Принципы проведения урока информатики в современной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 20:24, курсовая работа

Описание работы

Введение творческих заданий в курс информатики помогают решить многие педагогические проблемы, которые не решаются привычными методами. Я воспитываю личность, которая живет в постоянно изменяющихся условиях; личность живет в обществе и должна уметь общаться, а творческая личность особо привлекательна в общении; творческий человек успешен в профессиональной деятельности; творчество выступает мощным фактором развития личности.

Содержание

Ведение ……………………………………………………………..………3

Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей учащихся 8-9 классов при использовании компьютерных технологий на

уроках информатики .……………………..…………………………5

Понятие творчества …………………………………………………5
Информатика, информационные технологии,
информационная культура…………………………………………..13

Развитие творческих способностей на уроке информатики
в 8-9 классах …………………………………………………………15

Глава 2. Принципы проведения урока информатики

в современной школе ……………………………………………….20

2.1. Дидактические принципы проведения урока ……………………….20

2.2. Реализация принципа наглядности на уроках информатики ………22

Заключение ………………………………………………………………...26

Список использованной литературы……………………………………...

Работа содержит 1 файл

Курсовик.doc

— 122.50 Кб (Скачать)

     3. Боязнь показаться слишком экстравагантным,  даже агрессивным в своем неприятии  и критике мнений других людей.  В условиях нашей культуры  довольно распространено следующее  мнение: критиковать человека - значит быть по отношению к нему невежественным, проявлять к нему неуважение. Этому мы, к сожалению, с детства учим своих детей, совершенно не думая о том, что в данном случае приобретение вежливости, тактичности, корректности и прочих полезных качеств происходит за счет утраты другого, не менее ценного свойства: сметь, иметь и уметь отстаивать, открыто высказывать и защищать собственное мнение, не заботясь о том, понравится или не понравится оно окружающим. В этом собственно и состоит требование к человеку всегда оставаться честным и откровенным.

     4. Боязнь возмездия со стороны  другого человека, чью позицию  мы критикуем. Подвергая критике  человека, мы обычно вызываем  с его стороны ответную реакцию.  Опасение такой реакции нередко  выступает в качестве препятствия на пути к развитию собственного творческого мышления.

     5. Завышенная оценка значимости  своих собственных идей. Иногда  то, что мы сами придумали или  создали, нравится нам больше, чем мысли, высказываемые другими  людьми, причем настолько, что  у нас возникает желание свое никому не показывать, ни с кем им не делиться и оставить при себе.

     6. Высокоразвитая тревожность. Человек,  обладающий этим качеством, обычно  страдает повышенной неуверенностью  в себе, проявляет боязнь открыто  высказывать свои идеи.

     7. Есть два конкурирующих между собой способа мышления: критический и творческий. Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей. Творческое мышление связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей. Человек, у которого критическая тенденция слишком выражена, уделяет основное внимание критике, хотя сам бы мог творить, и неплохо. Напротив, тот человек, у которого конструктивное, творческое мышление доминирует над критическим, часто оказывается неспособным видеть недостатки в собственных суждениях и оценках.

     Выход из этого положения в том, чтобы  у ребенка с самого детства  развивать как критическое, так  и творческое мышление, заботясь о  том, чтобы они находились в равновесии, сопровождали и периодически сменяли друг друга в любом мыслительном акте. Если человеком высказывается собственная идея, то он сам должен ее сразу же критически осмыслить. Если оригинальная, новая мысль высказана кем-то другим, то наряду с ее критикой необходимо обязательно предлагать свою. В жизни большинства людей, для того чтобы их творческая отдача была максимальной, необходимо разумное сочетание творческого и критического мышления.

     Интеллектуальные  способности человека, как оказалось, сильно страдают от частых неудач. Если людям в течение достаточно длительного периода времени предложить решать только трудные, неподвластные их уму задачи, а затем дать более легкие, то и с этими последними после долгих неудач они будут справляться плохо.

     Не  все взрослые творческие люди обязательно  хорошо успевали в школе. При сравнении  их с менее творческими людьми обнаруживается немало примечательных различий. Самым интересным из них  оказалось то, о чем уже говорилось выше: сочетание у творческих личностей интеллектуальной зрелости и «детских» черт характера.

     С понятием творчества неразрывно связано  понятие интеллекта. Под ним понимается совокупность самых общих умственных способностей, обеспечивающих человеку успех в решении разнообразных  задач. Хотя интеллект является одним из самых изученных психологических понятий, в его понимании имеется много различий. Одни считают интеллект некоторой общей умственной способностью, другие полагают, что в этом понятии объединены представления о различных умственных способностях.

     Американский  психолог Дж. Гилфорд разработал концепцию, согласно которой интеллект представляет собой многомерное явление, некоторое  сложное свойство, которое можно  оценивать по трем измерениям: характеру, продукту и содержанию. Умственная операция, включенная в интеллектуальное действие, может быть следующей по характеру: оценивание, синтез, анализ, запоминание, познание. По продукту интеллектуальная операция может представлять собой единицу, класс, отношение, систему, трансформацию и рассуждение. Наконец, по содержанию соответствующая операция может представлять собой действие с объектами, символами, преобразование смыслов (семантическая операция), поведение.[5]

     Модель  интеллекта, по Гилфорду, включает 120 различных  интеллектуальных процессов - частных способностей. Они в свою очередь сводятся к 15 факторам: 5 операций, 4 вида содержания и 6 типов продуктов мыслительной деятельности (описаны выше). Операции отражают характер и способы умственной деятельности при переработке информации.[6] К операциям относятся познание, память, дивергентное продуктивное мышление, конвергентное продуктивное мышление и оценивание. Познание включает процессы понимания, восприятия информации с помощью пяти органов чувств.

     Познание - лишь один из пяти путей переработки информации человеком. Память связана с процессами запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Дивергентное продуктивное мышление служит средством порождения оригинальных творческих идей. Оно допускает существование нескольких правильных ответов на один и тот же вопрос. Конвергентное продуктивное мышление связано с решением задач, имеющих единственный правильный ответ. Оценивание позволяет сравнивать полученный результат с требуемым и судить о том, решена ли поставленная задача.[6] 
 
 
 
 
 
 

 

     

     1.2. Информатика, информационные технологии, информационная культура. 

     Если  с определением науки информатики  более-менее понятно – это  наука об информации, ее сборе, обработке, хранении, то понятия информационная технология и информационная культура трактуются по-разному.

     Обратимся к общему определению технологии: совокупность методов, способов воздействия  на сырье, материалы и т.д. соответствующими орудиями производства в процессе создания материальных и духовных ценностей. «Сырьем, материалом» в случае информационной технологии является, несомненно, информация. А методы и способы, с помощью которых мы обрабатываем, храним, передаем информацию, довольно разнообразны и не ограничиваются только применением вычислительной техники. Только очень небольшая часть всей существующей информации запасена на технических носителях и доступна через компьютер. Огромное количество информации, преимущественно в печатном виде, хранится в библиотеках и архивах. Информационные технологии часто называют компьютерными технологиями, а информационную культуру - компьютерной грамотностью. Так и в федеральном компоненте Государственного образовательного стандарта задачи формирования информационной культуры прослеживаются только в требованиях, предъявляемых к образовательной дисциплине «Информатика».[7]

     Компьютерная  грамотность является недостаточной  для деятельности человека в информационном обществе. Важным компонентом информационной грамотности и культуры наряду с  компьютерным является библиотечный.

     Информационно культурный, грамотный человек должен уметь осознать, когда необходима информация, должен быть способен найти, оценить и эффективно использовать полученную информацию, уметь взаимодействовать с традиционными и автоматизированными средствами ее хранения. 

1.3. Развитие творческих способностей на уроке информатики в 8-9 классах. 

     В школе на уроках информатики перед  учащимися ставится учебная цель и дается максимально возможная  самостоятельность для выполнения учебного проекта. Ученики могут  выбрать делового партнера по проектной  работе, проблемную область, задачу из предложенных, что позволяет создавать работоспособные группы и учитывать предметные склонности учащихся.

     На  пропедевтическом этапе (5-7 класс) один проект выполняется, как правило, за один урок. Самыми любимыми темами, в силу развитого образного восприятия в этом возрасте, стали проекты, выполненные в среде графического редактора Paint: «Открытка маме», «Елочная игрушка», «Мои летние каникулы» и др. Нестандартные работы предлагают ученики по теме: «Ассоциации с погодой». Индивидуальность каждого выражается в произвольном выборе цветового и графического решения, а обязательность применения определенных инструментов и функций приложения служат в качестве закрепления пройденного материала.[8]

     При изучении базового курса (8-9 классы) в проекты учащихся добавляется исследовательская деятельность. Чтобы составить генеалогическое древо своей семьи необходимо общение с представителями старших поколений (бабушки, прабабушки), а итогом становится проект «Иерархическая модель. Генеалогическое древо  семьи», выполненный средствами векторной графики в Word. С огромным удовольствием выполняются и проекты-презентации на тему «Моя семья» в PowerPoint. В этом же приложении осуществляются и групповые проекты «Мой класс», «Моя школа», «Любимый город».

     На  профильном этапе обучения  (10 -11 классы) проектная деятельность продолжается по следующим направлениям: «Семейный бюджет» (выполняется в электронных таблицах Excel); «Бизнес-план фирмы» (Excel, Word, PowerPoint), «Домашняя библиотека» (Access) и др.

     Опыт  использования данного метода дает возможность сделать вывод о  том, что метод проектов ориентирован не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, порой и путем самообразования.

     С внедрением проектного метода обучения, в основе которого лежат исследовательская и творческая деятельность, появляется возможность на уроках информатики, факультативах, дополнительных занятиях углублять и закреплять знания, полученные по другим предметам, выполнять социальные заказы общества.[9]

     Работа  над проектом:

  • развивает инициативу, творческий потенциал, коммуникативные способности, умение работать в команде;
  • прививает общую информационную культуру школьника;
  • реализует индивидуальный подход в обучении учащихся;
  • является платформой для реализации межпредметных связей.

     Современная система образования характеризуется  дифференцированным подходом к обучению: каждый предмет изучается отдельно, сам по себе, в отрыве от реальной жизни. Такой подход приводит к тому, что после окончания учебного заведения учащимся необходимо заново учится применять полученные знания на практике.

     Понимая и осознавая необходимость интеграции, уже несколько лет в нашей  школе учителями информатики, экономики, географии, биологии, химии в рамках проектной деятельности разрабатываются и проводятся интегрированные уроки. Тесное сотрудничество учителей-предметников, делает процесс обучения более качественным и интересным.

     Интегрированный урок имеет психологическое преимущество: пробуждает интерес к предмету, снимает напряженность, неуверенность, помогает сознательному усвоению подробностей, фактов, деталей тем самым обеспечивает формирование творческих способностей учащихся, так как позволяет внести не только учебную, но и исследовательскую деятельность.

     Защита  проектов проводится  в форме лекций, презентаций или выступлений на ученическом сообществе «Интеллект». Такая деятельность способствует глубокому, осознанному усвоению базовых знаний, что обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.[10]

     От  того, как ученик может применить  свои знания, насколько он компетентен  в широком внешкольном контексте, зависит его будущее самоопределение. Это не только умение добывать и  применять знания, это коммуникативные  навыки, навыки самоконтроля и самооценивания, развитие творческих способностей.

     Опыт  использования данного метода дает возможность сделать вывод о  том, что метод проектов ориентирован не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, порой и путем самообразования.

     Компьютерная  коммуникация как интегрирующее  средство, обеспечивающее реализацию учебно-воспитательного процесса, создает  условия, позволяющие использовать новые информационные технологии в  процессе обучения, научиться квалифицированно, пользоваться новейшими техническими средствами и программными продуктами, приобрести навыки современных способов обработки информации.

     Применение  информационных коммуникационных технологий в процессе обучения, несомненно, вызывает у детей повышенный интерес и  усиливает мотивацию обучения. Их использование создает возможности доступа к свежей информации, осуществления «диалога» с источником знаний, экономит время. Сочетание цвета, мультипликации, музыки, звуковой речи, динамических моделей и т.д. расширяет возможности представления учебной информации.[11]

     Опыт  работы заключается в создании собственной  системы уроков, разработке системы  их проведения, разработке дидактических, контролирующих материалов (в том  числе и электронных) и методики их применения в учебном процессе. Все полученные навыки учащиеся применяют для создания проектов по различным темам по информатике, а также и по другим предметам (химии, физики, математики, литературы и т.д.) с использованием исследовательской деятельности. Развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся 8-9 классов на основе использования информационных коммуникационных технологий – одна из главных задач учителя.

Информация о работе Принципы проведения урока информатики в современной школе