Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 18:54, курсовая работа
Цель – создать модель данных по теме курсовой работы «Прокат музыкальных компакт-дисков»;
Задачи: Основной задачей БД «Прокат музыкальных компакт-дисков» является быстрое и удобное распознавание о том когда и кем был взят компакт-диск.
Введение……………………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Описание проекта базы данных
1.1. Цели и задачи курсовой работы……………………………………………………………4
1.2. Описание выбора продукта для реализации базы данных……………………………….4
Глава 2. Реализация проекта базы данных………………………………………………………...6
2.1. Схема данных………………………………………………………………………………..6
2.2. Структура таблиц……………………………………………………………………………7
2.3. Интерфейс проекта………………………………………………………………………….8
2.3.1. Формы…………………………………………………………………………………..8
2.3.1.1. Главная кнопочная форма………………………………………………………...8
2.3.1.2. Форма «Каталог»...……………..……….………………………………………...9
2.3.1.3. Форма «Клиенты»….…………………..….……………………………………...9
2.3.1.4. Форма «Прокат»…………..……………………………………………………..10
2.3.2. Запросы………………………………………………………………………………..10
2.3.2.1. Категория «Запрос на диски»……..……………..……………………………...10
2.3.2.2. Категория «Запрос на прокат»…………………..………………………............10
2.3.2.3. Категория «Запрос на клиентов»…..……………………………………………10
2.3.3. Отчеты………………………………………………………………………………...12
2.3.3.1. Категория «Отчет о прокате» ……..…………………………………….……...12
2.3.3.2. Категория «Отчет о дисках»……...…………………..…………………............13
2.3.3.3. Категория «Отчет о клиентах»………………………………………………….13
Глава 3. «Ввод БД в эксплуатацию»………………………………………………………………14
3.1. Документирование проекта базы данных……………………………………………….14
3.2 Порядок ввода в эксплуатацию базы данных……………………………………………14
3.3.Оценка эффективности выполненного проекта базы данных…………………………..17 Вывод……………………………………………………………………………………………….18 Список использованной литературы……………………………………………………………..19
Приложение
1. Руководство пользователя по работе в БД…………………………………………………..20
2. Руководство администратора по работе в БД………………………………………………23
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ФИЛИАЛ ХАКАССКОГОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
ИМ. Н.Ф. КАТАНОВА
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИКИ И ТЕЛЕМАТИКИ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ
Курсовая работа
По дисциплине: Управление данными
Тема: «Прокат музыкальных компакт-дисков»
студентка группы №471
Кудряшова Валентина
Александровна
«___» _____________ 2009 г.
________________________
подпись студента
Яровицкий А. О.
«___» _____________ 2009 г.
________________________
подпись преподавателя
________________________
г. Саяногорск
2009 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Описание проекта базы данных
1.1. Цели и задачи курсовой работы……………………………………………………………4
1.2. Описание выбора продукта для реализации базы данных……………………………….4
Глава 2. Реализация проекта базы данных………………………………………………………...
2.1. Схема данных………………………………………………………………
2.2. Структура таблиц………………………………………………………………
2.3. Интерфейс проекта……………………………………………………………
2.3.1. Формы…………………………………………………………………
2.3.1.1. Главная кнопочная форма………………………………………………………...8
2.3.1.2. Форма «Каталог»...……………..……….…………………
2.3.1.3. Форма «Клиенты»….…………………..….……………………
2.3.1.4. Форма «Прокат»…………..…………………………………………
2.3.2. Запросы……………………………………………………………
2.3.2.1. Категория «Запрос на диски»……..……………..……………………………..
2.3.2.2. Категория «Запрос на прокат»…………………..……………………….....
2.3.2.3. Категория «Запрос на клиентов»…..……………………………………………1
2.3.3. Отчеты………………………………………………………………
2.3.3.1. Категория «Отчет о прокате» ……..…………………………………….……...12
2.3.3.2. Категория «Отчет о дисках»……...…………………..…………………..
2.3.3.3. Категория «Отчет о клиентах»………………………………………………….
Глава 3. «Ввод БД в эксплуатацию»……………………………………………
3.1. Документирование проекта базы данных……………………………………………….14
3.2 Порядок ввода в эксплуатацию базы данных……………………………………………14
3.3.Оценка эффективности выполненного проекта базы данных…………………………..17 Вывод…………………………………………………………………
Приложение
1. Руководство пользователя по работе в БД…………………………………………………..20
2. Руководство администратора по работе в БД………………………………………………23
ВВЕДЕНИЕ
Эффективное управление предприятием в современных условиях не-возможно без использования компьютерных технологий. Правильный выбор программного продукта - это первый и определяющий этап автоматизации учетных задач. Информационная система «Прокат музыкальных компакт-дисков» предназначена для функционирования малого предприятия занимающегося продажей и прокатом музыкальных компакт-дисков. Разрабатываемая база данных предназначена для того что бы, облегчить работу сотрудников с клиентами, знать кто какой диск взял, когда должен возвратить, сколько дисков каждого наименования осталось в наличии и т.д.
Глава 1. Описание проекта базы данных
1.1. Цели и задачи курсовой работы
Цель – создать модель данных по теме курсовой работы «Прокат музыкальных компакт-дисков»;
Задачи: Основной задачей БД «Прокат музыкальных компакт-дисков» является быстрое и удобное распознавание о том когда и кем был взят компакт-диск.
1.2. Цель – курсовой работы создать предметную область и программно аппаратную реализацию БД решающей задачу организации «Прокат музыкальных компакт-дисков»;
Задача — произвести всесторонний анализ предметной области задания, выявить все связи присутствующие в задании, определить тип БД для задачи, реализовать оптимальным образом БД выборного типа, произвести оптимизацию реализованной БД;
Кодовое имя разрабатываемой базы данных — «Прокат»;
1.2. Описание выбора продукта для реализации базы данных
В качестве продукта для реализации данного проекта был выбран пакет Microsoft Office 2003, а именно Microsoft Office Access 2003.
Клиентская часть также будет реализована с помощью Microsoft Office Access 2003. Ниже даны краткие характеристики программных продуктов, из которых делался выбор.
СУБД Oracle:
Мощнейший программный комплекс, позволяющий создавать приложения любой сложности. Ядром этого комплекса является база данных, хранящая информацию, количество которой за счет предоставляемых средств масштабирования практически безгранично. C высокой эффективностью работать с этой информацией одновременно может практически любое количество пользователей, не проявляя тенденции к снижению производительности системы при резком увеличении их числа.
СУБД Oracle позволяет безгранично увеличивать мощность и скорость работы сервера Oracle и своих приложений. Одной составляющей успеха СУБД Oracle является то, что она поставляется практически для всех существующих на сегодня операционных систем.
MySQL:
Компактный многопоточный сервер баз данных. MySQL характеризуется большой скоростью, устойчивостью и лёгкостью в использовании. MySQL-сервер является бесплатным для некоммерческого использования. Приемущества MySQL:
Независимость от конкретной СУБД,
Наличие стандартов,
Декларативность
Недостатки:
Несоответствие реляционной модели данных
Сложность
Отступления от стандартов
MS Access XP:
Известный продукт фирмы Microsoft ставший стандартом де-факто в проектировании БД, является частью MS Office.
В качестве операционной системы выступает Windows XP или ей подобная.
Разрабатываемая БД является персональной, однопользовательской с возможностью формирования отчётов для предоставления их в бумажной форме.
Формирование структуры базы происходит на этапе проектирования базы данных при дальнейшем использовании имеется возможность изменения структуры базы данных.
Основные компоненты MS Access:
построитель таблиц;
построитель экранных форм;
построитель SQL-запросов;
построитель отчётов, выводимых на печать.
Они могут вызывать скрипты на языке VBA, поэтому MS Access позволяет разрабатывать приложения и БД практически «с нуля» или написать оболочку для внешней БД.
MS Access является файл-серверной СУБД и потому применима лишь к маленьким приложениям. Отсутствует ряд механизмов необходимых в многопользовательских БД
Глава 2. Реализация проекта базы данных
2.1. Схема данных
Схема данных со всеми связями представлена на Рисунке 1. Она состоит из трех таблиц. Первая таблица «Каталог» представляет собой таблицу базы данных проекта, в ней перечислены все основные поля:
Вторая таблица «Клиенты» представляет собой основную таблицу базы данных проекта, в ней перечислены все основные поля:
Третья таблица «Прокат» служит для размещения информации о взятых клиентами дисков на прокат:
Таблицы связанны между собой отношением один к одному:
Рисунок 1. Схема данных
2.2. Структура таблиц
Описание полей таблицы «Клиенты»:
Код клиента – содержит код клиента;
ФИО – содержит инициалы клиента;
Описание полей таблицы «Каталог»:
Код диска – содержит код диска;
Жанр – содержит название жанра;
Наименование –Содержит наименование компакт-диска;
Количество – содержит информацию о наличии дисков;
Цена проката – содержит стоимость компакт-диска;
Описание полей таблицы «Прокат»:
Код клиента– содержит номер клиента;
ФИО– содержит инициалы клиента
Наименование – содержит название диска;
Дата взятия – содержит дату взятия компакт-диска
Дата возврата - содержит дату возврата диска;
2.3. Интерфейс проекта
2.3.1. Формы
Формы – это средства для ввода данных.
Смысл их – предоставить пользователю средства для заполнения только тех полей, которые ему заполнять положено. Одновременно с этим в форме можно разместить специальные элементы управления (счетчики, раскрывающиеся списки, переключатели, флажки и прочее) для автоматизации ввода. Преимущества форм раскрываются особенно наглядно, когда происходит ввод данных с заполненных бланков. В этом случае форму делают графическими средствами так, чтобы она повторяла оформление бланка – это заметно упрощает работу наборщика, снижает его утомление и предотвращает появление печатных ошибок.
С помощью форм можно отображать данные, содержащиеся в таблицах или запросах, в еще более удобное для восприятия виде. При помощи форм можно добавлять в таблицы новые данные или изменять и удалять существующие. Форма может содержать рисунки, графики и другие объекты. Формы создаются из набора отдельных элементов, называемых элементами
управления (графический объект для предоставления данных). Форму для
предоставления данных Microsoft Access предоставляет автоматически.
Всего в проекте курсовой работы имеется четыре формы:
Главная кнопочная форма;
Каталог;
Клиенты;
Прокат;
2.3.1.1. Главная кнопочная форма
Главная кнопочная форма служит для удобства работы с базой данных, для быстрого доступа к данным, для редактирования и добавления новой информации основной формой для ввода данных в базу данных. Позволяет изменять, заносить новые и удалять записи основной таблицы.
Рисунок 2. Главная кнопочная форма
2.3.1.2. Форма «Каталог»
Служит формой для ввода информации о названии товара, наименование, количестве и цене суточного проката.
Рисунок 3.Форма «Каталог»
2.3.1.3. Форма «Клиенты»
Служит формой для ввода информации о клиенте его инициалы, домашний адрес, код и номер телефона.