Принципы проведения урока информатики в современной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 20:24, курсовая работа

Описание работы

Введение творческих заданий в курс информатики помогают решить многие педагогические проблемы, которые не решаются привычными методами. Я воспитываю личность, которая живет в постоянно изменяющихся условиях; личность живет в обществе и должна уметь общаться, а творческая личность особо привлекательна в общении; творческий человек успешен в профессиональной деятельности; творчество выступает мощным фактором развития личности.

Содержание

Ведение ……………………………………………………………..………3

Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей учащихся 8-9 классов при использовании компьютерных технологий на

уроках информатики .……………………..…………………………5

Понятие творчества …………………………………………………5
Информатика, информационные технологии,
информационная культура…………………………………………..13

Развитие творческих способностей на уроке информатики
в 8-9 классах …………………………………………………………15

Глава 2. Принципы проведения урока информатики

в современной школе ……………………………………………….20

2.1. Дидактические принципы проведения урока ……………………….20

2.2. Реализация принципа наглядности на уроках информатики ………22

Заключение ………………………………………………………………...26

Список использованной литературы……………………………………...

Работа содержит 1 файл

Курсовик.doc

— 122.50 Кб (Скачать)

     Применение  компьютера в обучении позволяет  управлять познавательной деятельностью  школьников, в этом случае обучение строится в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний, умений и навыков, уровень сложностей, интересы и прочее. Использование информационных коммуникационных технологий даёт возможность многосторонней и комплексной проверки знаний учащихся. Учителем разработан Web-ресурс, на котором расположены тесты для интерактивного компьютерного тестирования школьников по темам курса информатики.[10]

     Творческие  работы представляются учащимися в  разной форме, в зависимости от целей и содержания. Выполненные работы рецензируются учителями - предметниками, потом представляются на различных уровнях. Часть из них заслушивается на кафедрах и методических объединениях, где ученик может получить дельный совет и критические замечания для улучшения работы. Учащиеся выступают со своими исследованиями на уроках, классных часах, конференциях.

     Нельзя  оставить без внимания творческую исследовательскую  работу, начатую учениками в начальной  школе по созданию альбомов-летописей  семьи, защите семейного герба и составлению родословной, которая нашла своё продолжение и в среднем звене на уроках информатики в 9 классе. Над этим проектом учащиеся работают как в дополнительные часы к классно-урочной системе, так и дома, где помощь могут оказать родители. В такой деятельности прослеживается не только преемственность проекта, но и формирование нового подхода к нему – использование компьютерных технологий.

     В своей работе учитель использует стандартный набор программного обеспечения, а также дополнительно программное обеспечение, позволяющее выполнить требования Стандарта (среда программирования – Turbo Pascal, различные графические редакторы, тестовую оболочку Test Maker и др.). Ученику Интернет предоставляет информационное поле для поиска материала. Учащиеся получают поисковые задания для подготовки уроков, а также непосредственно на уроках информатики, а мультимедиа-проектор и интерактивная доска делают средства презентационной графики обязательным инструментом при подготовке выступления учащихся.[8]

     Итоги своей деятельности дети могут продемонстрировать на заключительной школьной конференции. Применения учебно-исследовательских  проектов обеспечивает более высокое  качество знаний учащихся за счет четкого  планирования работы, повышения мотивации  при изучении содержания предмета, т.к. получаемые навыки сразу применяются в конкретной работе изначально самостоятельно выбранной ребенком. Учащиеся формируют умение работать с информацией для создания проекта, осваивают на более высоком уровне программное обеспечение, учатся исследовать, выдвигать свои идеи, анализировать информацию, делать обобщения, выводы, осваивают различные формы отчета о проделанной работе.

     Главным признаком того, что использование  таких технологий стремится решить задачи обучения школьников телекоммуникационным навыкам, может служить тот факт, что приобретенные навыки учащиеся применяют во внеклассной, общешкольной деятельности. Учащиеся создают презентации для проведения общешкольных (конкурсы «Презентация моего класса», «Конкурс клипов» и др.) и классных мероприятий (традиционные праздники класса и школы). Создают презентации для портфолио учащегося и участия в индивидуальных конкурсах (школьных, районных, городских, областных). Помогают учителям в создании презентаций уроков. Создают видеофильмы о классах, участвуют в проектной и исследовательской деятельности.

     Информационные  коммуникационные технологии поддерживают широкий диапазон методических и  организационно-педагогических нововведений: работу в группах сотрудничества, проектную работу, альтернативные методы оценки достижений учащихся т.д. Эти нововведения дают существенно более заметный эффект в развитии творческой индивидуальности личности школьника.[1] 
 
 
 
 
 

 

     

     Глава 2. Принципы проведения урока информатики  в современной  школе 

     2.1. Дидактические принципы  проведения урока 

     Процесс вхождения школы в мировое  образовательное пространство требует  совершенствование, а также серьёзную  переориентацию компьютерно-информационной составляющей. Лавинообразный рост объёмов  информации, принял характер информационного взрыва во всех сферах человеческой деятельности. Информационный взрыв породил множество проблем, важнейшей из которых является проблема обучения. Особый интерес представляют вопросы, связанные с автоматизацией обучения, поскольку «ручные методы» без использования технических средств давно исчерпали свои возможности.[7]

     Наиболее  доступной формой автоматизации  обучения является применение компьютеров, то есть использование машинного  времени для обучения и обработки  результатов контрольного опроса знаний учащихся. Всё большее использование компьютеров позволяет автоматизировать, а тем самым упростить ту сложную процедуру, которую используют и учителя при создании методических пособий. Тем самым, представление различного рода «электронных учебников», методических пособий на компьютере имеет ряд важных преимуществ. Во-первых, это автоматизация как самого процесса создания таковых, так и хранения данных в любой необходимой форме. Во-вторых, это работа с практически неограниченным объёмом данных. Создание компьютерных технологий в обучении соседствует с изданием учебных пособий новой генерации, отвечающих потребностям личности обучаемого. Учебные издания новой генерации призваны обеспечить единство учебного процесса и современных, инновационных научных исследований, т.е. целесообразность использования новых информационных технологий в учебном процессе и, в частности, различного рода так называемых «электронных учебников». Эффект от применения средств компьютерной техники в обучении может быть достигнут лишь тогда, когда специалист предметной области не ограничивается в средствах представлениях информации, коммуникаций и работы с базами данных и знаний.

     Сравнительная новизна предмета «Информатика и  ИКТ», нестабильность содержания, разнотипность технических и программных средств, недостаточная разработанность методики преподавания информатики вынуждают нас вновь и вновь возвращаться к отбору содержания, средств и методов преподавания курса. Но при любом выборе необходимо соблюдение некоторых общих дидактических принципов:[11]

     принцип научности;

     принцип последовательности и цикличности;

     принцип сознательности усвоения деятельности;

     принцип доступности содержания;

     активность  и самостоятельность;

     индивидуализация  и коллективность обучения;

     эффективность учебной деятельности;

     связь теории и практики;

     принцип наглядности или, как еще говорится, наглядные методы содержания и деятельности.  

 

     

     2.2. Реализация принципа  наглядности на  уроках информатики 

     На  принципе наглядности мне хотелось бы остановиться подробнее.

     Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в  существенной зависимости от применяемых  в процессе обучения наглядного пособия  и технических средств. Наглядные  методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения и предназначаются для наглядно-чувственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами, объекта в их натуральном виде или в символьном изображении с помощью всевозможных рисунков, репродукций, схем и т.п. В современной школе широко используются с этой целью экранные технические средства в паре с компьютерами.[2]

     Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций  и метод демонстраций.

     Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и прочие.[5]

     Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией  приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, видеофильмов и др.

     Вообще  наглядность является неотъемлемой чертой преподавания информатики в  силу гибкости содержания понятия «информация»: одну и ту же информацию можно представить  в виде множества графических  образов. Например, блок-схемы (они наглядно представляют структуру небольшого алгоритма и процесс его исполнения), таблицы исполнения, демонстрация учителем образца деятельности за компьютером при работе с готовой программой.[3]

     Результат учебно-воспитательного процесса во многом зависит от того, насколько  он обеспечен разнообразными средствами обучения. Трудно представить себе современного учителя, не использующего  дополнительных методических пособий, кроме учебника. Довольно сложно оспорить тот факт, что наглядность в обучении занимает далеко не последнее место.

     Однако  дидактический принцип наглядности, являющийся ведущим в обучении, следует  понимать несколько шире, нежели возможность  зрительного восприятия. Воздействуя  на органы чувств, средства наглядности обеспечивают более полное представление образа или понятия, что способствует более прочному усвоению материала. Наглядность способствует развитию у учащихся эмоционально-оценочного отношения к приобретаемым знаниям. Проводя самостоятельные задания, учащиеся могут убедиться в реальности тех процессов и явлений, о которых узнают от учителя. А это, в свою очередь, позволяет ребенку убедиться в истинности полученных сведений, что ведет к осознанности и прочности знаний. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, позволяют облегчить процесс их усвоения, поддерживают внимание ребенка.

     Сказанное выше не является научным открытием, однако применительно к предмету информатики наблюдается практически  полное отсутствие фабрично изготовленного наглядного учебного оборудования. Поэтому нам приходится самостоятельно разрабатывать и изготавливать наглядный материал.[9]

     Например, для объяснения одного из пунктов  темы «Устройство персонального  компьютера» можно использовать стенд «Накопители информации», на котором представлены различные магнитные диски (как целые, так и разобранные), компакт диски, видео и аудио кассеты, грампластинка. Также имеется стенд «Сетевое оборудование», который очень полезен при объяснении материала по организации компьютерных сетей. На нем представлены различные виды кабелей, необходимые для объединения компьютеров в сеть, причем кабеля представлены как в целом виде, так и в разрезанном.

     Печатные  пособия широко используются в обучении. Они дешевле, проще в изготовлении, печатаются и выполняются учителем совместно с учащимися (плакаты, карточки, схемы).

     Мультимедийные  презентации прочно вошли в школьную жизнь. Практически каждый учитель, имеющий практические навыки владения информационными технологиями, использует их в своей повседневной работе. Презентация может иметь различные формы, применение которых зависит от знаний, подготовленности авторов, а так же предполагаемой аудитории. Наиболее эффективно использовать презентации при проведении лекции, практического занятия, лабораторной работы, самостоятельной работы, тестирования.[11]

     Возможно  сопровождение урока не только путем  показа хороших презентаций, но и  привлечение звукового сопровождения. Можно использовать на уроке материалы  из сети Internet.

     При использовании наглядности в обучении необходимо соблюдать ряд условий:

     применяемая наглядность должна соответствовать  возрасту учащихся;

     наглядность должна использоваться в меру, и  показывать ее следует постепенно и  только в соответствующий момент урока;

     наблюдение должно быть организовано таким обра зом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;

     необходимо  четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;

     детально  продумывать пояснения, даваемые в  ходе демонстрации явлений;

     демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована  с содержанием материала;

     привлекать  самих учеников к нахождению желае  мой информации в наглядном пособии  или демонстрационном устройстве.

     Активное  использование информационных и  коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе формирует новую педагогическую технологию обучения.

     Наблюдения  специалистов показали, что работа в компьютерных сетях актуализирует  потребность учащихся быть членом социальной общности. Отмечаются улучшение грамотности и развитие речи детей через телекоммуникационное общение, повышение их интереса к учебе и, как следствие, общий рост успеваемости. Внедрение новых технических средств в учебный процесс расширяет возможности наглядных методов обучения. В современных условиях особое внимание уделяется применению такого средства наглядности, каким является компьютер. Применение компьютеров в учебном процессе увеличивает объем информации, сообщаемой ученику на уроке, активизирует, по сравнению с обычными уроками, организацию познавательной деятельности учащихся.[1]

Информация о работе Принципы проведения урока информатики в современной школе