Средства разработки и применения электронных образовательных ресурсов

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 12:11, курсовая работа

Описание работы

Образование как результат овладения знаниями, формирования и развития умений и навыков в значительной степени определяется процедурами поиска, передачи, накопления, хранения, преобразования и отображения информации. С определенной долей упрощения можно сказать, что образование является процессом информационным. Поэтому под информатизацией образования следует понимать систему мероприятий, направленных на повышение качества и эффективности работы с информацией учебного назначения. В современных условиях эти мероприятия связываются с расширенным применением компьютерной техники и средств телекоммуникации.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….…3
Глава 1.Единая образовательная информационная среда университета……….....8
1.1.Информационное пространство вуза. Понятие…………………………………..8
1.2.Цели создания системы………………………………………………………….…9
1.3.Функциональность ………………………………………………………………..10
Глава 2.Информационное обеспечение электронного обучения…………………...12
2.1.Задачи информационного обеспечения в системе преподаватель-обучаемые-администрация………………………………………………………………………...12
2.2.Что нужно для использования сетевых технологий?...........................................12
2.3.Поиск информации в Интернете………………………………………………….17
2.4.Использование нового оборудования и технологий…………………………….20
Глава 3.Электронные учебно-методические комплексы……………………………22
3.1.Состав учебно-методических комплексов……………………………………….22
3.2.Экономические аспекты создания и использования ЭУМК……………………27
Глава 4.Средства разработки и применения электронных образовательных
ресурсов …………………………………………………………………………………...29
4.1.Основные факторы, влияющие на выбор инструментальной среды для
разработки компьютерных средств обучения…………………………………….....29
Список литературы……………………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Готовый реферат.docx

— 74.88 Кб (Скачать)

       Разница проведения практических занятий при очном и дистанционном видах обучения определяется организацией взаимодействия между обучаемым и преподавателем, а также степенью взаимодействия между обучаемыми. В очном образовании преподаватель может управлять ходом решения задач в реальном времени, направляя обучаемых, комментируя и объясняя типичные ошибки. Взаимодействие между обучаемыми позволяет быстрее находить решения, кроме того, обучаемые получают опыт совместной работы. В заочном образовании, обучаемый получает комплект, состоящий из задачника, задания, методических указаний, примеров решения задач, справочных материалов. Участие преподавателя сводится к проверке полученных по почте решений. Дистанционный вариант проведения практических занятий отличается от заочного возможностью оперативного общения между обучаемым и преподавателем, а также между обучаемыми. Поддержка выполнения типовых расчетов и курсового проектирования похожа на практические занятия, но связана с доставкой больших объемов информационных и справочных материалов обучаемому, а также необходимостью индивидуального взаимодействия с преподавателем для получения консультаций. Здесь при обсуждении взаимодействия обучаемых с преподавателями перечислим просто реализуемые способы  общения между преподавателем и обучаемыми в заочном и дистанционном формах обучения:

       • общение по электронной почте — этот способ общения является предпочтительным, позволяя его участникам читать и подготавливать сообщения в удобное для них время;

       • общение через web-форумы, организуемые на web-серверах учебного заведения, либо средствами ЭУМК — эти средства легко позволяют организовать групповое общение;

       • общение с помощью служб мгновенных сообщений и чатов;

       • видеоконференции, такой вид общения в настоящее время практически неприемлем для учебных заведений по техническим и экономическим показателям, он возможен для корпораций, обладающих собственными магистральными сетями.

       Общение между преподавателем и обучаемым осуществляется с помощью электронной почты, форумов и служб мгновенных сообщений, в ряде случаев при необходимости получения обучаемыми больших объемов данных на CD-ROM целесообразна их пересылка по обычной почте. Учебные ресурсы объемом не более 10 Мб могут быть загружены либо с web - либо ftp-серверов.

       Первые два способа общения являются асинхронными и не требуют присутствия сторон в определенное время и в определенном месте. В свою очередь, общение

между преподавателем и обучаемыми требует определенной системы документооборота и внутренних регламентов, определяющих процедуры  регистрации, хранения переписки, а  также время реакции на сообщение.

       Службы мгновенных сообщений и чаты являются синхронными видами общения и требуют оперативного взаимодействия, а следовательно, жесткого расписания проведения консультаций.

       Взаимодействие с администрацией имеет характер напоминаний, различных извещений, требующих гарантированной доставки, например извещений об оплате учебных материалов. Общение между администрацией и обучаемыми должно в обязательном порядке фиксироваться в системе документооборота и осуществляться с помощью рассылки сообщений по электронной почте с помощью списков рассылки и публикации объявлений на портале учебного заведения.

       Средства взаимодействия между преподавателем и обучаемыми могут быть вынесены из состава ЭУМК и поддерживаться на уровне учебного заведения, например электронную почту, форумы, чаты целесообразно совместно использовать ЭУМК по нескольким дисциплинам.

      Отдельные компоненты ЭУМК, технологии их создания подробно рассматриваются в отдельных главах книги, но несколько слов необходимо сказать о средствах управления ЭУМК. Основным их назначением является индивидуализация представления ЭУМК для конкретного обучаемого и фиксация действий пользователя, включая выставление и хранение оценок.      

 Например, если обучаемый может быть допущен к выполнению лабораторной работы только после сдачи коллоквиума, то у преподавателя должны быть средства, предотвращающие доступ данного обучаемого к лабораторным стендам до сдачи коллоквиума. В ЭУМК должны присутствовать средства распределения индивидуальных заданий для выполнения лабораторных работ. Желательно, чтобы среди средств управления ЭУМК присутствовал инструмент, позволяющий формировать индивидуальные планы изучения дисциплины обучаемыми, включая разделы учебника, лабораторные работы, практические занятия. 
 
 
 
 
 
 

3.2.Экономические  аспекты создания  и использования  ЭУМК

        Существуют три основных подхода к созданию электронных образовательных ресурсов, назовем их условно медийный, игровой и издательский.

        Медийный подход предполагает организацию работ по созданию ресурса по типу производства медийной продукции: кинофильмов и телепрограмм. Главным лицом в таком процессе является продюсер, организующий работу профессиональной команды сценаристов, дизайнеров, редакторов, операторов и программистов. В этой команде авторы учебного контента играют далеко не основную роль, конечный вид ресурса и методы его применения определяются используемыми технологиями. Именно так в настоящее время в основном осуществляется разработка мультимедийных электронных учебников. Из-за большого объема мультимедийного контента в качестве среды распространения таких ЭУМК используются либо CD-ROM, либо DVD. Эксплуатируются они либо индивидуально на локальном компьютере обучаемого, либо в корпоративной сети учебного заведения, их использование через Интернет едва ли целесообразно из-за большого объема трафика, необходимого для передачи мультимедийного контента, а также ограничений по полосе пропускания соединения. Стоимость медийных ЭУМК высокая, такой подход используется только при создании высокотиражных ЭУМК для общеобразовательных дисциплин.

       Игровой подход используется при создании высокоинтерактивных тренажеров и имитаторов с использованием элементов виртуальной реальности. Такой подход применяется для создания имитаторов сложных и дорогостоящих технических систем, включая летательные аппараты, энергетические системы, системы вооружений. Аппаратные и программные средства дают обучаемым практически полную иллюзию взаимодействия с реальной системой, но обладают очень высокой стоимостью. Обычно разработка такого рода электронных ресурсов начинается с создания так называемого «движка», который является моделью изучаемого объекта

и его окружения. На создание такого «движка» уходят годы. Создание тренажеров и имитаторов на основе готового «движка» менее трудоемкий процесс, который сводится к созданию дизайна виртуального окружения, настройке параметров объектов виртуальной реальности и «движка».

       Издательский подход основывается на использовании «подручных» средств, текстовых процессоров, легко осваиваемых систем программирования, пакетов для проведения расчетов. Он позволяет создавать электронные ресурсы собственными силами преподавателей, сотрудников учебного заведения, студентов и аспирантов.

Качество оформления ЭУМК, разработанных с помощью  данного подхода ниже, так как графика и анимация создаются непрофессионалами, в то же время и стоимость производства гораздо ниже.

        Пожалуй, только издательский подход применим к созданию ЭУМК по специальным курсам, их создание в рамках медийного и тем более игрового подхода

вряд ли оправдано  по экономическим причинам.

       При создании ЭУМК необходимо учитывать фактор времени  отечественная высшая школа стареет, возможно, что через пять лет некому будет проводить занятия по ряду специальных дисциплин, что приведет к прекращению подготовки по некоторым специальностям. Одной из возможных мер снятия остроты проблемы является создание в оперативном режиме ЭУМК по специальным дисциплинам с целью фиксации знаний и методического опыта преподавателей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 4

Средства  разработки и применения электронных образовательных  ресурсов

    4.1.Основные  факторы, влияющие на выбор инструментальной среды для разработки компьютерных средств обучения

       Для разработки компьютерных средств обучения используются различные программы, которые обычно называются инструментальными средами (ИС).

       Степень совершенства той или иной ИС определяется возможностями по вводу, редактированию, компоновке учебного материала, включая современные средства мультимедиа и гипертекста, типами упражнений и тестов (с множественным выбором, числовым ответом, конструируемым ответом и др.), удобством пользовательского интерфейса и т.п. Однако все эти «ухищрения» создателей инструментальных сред (систем) предоставляют разработчикам компьютерных средств обучения

(КСО) лишь  потенциальные возможности для  реализации своих дидактических идей. Проектирование КСО является своего рода искусством, и курсы, подготовленные разными авторами в одной инструментальной среде, могут существенно различаться по их дидактической эффективности. В то же время, слабые стороны конкретной ИС могут наложить существенные ограничения на возможность реализации пожеланий автора КСО.

       Прежде чем рассматривать отдельные ИС и проводить их сравнительную оценку для выработки рекомендаций, необходимо более подробно описать требования к отдельным функциям ИС, т.е. определить насколько полно решаются ими как дидактические, так и другие задачи, которые возникают при создании конкретных КСО.

       По назначению КСО делятся:

       • на информационные (электронные конспекты лекций, справочники и др.);

       • средства для практических занятий (задачники, практикумы и др.);

       • компьютерные модели (тренажеры, лабораторные работы, деловые игры и др.);

       • средства для тестирования и контроля знаний, умений и навыков;

       • обучающие (включают в себя все предыдущие).

       Для реализации целевых функций КСО инструментальная среда должна состоять из следующих подсистем (модулей):

       • представления учебной информации;

       • создания (или сборки) и редактирования учебной информации;

       • управления представлением учебной информации (переходы, навигация, оглавления, поиск и др.);

       • организации контроля усвоения знаний, умений, навыков (ЗУН), в том числе:

              ввода и анализа ответов;

              организации сценария контроля ЗУН;

              принятия решения по результатам контроля по одному вопросу и контрольной серии;

       • управления обучением, в том числе:

              управления связями между компонентами КСО; генерации последовательности предъявления тестов;

              управления стратегией обучения;

              сбора и обработки статистики о ходе обучения;

       • инструментария разработчика, включающего в себя средства:

              визуального проектирования и редактирования;

              интерфейса разработчика — панели инструментов, редактирование методом Drag and Drop, справочная система, контекстная справка, работа с шаблонами, мастера создания сложных элементов, печать слайдов и структуры;

              автоматизации процесса создания и отладки учебного курса;

              реализации функций управления проектом и поддержки совместной деятельности коллектива разработчиков;

              реализации функции администрирования (разграничения прав доступа, обеспечения безопасности данных и др.);

              формирования дистрибутива продукта и создания программы его установки;

       • проигрывания учебных материалов с помощью стандартных программ, входящих в состав операционной системы (ОС) или в комплект поставки ОС, например MS Internet Explorer; с помощью специализированных программ—проигрывателей;

       • настройки готового курса преподавателем в зависимости от цели конкретного занятия;

       • доставки содержания КСО учащемуся, разделяющиеся

               на автономные;

               на сетевые, которые, в свою очередь, можно использовать

               в   локальных сетях;

               в глобальных сетях.

        При характеристике инструментальных сред следует учитывать следующие программно-технические и экономические факторы:

       • поддерживаемые вычислительные платформы;

       • требования к минимальной конфигурации вычислительной системы;

       • обеспечение защиты продукта и его компонентов от несанкционированного копирования и использования;

Информация о работе Средства разработки и применения электронных образовательных ресурсов