Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 12:11, курсовая работа
Образование как результат овладения знаниями, формирования и развития умений и навыков в значительной степени определяется процедурами поиска, передачи, накопления, хранения, преобразования и отображения информации. С определенной долей упрощения можно сказать, что образование является процессом информационным. Поэтому под информатизацией образования следует понимать систему мероприятий, направленных на повышение качества и эффективности работы с информацией учебного назначения. В современных условиях эти мероприятия связываются с расширенным применением компьютерной техники и средств телекоммуникации.
Введение………………………………………………………………………………….…3
Глава 1.Единая образовательная информационная среда университета……….....8
1.1.Информационное пространство вуза. Понятие…………………………………..8
1.2.Цели создания системы………………………………………………………….…9
1.3.Функциональность ………………………………………………………………..10
Глава 2.Информационное обеспечение электронного обучения…………………...12
2.1.Задачи информационного обеспечения в системе преподаватель-обучаемые-администрация………………………………………………………………………...12
2.2.Что нужно для использования сетевых технологий?...........................................12
2.3.Поиск информации в Интернете………………………………………………….17
2.4.Использование нового оборудования и технологий…………………………….20
Глава 3.Электронные учебно-методические комплексы……………………………22
3.1.Состав учебно-методических комплексов……………………………………….22
3.2.Экономические аспекты создания и использования ЭУМК……………………27
Глава 4.Средства разработки и применения электронных образовательных
ресурсов …………………………………………………………………………………...29
4.1.Основные факторы, влияющие на выбор инструментальной среды для
разработки компьютерных средств обучения…………………………………….....29
Список литературы……………………………………………………………………….
Выше был рассмотрен поиск в Интернете
с непосредственным использованием поисковых
серверов. В настоящее время популярность
приобретает программное обеспечение,
устанавливаемое на компьютере пользователя
и облегчающее поиск информации, по крайней
мере, в двух направлениях: введенный запрос
на поиск передается не одному, а нескольким
поисковым серверам, программа также облегчает
хранение, анализ и классификацию полученных
данных. В качестве примеров таких программ
можно привести Copernic Agent (http://www.copernic.com/)
или отечественный ДИСКО Искатель (http://disco.ru/russian/
Кроме поисковых серверов общего назначения в Интернет имеются специализированные поисковые серверы, например для поиска рефератов (http://www.referat.ru), товаров и сравнения цен (http://www.price.ru). Для поиска научной информации, включая статьи, книги, публикации в Интернете можно использовать сервис http://www.scirus.com (рис. 7.6).
Отметим также, что поиск в Интернете требует
терпения и навыков, приобретаемых при
проведении поиска.
2.4.Использование нового оборудования и технологий
Основным инструментом в условиях дистанционного образования является стационарный персональный компьютер. Этот компьютер может быть подключен к Интернету или корпоративной сети учебного заведения при использовании сетевых технологий, когда же используются локальные обучающие ресурсы, компьютер может быть, и не подключен к сети.
Использование «экзотического» оборудования, например личных ноутбуков и беспроводных сетей, позволяет проводить занятия в любых аудиториях вуза.
Новые информационные технологии используются не только в специализированных дисплейных классах, которые обычно перегружены, и к которым нужно приспосабливать расписание, но и на обычных практических и лабораторных занятиях. Внедрение данного метода ограничивает только высокая цена ноутбука, едва ли от российского студента можно требовать его приобретения для использования в учебном процессе.
Использование ноутбуков влияет на использование образовательных ресурсов — в условиях очного обучения от учебного заведения потребуется возможность подключения ноутбуков к корпоративной сети учебного заведения и к электрической сети, а также организация беспроводных сетей.
В перспективе гораздо большее влияние на технологию дистанционного обучения и, особенно, на электронные обучающие ресурсы могут оказать использование КПК (карманных персональных компьютеров) и мобильных телефонов.
Особенностью большинства этих устройств является отсутствие клавиатуры, низкое разрешение экрана, специализированные операционные системы, ограниченная производительность процессоров и объем памяти. Тем не менее, эти устройства широко применяются в быту — практически у каждого студента-москвича есть мобильный телефон.
Отметим, что перевод существующих мультимедийных ресурсов на КПК и смартфоны связан с существенными затратами как в области программирования, так и адаптации видео - и аудиоресурсов.
В настоящее время в современные интегрированные системы разработки программного обеспечения встроены средства, позволяющие разрабатывать программные проекты для КПК и смартфонов, но даже в этом случае непосредственный перенос учебных ресурсов с одной платформы на другую чаще всего неосуществим.
Для сетевых электронных ресурсов представляется перспективным трансформационный подход. Каждый фрагмент ресурса хранится в промежуточном формате, например XML, который в настоящее время становится своеобразным компьютерным эсперанто, позволяющим обмениваться данными, понятными не только компьютерным системам, но и людям. Производные от XML языки используются для описания математических и химических формул, деловых документов и даже графических пользовательских интерфейсов.
При обращении обучаемого сервер опознает используемую клиентскую платформу (ПК, КПК, смартфон) и преобразует данные из промежуточного формата в целевой, предназначенный для данного клиента.
Серьезную заявку на
Macromedia Flash представляет собой многообещающую
платформу для разработки программного
обеспечения учебного назначения, особенно
виртуальных лабораторных практикумов,
благодаря прекрасным графическим возможностям
и небольшим исполняемым модулям.
Глава 3
Электронные учебно-методические комплексы
Электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК) — представляют собой объединение учебно-методических, программно-технических и организационных средств, обеспечивающих полную совокупность образовательных услуг (организационных, методических, теоретических, практических, экспериментальных, консультационных и других), которые необходимы и достаточны для изучения конкретной учебной дисциплины и для данной формы обучения (очной, очнодистанционной, дистанционной).
ЭУМК достаточно дорогие продукты и поэтому должны допускать использование при различных видах обучения, например виртуальные лабораторные практикумы можно использовать не только при дистанционной, но и очной и очнодистанционных формах обучения в качестве дополнения к реальным лабораторным практикумам.
Использование ЭУМК позволяет перенести
образовательный процесс из аудиторий
вуза домой студентам, которые могут выполнять
обязательные задания не только по расписанию,
но и в удобное для них время, например
по вечерам и выходные дни, что немаловажно
для современной молодежи, сочетающей
обучение с работой.
3.1.Состав учебно-методических комплексов
ЭУМК должны полностью обеспечивать все виды занятий по дисциплине и включать в себя:
• средства изучения теоретических основ дисциплины (информационная составляющая);
• средства поддержки практических занятий;
• лабораторный практикум, позволяющий проводить занятия при всех поддерживаемых учебным заведением формах обучения;
• средства поддержки выполнения курсовых проектов и расчетных заданий;
• средства контроля знаний при изучении дисциплины;
• средства взаимодействия между преподавателем и обучаемыми в процессе изучения дисциплины;
• методические рекомендации по изучению как всей дисциплины, так и отдельных объектов в ее составе;
• средства управления процессом изучения дисциплины.
Не все перечисленные выше компоненты являются обязательными, например, если по учебному плану не предусмотрено проведение практических занятий, то средства их поддержки могут не входить в ЭУМК.
К информационной составляющей ЭУМК относятся учебники, учебные пособия, задачники, методические разработки. В дальнейшем будем называть их электронными изданиями (ЭИ). Информационная составляющая является электронным аналогом обычных книг и брошюр. Перечислим отличия от обычных книг:
• возможность использования наряду со статическими текстами и изображениями мультимедийных ресурсов (звука и видео);
• возможность оперативного и интеллектуального поиска информации;
• наличие встроенных средств навигации, позволяющих пользователю переходить к основной странице издания, предыдущей, следующей странице издания, просмотреть оглавление всего издания или его раздела. Все сказанное выше моделирует иерархически-линейную структуру издания. Возможно использование и других форм навигации, например «географической» карты издания в случае сетевой структуры издания;
• возможность оперативного внесения изменений после публикации. Электронные издания обычно существуют в различных представлениях. Возможно представление изданий в формате текстового процессора, например Word, публикация издания в переносимом формате, например Adobe PDF. Следующей формой публикации ЭИ является публикация во Всемирной паутине в формате HTML1. По сравнению с форматами текстовых процессоров выразительные возможности данного вида публикации несколько беднее, чем возможности текстовых процессоров, однако их вполне хватает для решения практически всех задач обучения. Здесь же необходимо отметить и существенно отличающиеся требования к публикации во Всемирной паутине, в локальной сети и на рабочем месте
пользователя. Связано это с различающейся на порядки пропускной способностью каналов передачи данных. Если размер порции данных (кадра ЭИ), доставляемых пользователю за один раз не должен превышать 100 кб для издания, публикуемого во Всемирной паутине, для локальной сети это могут быть несколько сотен килобайт, для локальной публикации — мегабайты. Основным инструментом для работы с ЭИ, публикуемых во Всемирной паутине является браузер. Следует отметить, что, несмотря на наличие стандартов, основные браузеры по-разному отображают одну и ту же информацию, особенно динамическую, более того, для отображения информации на некоторых устройствах, например карманных компьютерах
и смартфонах используются различные технологии. Все это приводит к необходимости создания набора версий одного и того же издания или преобразования одного представления в другое. Магистральным путем для динамического преобразования различных видов представлений электронных изданий являются технологии XML, которые позволяют описывать структуру и взаимоотношение различных фрагментов документов в форме, которая легко воспринимается как компьютерами, так и пользователем. На базе XML разрабатываются различные языки, позволяющие описывать воспроизведение различных видов информации, например MathML используется для описания и представления математических формул, а SMIL — мультимедийных ресурсов. Таким образом, ЭИ должны допускать многовариантное представление, возможно, с различной функциональностью для работы с помощью различных пользовательских агентов. Минимальный состав версий ЭИ должен обеспечивать работус ЭИ на персональном компьютере и распечатку его на бумаге. Электронное представление ЭИ позволяет хранить их на любых электронных носителях и доставлять через сеть. Следует отметить, что ЭИ — это наименее трудоемкая составляющая ЭУМК.
Лабораторные практикумы представляют собой наиболее трудоемкую и спорную составляющую ЭУМК. Дело в том, что лабораторные работы, выполняемые на компьютере дистанционно, не всегда и не во всем равнозначны работам, выполняемым на реальном оборудовании. Использование дистанционных лабораторных практикумов существенно зависит от учебной дисциплины и требует вдумчивой
методической проработки, определяется преподавателями-предметниками, соответствующими методическими советами. При создании лабораторных практикумов используются либо реальное оборудование, доступ к которому осуществляется дистанционно, либо модели изучаемых процессов и оборудования.
В первом случае обучаемый дистанционно взаимодействует с реальным оборудованием, что требует весьма значительных затрат. Кроме того, не любое оборудование и технологические процессы позволяют осуществлять доступ группам обучаемых (нельзя одновременно и независимо управлять одним и тем же оборудованием нескольким обучаемым, это требует мультиплексирования и накладывает определенные ограничения на характерные времена протекающих процессов).
Во втором случае модели позволяют обучаемому получать доступ к процессам и оборудованию, использование которых в учебных заведениях практически невозможно, дают возможность произвольно менять временные масштабы изучаемых процессов. В то же время обучаемый при проведении виртуальных лабораторных работ взаимодействует не с реальным оборудованием и технологическими процессами, а с моделью, адекватность и подробность которой зависят от реализации. К достоинствам этого подхода необходимо отнести низкие требования к аппаратным средствам, возможность использования в сетевом и локальном вариантах.
Выбор подхода к созданию лабораторного практикума определяется особенностями учебной дисциплины, а также материальными, финансовыми и кадровыми возможностями организации.
В техническом образовании практические занятия в основном посвящены решению различных задач, поэтому для проведения их необходимы:
• подборка задач;
• примеры решения типовых задач;
• методические указания по решению задач;
• консультации преподавателя;
• справочная информация;
• средства решения задач (компьютерные модели, средства проведения инженерных расчетов).
Информация о работе Средства разработки и применения электронных образовательных ресурсов