Виртуальная занятость

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 22:02, реферат

Описание работы

Задачи данной работы:

1.Рассмотреть сущность понятия «виртуальная занятость»,
2.Определить виды виртуальной занятости,
3.Рассмотреть мировой опыт виртуальной занятости,
4.Определить особенности развития виртуальной занятости в России.

Содержание

Введение 2

Список ключевых слов 3

Список выявленной литературы 4

Список использованной литературы 9

Сущность понятия «виртуальная занятость» 10

Виды виртуальной занятости 13

Мировой опыт виртуальной занятости 15

Особенности виртуальной занятости в России. 21

Заключение 26

Работа содержит 1 файл

Реферат, Девятовская Вероника..docx

— 53.74 Кб (Скачать)

     Таким образом, конкретного определения  понятия «виртуальная занятость» в современной литературе не даётся. На основании выше изложенного материала можно сказать, что виртуальная занятость – это деятельность, которая характеризуется отсутствием идентифицированной материальной структуры, а также отсутствием трудового коллектива в традиционном понимании данного слова, между отдельными элементами наличие сетевых взаимосвязей, основой работы, чаще всего, выступают компьютерные и информационные технологии. 

     Виды виртуальной занятости

     Можно выделить несколько видов дистанционной занятости:

  1. Дистанционная занятость, рассредоточенная по нескольким местам: частично на дому, частично в местах, являющихся собственностью работодателя. Обычно такую работу выполняет квалифицированный, пользующийся полным доверием профессиональный исполнительский персонал. Большая часть таких работ регулируется коллективными договорами.
  2. Надомная работа. Выполняется полностью на дому. Часто включает в себя низкоквалифицированную работу из простых, но повторяющихся операций. Оплата по конечному результату, выполняется почти исключительно женщинами.
  3. Внештатная дистанционная работа. Базируется целиком на надомной работе, но производится внештатными сотрудниками, выполняющими самые разнообразные задания на основе договоров с клиентом. Писательская работа, редактирование, дизайн, компьютерное программирование.
  4. Мобильная дистанционная работа. Применение возможностей новых технологий в традиционных формах деятельности, например, торговые представители, инспектора, инженеры по эксплуатации.
  5. Работа в специально оборудованном офисе. Работа на расстоянии осуществляется на площадях работодателя и субподрядчика. Рабочие помещения обеспечиваются самыми современными телекоммуникациями.3
 

     Популярные  виды телеработы:

     I. Работа, связанная с компьютером:

     - работа в Интернете программистам, дизайнерам;

     - работа в Интернете для пользователей с электронной почтой: обработка писем, приём заказов, переписка;

     - работа промоутерам, контент - менеджерам, модераторам по поддержке вэб - ресурсов;

     - работа в службе поддержки, удалённая работа в области IT;

     - написание дипломных и курсовых  работ, рефератов на заказ;

     - надомная работа или телеработа  для журналистов, писателей –  написание текстов и статей;

     - надомная работа или телеработа  для переводчиков (перевод текста, статей, новостей);

     - работа на компьютере (ПК) – набор  текста, печать, сканирование материалов;

     - работа на дому для бухгалтеров,  юристов.

     II. Работа, не связанная с компьютером:

     - работа на телефоне, диспетчером  на дому, приём заказов;

     - работа на телефоне – телемаркетинг,  проведение опросов;

     - надомная работа – шитьё, сборка, упаковка, вязание;

     - надомная работа по производству  и обработке различных материалов (плитка, полуфабрикаты);

     - надомная работа по сборке, склейке  различных комплектующих (ручки, комплекты, конверты);

     - работа по рассылке рекламной  и сувенирной продукции.4

     Итак, в настоящее время выделяют следующие  виды виртуальной занятости: дистанционная занятость, рассредоточенная по нескольким местам, надомная работа, внештатная дистанционная работа, мобильная дистанционная работа и работа в специально оборудованном офисе. 

     Мировой опыт виртуальной  занятости

     Развитие  телезанятости в США

     По  данным организации ITAC (International Telework Assosiation & Council), спонсором деятельности которой  является известная крупная американская компания AT&T, в 2001 году в структуре занятости США на долю телеработников приходилось около 21%. Из этого числа основная категория представлена так называемыми надомными телеработниками (24%) и мобильными телеработниками (22%). Около 7% осуществляют телеработу посредством специализированных телецентров.

     На  развитие телезанятости в США  оказывают влияние как объективные, так и субъективные факторы. Среди первых наиболее важными являются состояние инфраструктуры, а также уровень развития (и стоимость использования) информационных и телекоммуникационных технологий. В свое время AT&T осуществила два пилотных проекта по широкому внедрению информационных и коммуникационных технологий в деятельность компаний США. Проект включал обучение почти 200 человек (в том числе и государственных служащих) навыкам телеработы, осуществляемой на дому, а также обкатку различных телетехнологии. Что касается самой AT&T, то из 55 000 сотрудников практически половина имеет с работодателем соглашения, регламентирующие их занятость на условиях телеработы. На сегодня это один из самых масштабных прецедентов в области развития телеработы применительно к одной организации. AT&T выступает в качестве спонсора проекта организации ITAC (International Telework Association and Council), которая продвигает концепцию телеработы в американской бизнес-общественности и проводит ежегодный мониторинг развития телеработы в США.

     Другая  американская компания Autodesk в свое время также инициировала пилотный проект, после успешного завершения которого около половины постоянного персонала было вовлечено в программу так называемых "горячих рабочих мест" (hot desking), когда определенное количество общих рабочих мест стало использоваться большим числом сотрудников, но в разное время, когда они оказывались в офисе. Учитывая, что при занятии одним сотрудником одного рабочего места, последнее в течение рабочего дня далеко не всегда используется на 100%, а иногда фактически простаивает и пустует, то новая организация труда привела к экономии на офисных затратах. В первый пилотный проект Autodesk вошли всего 20 сотрудников, в организацию работы которых последовательно внедрили следующие элементы: отсутствие ранее обязательных собраний по средам и пятницам, гибкий режим рабочего времени, внедрение средств связи и телекоммуникаций. В дни, когда сотрудники были освобождены от собраний, вся работа переносилась для выполнения на дом. На 1999 год из 3060 сотрудников компании 46% осуществляли свои должностные обязанности регулярно на принципах удаленной занятости. Аналогичную практику по организации "горячих рабочих мест" использует IBM, в одном из нью-йоркских офисов которой существует правило "80 - 20". В соответствии с ним 800 сотрудников используют только 200 рабочих мест.

     Американский  опыт IBM распространяется и на филиалы  компании в других странах. Так, японское подразделение IBM развивает такое  направление телезанятости, как мобильная телеработа. Изначально (с 1995 года) пилотный проект по внедрению мобильных телеработ был опробован на группе из 10 человек, а уже в 1996 году в эксперименте было задействовано более 2000 сотрудников в течение 6 месяцев. На основании пилотных проектов в следующем 1997 голу была запушена официальная программа по организации мобильной телезанятости в отношении 500 сотрудников. К 1998 году количество участников программы достигло 2500 человек, а в 1999 году в компании насчитывалось уже 3800 мобильных телеработников. В основу реализации программы по развитию телеработы изначально закладывались следующие цели: удовлетворение потребностей клиентов, повышение производительности труда, повышение качества трудовой жизни. Еще одной целью, достижение которой стало особо ощутимым для компании, явилось снижение издержек в части оплаты офисных площадей. Владелец земли, на которой располагался один из токийских офисов компании, решил его продать под реализацию отдельного строительного проекта, поэтому в один момент перед компанией остро встал вопрос о возможном переводе части сотрудников в другие офисы, но уже в иных регионах. Перевод части сотрудников в разряд мобильных телеработников сделал выход из этой ситуации максимально эффективным как с точки зрения затрат, так и с точки зрения обязательств по трудовым отношениям перед сотрудниками.

     Телеработа  в США особенно распространена в  северо-восточных и западных штатах, там, где географически сосредоточены крупнейшие деловые и промышленные центры страны. Очень большое распространение телеработа имеет в области сервисного обслуживания, причем телеработа в этой сфере приобретает характер интернациональной занятости (существует даже термин "офшорная телеработа"). В связи с этим можно привести в пример опыт компании Dell, которая объединила отделы обслуживания клиентов из нескольких стран, сконцентрировав их в одном месте в Ирландии. Также в Ирландии посредством организации телецентра обрабатываются клиентские заказы по медицинскому страхованию для американской фирмы по финансовым услугам Signa (в работе задействовано 20 человек в небольшом ирландском городке Луагра, которые обрабатывают около 4000 медицинских страховок ежедневно). Компания American Express также использует этот метод.

     Расширение  доли телеработников в общей структуре  занятости США имеет и еще  одну особенность, которая представляется актуальной в свете усиления политической и экономической нестабильности во всем мире. Так, после известных  событий 11 сентября 2001 года в США  отдельными правительственными структурами стала претворяться в жизнь стратегия, направленная на расширение телеработы в деятельности федеральных служащих. В тот момент для многих служащих Нью-Йорка дистанционная занятость превратилась в реальность. Так, большое количество служащих Пентагона определенное время были попросту отрезаны от офисной работы (многие офисные помещения были затронуты разрушениями). Определенные проблемы в организационные вопросы добавили постоянные перекрытия автомагистралей, пробки на дорогах, мероприятия по обеспечению повышенной безопасности в городе. Регулярно к подобным последствиям также приводят стихийные бедствия. К примеру, в сентябре 2003 года ураган Изабель парализовал жизнь большей части восточного побережья США, когда большинство жителей прибрежных штатов остались без электричества, а во всем регионе было объявлено чрезвычайное положение. Транспортное сообщение (как авиационное, так и железнодорожное) в штатах, затронутых стихией, было практически прервано. В Вашингтоне были закрыты все учреждения правительства США, а глава США Джордж Буш эвакуировался в резиденцию в Кемп-Дэвид. Под влиянием данных факторов были пересмотрены многие подходы к организации работ в учреждениях федеральных служб в сторону расширения телезанятости государственных служащих. В качестве основных препятствий по продвижению телеработы в деятельность государственных служб США выступают чаще всего следующие аргументы: специфика деятельности конкретной организации не предполагает дистанционной удаленности от организации, проблема обеспечения безопасности при удаленном доступе к информации и базам данных, сопротивление изменениям со стороны сотрудников, затраты на дополнительное оборудование и средства коммуникаций. Для решения данных проблем (на момент проведения исследования в 2003 году) в разных федеральных агентствах США проводились обучающие мероприятия по телеработе в отношении руководителей и служащих, осуществлялся своеобразный PR и промоакции, увеличились соответствующие статьи организационных бюджетов на закупку оборудования.

     И, как следствие, с апреля 2001 года по 2004 год количество телеработников на государственной службе США увеличилось вдвое. В 2003 году численность государственных служащих, чьи обязанности могли бы полностью или частично выполняться на принципах телеработы, составляла более 750 000 человек, или 43% от общего количества государственных служащих.

     Более 100 000 федеральных служащих уже к  настоящему времени осуществляют свою трудовую деятельность на принципах телеработы (в 2001 г. - 53 тыс., в 2002 г. - 90 тыс., в 2003 г. - 103 тыс.). Телеработа предоставляет значительные возможности для занятости людей с ограниченными возможностями, инвалидов, для лиц в состоянии временной нетрудоспособности. Так, среди госслужащих в США с 2001 года по 2003 год число таковых выросло почти в 4 раза и составило около 4000 человек.

     Хотелось  бы отметить, что развитию новых  форм занятости в США содействует взвешенная государственная политика, которая посредством построения правовой базы создает соответствующие благоприятные условия. В качестве основополагающих нормативных актов США, влияющих на распространение телеработы, можно выделить Закон 1996 года "The Telecommunications Act", регулирующий условия по созданию и усилению конкуренции в области телекоммуникационных технологий. Определенный импульс развитию телеработы дает Закон, регламентирующий мероприятия по снижению уровня загазованности воздуха в городах, "The Clean Air Act". В частности, организации, использующие телеработу, на основании данного закона получают налоговые льготы. Стоит также отметить, что в США реализуются многочисленные проекты по развитию телеработы как на федеральном уровне, так и на уровне штатов и отдельных регионов, причем в качестве проводников идей выступают не только (и даже не столько) государственные структуры, а представители американской бизнес-общественности в лице крупных компаний (AT&T, IBM и др.).5 

     Развитие  телеработы в Европе

     За  последние три года число телеработников в Европе удвоилось и составило 20 млн человек — так утверждается в отчете, опубликованном обществом Bonn Empirica, которое специализируется на исследованиях в области коммуникаций и технологии. В среднем в странах Евросоюза каждый десятый работник трудится на дому больше одного дня в неделю, но число тех, кто полностью перешел на дистанционную форму труда, составляет только 2% от всей рабочей силы. В Германии, которая лидирует в этой сфере, армия нерегулярных телеработников утроилась: с 2 млн в 1999 году до 6 млн сегодня. В отчете говорится, что гигантский рост числа телеработников происходит не за счет типичных надомников, а благодаря увеличению числа независимых специалистов, состоящих в малых предприятиях, и сотрудников офисов, берущих работу на дом. Аналитик Норберт Коурди (Norbert Kordey) отмечает, что этому явлению в значительной мере способствует рост проникновения интернета, растущая популярность электронной почты и появление все более дешевых ноутбуков. В числе других факторов изменение самого подхода к работе, сделавшее более приемлемым гибкий рабочий график. Согласно результатам опроса с участием 11800 человек из всех стран-членов Евросоюза, а также Швейцарии и США, Европа все еще отстает от Америки, где в процентном отношении к населению в целом число телеработников примерно вдвое больше, чем в Европе. Но Евросоюз догоняет. Второе после Германии место по темпам роста численности людей, работающих на дому, занимает Великобритания. За ней по пятам идут Италия и Ирландия, а Франция, Испания, Люксембург и Португалия замыкают рейтинг — в этих странах наименьшее число телеработников на тысячу жителей.6

Информация о работе Виртуальная занятость