Синтаксические меры оценок информации

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 15:37, контрольная работа

Описание работы

Синтаксические меры оценок информации.
Какие этапы включает стадия подготовки решения.
Классификация ИС по степени автоматизации.
Программного обеспечения ИС.
Определение CRM-системы.

Работа содержит 1 файл

КРит.docx

— 68.48 Кб (Скачать)

 

План

 

  1. Синтаксические меры оценок информации.
  2. Какие этапы включает стадия подготовки решения.
  3. Классификация ИС по степени автоматизации.
  4. Программного обеспечения ИС.
  5. Определение CRM-системы.

 

  1. Синтаксические меры оценок информации

 

С точки зрения информатики  информация – это концептуально  связанные между собой данные, сведения, понятия, которые изменяют наше представление о явлениях и  предметах окружающего нас мира. В информатике наряду с информацией  еще употребляют понятие данных.

Данные – диалектическая составная часть информации. Они  представляют собой зарегистрированные сигналы. Методы регистрации могут  быть разными: перемещение физических тел, изменение их формы или других параметров, изменение химического  состава, электрических и магнитных  характеристик и т.д. Данные могут  храниться транспортироваться и  на носителях разного вида. Самым  распространенным из них является бумага. На бумаге информация отображается путем  изменения оптических характеристик  ее поверхности. Изменение оптических свойств предмета также используется в устройствах, которые используют лазерный луч для записи на пластмассовой поверхности (CD-ROM). В виде носителей, использующих изменение магнитных свойств выступают магнитные ленты и диски. Регистрация данных путем изменения химического состава поверхности используется в фотографиях.

Понтия данные и информация тесно связаны между собой  и с методом обработки. Данные несут в себе информацию о событиях. Но эти два понятия не тождественны между собой. Информация – продукт взаимодействия разных данных и соответствующих им методов.

Если рассматривать информацию с точки зрения информатики, то наиболее важными являются следующие ее свойства: объективность и субъективность. Понятие объективности является относительным, потому что методы обычно носят субъективный характер. Более  субъективной является та информация, методы которой являются менее субъективными. Например, при наблюдении снимка какого-нибудь предмета или явления мы можем  получить более объективную информацию, чем при наблюдении за рисунком предмета или явления, сделанного человеком  от руки.

Адекватность информации – это наиболее важная ее характеристика для потребителя, определенный уровень соответствия создаваемого с помощью полученной информации образа реальному объекту, процессу, явлению. Но в реальной жизни кажется невозможным рассчитать полную адекватность информации, ведь всегда существует какая-либо неопределенность.

Адекватность информации может выражаться в трех различных  формах: семантической, синтаксической, прагматической. Синтаксическая отображает формально-структурные характеристики информации, но не затрагивает ее смысла. На этом уровне рассматривается тип носителя данной информации, способ ее представления, ее размеры и т.д. Семантическая отображает соответствие между образом этого предмета и самим предметом. Здесь учитывается смысловое содержание. Эта форма непосредственно связана с практическим применением информации.

 

Меры информации

информация компьютер кодовый символический

Как и каким способом можно  объективно измерить количество информации и вообще возможно ли это? Для измерения  информации вводятся два понятия: объем  данных – V и количество информации – I. Эти параметры имеют разные выражения и интерпретацию в зависимости от рассматриваемой формы адекватности. Каждой форме адекватности соответствует своя мера количества информации и объема данных.

Синтаксическая мера –  это мера информации, которая оперирует  с обезличенной информацией, не выражающей смыслового отношения к объекту. Объем данных (Vд) измеряется количеством символов в сообщении. В различных системах счисления один символ имеет разный вес:

  • В двоичной системе единицей измерения является бит
  • В десятеричной системе счисления единица измерения – дат

Количество  информации I на синтаксическом уровне нельзя определить без рассмотрения понятия неопределенности состояния системы. На самом деле, получение информации о какой-нибудь системе всегда связано с изменением степени осведомленности получателя о состоянии этой системы. Рассмотрим этот пример подробнее. Пусть до получения информации получатель имеет какие-то предварительные (априорные) сведения об этой системе a. Мерой его неосведомленности о данной системе является функция H(a). После получения какого-нибудь сообщения, получатель получает некоторое количество дополнительной информации Ib(a), и степень его предварительной неосведомленности уменьшается так, что неосведомленность после получения сообщения b (апостериорная) снижается до Hb(a). Количество информации, полученной из сообщения b, будет равно Ib(a) = H(a) – Hb(a). Другими словами можно сказать, что количество информации изменением степени неосведомленности о данной системе.

Информация часто кодируется кодами той или иной системы счисления. Особенно актуальный характер это носит при представлении информации в компьютере. Естественно, что одно и то же количество символов (разрядов) в разных системах счисления может передать разное число состояний отображаемого объекта. Это можно представить в виде соотношения:

N = mn

 N – число возможных отображаемых состояний, m – основание системы счисления, n – число разрядов) Наиболее часто используемые системы – это двоичная и десятичная. Единицами измерения в этих случаях – это бит и дит. Коэффициент информативности (Y) сообщения определяется отношением количества полезной информации в данном сообщении к общему объему данных, причем 0Y1. С увеличением Y уменьшается объем работы по преобразованию информации в системе. Поэтому обычно стремятся увеличить информативность и для этого разрабатываются специальные методы.

Семантическая мера – мера информации для измерения ее смыслового содержания. Для этого используют такое понятие, как тезаурус пользователя, которое показывает нам совокупность информации, которой владеет данный пользователь или система. Максимальное количество семантической информации получатель получает при согласовании ее со своим тезаурусом, когда эта информация является полезной и понятной для получателя и несет ранее не известные сведения. Относительной мерой количества семантической информации служит коэффициент содержательности С. Он равен отношению величины семантической информации к ее объему.

Прагматическая мера информации – это мера информации, которая определяет полезность (ценность) данной информации для достижения получателем поставленной цели. Например, в экономике прагматические свойства информации можно определить приростом экономического эффекта функционирования, который достигнут использованием этой информации для управления системой.

 

Качество  информации

 

Возможность и эффективность использования  информации зависит от ее качества: репрезентативность, содержательность, достаточность, достоверность, актуальность, доступность, своевременность, точность, устойчивость. Репрезентативность информации связана с правильностью ее формирования и отбора в целях наиболее полного и адекватного отражения свойств предмета. Достаточность информации означает, что она содержит минимальный, но достаточный для правильного принятия решений набор показателей. Актуальность характеризуется степенью сохранения ценности информации для управления в момент ее использования. Точность информации характеризуется степенью ее близости к реальным свойствам объекта Достоверность определяется ее свойством отображать реально существующие черты объекта с необходимой точностью. Следует отметить, что такие качества информации, как репрезентативность, достаточность, содержательность целиком определяются на методическом уровне разработки информационных систем.

 

 Классификация  и кодирование информации

 

Важным  понятием при работе с информацией  является классификация объектов. Классификация  – система распределения объектов по классам в соответствии с некоторыми общими их признаками. Под объектом понимается предмет или явление материального и нематериального мира. Применительно к информации как к объекту классификации выделенные классы называют информационными объектами. Например, всю информацию о человеке можно классифицировать по многочисленным информационным объектам, которые характеризуются общими свойствами: фамилия, имя, отчество; дата рождения; место рождения; пол; возраст и т.д. Классификатор – это систематизированный свод наименований и кодов классификационных группировок. При классификации широко используется классификационный признак и его значение, они позволяют установить сходства и различия между объектами.

Иерархическая система классификации

Иерархическая система классификации информации строится следующим образом:

  • Исходное множество элементов составляет 0-й уровень и делится на классы (группировки), которые образуют 1-й уровень.
  • Каждый класс первого уровня в соответствии со своим классификационным признаком делится на подклассы, образующие 2-й уровень.
  • Каждый класс 2-го уровня образует соответствующие уровни 3-го класса и т.д.

В иерархической  системе классификации каждый объект на любом уровне должен быть отнесен  к одному классу, который характеризуется конкретным значением выбранного классификационного признака. Для последующей группировки в каждом классе нужно задать свои классификационные признаки и значения. Количество уровней классификации, которое соответствует числу признаков будет характеризует глубину классификации.

К достоинствам иерархической системы классификации относятся: простота построения и использование независимых классификационных признаков в различных ветвях иерархической системы. Недостатки: жесткая система, приводящая к сложности внесения изменений, так как приходится перераспределять все классификационные группировки, а также невозможность группировать объекты по заранее не предусмотренным сочетаниям признаков.

Например, поставлена задача создать классификационную систему для объекта «Факультет» какого-либо ВУЗа, которая позволит классифицировать признаки студентов по следующим признакам: факультет, возраст студентов, их пол, и т.д

  • 1-й уровень: выбирается признак – название факультета.
  • 2-й уровень: выбирается признак – возраст, имеющий три градации: до 20 лет, от 20 до 30 лет, от 30 лет
  • 3-й уровень: выбирается признак – пол.
  • 4-й уровень: выбирается признак – наличие детей у женщин т.д.

Фасетная система классификации

Фасетная система классификации в отличие от иерархической позволяет выбирать признаки классификации независимо как друг от друга, так и от семантического содержания классифицируемого объекта. Признаки классификации называются фасетами. Каждый фасет (Фi) содержит совокупность однородных значений данного классификационного признака. Причем значения в фасете могут располагаться в произвольном порядке, хотя предпочтительнее их упорядочение.1

 

  1. Какие этапы включает стадия подготовки решения

 

Принятие  решений, так же как  и  обмен  информацией, - составная часть любой управленческой  функции. Необходимость принятия  решений возникает на  всех  этапах  процесса  управления, связана со  всеми участками и аспектами управленческой  деятельности и является  её  квинтэссенцией. Поэтому так важно понять  природу и сущность  решений.

   Попытаемся  дать  сначала  самую  общую характеристику. Обычно в процессе какой – либо деятельности возникают ситуации, когда человек или группа людей сталкивается с необходимостью выбора одного из нескольких возможных вариантов действия. Результат этого выбора и будет являться решением. Таким образом решение – это выбор альтернативы.

Каждому из нас ежедневно приходится десятки  раз что – то выбирать, на собственном  опыте развивая способности и  приобретая навыки принятия решений. Примеров можно привести множество: выбор  одежды из имеющегося гардероба, выбор  блюд из предложенного меню.

   Любому поступку индивида или действию коллектива предшествует принятое решение. Решения являются универсальной формой поведения как отдельной личности, так и социальных групп. Эта универсальность объясняется сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности. Однако, несмотря на универсальность решений, их принятие в процессе управления организацией существенно отличается от решений, принимаемых в частной жизни.

   Что же отличает управленческие (организационные) решения?

Цели. Субъект  управления (будь то индивид или  группа) принимает решение исходя не из своих собственных потребностей, а в целях решения проблем  конкретной организации.

Информация о работе Синтаксические меры оценок информации