Прокат музыкальных компакт-дисков

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 18:54, курсовая работа

Описание работы

Цель – создать модель данных по теме курсовой работы «Прокат музыкальных компакт-дисков»;
Задачи: Основной задачей БД «Прокат музыкальных компакт-дисков» является быстрое и удобное распознавание о том когда и кем был взят компакт-диск.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Описание проекта базы данных
1.1. Цели и задачи курсовой работы……………………………………………………………4
1.2. Описание выбора продукта для реализации базы данных……………………………….4
Глава 2. Реализация проекта базы данных………………………………………………………...6
2.1. Схема данных………………………………………………………………………………..6
2.2. Структура таблиц……………………………………………………………………………7
2.3. Интерфейс проекта………………………………………………………………………….8
2.3.1. Формы…………………………………………………………………………………..8
2.3.1.1. Главная кнопочная форма………………………………………………………...8
2.3.1.2. Форма «Каталог»...……………..……….………………………………………...9
2.3.1.3. Форма «Клиенты»….…………………..….……………………………………...9
2.3.1.4. Форма «Прокат»…………..……………………………………………………..10
2.3.2. Запросы………………………………………………………………………………..10
2.3.2.1. Категория «Запрос на диски»……..……………..……………………………...10
2.3.2.2. Категория «Запрос на прокат»…………………..………………………............10
2.3.2.3. Категория «Запрос на клиентов»…..……………………………………………10
2.3.3. Отчеты………………………………………………………………………………...12
2.3.3.1. Категория «Отчет о прокате» ……..…………………………………….……...12
2.3.3.2. Категория «Отчет о дисках»……...…………………..…………………............13
2.3.3.3. Категория «Отчет о клиентах»………………………………………………….13
Глава 3. «Ввод БД в эксплуатацию»………………………………………………………………14
3.1. Документирование проекта базы данных……………………………………………….14
3.2 Порядок ввода в эксплуатацию базы данных……………………………………………14
3.3.Оценка эффективности выполненного проекта базы данных…………………………..17 Вывод……………………………………………………………………………………………….18 Список использованной литературы……………………………………………………………..19
Приложение
1. Руководство пользователя по работе в БД…………………………………………………..20
2. Руководство администратора по работе в БД………………………………………………23

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 1.81 Мб (Скачать)

 

 

 

 

 

Рисунок 4. Форма «Жанр»

 

2.3.1.4. Форма «Прокат»

Служит формой для ввода информации инициалов клиента, наименования компакт-диска, дату взятия и возврата компакт-диска

Рисунок 5. Форма «Прокат»

 

2.3.2. Запросы

   Запросы служат для извлечения данных из таблиц и предоставления их пользователю в удобном виде. С помощью запросов выполняют такие операции как отбор данных, их сортировку и фильтрацию. С помощью запросов можно выполнять преобразования данных по заданному алгоритму, создавать новые таблицы, выполнять автоматическое наполнения таблиц данными, импортированными из других источников, после создания таблиц, выполнять простейшие вычисления в таблицах и многое другое  

В данном проекте имеется три запроса:

      Запрос на диски;

      Запрос на клиентов;

      Запрос на прокат;

 

2.3.2.1. Категория «Запрос на диски»

   Результат запроса представляет собой таблицу, которая заполняется согласно критериям, сформированным в запросе     

Рисунок 6. Запрос «Возврат»

2.3.2.2. Категория «Запрос на клиентов»

Данный запрос выбирает из главной таблице все строки, вводим известные данные.

Рисунок 7. Запрос «Запрос на клиентов»

 

Результат запроса представляет собой таблицу, которая заполняется согласно критериям, сформированным в запросе.

Рисунок 8. Результат Запроса «Запрос на клиентов»

 

2.3.2.3. Категория «Запрос на прокат»

Данный запрос выбирает из главной таблице все строки, вводим известные данные.

 

 

 

Рисунок 9. Запрос «Запрос на прокат»

 

Результат запроса представляет собой таблицу, которая заполняется согласно критериям, сформированным в запросе

Рисунок 10. Результат Запроса «Запрос на клиентов»

 

2.3.3. Отчёты

По своим свойствам и структуре отчеты во многом похожи на формы, но предназначены только для вывода данных, причем для вывода не на экран, а на принтер. В связи с этим отчеты отличаются тем, что в них приняты специальные меры для группирования выводимых данных и для вывода специальных элементов оформления, характерных для печатных документов.

Основное назначение отчётов  –  это  вывод  данных  в  виде  выходного печатного документа. Отчёты, так же как и формы, можно создавать  с  помощью конструктора или мастера отчётов. Используется также автоматическое создание отчётов. Последовательность действий при формировании отчёта с помощью  Мастера такая же, как и при  создании формы.

Всего в базе данных три отчёта:

      Отчет о прокате

      Отчет о дисках

      Отчет о клиентах

 

2.3.3.1. Категория «Отчет о прокате»

         Отчеты представляют собой таблицы, сформированные на основе запросов

 

 

по соответствующим категориям. Отчет был составлен из колонок: ФИО клиента, наименования диска, даты взятия компакт-диска в прокат и даты возврата.

Рисунок 16. Отчет «Отчет о прокате»

 

2.3.3.2. Категория «Отчет о дисках»

Отчеты представляют собой таблицы, сформированные на основе запросов по соответствующим категориям. Отчет был составлен из колонок: Наименование компакт-диска, кода компакт-диска, Жанра, Количества и цены проката.

Рисунок 17. Отчет «Отчет о дисках»

 

 

 

 

 

 

Глава 3. «Ввод БД в эксплуатацию»

3.1Документирование проекта базы данных.

Цель — провести документирование проекта базы данных;

Задача — изучить предметную область предстоящую для документирования и в достаточной мере провести документирование базы данных;

2. База данных представляет собой совокупность специальным образом организованных данных, хранимых в памяти вычислительной системы и отображающих состояние объектов и их взаимосвязей в предметной области. Данная база предназначена для удобства работы в такой сфере услуг, как «прокат музыкальных компакт-дисков». База данных обладает удобным интерфейсом, проста в использовании. Программный продукт полностью основан на русском языке, создан без лишних элементов отвлекающих от работы. С главной кнопочной формы можно быстро выйти на нужную вам форму: Возврат, Жанр, Каталог, Клиенты, Количество, По названию, Прокат. Также с главной формы возможен просмотр отчетов и их печать.

Важнейшим достоинством применения БД в информационных системах является обеспечение независимости данных от прикладных программ. Это дает возможность пользователям не заниматься проблемами представления данных на физическом уровне: размещения данных в памяти, методов доступа к ним и т.д. Основные действия с БД: создавать и модифицировать структуру таблиц, вводить данные, формировать запросы, разрабатывать отчеты, выводить их на печать.

Подсказки помогают пользователю определить функции кнопки без ее нажатия.

3. Всплывающие подсказки.

    

 

    

 

       

 

     

            

Проведено документирование проекта базы данных. Изучена предметная область, предстоящая для документирования. Прилагаются пакеты: «Руководство пользователя по работе в БД» и «Руководство администратора по работе в БД» (см. Приложение 1, Приложение 2).

 

3.2.Порядок ввода в эксплуатацию базы данных.

Цель — провести документирования порядка ввода в эксплуатацию базы данных;

Задача — в минимальном объеме описать необходимые действия для ввода базы данных в эксплуатацию;

План введения программного продукта:

   1.Подготовка программных продуктов и операционной системы:

  2.Установка Microsoft Office для операционной системы Windows производится                                           обычным образом посредством диалоговых окон  сопровождающих процесс                                                         установки.

 

3.Установка базы данных заключается в размещении файла базы данных в удобном                                           для пользователя папки в системе, а также регистрация базы данных;

              Добавление данных в базу данных производится через «Главную форму

для ввода данных» которая расположена на вкладке Формы;

Рисунок 18. Главная кнопочная форма

 

В ходе работы было решено использовать встроенные средства реализации баз данных уже включенные в MS Access поэтому обучение персонала сводится к изучению работы в продукте  MS Access;

Поскольку проект представляет собой систему предназначенную для использования в сфере услуг «проката компакт дисков», то проект в своем жизненном цикле будит нуждаться в доработках;

Обучение пользователя работать с базой данных включает в себя изучение встроенных справочных материалов и общих принципов работы в MS Access Base позволяющих производить заполнение каталогов для дальнейшего извлечения отчетов установленной формы;

Были определенны аппаратные и программные средства необходимые для функционирования базы данных проекта.

 

 

3.3Оценка эффективности выполненного проекта базы данных.

Цель — произвести оценку эффективности выполненного проекта базы данных;

Задача — пользуясь приведенными критериями произвести анализ и выявить

сильные и слабые стороны реализованного в рамках проекта курсовой работы базы данных;

С точки зрения пользователя реализованный продукт базы данных предоставляет весь необходимый набор функциональных возможностей сформированных в критериях проекта при его реализации. Предоставляет удобный интерфейс взаимодействия пользователя с СУБД.

Минус с точки зрения пользователя: Функциональность БД ограничивается расположенными кнопками на форме.

Достоинства БД: удобный интерфейс; печать таблиц; быстрый поиск нужной информации; легкое создание расписания.

С точки зрения разработчика проекта. Недостатки программного продукта заключаются в отсутствии быстродействия программы, при большом количестве информации, хранящейся в БД.

С точки зрения заказчика, БД удовлетворяет необходимым условиям разработки.

Условия: Интерфейс без лишних элементов; вывод на печать таблиц; просмотр картотеки студентов и справки о программе.

Задачей улучшения проекта можно назвать более детальную проработку отчетов проекта, включение в проект более совершенные механизмы фильтрации и поиска в базе данных.

 

 

Вывод

Для использования огромных объемов хранимой информации, помимо развития системных устройств, средств передачи данных, памяти необходимы средства обеспечения диалога человек-ЭВМ, которые позволяют пользователю вводить запросы, читать файлы, модифицировать хранимые данные, добавлять новые данные или принимать решения на основании хранимых данных. Для обеспечения этих функций и созданы специализированные средства – системы управления базами данных.         

  В результате проектирования была разработана база данных для «Проката музыкальных компакт-дисков» предназначенная для регистрации и ведения учета проката дисков.

Список использованной литературы

  1. Базы данных: модели, разработка, реализация / Т. С. Карпова. - СПб.: Питер, 2002. - 304.: ил
  2. JDBC: Java  и базы данных / Бернард Ван Хейк Издательство «ЛОРИ», 1999
  3. Базы данных: Учебник для высших учебных заведений / Под ред. Проф. а. Д. Хомоненко.
  4. Базы данных: Учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006. - 352 с.: ил. О. Л. Голицина
  5. Базы данных. Учебник для  высших учебных заведений. Под ред. А.Д. Хомоненко.- С-Петербург. – Корона принт.- 2002

Приложение

1.Руководство пользователя по работе в БД

При запуске программы на экран выводится окно главной кнопочной формы. На главной кнопочной форме расположены необходимые кнопки для открытия форм и отчетов БД, а также кнопки для вывода на печать необходимого отчета(см.Рис.1).

Рис.1. Главная кнопочная форма.

Для добавления новой информации, необходимо открыть нужную вам форму: Прокат, Каталог, Клиенты для этого необходимо нажать на соответствующие кнопки на «Главной кнопочной форме», после чего откроется нужная вам форма, в которой и происходит заполнение информации(См.Рис2).

Рис.2.Форма «Каталог».

 

При нажатии на кнопку «Отчет о прокате». В появившемся диалоговом окне ввести необходимые данные.(См. Рис.3).

Рис.3. Диалоговое окно для ввода параметра поиска.

После ввода данных нажать на кнопку «ОК» после чего откроется отчет.(См. Рис.4)

Рис.4. « Отчет о Прокате»

Так же с главной кнопочной формы можно произвести печать отчетов, для этого необходимо нажать на кнопку «Печать» напротив интересующего вас отчета. Печать «отчета о дисках» происходит сразу. (См. Рис.5.)

Рис.5. главная кнопочная форма.

 

 

 

Печать «отчета о прокате».

Однако, при печати «отчета о дисках», «отчета о прокате» и «отчета о клиентах» сначала нужно сохранить документ, а уже затем происходит печать (см. Рис.6.)

Рис.6. Печать «Отчета Прокат».

На главной кнопочной форме расположены дополнительные формы

      Прокат

      Клиенты

Для поиска или введения товара в прокат нужно кликом мыши по кнопке «Прокат» открыть форму, в которой возможна реализация нужного действия (Рис.7).

Рис.7. форма «Прокат»

Форма «Клиенты» открывается аналогично предыдущей. Открывшееся окно

предлагает ввести или редактировать информацию о клиенте его ФИО, адрес и телефон(Рис.8).

Рис.8. форма «По Клиенты»

 

 

Ниже представлена «Схема данных»(Рис.9).

Данная схема отображает связи ключевых и не ключевых полей таблиц.

Используются такие связи как:

-Один ко многим;

Схема данных изображена иерархически для упрощения восприятия и понимания взаимосвязи таблиц.

Рис.9 Схема данных.

Для выхода из приложения из существует кнопка «Выход».

2.Руководство администратора по работе БД.

Администратор базы данных – лицо, отвечающее за выработку требований к БД, её проектирование, реализацию, эффективное использование и сопровождение, включая управление учётными записями пользователей БД и защиту от несанкционированного доступа.

Не менее важной функцией администратора БД является поддержка целостности БД.

Реализация БД начинается с создания необходимых таблиц. Наиболее удобный и быстрый способ это «Создание таблицы в режиме конструктор». (См. Рис.1).

Рис.1. Создание таблицы в режиме конструктора

После чего необходимо заполнить «Имя поля», являющиеся заголовками столбцов таблицы и выбрать соответствующий им «Тип данных». Закрыть конструктор с сохранением. Созданная таблица появится в меню. Далее открываем таблицу двойным щелчком по значку «таблицы» и вводим необходимую информацию. (См.Рис.2)

Рис.2. Заполнение таблицы.

 

После чего, работа с таблицей закончена.

Информация о работе Прокат музыкальных компакт-дисков