Жизненный цикл информационных систем

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 17:06, реферат

Описание работы

Жизненный цикл информационных систем – это период их создания и использования, охватывающий различные состояния, начиная с момента возникновения необходимости в такой системе и заканчивая моментом ее полного выхода из употребления у пользователей.

Содержание

Введение стр.2
Стадии жизненного цикла стр.4
Модели жизненного цикла информационной системы стр.6
Каскадная модель жизненного цикла информационной системы стр.6
Спиральная модель жизненного цикла стр.8
Итеративная и инкрементальная модель – эволюционный подход стр.11
Заключение стр.13
Литература стр.14

Работа содержит 1 файл

Жизненный цикл информационных систем.docx

— 160.89 Кб (Скачать)

Содержание 

  1. Введение                                                                                                            стр.2
  2. Стадии жизненного цикла                                                                  стр.4
  3. Модели жизненного цикла информационной системы                      стр.6
    1. Каскадная   модель     жизненного    цикла    информационной системы                                                                                          стр.6
    2. Спиральная модель жизненного цикла                                     стр.8
    3. Итеративная   и    инкрементальная модель – эволюционный подход                                                                                           стр.11
  4. Заключение                                                                                      стр.13
  5. Литература                                                                                       стр.14
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Жизненный цикл информационных систем – это период их создания и использования, охватывающий различные состояния, начиная с момента возникновения необходимости в такой системе и заканчивая моментом ее полного выхода из употребления у пользователей.

     Разработка корпоративной информационной системы, как правило, выполняется для вполне определенного предприятия. Особенности предметной деятельности предприятия, безусловно, оказывают влияние на структуру информационной системы, но в то же время структуры разных предприятий в целом похожи между собой. Каждая организация, независимо от рода ее деятельности, состоит из ряда подразделений, непосредственно осуществляющих тот или иной вид деятельности компании. И эта ситуация справедлива практически для всех организаций, каким бы видом деятельности они ни занимались.

     Любую организацию можно рассматривать как совокупность взаимодействующих элементов (подразделений), каждый из которых может иметь свою, достаточно сложную, структуру. Взаимосвязи между подразделениями тоже достаточно сложны. В общем случае можно выделить три вида связей между подразделениями предприятия:

  • функциональные связи — каждое подразделение выполняет определенные виды работ в рамках единого бизнес-процесса;
  • информационные связи — подразделения обмениваются информацией (документами, факсами, письменными и устными распоряжениями и т. п.);
  • внешние связи — некоторые подразделения взаимодействуют с внешними системами, причем их взаимодействие также может быть как информационным, так и функциональным.

     Общность структуры разных предприятий позволяет сформулировать некоторые единые принципы построения корпоративных информационных систем. В общем случае процесс разработки информационной системы может быть рассмотрен с двух точек зрения:

  • по содержанию действий разработчиков (групп разработчиков) — в данном случае рассматривается статический аспект процесса разработки, описываемый в терминах основных потоков работ (исполнители, действия, последовательность действий и т. п.);
  • по времени, или по стадиям жизненного цикла разрабатываемой системы — в данном случае рассматривается динамическая организация процесса разработки, описываемая в терминах циклов, стадий, итераций и этапов.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Стадии жизненного цикла
 

     Жизненный цикл информационных  систем включает в себя четыре  стадии: предпроектную, проектировочную, внедрение, функционирование. От качества проектировочных работ зависит эффективность функционирования системы, поэтому каждая стадия разделяется на ряд этапов и предусматривает составление документации, отражающей результаты работ. 
     На предпроектной стадии можно выделить следующие этапы: 
     1) Сбор материалов для проектирования – предусматривает разработку и выбор варианта концепции системы, выявление всех характеристик объекта и управленческой деятельности, потоков внутренних и внешних информационных связей, состава задач и специалистов, которые будут работать в новых технологических условиях, уровень их подготовки, как будущих пользователей системы. 
     2) анализ материалов и формирование документации – составление задания на проектирование, утверждение технико-экономического обоснования. 
Для успешного создания управленческой информационной системы всесторонне изучаются пути прохождения информационных потоков, как внутри предприятия, так и во внешней среде. 
     Стадия проектирования делится на:

     1) Этап технического проектирования – формируются проектные решения по обеспечивающей и функциональной частям информационной системы, моделирование производственных, хозяйственных, финансовых ситуаций, осуществляется постановка задачи и блок-схемы и их решение. 
     2) Этап рабочего проектирования – осуществляется разработка и доводка системы, корректировка структуры, создание различной документации: на поставку, на установку технических средств, инструкции по эксплуатации, должностные инструкции.

 
    Стадия внедрения информационной системы предполагает: 
     1) Подготовку к вводу в эксплуатацию – на этом этапе производится установка технически средств, настройка системы, обучение персонала, пробное использование. 
     2) Проведение опытных испытаний всех компонентов системы перед запуском. 
     3) Сдача в промышленную эксплуатацию, которая оформляется актом сдачи-приемки работ. 
     На этапе функционирования информационной системы в рабочем режиме не исключается корректировка функций и управляющих параметров. Также осуществляется оперативное обслуживание и администрирование.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Модели  жизненного цикла  информационной системы 

      Моделью жизненного цикла информационной системы будем называть некоторую структуру, определяющую последовательность осуществления процессов, действий и задач, выполняемых на протяжении жизненного цикла информационной системы, а также взаимосвязи между этими процессами, действиями и задачами.

      В стандарте ISO/IEC 12207 не конкретизируются в деталях методы выполнения действий и решения задач, входящих в процессы жизненного цикла информационной системы, а лишь описываются структуры этих процессов. Это вполне понятно, так как регламенты стандарта являются общими для любых моделей жизненного цикла, методологий и технологий разработки. Модель же жизненного цикла зависит от специфики информационной системы и условий, в которых она создается и функционирует. Поэтому не имеет смысла предлагать какие-либо конкретные модели жизненного цикла и методы разработки информационных систем для общего случая, без привязки к определенной предметной области.

     К настоящему времени наибольшее распространение получили две основные модели жизненного цикла:

  • каскадная модель, иногда также называемая моделью водопада (waterfall);
  • спиральная модель.

    Так же рассмотрим еще инкрементальную  модель.   

    3.1 Каскадная модель жизненного цикла информационной системы 

      Каскадная модель предусматривает последовательную организацию работ. При этом основной особенностью является разбиение всей разработки на этапы, причем переход с одного этапа на следующий происходит только после того, как полностью завершены все работы на предыдущем этапе. Каждый этап завершается выпуском полного комплекта документации, достаточной для того, чтобы разработка могла быть продолжена другой командой разработчиков.

     За десятилетия существования каскадной модели разбиение работ на стадии и названия этих стадий менялись. Кроме того, наиболее разумные методики и стандарты избегали жесткого и однозначного приписывания определенных работ к конкретным этапам. Тем не менее, все же можно выделить ряд устойчивых этапов разработки, практически не зависящих от предметной области (рис.1.1):

  • анализ требований заказчика;
  • проектирование;
  • разработка;
  • тестирование и опытная эксплуатация;
  • сдача готового продукта.

Рис. 1.1. Каскадная модель разработки

     На первом этапе проводится исследование проблемы, которая должна быть решена, четко формулируются все требования заказчика. Результатом, получаемым на данном этапе, является техническое задание (задание на разработку), согласованное со всеми заинтересованными сторонами.

     На втором этапе разрабатываются проектные решения, удовлетворяющие всем требованиями, сформулированным в техническом задании. Результатом данного этапа является комплект проектной документации, содержащей все необходимые данные для реализации проекта.

     Третий этап — реализация проекта. Здесь осуществляется разработка программного обеспечения (кодирование) в соответствии с проектными решениями, полученными на предыдущем этапе. Методы, используемые для реализации, не имеют принципиального значения. Результатом выполнения данного этапа является готовый программный продукт.

     На четвертом этапе проводится проверка полученного программного обеспечения на предмет соответствия требованиям, заявленным в техническом задании. Опытная эксплуатация позволяет выявить различного рода скрытые недостатки, проявляющиеся в реальных условиях работы информационной системы.

      Последний этап — сдача готового проекта. Главная задача этого этапа — убедить заказчика, что все его требования выполнены в полной мере.

      Каскадная модель имеет ряд положительных сторон, благодаря которым она хорошо зарекомендовала себя при выполнении различного рода инженерных разработок и получила широкое распространение. Рассмотрим ее основные достоинства.

  • На каждом этапе формируется законченный набор проектной документации, отвечающий критериям полноты и согласованности. На заключительных этапах также разрабатывается пользовательская документация, охватывающая все предусмотренные стандартами виды обеспечения информационной системы (организационное, методическое, информационное, программное, аппаратное).
  • Выполняемые в логичной последовательности этапы работ позволяют планировать сроки завершения и соответствующие затраты.

     Каскадная модель изначально разрабатывалась для решения различного рода инженерных задач и не потеряла своего значения для прикладной области до настоящего времени. Кроме того, каскадный подход хорошо зарекомендовал себя при разработке определенных информационных систем. Имеются в виду системы, для которых в самом начале разработки можно достаточно точно и полно сформулировать все требования, с тем чтобы предоставить разработчикам свободу выбора реализации, наилучшей с технической точки зрения. К таким информационным системам, в частности, относятся сложные расчетные системы, системы реального времени.

      Перечень недостатков каскадной модели при ее использовании для разработки информационных систем достаточно обширен. Вначале просто перечислим их, а затем рассмотрим основные из них более подробно:

  • существенная задержка в получении результатов;
  • ошибки и недоработки на любом из этапов проявляются, как правило, на последующих этапах работ, что приводит к необходимости возврата назад;
  • сложность параллельного ведения работ по проекту;
  • чрезмерная информационная перенасыщенность каждого из этапов;
  • сложность управления проектом;
  • высокий уровень риска и ненадежность инвестиций.

Информация о работе Жизненный цикл информационных систем