Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 16:43, отчет по практике
Стремительное развитие телекоммуникационных технологий, глобальная информатизация, формирование информационной среды жизнедеятельности человека создают принципиально новые условия для сферы образования, стимулируя инновационные процессы в ней.
Целью современного образования уже не является законченная сумма знаний, умений и навыков. В XXI веке на первый план выходит умение ориентироваться в постоянно изменяющихся условиях, выбирать из постоянно нарастающего потока информации необходимое для себя, готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности, толерантность, социальная ответственность, одним словом – умения XXI века.
Введение 3
1.Общая характеристика предполагаемой темы дипломного проекта 4
2.Постановка задачи дипломного проектирования 6
3.Анализ исходной проектной ситуации. 9
4.Выбор, обоснование и описание варианта решения задачи дипломного проектирования. 12
Заключение 15
Литература 16
Содержание
Стремительное развитие телекоммуникационных технологий, глобальная информатизация, формирование информационной среды жизнедеятельности человека создают принципиально новые условия для сферы образования, стимулируя инновационные процессы в ней.
Целью современного образования уже не является законченная сумма знаний, умений и навыков. В XXI веке на первый план выходит умение ориентироваться в постоянно изменяющихся условиях, выбирать из постоянно нарастающего потока информации необходимое для себя, готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности, толерантность, социальная ответственность, одним словом – умения XXI века.
Отличительные
для нашего времени изменения
в характере образования все более
явно ориентируют его на «свободное развитие
человека», на творческую инициативу,
самостоятельность, конкурентоспособность,
мобильность будущих специалистов. Это
вызвало необходимость постановки вопроса
обеспечения образованием более полного,
личностно и социально интегрированного
результата. В качестве такого результата
образования выступило понятие «компетенция/компетентность».
В документах по модернизации образования отмечается, что «основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций».
Реализация задач формирования этих умений и качеств лежит в основе программы Intel «Обучение для будущего». Большое количество инициатив у корпорации Intel в области образования. В Нижегородской области реализуются все образовательные инициативы корпорации Intel. Это программы «Обучение для будущего», «Путь к успеху», программы для студентов и аспирантов, компьютерный клуб Intel, программа «1 ученик: 1 компьютер».
На базе Волжского государственного инженерно-педагогического университета обучающая площадка по программе Intel «Обучение для будущего» работает c 2008 года. Обучение ведется по основному курсу программы «Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века» и по вводному курсу программы «Введение в информационные и педагогические технологии 21 века».
Для организации сетевого взаимодействия и сотрудничества тьюторов программы «Обучение для будущего», студентов и преподавателей ВГИПУ, проходящих обучение по курсам программы, выпускников программы разрабатывается информационная система на базе служб Google.
Корпоративная информационная система для обучающей площадки по программе Intel «Обучение для будущего» на базе Волжского государственного инженерно-педагогического университета позволит вести мониторинг освоения программы студентами ВГИПУ; хранить подробную информацию о выпускниках и тьюторах программы; оказывать методические сопровождение обучающимся и тьюторам; организовать сетевое взаимодействие и сотрудничество участников программы «Обучение для будущего».
Информационная система создается на базе сервисов Google, т.к. среда Google содержит множество инструментов, которые могут оказаться полезными для индивидуальной и совместной деятельности, для организации общения и сотрудничества при решении различных проблем.
Использование сервисов Google при организации сетевого взаимодействия студентов и преподавателей, тьюторов программы Intel «Обучение для будущего» позволяет получить следующие преимущества:
Использование в деятельности участников программы Intel «Обучение для будущего» во ВГИПУ сетевых технологий способствует формированию у них таких качеств, как умение адаптироваться к постоянно изменяющимся технологиям и обществу; умение решать проблемы; навыки эффективной коммуникации; умение находить нужную информацию, понимать и анализировать ее; умение работать вместе с другими людьми; умение творчески подходить к работе и инновациям.
Цель дипломного проекта – разработать программное и информационное обеспечение информационной системы для обучающей площадки по программе Intel «Обучение для будущего» на базе Волжского государственного инженерно-педагогического университета.
В дипломном проекте нами были поставлены следующие задачи:
Отличительные для нашего времени изменения в характере образования все более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. Это вызвало необходимость постановки вопроса обеспечения образованием более полного, личностно и социально интегрированного результата.
Достичь этого результата в образовательном процеесе позволяет использование метода проектов.
Задачу внедрения в обучение проектного метода с использованием современных информационных технологий решает программа Intel «Обучение для будущего».
Задачами основного курса «Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века» являются: формирование умений определять учебные цели проекта в соответствии с государственными образовательными стандартами и развитием ключевых компетентностей, основанных на ценностях, знаниях и умениях, необходимых человеку в 21 веке; умений планировать и организовывать проектную деятельность обучающихся в соответствии с поставленными целями; умений организовывать оценивание проектной деятельности; умений создавать необходимые материалы для поддержки проектной деятельности. Методическое обеспечение курса включает большое количество разнообразных ресурсов по использованию проектного метода обучения в учебном процессе, по осуществлению формирующего и итогового оценивания, по применению в образовании сервисов Веб 2.0.
Для отслеживания хода обучения, его постоянного методического сопровождения, организации сетевого взаимодействия участников программы «Обучение для будущего» возникла потребность в создании корпоративной информационной системы. Необходимо предусмотреть взаимодействие с другими обучающими площадками, с российским руководством программы. Это взаимодействие осуществляется, прежде всего, организатором площадки и тьюторами.
Программа Intel «Обучение для будущего» в России имеется свой сайт http://www.iteach.ru. На сайте имеется информация о программе, о всех курсах и тренингах программы, содержится раздел методической поддержки участников программы и тьюторов. В разделе «Опыт и практика» имеется доступ к базе образцов проектов. В разделе «Истории успеха» обобщается опыт педагогов, использующих в учебном процессе проектный метод. Имеется раздел «Вести из регионов». По окончании обучения каждый участник программ Intel заполняет на сайте итоговую анкету. Имеются разделы для тьюторов и организаторов обучения, вход куда осуществляется по паролю. Зайдя в эти раздел для тьюторов, они получают доступ к своим профайлам, содержащим информацию о всех проведенных курсах, к разделу методической поддержки тьюторов. Организаторы имеют доступ к базе данных, содержащей информацию о площадке, о всех проведенных мероприятиях на площадке, имеют возможность загрузить проекты в базу образцов.
Многие
обучающие площадки имеют свои информационные
системы. Например, так выглядит сайт
программы Intel «Обучение для будущего»
в Костромском институте повышения квалификации
работников образования http://ipk.admin.tstu.ru/
Обучающая площадка по программе Intel «Обучение для будущего» Волжского государственного инженерно-педагогического университета своего web-представительства в сети не имеет. Информация о проведенных проектах, конкурсах, других событиях отражается на Википортале ВГИПУ.
Баз
данных по лучшим проектам выпускников
программы ВГИПУ, по тьюторам, выпускникам
программы на сегодняшний момент не ведется.
Это затрудняет работу организатора и
тьюторов площадки. На площадке работают
несколько малоопытных тьюторов, которым
крайне необходима методическая поддержка,
возможность доступа к различным образцам
(портфолио проектов, продуктов проектной
деятельности, графиков оценивания, дидактических
материалов). Возникла необходимость в
разработке информационной системы для
обучающей площадки ВГИПУ.
Рассмотрим сайт программы Intel «Обучение для будущего» в России (http://www.iteach.ru). Главная страница сайта представлена на рис.1.
Рис. 1. Главная страница сайта программы «Обучение для будущего»
На
рис. 2 представлена форма, в которой
заносится информация о площадке.
Рис. 2. Форма «Обучающая площадка»
Аналогичная форма заполняется на каждого организатора площадки. На рис. 3 представлена форма, в которую заносится о проектах-образцах.
Рис.3.
Форма «Регистрация учебного проекта»
Как
отмечалось выше, некоторые площадки
ведут свои сайты. Сайт программы
Intel «Обучение для будущего» в Костромском
институте повышения квалификации работников
образования выполнен по технологи Веб
1.0 (http://ipk.admin.tstu.ru/
Пример
использования технологи Вики –
сообщество тьюторов программы Владимирского
института повышения квалификации работников
образования (http://www.wiki.vladimir.i-
Опыт
создания корпоративной информационной
системы на базе служб Google имеет
МГИМО. Сотрудники университета постепенно
привыкают пользоваться онлайн сервисами
Google, что упрощает и ускоряет многие
традиционные рабочие процессы; использование
сервисов Google в дистанционных образовательных
программах делает их более интерактивными
и удобными; с помощью YouTube университет
выходит в открытое информационное пространство
с видеоматериалами, публично позиционирует
себя как доступный каждому университет.
Опыт использования служб Google имеется
сегодня и у других вузов. Этот положительный
опыт использован в данном дипломном проекте
при разработке корпоративной информационной
системы на базе служб Google для обучающей
площадки на базе ВГИПУ по программе Intel
«Обучение для будущего».