Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 22:02, реферат
Задачи данной работы:
1.Рассмотреть сущность понятия «виртуальная занятость»,
2.Определить виды виртуальной занятости,
3.Рассмотреть мировой опыт виртуальной занятости,
4.Определить особенности развития виртуальной занятости в России.
Введение 2
Список ключевых слов 3
Список выявленной литературы 4
Список использованной литературы 9
Сущность понятия «виртуальная занятость» 10
Виды виртуальной занятости 13
Мировой опыт виртуальной занятости 15
Особенности виртуальной занятости в России. 21
Заключение 26
Таким
образом, конкретного определения
понятия «виртуальная занятость» в
современной литературе не даётся. На
основании выше изложенного материала
можно сказать, что виртуальная занятость
– это деятельность, которая характеризуется
отсутствием идентифицированной материальной
структуры, а также отсутствием трудового
коллектива в традиционном понимании
данного слова, между отдельными элементами
наличие сетевых взаимосвязей, основой
работы, чаще всего, выступают компьютерные
и информационные технологии.
Виды виртуальной занятости
Можно выделить несколько видов дистанционной занятости:
Популярные виды телеработы:
I. Работа, связанная с компьютером:
- работа в Интернете программистам, дизайнерам;
- работа в Интернете для пользователей с электронной почтой: обработка писем, приём заказов, переписка;
- работа промоутерам, контент - менеджерам, модераторам по поддержке вэб - ресурсов;
- работа в службе поддержки, удалённая работа в области IT;
-
написание дипломных и
-
надомная работа или
-
надомная работа или
- работа на компьютере (ПК) – набор текста, печать, сканирование материалов;
-
работа на дому для
II. Работа, не связанная с компьютером:
- работа на телефоне, диспетчером на дому, приём заказов;
-
работа на телефоне –
- надомная работа – шитьё, сборка, упаковка, вязание;
-
надомная работа по
-
надомная работа по сборке, склейке
различных комплектующих (
- работа по рассылке рекламной и сувенирной продукции.4
Итак,
в настоящее время выделяют следующие
виды виртуальной занятости: дистанционная
занятость, рассредоточенная по нескольким
местам, надомная работа, внештатная дистанционная
работа, мобильная дистанционная работа
и работа в специально оборудованном офисе.
Мировой опыт виртуальной занятости
Развитие телезанятости в США
По данным организации ITAC (International Telework Assosiation & Council), спонсором деятельности которой является известная крупная американская компания AT&T, в 2001 году в структуре занятости США на долю телеработников приходилось около 21%. Из этого числа основная категория представлена так называемыми надомными телеработниками (24%) и мобильными телеработниками (22%). Около 7% осуществляют телеработу посредством специализированных телецентров.
На
развитие телезанятости в США
оказывают влияние как
Другая американская компания Autodesk в свое время также инициировала пилотный проект, после успешного завершения которого около половины постоянного персонала было вовлечено в программу так называемых "горячих рабочих мест" (hot desking), когда определенное количество общих рабочих мест стало использоваться большим числом сотрудников, но в разное время, когда они оказывались в офисе. Учитывая, что при занятии одним сотрудником одного рабочего места, последнее в течение рабочего дня далеко не всегда используется на 100%, а иногда фактически простаивает и пустует, то новая организация труда привела к экономии на офисных затратах. В первый пилотный проект Autodesk вошли всего 20 сотрудников, в организацию работы которых последовательно внедрили следующие элементы: отсутствие ранее обязательных собраний по средам и пятницам, гибкий режим рабочего времени, внедрение средств связи и телекоммуникаций. В дни, когда сотрудники были освобождены от собраний, вся работа переносилась для выполнения на дом. На 1999 год из 3060 сотрудников компании 46% осуществляли свои должностные обязанности регулярно на принципах удаленной занятости. Аналогичную практику по организации "горячих рабочих мест" использует IBM, в одном из нью-йоркских офисов которой существует правило "80 - 20". В соответствии с ним 800 сотрудников используют только 200 рабочих мест.
Американский опыт IBM распространяется и на филиалы компании в других странах. Так, японское подразделение IBM развивает такое направление телезанятости, как мобильная телеработа. Изначально (с 1995 года) пилотный проект по внедрению мобильных телеработ был опробован на группе из 10 человек, а уже в 1996 году в эксперименте было задействовано более 2000 сотрудников в течение 6 месяцев. На основании пилотных проектов в следующем 1997 голу была запушена официальная программа по организации мобильной телезанятости в отношении 500 сотрудников. К 1998 году количество участников программы достигло 2500 человек, а в 1999 году в компании насчитывалось уже 3800 мобильных телеработников. В основу реализации программы по развитию телеработы изначально закладывались следующие цели: удовлетворение потребностей клиентов, повышение производительности труда, повышение качества трудовой жизни. Еще одной целью, достижение которой стало особо ощутимым для компании, явилось снижение издержек в части оплаты офисных площадей. Владелец земли, на которой располагался один из токийских офисов компании, решил его продать под реализацию отдельного строительного проекта, поэтому в один момент перед компанией остро встал вопрос о возможном переводе части сотрудников в другие офисы, но уже в иных регионах. Перевод части сотрудников в разряд мобильных телеработников сделал выход из этой ситуации максимально эффективным как с точки зрения затрат, так и с точки зрения обязательств по трудовым отношениям перед сотрудниками.
Телеработа в США особенно распространена в северо-восточных и западных штатах, там, где географически сосредоточены крупнейшие деловые и промышленные центры страны. Очень большое распространение телеработа имеет в области сервисного обслуживания, причем телеработа в этой сфере приобретает характер интернациональной занятости (существует даже термин "офшорная телеработа"). В связи с этим можно привести в пример опыт компании Dell, которая объединила отделы обслуживания клиентов из нескольких стран, сконцентрировав их в одном месте в Ирландии. Также в Ирландии посредством организации телецентра обрабатываются клиентские заказы по медицинскому страхованию для американской фирмы по финансовым услугам Signa (в работе задействовано 20 человек в небольшом ирландском городке Луагра, которые обрабатывают около 4000 медицинских страховок ежедневно). Компания American Express также использует этот метод.
Расширение доли телеработников в общей структуре занятости США имеет и еще одну особенность, которая представляется актуальной в свете усиления политической и экономической нестабильности во всем мире. Так, после известных событий 11 сентября 2001 года в США отдельными правительственными структурами стала претворяться в жизнь стратегия, направленная на расширение телеработы в деятельности федеральных служащих. В тот момент для многих служащих Нью-Йорка дистанционная занятость превратилась в реальность. Так, большое количество служащих Пентагона определенное время были попросту отрезаны от офисной работы (многие офисные помещения были затронуты разрушениями). Определенные проблемы в организационные вопросы добавили постоянные перекрытия автомагистралей, пробки на дорогах, мероприятия по обеспечению повышенной безопасности в городе. Регулярно к подобным последствиям также приводят стихийные бедствия. К примеру, в сентябре 2003 года ураган Изабель парализовал жизнь большей части восточного побережья США, когда большинство жителей прибрежных штатов остались без электричества, а во всем регионе было объявлено чрезвычайное положение. Транспортное сообщение (как авиационное, так и железнодорожное) в штатах, затронутых стихией, было практически прервано. В Вашингтоне были закрыты все учреждения правительства США, а глава США Джордж Буш эвакуировался в резиденцию в Кемп-Дэвид. Под влиянием данных факторов были пересмотрены многие подходы к организации работ в учреждениях федеральных служб в сторону расширения телезанятости государственных служащих. В качестве основных препятствий по продвижению телеработы в деятельность государственных служб США выступают чаще всего следующие аргументы: специфика деятельности конкретной организации не предполагает дистанционной удаленности от организации, проблема обеспечения безопасности при удаленном доступе к информации и базам данных, сопротивление изменениям со стороны сотрудников, затраты на дополнительное оборудование и средства коммуникаций. Для решения данных проблем (на момент проведения исследования в 2003 году) в разных федеральных агентствах США проводились обучающие мероприятия по телеработе в отношении руководителей и служащих, осуществлялся своеобразный PR и промоакции, увеличились соответствующие статьи организационных бюджетов на закупку оборудования.
И, как следствие, с апреля 2001 года по 2004 год количество телеработников на государственной службе США увеличилось вдвое. В 2003 году численность государственных служащих, чьи обязанности могли бы полностью или частично выполняться на принципах телеработы, составляла более 750 000 человек, или 43% от общего количества государственных служащих.
Более 100 000 федеральных служащих уже к настоящему времени осуществляют свою трудовую деятельность на принципах телеработы (в 2001 г. - 53 тыс., в 2002 г. - 90 тыс., в 2003 г. - 103 тыс.). Телеработа предоставляет значительные возможности для занятости людей с ограниченными возможностями, инвалидов, для лиц в состоянии временной нетрудоспособности. Так, среди госслужащих в США с 2001 года по 2003 год число таковых выросло почти в 4 раза и составило около 4000 человек.
Хотелось
бы отметить, что развитию новых
форм занятости в США содействует
взвешенная государственная политика,
которая посредством построения правовой
базы создает соответствующие благоприятные
условия. В качестве основополагающих
нормативных актов США, влияющих на распространение
телеработы, можно выделить Закон 1996 года
"The Telecommunications Act", регулирующий условия
по созданию и усилению конкуренции в
области телекоммуникационных технологий.
Определенный импульс развитию телеработы
дает Закон, регламентирующий мероприятия
по снижению уровня загазованности воздуха
в городах, "The Clean Air Act". В частности,
организации, использующие телеработу,
на основании данного закона получают
налоговые льготы. Стоит также отметить,
что в США реализуются многочисленные
проекты по развитию телеработы как на
федеральном уровне, так и на уровне штатов
и отдельных регионов, причем в качестве
проводников идей выступают не только
(и даже не столько) государственные структуры,
а представители американской бизнес-общественности
в лице крупных компаний (AT&T, IBM и др.).5
Развитие телеработы в Европе
За последние три года число телеработников в Европе удвоилось и составило 20 млн человек — так утверждается в отчете, опубликованном обществом Bonn Empirica, которое специализируется на исследованиях в области коммуникаций и технологии. В среднем в странах Евросоюза каждый десятый работник трудится на дому больше одного дня в неделю, но число тех, кто полностью перешел на дистанционную форму труда, составляет только 2% от всей рабочей силы. В Германии, которая лидирует в этой сфере, армия нерегулярных телеработников утроилась: с 2 млн в 1999 году до 6 млн сегодня. В отчете говорится, что гигантский рост числа телеработников происходит не за счет типичных надомников, а благодаря увеличению числа независимых специалистов, состоящих в малых предприятиях, и сотрудников офисов, берущих работу на дом. Аналитик Норберт Коурди (Norbert Kordey) отмечает, что этому явлению в значительной мере способствует рост проникновения интернета, растущая популярность электронной почты и появление все более дешевых ноутбуков. В числе других факторов изменение самого подхода к работе, сделавшее более приемлемым гибкий рабочий график. Согласно результатам опроса с участием 11800 человек из всех стран-членов Евросоюза, а также Швейцарии и США, Европа все еще отстает от Америки, где в процентном отношении к населению в целом число телеработников примерно вдвое больше, чем в Европе. Но Евросоюз догоняет. Второе после Германии место по темпам роста численности людей, работающих на дому, занимает Великобритания. За ней по пятам идут Италия и Ирландия, а Франция, Испания, Люксембург и Португалия замыкают рейтинг — в этих странах наименьшее число телеработников на тысячу жителей.6