Разработка алгоритмов различной структуры с помощью программных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 15:30, курсовая работа

Описание работы

Практика программирования показала необходимость научно обоснованной методологии разработки и документирования алгоритмов и программ. Алгоритм может быть предназначен для выполнения его человеком или автоматическим устройством. Создание алгоритма, пусть даже самого простого, - процесс творческий. Он доступен исключительно живым существам. Эта методология должна касаться анализа исходной задачи, разделения ее на достаточно самостоятельные части и программирования этих частей по возможности независимо друг от друга.

Содержание

Введение.......................................................................................................................
Разработка алгоритмов...........................................................................................
Понятие алгоритма и его свойства..................................................................
Виды представления алгоритмов....................................................................
Линейные алгоритмы.......................................................................................
Ветвящиеся алгоритмы....................................................................................
Циклические алгоритмы..................................................................................
Используемые программные средства..................................................................
Pascal..................................................................................................................
Excel...................................................................................................................
Система MathCad..............................................................................................
Решение задач.........................................................................................................
Задание № 1.......................................................................................................
Задание № 2.......................................................................................................
Задание № 3.......................................................................................................
Задание № 4.......................................................................................................
Задание № 5.......................................................................................................
Задание № 6.......................................................................................................
Задание № 7.......................................................................................................
Задание № 8.......................................................................................................
Задание № 9.......................................................................................................
Задание № 10..................................................................................................
Задание № 11..................................................................................................
Задание № 12..................................................................................................
Заключение...................................................................................................................
Список литературы.................................

Работа содержит 1 файл

Курсовая1.docx

— 454.90 Кб (Скачать)
ign="justify">     var x, dx, Z, q: real;

           k: integer;

     begin

           textbackground(15);

           textcolor(16);

           clrscr;

           write(‘ Введите переменную х:‘);

           readln(x);

           write(‘Введите шаг изменения х: dx=’);

           readln(dx);

           writeln;

           k:=0;

           while q < 400 do begin

                 q:=exp(x-1)+x;

                 Z:=q*(cos(3*x)+sin(5*x));

                 k:=k+1;

                 x:=x+dx;

                 q:=exp(x-1)+x;

           end;

           writeln(‘x= ’,x:0:3);

           writeln(‘q= ’,q:0:3);

           writeln(‘Z= ’,Z:0:3);

           writeln(‘k= ’,k:0:3);

           readln;

      end. 

      Этап 6. Отладка программы. 

Рисунок 17. Результат работы программы “Zadacha7”. 
 

Этап 7. Анализ результатов.

      Процесс решения задачи распределяется между  двумя субъектами: программистом  и компьютером. Программист составляет алгоритм (программу), компьютер его  исполняет. В традиционной математике такого разделения нет, задачу решает один человек, который составляет алгоритм решения задачи и сам выполняет  его. Сущность алгоритмизации не в том, что решение задачи представляется в виде набора элементарных операций, а в том, что процесс решения  задачи разбивается на два этапа: творческий (программирование) и не творческий (выполнение программы). И  выполняют эти этапы разные субъекты – программист и исполнитель.

      3.8 Задание № 8.

 
 

      Этап 1. Постановка задачи.

      Решить  в Excel 

Учебная

литература

Количество  учебной литературы
Январь Февраль Март Апрель Май
  1. 1. Пособия
12 13 27 34 42
  1. 2. …
         
 

     Найти:

  1. Общее число выпущенной литературы в каждом месяце.
  2. Среднее число выпущенной литературы в каждом месяце.
  3. % выпуска учебной литературы в каждом месяце текущего года.
  4. Построить диаграмму выпуска учебной литературы за полугодие.
 
 

     Этап 2. Алгоритмизация.

    1. Заполняем начало таблицы, как показано в задании;
    2. Заполняем еще 3 строки данными по учебной литературе;
    3. Записываем в ячейку G2 «Всего»;
    4. В ячейку G3  вводим формулу =B3+C3+D3+E3+F3, которая вычисляет сумму;
    5. Подводим курсор к правому нижнему углу ячейки G3, за появившийся квадратик протягиваем до ячейки G7;
    6. Записываем в ячейку H2 «Среднее число»;
    7. В ячейку H3  вводим формулу =(B3+C3+D3+E3+F3)/5, которая вычисляет среднее число;
    8. Внизу после исходных данных отводим две строки для вычисления: а) Суммы по столбцам; б) % выпуска учебной литературы.
    9. Записываем в ячейку А7 «Всего»;
    10. В ячейку В7  вводим формулу =B3+B4+B5+B6, которая вычисляет сумму;
    11. Записываем в ячейку А8 «% выпуска»;
    12. В ячейку В8  вводим формулу =B7/$G$71, которая вычисляет %;

    13) Выделяем  ячейки с В3 по F7 и на основе их строим гистограмму:  Вставка-диаграмма-гистограмма выбираем вид и нажимаем Далее;

    14)  Редактируем данные гистограммы. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     Этап 3.Результат.       

 Таблица 3. Результаты вычислений к заданию №8.                               

Учебная литература Количество  учебной литературы
Январь Февраль Март Апрель Май Всего Среднее число
1. Пособия 12 13 27 34 42 128 25,6
2. Учебники 29 33 48 38 54 202 40,4
3. Методические указания 10 9 7 15 14 55 11
4. Брошюры 124 137 115 148 130 654 130,8
Всего 175 192 197 235 240 1039 207,8
% выпуска 16,84% 18,48% 18,96% 22,62% 23,10%    
 
 

Рисунок 18. Гистограмма по данным таблицы № 3. 
 
 
 
 

      3.9 Задание № 9.

 

      Этап 1. Постановка задачи.

      Построить графики функций f(x) в Excel:

      a)  б)  

      Этап 2. Алгоритмизация.

  1. В ячейки А1 и А2 записываем X и Y соответственно;
  2. В столбец, где  записан Х, вводим произвольные числа;
  3. В столбец, где записан Y, для каждого X вводим формулу для

    вычисления  а), т.е.  =(2*(A2^2)-6)/(A2-2),

    а для  б) вводим формулу следующим образом:

    =ЕСЛИ2(D2<0;((ABS3(D2)/(1+D2^2))*EXP4(-2*D2));КОРЕНЬ5(1+D2^2));

  1. Вставка диаграмма-график и нажимаем Далее;

      5)  Редактируем данные графиков. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Этап 3. Результат. 

а)  

Таблица 4. Данные выражения «а».

б)  

Таблица 5. Данные выражения «б».

x y
-5 -6,285714286
-4,5 -5,307692308
-4 -4,333333333
-3,5 -3,363636364
-3 -2,4
-2,5 -1,444444444
-2 -0,5
-1,5 0,428571429
-1 1,333333333
-0,5 2,2
0 3
0,5 3,666666667
1 4
1,5 3
2  
2,5 13
3 12
3,5 12,33333333
4 13
4,5 13,8
5 14,66666667
 
x y
-2 21,83926001
-1,5 9,270247811
-1 3,694528049
-0,5 1,087312731
0 1
0,5 1,118033989
1 1,414213562
1,5 1,802775638
2 2,236067977
2,5 2,692582404
3 3,16227766
3,5 3,640054945
4 4,123105626
4,5 4,609772229
5 5,099019514
 
   

 

Рисунок 19. График «а». 
 

 

Рисунок 20. График «б». 
 
 

      3.10 Задание № 10.

 

      Этап 1. Постановка задачи.

      Вычислить значение выражения в Mathcad: при x = 3 с точностью до 7 десятичных знаков. 

      Этап 2. Алгоритмизация.

  1. В меню Format-Result…  в опции Number Format зададим число десятичных знаков после запятой. По условию задачи их должно быть 7.
  2. Щелкнув мышью по свободному месту в рабочем документе,  введем с клавиатуры символы х := и зададим значение 3.
  3. Щелкнув мышью по свободному месту в рабочем документе,  введем с клавиатуры формулу вычисления.
  4. Для получения результата вводим f(x)=  и на экране отобразится результат вычисления с заданной точностью.
 

      Этап 3. Результат. 

                                          

                                       

                                                 

Рисунок 21. Результаты вычисления задания №10. 

      Mathcad читает и выполняет введенные  выражения слева направо и  сверху вниз, поэтому нужно следить,  чтобы выражение для вычисления  располагалось правее или ниже  определенных для него значений  переменных.

      3.11 Задание № 11.

 

     Этап 1. Постановка задачи.

      Определить  функцию , вычислить ее значение при , построить таблицу значений для х [2; 12]  с шагом 1 и построить график функции. 

      Этап 2. Алгоритмизация.

  1. Согласно требованиям системы  зададим формулу вычисления функции и получим ее значение при    х = 2.9;
  2. Mathcad допускает дискретные аргументы со значениями, расположенными от любого значения до любого другого значения и меняющимися с произвольным шагом;
  3. Переменная  х - имя дискретного аргумента. Это должно быть простое имя. Никакие нижние индексы или функциональные определения не допустимы.

    Число 1 – первое значение, принимаемое аргументом х;

    Число 2 – второе значение в диапазоне. Обратите внимание, что это не размер шага. Размер шага в нашем примере 1,  а это разница между 2 и 3. Если опустить запятую и Число 2, то Mathcad примет размер шага равным 1 в подходящем направлении;

  1. Щелкнув по свободному месту в рабочем документе, введите с клавиатуры f(x)=.  В результате под именем функции появится таблица значений функции;
  2. Для получения графика функции щелкнем по свободному месту в рабочем документе, затем - по кнопке  в панели математических инструментов и, в открывшейся панели, щелкнем по кнопке ;
  3. Курсор установлен в помеченной позиции возле оси абсцисс. Введем с клавиатуры имя аргумента, затем щелкнем по помеченной позиции возле оси ординат, введем с клавиатуры f(х) и щелкнем вне прямоугольной рамки.
  4. На экране отобразился график заданной функции.
 
 

     Этап 3. Результат.

              

Рисунок 22. Результат вычислений задания № 11.

      3.12 Задание № 12.

 

     Этап 1. Постановка задачи.

      Исследуйте  и, если решение существует, найдите  по формулам Крамера  решение системы Ах=В. 

        
 
 

      Этап 2. Решение.

      Из  курса линейной алгебры известно, что метод Крамера заключается  в вычислении определителей, с помощью  которых находятся неизвестные. Справедливо следующее утверждение. Если определитель D = detA матрицы системы Ах=В отличен от нуля, то система имеет единственное решение x1, х2, ..., xn, определяемое формулами Крамера хi =D/Di, где Di определитель матрицы n-го порядка, полученной из матрицы системы заменой i-го столбца столбцом правых частей. 

      Алгоритмизация.  

      1. Установим режим автоматических  вычислений и режим отображения  результатов вычислений.

Информация о работе Разработка алгоритмов различной структуры с помощью программных средств