчик программного обеспечения. До 2003 года Rational была независимой компанией, в 2003 году компания была куплена фирмой IBM. Большинство продуктов компании предназначены для моделирования, а также для разработки и поддержки программного обеспечения).
Границы каждой стадии определены некоторыми моментами времени, в которые необходимо принимать определенные критические решения и, следовательно, достигать определенных ключевых целей.
1.2 Стандарты жизненного цикла ИС
Современные сети разрабатываются на основе стандартов, что позволяет обеспечить, во-первых, их высокую эффективность и, во-вторых, возможность их взаимодействия между собой.
Среди наиболее
известных стандартов можно выделить
следующие:
ГОСТ 34.601-90 - распространяется
на автоматизированные
системы и устанавливает
стадии и этапы их создания.
Кроме того, в стандарте
содержится описание
содержания работ на
каждом этапе. Стадии
и этапы работы, закрепленные
в стандарте, в большей
степени соответствуют
каскадной модели жизненного
цикла.
ISO/IEC 12207(International Organization
of Standardization /International Electrotechnical Commission )1995
- стандарт на процессы и организацию жизненного
цикла. Распространяется на все виды заказного
ПО. Стандарт не содержит описания фаз,
стадий и этапов.
Rational Unified Process (RUP)
предлагает итеративную модель разработки,
включающую четыре фазы: начало, исследование,
построение и внедрение. Каждая фаза может
быть разбита на этапы (итерации), в результате
которых выпускается версия для внутреннего
или внешнего использования. Прохождение
через четыре основные фазы называется
циклом разработки, каждый цикл завершается
генерацией версии системы. Если после
этого работа над проектом не прекращается,
то полученный продукт продолжает развиваться
и снова минует те же фазы. Суть работы
в рамках RUP - это создание и сопровождение
моделей на базе UML.
Microsoft Solution Framework (MSF)
сходна с RUP, так же включает четыре фазы:
анализ, проектирование, разработка, стабилизация,
является итерационной, предполагает
использование объектно-ориентированного
моделирования. MSF в сравнении с RUP в большей
степени ориентирована на разработку
бизнес-приложений.
Extreme Programming (XP). Экстремальное
программирование (самая новая среди рассматриваемых
методологий) сформировалось в 1996 году.
В основе методологии командная работа,
эффективная коммуникация между заказчиком
и исполнителем в течение всего проекта
по разработке ИС, а разработка ведется
с использованием последовательно дорабатываемых
прототипов.
2.
Модели жизненного
цикла
Модель жизненного цикла
ИС - структура, определяющая последовательность
выполнения и взаимосвязи процессов, действий
и задач на протяжении жизненного цикла.
Модель жизненного цикла зависит от специфики,
масштаба и сложности проекта и специфики
условий, в которых система создается
и функционирует.
Модель жизненного цикла ИС включает в себя:
Модель
жизненного цикла отражает различные
состояния системы, начиная с момента
возникновения необходимости в данной
ИС и заканчивая моментом ее полного выхода
из употребления.
2.1
Типы моделей жизненного
цикла ИС
В настоящее время известны и используются следующие модели жизненного цикла:
На практике наибольшее распространение получили две основные модели жизненного цикла:
2.2 Достоинства и недостатки моделей
жизненного
цикла ИС
В ранних проектах достаточно простых ИС каждое приложение представляло собой единый, функционально и информационно независимый блок. Для разработки такого типа приложений эффективным оказался каскадный способ. Каждый этап завершался после полного выполнения и документального оформления всех предусмотренных работ.