Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 18:47, курсовая работа
Сегодня наука и технология развиваются столь стремительно, что образование зачастую не успевает за ними. Например, для того, чтобы успешно выступать на Российских олимпиадах по информатике, надо серьёзно заниматься, начиная с начальной школы. Ведущие вузы и фирмы, работающие в области информационных технологий, – МГУ, МФТИ, МИФИ, Intel и др. – стараются привлечь школьников к научной деятельности, причём с всё более раннего возраста. Для этого проводятся конкурсы, викторины, олимпиады и другие мероприятия.
Введение
Глава 1. Теоретические основы организации внеурочной деятельности по информатике
1.1. Сущность внеурочной деятельности в школе
1.2. Цель и задачи внеурочной деятельности по информатике
1.3. Содержание внеурочной деятельности по информатике
1.4. Формы внеурочной деятельности по информатике
1.5. Кружок по информатике как форма внеурочной деятельности в школе
Выводы по 1 главе
Глава 2. Создание электронного учебного пособия «Программируем в среде Scratch» для учащихся 5-6 классов во внеурочной деятельности
2.1. Описание среды программирования Scratch. Особенности программирования в среде Scratch
2.2. Структура ЭУП «Программируем в среде Scratch»
2.3. Методика работы с ЭУП «Программируем в среде Scratch»
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Приложение 1. Описание среды программирования Scratch
Приложение 2. Программа кружка по информатике «Программируем в среде Scratch»
Одной из главных концепций языка Scratch, является развитие собственных задумок с первой идеи до конечного программного продукта. Для этого в Scratch имеются все необходимые средства:
– стандартные для языков процедурного типа: следование, ветвление, циклы, переменные, типы данных (целые и вещественные числа, строки, логические, списки – динамические массивы), псевдослучайные числа;
– объектно-ориентированные: объекты (их поля и методы), передача сообщений и обработка событий;
– интерактивные: обработка взаимодействия объектов между собой, с пользователем, а также событий вне компьютера (при помощи подключаемого сенсорного блока);
– параллельное выполнение: запуск методов объектов в параллельных потоках с возможностью координации и синхронизации;
– создание простого интерфейса пользователя.
Вместе с тем в Scratch пока отсутствуют такие важные компоненты языка вообще и объектно-ориентированного языка в частности, как процедуры и функции, передача параметров и возвращение значений (кроме как через глобальные переменные), рекурсия, определение классов объектов, наследование и полиморфизм, обработка исключений, текстовый ввод и файловый ввод и вывод. Однако не вызывает сомнений, что в ближайшем будущем язык пополнится этими и, вероятно, некоторыми другими компонентами. Как мы видим, Scratch действительно имеет богатые возможности. При этом для начала его изучения не требуется ничего (на первых порах), кроме умения читать, поскольку программа составляется из готовых цветных блоков. Этому уровню соответствуют практически все первоклассники.
Одной из важнейших
особенностей проекта Scratch является большое
постоянно действующее
Уже в начальной
школе дети легко могут освоить
такие понятия как «
Scratch берет все
лучшее от вычислительной
Основные особенности Scratch:
• Блочное программирование. Для создания программ в Scratch, вы просто совмещаете графические блоки вместе в стеках. Блоки сделаны так, чтобы их можно было собрать только в синтаксически верных конструкциях, что исключает ошибки. Различные типы данных имеют разные формы, подчеркивая несовместимость. Вы можете сделать изменения в стеках, даже когда программа запущена, что позволяет больше экспериментировать с новыми идеями снова и снова.
• Манипуляции данными. Со Scratch вы можете создать программы, которые управляют и смешивают графику, анимацию, музыку и звуки. Scratch расширяет возможности управления визуальными данными, которые популярны в сегодняшней культуре – например, добавляя программируемость, похожих на Photoshop фильтров.
• Совместная работа и обмен. Сайт проекта Scratch предлагает вдохновение и аудиторию: вы можете посмотреть проекты других людей, использовать и изменить их картинки и скрипты, и добавить ваш собственный проект. Самое большое достижение – это общая среда и культура, созданная вокруг Scratch.
Scratch предлагает
низкий пол (легко начать), высокий
потолок (возможность
Когда учащиеся работают над проектом в Scratch, они имеют шанс выучить важные вычислительные концепции, такие как повторения, условия, переменные, типы данных, события и процессы. Scratch уже был использован для представления этих понятий учащимся различных возрастов, от элементарной школы до колледжа. Некоторые учащиеся перешли от традиционных, текстовых, языков программирования, после того, как им показали программирование в Scratch.
Scratch – проект
с открытым исходным кодом,
но закрытой командой
2.2. Структура ЭУП «Программируем в среде Scratch»
При разработке такого средства, как электронное учебное пособие, нужно учитывать следующие обстоятельства:
• электронное учебное пособие предназначено не только для обучения собственно предмету, оно должно служить средством изучения методов и способов работы и с другими информационными системами;
• электронное учебное пособие должно соединять в себе существующие возможности и справочно-информационных систем, и систем автоматизированного контроля и обучения;
• электронное учебное пособие, в отличие от бумажного, позволяет точнее учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося за счёт вариативного изложения материала и организации обратной связи;
• основная цель применения компьютеров - повышение эффективности за счёт автоматизации механических операций, таких как проверка решения типовых задач, поиска нужной информации и т.п.;
• необходимы средства адаптации электронного учебного пособия к конкретному учебному процессу, поскольку невозможно предсказать, каким именно образом разработка будет использоваться во время обучения;
• электронное
учебное пособие должно предоставлять
возможности разработки дополнительных
компонентов самого разного назначения
и их интеграции в среду пособия.
В то же время использование электронны
ЭУП состоит из двух подсистем: информационной (содержательная часть) и
программной (программная часть). В информационную часть входят следующие компоненты:
указаний студентам по изучению курса; методических рекомендаций преподавателям по использованию ЭУП в учебном процессе;
В функциональный состав программной подсистемы ЭУП включены следующие компоненты:
ЭУП «Программируем в среде Scratch» предназначено для учеников 5-6 классов средней общеобразовательной школы для изучения пропедевтики языков программирования.
2.3. Методика работы с ЭУП «Программируем в среде Scratch»
Электронный сборник «Программируем в среде Scratch» ориентирован на учеников 5-6 классов средней школы и учителей информатики. Разработан согласно программе кружка по информатике «Программируем в среде Scratch» для учащихся 5-6 классов.
Целью электронного сборника является:
Электронный сборник не сложен в обращении. Вся информация изложена в доступной форме. С данным сборником легко может работать даже тот человек, который «не силен» в вычислительной технике. Сборник запускается в автоматическом режиме с диска, файлом «index.html». Запуск осуществляется практически через любой браузер, например, Internet Explorer, Mozilla Firefox, Safari, Opera и другие.
Заключение
Анализ учебников
и учебных пособий показал
то, что программирование учащимися
5-6 классов средней школы должно
тесно идти с развитием творческого
потенциала учащихся. Одним из способов
организации учебной деятельнос
В настоящее
время информатику начинают изучать
уже в начальной школе. Возникает
вопрос: можно ли в 5-6 классах средней
школы детей обучать
Можно, но при соблюдении следующих условий:
Такая программная среда, в основе которой лежит язык программирования Scratch, была разработана группой ученых из Массачусетского технологического института (MIT).
На основе анализа
учебников и возможностей программы
нами сделан вывод, что обучение учащихся
5-6 классов средней школы
Для того чтобы дети эффективно усваивали знания в новой области, необходимо наличие мотивации. А мотивация учебной деятельности возникает, если они чувствуют личную заинтересованность в приобретении знаний для достижения своей цели. Scratch позволяет создавать проекты, которые интересны различным возрастным группам от 8 до 16 лет и старше – интерактивные презентации, мультфильмы, компьютерные игры, программы-тренажеры с использованием графики и мультимедиа.
…………………..
Список литературы
1). Асаинова, А.
Ж. Формирование учебно-
2). Белова, Г.В. Программирование в среде ЛОГО. Первые шаги./ Белова Г.В. – М.: Солон, 2007
3). Бочкин А.И. Методика преподавания информатики. - Минск: Высшая школа, 1998. - 431с.
4). Великович Л., Цветкова М. Программирование для начинающих./ Великович Л., Цветкова М. – М.: Бином, 2007
5). Гейн А.Г. и др. Основы информатики и вычислительной техники.10-11 кл. - М.: Просвещение, 1993. - 224 с.
6). Еремин, Е.А. Газета «Информатика». Среда Scratch – первое знакомство./ Еремин Е.А. – М.: Первое сентября, 2008 – №20 (573) – С. 17–24.
7). Ершов А.П., Звенигородский Г.А., Первин Ю.А. Школьная информатика (концепции, состояние, перспективы). - Новосибирск: ВЦ СО АН СССР, 1979.
8). Калечиц Т.Н., Кейлина З.А. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися. - М.: Просвещение, 1980. - 87 с.
9). Кравченко Г.Г., Цалюк В.З. Выбор программных средств для изучения в курсе информатики // Информатика и образование. - 1998. - № 7. - С.93-99.
10). Краля, Н. А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: Учебно-методическое пособие/ Под ред. Ю. П. Дубенского. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. 59 с.
11). Кузнецов А.А. Развитие методической системы обучения информатике в средней школе: Автореф. дисс... докт. пед. наук. - М., 1988. - 47 с.
12). Леднев B. C., Кузнецов А.А., Бешенков С.А. О теоретических основах содержания обучения информатике в общеобразовательной школе // Информатика и образование. - 2000. - №2. - С.13-16.
13). Леднев B. C., Кузнецов А.А., Бешенков С.А. Состояние и перспективы развития курса информатики в общеобразовательной школе // Информатика и образование. - 1998. - № 3. - С.76-78.
14). Малев В.В., Малева А.А. Внеклассная работа по информатике: Учебно-методическое пособие для студентов физико-математического факультета. - Воронеж: ВГПУ, 2003. - 152с. - (Серия "Теория и методика обучения информатике").
15). Малев В.В., Малева А.А. Внеклассная работа по информатике: Учебно-методическое пособие для студентов физико-математического факультета. В 2-х ч. - Ч.I. Дидактические основы внеклассной работы. - Воронеж: ВГПУ, 2001. - 64 с.
16). Малев В.В., Малева А.А. Внеклассная работа по информатике: Учебно-методическое пособие для студентов физико-математического факультета. В 2-х ч. - Ч.П. Методика вне классной работы по информатике. - Воронеж: ВГПУ, 2002. - 128 с.