Психологические проблемы безопасности компьютерных игр в школьном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 16:15, контрольная работа

Описание работы

Наше время характерно стремительным развитием информационных и компьютерных технологий, которые существенно перестраивают практику повседневной жизни. Сегодня ребенок живет уже в мире отличном от того, в котором выросли его родители. Эти тенденции проявляются и в таких традиционных сферах, как игра и игрушки. Развитие индустрии электронных и компьютерных игр ставит перед психологией новые вопросы: о том, какое влияние они оказывают на развитие ребенка, можно ли эту деятельность назвать игрой, в каком отношении она стоит к традиционной сюжетно-ролевой игре.

Содержание

Введение 3
Понятие «игры» 5
Компьютерная игра: учим или играем? 8
Классификация компьютерных игр 9
Воздействие компьютерных игр на психику детей 12
Следует ли детям использовать компьютеры в школе? 16
Психологические последствия компьютерных игр 22
Как преодолеть негативные последствия компьютерных игр 23
Заключение 26
Список использованной литературы 28

Работа содержит 1 файл

Проблемы психологической безопасности компьютерных игр.doc

— 124.00 Кб (Скачать)

     Благодаря этим новым технологиям, которые  естественно, будут совершенствоваться, специальные знания по ЭВМ (различные языки программирования, методы разработки программ и т.д.) будут требоваться лишь от ограниченного круга специалистов. Учитывая такие прогнозы, зачем принуждать всех детей к изучению подобных специальных вопросов?

     Стоит подчеркнуть, в будущих экспериментах  не следует  делать упор на введение различных технических «новинок», превращающих начальную школу в открытый рынок для новый технологий. Педагогика начальной школы призвана сегодня критично подходить к меняющейся действительности, окружающей детей в высоко технолизированном мире. При этом следует объективно изучать и сравнивать как негативные воздействия, так и позитивные дидактические возможности новых технологий, чтобы выработать ориентированную на будущее методику и практику построения учебных занятий в начальной школе.

 

      Психологические последствия  компьютерных игр

 

     Психологические последствия компьютерной игры – проблема, появившаяся относительно недавно в связи  с повсеместным распространением компьютеров и игровых компьютерных систем. Психологические последствия компьютеризации как научная проблема заявили о себе впервые, когда возникла новая информационная технология в трудовой, научной деятельности в обучении. В условиях компьютеризации игровой деятельности существенные изменения, отражающие закономерности овладения средством деятельности, каковым должен явиться компьютер, происходит, прежде всего, в познавательной сфере учащегося. С одной стороны, компьютер является сложным объектом познания, овладение которым предъявляет более высокие требования к организации деятельности и ее структурированности, то есть определенной зрелости интеллектуальных структур (цель- средство- результат). С другой стороны, становясь средством, компьютер позволяет реализовать такие потенциальные возможности, которые в традиционных условиях не могут проявиться. На этапе овладения компьютером со всей очевидностью проявляются погрехи педагогического воспитания и обучения, которые были совершены на стадии овладения способом действия с реальным предметом или предметом – заместителем [1,2].

     Таким образом, с одной стороны, компьютерные игры требуют наличия определенного  уровня познавательной активности и  ее интенсивности, а с другой стороны  сам компьютер является мощнейшим  источником развития, как познавательной активности, так и других интеллектуальных чувств учащегося – любознательности, удовлетворенности результатом своей деятельности, а также волевых качеств, позволяющих сохранить и удержать процесс игры.

 

     Как преодолеть негативные последствия компьютерных игр

 

     Мы  останавливались на некоторых позитивных моментах увлеченности компьютерными  играми. Теперь рассмотрим вопросы  негативных последствий, в том числе  зависимости от компьютерных игр. Приведём мнение психолога Разумовой Т.

     Мы  живём в довольно опасное время, нельзя сказать, что в любое другое время опасности для жизни ребёнка было меньше. Видимо, каждому поколению уготовано такое испытание, которое в состоянии преодолеть душа человека. И именно на души наших детей обрушился виртуальный мир. Раз такое случилось, значит, дети способны будут разобраться, что есть добро, а что есть зло. Психологи и педагоги, должны донести до детей, какое пагубное воздействие на психическое и физическое здоровье оказывают в большинстве своём современные игрушки, компьютеры [7].

     Компьютер сейчас называют драконом, питающимся детскими душами. Ребёнку свойственна  любознательность, он устремляется ко всему новому, захватывающему и часами проводит время за компьютером. Родители довольны, ребёнок занят, не болтается по дворам, а вот о последствиях не хочется думать. Чем же пагубно увлечение компьютерными играми?

     Во-первых, электронное излучение оказывает  вредоносное воздействие на организм ребенка, грозя, как уверяют врачи, мозговыми нарушениями, эндокринными заболеваниями, раковыми опухолями, снижением иммунитета и так далее. Нормы излучения в компьютерных классах (а тем более в компьютерных клубах) превышены, как показали замеры в школах, от 2 до 50 раз.

      Во-вторых, психическое напряжение вызывает у  детей стрессовое состояние. Сам по себе компьютер ни хорош, ни плох, он лишь инструмент, но вот его начинка – вредна. И основной вред – это вред духовный: перестройка сознания ребенка (а в него изначально природой заложено гармоничное сознание) в сторону дисгармоничного мировоззрения, что побуждает и насаждает в детской душе страсти гнева, зависти.

     Возьмём, к примеру, дум-образные компьютерные игры. В них чудовищ огромное множество, они появляются каждую секунду в  ужасающих обличиях (мутанты, гибриды, человекороботы, мифические чудовища, гигантские насекомые, скелеты и тому подобное). Часто они, используя разнообразное оружие, «отнимают» жизнь у игрока (количество очков), и можно услышать: «У меня осталось 10 процентов жизни». Либо он, либо они – так стоит вопрос. Сравнить можно разве что с кошмарным сном [7].

     В играх-единоборствах игроку дается возможность участвовать в компьютерных играх, драках, сражениях. Кто кого? И летят оторванные головы, ноги, руки. Графика в играх сравнима с телеизображением, поэтому воспринимается всё достаточно натурально. Заметим, что природой ребенку даны любовь и гармония, ему по его сути не присущи злоба и агрессия, и если он увлечен подобными играми, это говорит, прежде всего о том, что он ушел от своей сути.

     Как же ему разобраться самому, ведь какая среда нас окружает, такую информацию мы впитываем и согласно ей развиваемся.

     У ребенка быстро формируется психологическая  зависимость от игры, она отчуждает  от общения со взрослыми в семье, со сверстниками. Такой ребенок живет  в иллюзорном мире и не принимает реальной жизни, требующей даже от детей самоотдачи, целеустремленности.

     То  есть реальный мир куда обременительнее  виртуального, и дети живут погруженные  в этот мир. Чувство самосохранения у ребенка притуплено или вовсе  отсутствует после постоянного контакта со смертью на экране.

     Развивается меркантильность детского сознания. Далее развивается вестернизация, за которой стоит культ силы, экспансии, агрессии в сочетании с романтизацией  криминальной жизни. Нарастает тенденция  к танатизации – мотивам смерти, гибели всего живого на земле, уничтожения природы, экологической катастрофы, а также тенденция к сексологизации – циничному отношению к интимной стороне жизни взрослых, озабоченность вопросами секса.

     Что же может спасти наших детей от нашествия виртуального мира? Наверное, прежде всего ограничение с раннего возраста безобидных электронных игр, игрушек, а с годами – ограничение времени компьютерных занятий, объяснение всей пагубности их. Общение и коллективные игры со сверстниками необходимы для психического развития детей.

 

      Заключение

 

     По  итогам моей работы можно сделать  следующие выводы. Достоинства компьютерных игр связывают, прежде всего, с повышением мотивации к деятельности. Подчас и сам ПК рассматривается учащимися (особенно в младшем школьном возрасте) как игрушка, которая вместе с новизной теряет и свою привлекательность.

     Потребность личности в игре и способность  включаться в игру характеризуется  особым видением мира и не связаны  с возрастом человека.

     Игра  – это сложное социально-психологическое  явление, при достаточно осознанном отношении она становится средством стрессового контроля, самообновления, самосовершенствования, преодоления внутреннего конфликта, а также стимулирования приподнятого настроения.

     Даже  самая хорошая компьютерная игра при неудачном применении в процессе обучения может принести вред.

     Особенностью  компьютерных игр является то, что  в качестве одного из игроков выступает  компьютер.

     Многие  педагоги считают, что использовать компьютеры в школе следует. У некоторых имеются возрождения философского или чисто практического характера. Однако все согласны с тем, что какая-то адаптация школы к компьютерному веку необходима.

     У ребенка быстро формируется психологическая  зависимость от игры, она отчуждает  от общения со взрослыми в семье, со сверстниками.

     Что же может спасти наших детей от нашествия виртуального мира? Наверное, прежде всего ограничение с раннего возраста безобидных электронных игр, игрушек, а с годами – ограничение времени компьютерных занятий, объяснение всей пагубности их. Общение и коллективные игры со сверстниками необходимы для психического развития детей.

     Американская  медицинская ассоциация советует родителям  не подпускать детей к экранам компьютеров более чем на два часа в день, вне зависимости от того, смотрит ли ребенок мультфильмы или играет в игры

 

      Список использованной литературы

 
     
  1.  Белавина И.Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр. – Вопрос психологии. – 1993. - №3.
  2. Белавина И.Г. Психологические последствия компьютеризации детской игры. – Информатика и образование. – 1991. - №3.
  3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991г.
  4. Гордеева А. В. Увлеченность компьютерными играми: психологический аспект. – К. – 2004.
  5. Кон И.С. Социология личности. – М., 1997.
  6. Новые информационные технологии в дошкольном образовании / ред. Горвиц Ю.М. – М.: Линка – Пресс, 1998. – 328 с.
  7. Разумова Т. Компьютерный яд. // Наука и жизнь. – № 6. – 2002.
  8. Руденский Е.В. Психологическая феноменология патологии личности. – Новосибирск: Институт патологии личности, 
    1999. – 232 с.
  9. Шмелев А.Г. Мир поправимых ошибок. Вычислительная техника и ее применение. Компьютерные игры. –1988, №3 27
  10. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978.
  11.   http://www.sunhome.ru/psychology/15757
  12.   http://www.glazmed.ru/news/news-0016.shtml

Информация о работе Психологические проблемы безопасности компьютерных игр в школьном возрасте