Психологические проблемы безопасности компьютерных игр в школьном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 16:15, контрольная работа

Описание работы

Наше время характерно стремительным развитием информационных и компьютерных технологий, которые существенно перестраивают практику повседневной жизни. Сегодня ребенок живет уже в мире отличном от того, в котором выросли его родители. Эти тенденции проявляются и в таких традиционных сферах, как игра и игрушки. Развитие индустрии электронных и компьютерных игр ставит перед психологией новые вопросы: о том, какое влияние они оказывают на развитие ребенка, можно ли эту деятельность назвать игрой, в каком отношении она стоит к традиционной сюжетно-ролевой игре.

Содержание

Введение 3
Понятие «игры» 5
Компьютерная игра: учим или играем? 8
Классификация компьютерных игр 9
Воздействие компьютерных игр на психику детей 12
Следует ли детям использовать компьютеры в школе? 16
Психологические последствия компьютерных игр 22
Как преодолеть негативные последствия компьютерных игр 23
Заключение 26
Список использованной литературы 28

Работа содержит 1 файл

Проблемы психологической безопасности компьютерных игр.doc

— 124.00 Кб (Скачать)

     Раньше, лет 8-10 назад, эффект мерцания относили на счет недостаточно качественных мониторов. С тех пор качество мониторов принципиально улучшилось, но теперь мерцание «обеспечивают» современные «стрелялки», в которых для достижения лучшего визуального эффекта применяется быстрая смена цветовой палитры. И, наконец, самая важная рекомендация: каждый час, проведенный за стрелялками-бродилками, нужно прерываться на 15-минутный перерыв. Причем родители, считает доктор, должны проследить, чтобы ребенок не смотрел в это время телевизор, а занимался чем-нибудь более креативным — например, рисовал, раскрашивал или читал. Однако у нас значительное число детей и подростков играет в компьютерные игрушки в специальных клубах, персоналу которых, разумеется, и в голову не приходит следить за соблюдением какого-либо режима.

     Практика  показывает, что дети с легкостью учатся управляться с клавиатурой и мышкой даже в том случае, если впервые увидели компьютер гораздо позже, чем все остальные в классе. Родители склонны гордиться достижениями своего чада, поэтому, увидев, как мастерски управляется с мышкой их трехлетний малыш, испытывают восторг. Однако спустя год или два, когда ребенок подрастает, родители неожиданно замечают, что за это время он так и не научился ничему новому — он просто продолжает играть и кликать по одним и тем же ссылкам. В раннем возрасте умственные способности развиваются в процессе взаимодействия с окружающим миром, а вовсе не потому, что ребенком управляет электронная машина, отвлекающая его  от  других  видов  деятельности,  которые  более  полезны  для  развития [4].

     Специалисты обеспокоены психологическим состоянием детей, увлекающихся компьютерными играми с элементами насилия. И неспроста. Недавние исследования подтвердили: чем больше подросток привык убивать в виртуальном мире, тем опаснее он ведет себя в реальности. Психологи считают: чтобы снизить у ребенка градус агрессивности, нужны жесткие меры.

     Одна  из главных тем многолетней работы профессора психологии Крэга Андерсона  — исследования, связанные с компьютерными  играми и их воздействием на психику. Андерсон выступает среди сторонников введения жесткого контроля над насилием в играх.

     Недавно профессор закончил анализ более 130 исследований, проведенных психологами  разных стран и посвященных этой животрепещущей теме, и представил обобщенный отчет. Работа охватила более 130 тысяч человек, и результаты изучения этой выборки, по словам Андерсона, последовательно и четко подтверждают, что насилие в играх делает детей более агрессивными, независимо от их возраста, пола или культуры. Оно снижает проявления эмпатии (способности к сопереживанию) и «просоциального» поведения. «Сейчас с почти полной уверенностью мы можем сказать, что независимо от конкретного экспериментального метода, независимо от того, представители какого общества и культуры (западной или восточной) исследуются, результат получается одинаковый, — заявляет Крэг Андерсон. — Воздействие насилия в видеоиграх повышает риск проявления агрессии как в кратковременном, так и долговременном масштабе».

     Помимо  самого Андерсона, в анализе приняли  участие еще семеро ученых, включая видных исследователей видеоигр японцев Акико Шибуи и Нобуко Ихори. Анализ охватил эксперименты, в которых участвовали добровольцы самых разных возрастов — от начальной школы до колледжа. В него были включены и длительные исследования, которые позволяют оценить долговременный эффект от пристрастия к игровому насилию. «Слишком страшных эффектов мало, — успокаивает Андерсон, — но они есть, и они отнюдь не настолько малы, чтобы можно было их отбросить. Насилие в видеоиграх — это, безусловно, фактор риска. При этом, хочу заметить, он довольно легко может контролироваться родителями — в отличие от многих других факторов, повышающих агрессию, таких, к примеру, как генетическая склонность или бедность».

     Андерсон  с коллегами заключают, что полученные ими обширные научные данные должны возыметь самое серьезное влияние на общественные дебаты по вопросу насилия в видеоиграх, а также на контроль над их разработкой и распространением. «Для общества пора перестать задаваться вопросом «Имеются ли от этого реальные и серьезные эффекты?» — поясняет профессор, — Ответ на него получен и не раз. Теперь стоит перейти к решению более конструктивных задач. Например, как облегчить родителям воспитание здоровых и добрых детей, учитывая все особенности культуры современного мира, его законов?»

     Андерсон  говорит, что, прежде чем эти научные  исследования произведут какие-то изменения  в законодательстве, разумеется, пройдет  немалый срок. А что же сейчас — все останется по-старому?

     Профессор дает рекомендации родителям, как им изменить ситуацию и уберечь психику детей: «Вы контролируете, что ест ваш ребенок? Точно так же старайтесь поступать и с видеоиграми, в которые он играет, по крайней мере, дома. Найдите весомые аргументы для того, чтобы объяснить ребенку, почему некоторые игры ему запрещены»[11].

     Американская  медицинская ассоциация намеревается включить зависимость от компьютерных игр в перечень психических отклонений, используемый в американской медицине при официальной диагностике  заболеваний. По мнению медиков, опасность  заболевания возникает, если человек проводит за компьютерными играми более двух часов в день.

     Кроме того, Американская медицинская ассоциация настаивает на изменении системы  рейтингов оценки видеоигр (ESRB) и  советует родителям не подпускать детей  к экранам более чем на два  часа в день, вне зависимости от того, смотрит ли ребенок мультфильмы  или играет в игры [12]. 

 

     Следует ли детям  использовать компьютеры в школе?

 

     Многие  педагоги считают, что да. У некоторых  имеются возрождения философского или чисто практического характера. Однако все согласны с тем, что  какая-то адаптация школы к компьютерному веку необходима.

     Общество  претерпевает быстрые и фундаментальные  перемены в структуре и областях деятельности. Корни многих изменений кроются в новых способах создания, хранения передачи и использования информации. Мы находимся в состоянии перехода от индустриального века к информационному. Это означает, в частности, что все большее число людей все чаще сталкивается с необходимостью обработки постоянно возрастающего объема информации.

     Компьютерные  и коммуникационные технологии являют собой вполне очевидные проявления информационной революции. Поэтому становится понятным тот пристальный интерес, который проявляют к компьютерной грамотности педагоги, занимающиеся поисками путей адаптации школы к современному миру. Все большее число родителей, учителей и учащихся приходят к убеждению, что результате полученных знаний о компьютерах и приобретенных навыков работы на них дети будут лучше подготовлены к жизни и материальному благополучию в меняющемся мире.

     Часть людей убеждены в том, что компьютер  предоставляет новые возможности для творческого развития детей и их учителей, позволяет освободиться от нудного традиционного курса обучения и разработать новые идей и средства выражения, дает возможность решать более интересные и сложные проблемы.

     Центральным фундаментом в пользу введения курса компьютерной грамотности для учащихся младших классов является принцип равноправного доступа к образованию. Если ставится задача научить детей использовать возможности вычислительной техники, изучение компьютеров не может быть уделом только старшеклассников.

     Ряд педагогов сомневаются в реальности достижения целей компьютерной грамотности в младших классах. Некоторые из них считают, что компьютеры представляют не что иное, как еще одно средство отвлечения внимания детей в классе. Другие настаивают на том, что невозможно подготовить учителей к использованию компьютеров на уроках и компетентному обучению детей компьютерной грамотности без серьезной профессиональной подготовки их в области вычислительной технике. Третьи выражают опасение, что постоянное использование компьютеров в школе приведет к такому положению, когда цельное поколение людей не сможет складывать и вычитывать числа, если не будет рядом компьютера. Одним из серьезных аргументов против включения компьютеров в содержание  школьного обучения является столь быстрое развитие вычислительной техники, что даже постоянно обновляемая программа будет хронически  отставать от него.

     Еще более серьезным возражением  является то обстоятельство, что дети будут гораздо меньше общаться друг с другом, поскольку значительную часть времени они будут проводить за компьютером. В этой связи выражается опасение, что дети, привыкшие к общению с компьютерами, будут оказывать более высокое предпочтение таким формам общения, которым свойственны точность и четкость, а не интуиция или неоднозначность, которые необходимы для искусства и гуманитарных видов деятельности.

     Философия, состоит в том, что у школы  нет иного выбора, кроме как  адаптация ее к информационному  веку. Ознакомление с вычислительной техникой является только частью такой адаптации. Основная же цель адаптации в том, что детей необходимо научить обрабатывать информацию, решать задачи, общаться с людьми и понимать суть изменений, необходимых в обществе.

     Если  компьютеры обладают теми мощными интеллектуальными качествами, которые им приписываются, то ими можно вполне воспользоваться для достижения  и этой цели. Цели компьютеризации обучения и содержание учебно-образовательной деятельности  в школе должны быть интегрированы на уроках математики, общественных дисциплин, естествознания и родного языка.

     Такая интеграция не может быть завершена  в течение одного года или стать  результатом реализации какого-то проекта  или однократного пересмотра программы курса обучения. Наоборот, это процесс, у которого нет конца. Он содержит совокупность общих целей компьютеризации  учебного процесса, реализация которого возможна в результате совместной работы администрации, учителей и педагогов, специализирующихся на разработке программ обучения. Реализация этих целей будет варьироваться от школы к школе, от одного школьного предмета к другому, от учителя к учителю, от одного года обучения к другому. Но важно отметить, что все эти вариации будут происходить в рамках общих целей, рассматриваемых в определенной последовательности, что позволит каждому ученику из года в год пополнять свои знания и формировать новые практические навыки работы на компьютерах на основе ранее приобретенного опыта. Основные методы и подходы к решению задач, способы машинной обработки информации и социальные аспекты компьютеризации будут постепенно усложняться и обсуждаться различными способами в течение всего цикла обучения на уроках математики, естествознания, общественных дисциплин и родного языка. В такой ситуации компьютер станет средством распространения и обмена информации между учениками и учителями. Если же компьютерная деятельность на уроке ориентирована на  поддержку традиционного курса обучения, то в этом случае она не только не будет отвлекать детей от школьного предмета, а скорее будет способствовать развитию у ребенка повышенного интереса к нему. В том случае, когда основное внимание уделяется принципам обработки информации и решения задач, а не техническим тонкостям устройства компьютера, риск создания таких учебных курсов, которые безнадежно устаревают еще до того, как по ним начинают учить детей, будет меньше.

     Компьютер является лишь точкой фокуса для тех  изменений в содержании обучения, которые должны быть осуществлены в качестве ответной реакции на сдвиги, которые происходят в мире.

     По  сравнению с прошлым в наше время пользоваться компьютером  стало намного проще, для них характерно «дружественное» по отношению к пользователю программное обеспечение с простым меню и легко выполняемыми инструкциями, а информация представляется с помощью четких графических изображений и звуковых эффектов. Чтобы заставить компьютер делать то, что вы хотите, теперь вовсе необязательно владеть программированием. Нас повсюду окружает новая техника, и для современных детей компьютер сегодня страшен не более чем стереосистема.

     Программирование, конечно, интересная и занимательная  штука (и к тому же хороший способ развития навыков решения задач), однако уметь  программировать или  знать, как отремонтировать компьютер  пользователю совсем необязательно. Ведь не всякий обычный водитель является одновременно и опытным автомехаником.

     Конечно, существуют основы, которые должны знать дети, пользующиеся компьютером. Они должны научиться сохранять файлы, знать клавиатуру, знать правила обращения с дисками и т.д.

     Для разработки нового высококачественного программного обеспечения совершенно необходимо тесное сотрудничество квалифицированных специалистов по программному обеспечению и опытных педагогов начальных классов. Именно для самых младших школьников следует требовать создания самого лучшего, дидактически продуманного и мотивированного программного обеспечения.

     Сеймур  Пейперт ответил на вопрос, требуется  ли младшим школьникам языки программирования,  в своей известной книге «Озарения» однозначно: «Да». Специально для детей он придумал язык ЛОГО. Тем не менее, чтобы получить обоснованный ответ на поставленный вопрос, необходимы эксперименты. Учитывая современный уровень развития вычислительной техники, мы склонны к отказу от обучения экспериментальному программированию в младшем школьном возрасте. Главная мысль о работе С. Пейперта – дать ребенку возможность управлять компьютером, а не превращать ребенка в подручного машины. Сегодня, благодаря новой технике этот замысел можно реализовать более простым методом. С помощью «мыши» и меню младшие школьники могут творчески работать со сложными графическими программами, текстовыми редакторами и программами  компьютерной верстки, не имея даже навыков программирования.

Информация о работе Психологические проблемы безопасности компьютерных игр в школьном возрасте