Основные этапы в информационном развитии общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 20:34, реферат

Описание работы

Изучение проблем развития информационного общества становится важным направлением исследований в области социальной философии, что определяет актуальность избранной темы, а также ее теоретическую и практическую значимость для современной России.

Содержание

1. Введение
2. Основные этапы в информационном развитии общества
3. Заключение

Работа содержит 1 файл

основные этапы в информационном развитии общества.docx

— 47.81 Кб (Скачать)

Среди наиболее дискутируемых и  спорных вопросов, относящихся к Интернет, - вопрос регулирования содержания информации, распространяемой по сети, определение необходимого баланса между потребностью в свободном обмене информацией и допустимыми ограничениями на ее распространение. В вопросах распространения спорного содержания ответственность должна быть пропорциональна возможности контролировать это содержание. Следует разграничить ответственность всех субъектов отношений по цепочке "генератор информации - пользователь". В этом плане сегодня наиболее приемлем принцип, в соответствии с которым операторы связи и поставщики доступа к сети не должны нести ответственности за содержание информации, распространяемой через сеть.

     Особый вопрос - защита  персональной и коммерческой  тайны. Федеральные законы, регулирующие  данную область, пока находятся  на рассмотрении в Государственной  Думе. Необходимо разработать комплекс  мер, включая совершенствование  практики рассмотрения дел в  судах, направленных на противодействие  распространению ложной, недобросовестной  информации.

Общий правовой режим информации и  обеспечения прав граждан при  работе в сетях определен федеральными законами "Об информации, информатизации и защите информации" и "Об участии  в международном информационном обмене". В настоящее время  ведется работа по подготовке изменений  и дополнений к этим законам. Начата разработка законопроектов "Об электронной  цифровой подписи" и "Об информационном обеспечении органов государственной  власти".

Развитие нормативно-правовой базы в области ИКТ следует основывать на трех основных принципах. Во-первых, разрабатываемые проекты нормативных  актов должны быть максимально "технологически нейтральными", чтобы любая, самая  незначительная инновация не приводила  к необходимости срочно вносить  изменения в законодательство. Известно, насколько далеко от этого сегодняшнее  российское информационное право. Во-вторых (и это дополняет первый принцип), следует избегать излишнего регулирования. В ряде случаев развитие саморегулирования, соблюдение этических и моральных  норм на основе "корпоративного" права может быть более эффективным  средством создания цивилизованного  правового пространства. И, наконец, поскольку ИКТ наиболее чувствительны к различиям в правовых нормах, регулирующих создание и использование информационных сетевых технологий в различных странах, необходимо обеспечить гармонизацию законодательства на международном уровне.

2. Обеспечение информационной безопасности  и защиты информации.

Первоочередными задачами данного  направления являются: развитие нормативного регулирования в области защиты данных в телекоммуникационных сетях, улучшение и распространение  процедур надежной идентификации и  аутентификации, стимулирование использования  надежных систем криптографии операторами  сетей, особенно на рисковых участках (спутниковая или мобильная связь), использование стандартов безопасности для ключевых государственных или  общественных функций, в том числе  введение (там, где это необходимо), обязательных методов контроля качества информационных процессов, разработка превентивных технических мер для обеспечения надежных телекоммуникаций, разработка минимальных стандартов безопасности для операторов и поставщиков телекоммуникационных услуг.

Кроме того, нужно стимулировать  информированность населения по проблемам информационной безопасности, поддерживать усилия международных  организаций в области обеспечения  информационной безопасности (общие  критерии, стандарты ИСО, рекомендации ОЭСР) и проекты КЕС, направленные на создание условий для распространения  общедоступных услуг. Особого внимания требует охрана национальных информационных ресурсов, имеющих важное культурное, историческое, научное значение. Необходимо принять решения о статусе  этих ресурсов, обеспечить правовые условиях их использования. Развитие сектора  поставки информации в сеть и ее содержательное наполнение напрямую связано  с уровнем охраны интеллектуальной собственности в стране, и прежде всего с охраной авторских  и смежных прав, с защитой инвестиций в базы данных. Крайне важно разработать  и реализовать на государственном  уровне программу охраны интеллектуальной и имущественной собственности  на информационные ресурсы и базы данных, на программные средства для  ЭВМ, используемые в глобальных информационных сетях, чтобы снизить уровень  пиратства в области информационных продуктов и услуг.

3. Расширение международного сотрудничества  и торговли в области ИКТ.

Формирование информационного  общества в России должно сопровождаться мерами по интеграции страны в международное  информационное сообщество, в частности  гармонизацией российского законодательства с международными правовыми системами, обеспечением взаимодействия российских информационных систем с их зарубежными  аналогами. Следует создать благоприятные  условия для формирования единого  инновационного и информационного  пространства СНГ на базе общего рынка  информации, товаров, услуг, капиталов  и рабочей силы.

Сотрудничество на международном  уровне должно быть направлено на повышение  уровня защиты интеллектуальной собственности, совершенствование технических и юридических средств контроля за ее использованием в компьютерных сетях. К сожалению, баланс в торговле информационной продукцией и услугами сегодня складывается не в пользу России. Задача государственной политики - переломить эту тенденцию. Сейчас ведется диалог о вступлении нашей страны в ВТО, в рамках которого рассматриваются меры по либерализации рынка ИКТ. Его итогом должна стать ситуация, когда российские поставщики услуг и потребители будут достаточно защищены от неравной конкуренции. При этом, безусловно, не должны создаваться несправедливые преимущества. Этот хрупкий баланс особенно важен сегодня для российского сектора сетевого предпринимательства. Обеспечение выхода с российскими продуктами, технологиями и услугами на глобальные рынки - еще одна задача государственной политики, тем более что Интернет создает техническую возможность активно включиться в международное разделение труда и международную торговлю.

 

3)ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Формирование информационного  общества в России сегодня является необходимым условием устойчивого  развития страны, ее полноценной интеграции в мировую экономику. К сожалению, несмотря на высокие темпы в информационной сфере в последнее время, Россия не смогла на текущий момент сократить  отставание от промышленно развитых стран в уровне информатизации экономики  и общества. Такое положение вызвано  как общеэкономическими причинами (длительный кризис в экономике, низкий уровень материального благосостояния большинства населения), так и  целым рядом факторов, создающих  препятствия для полноценного использования  преимуществ новых информационных и телекоммуникационных технологий в различных сферах экономики, производства. К числу таких негативных факторов следует отнести в том числе устаревшую правовую базу использования новых технологий; недостаточное внедрение современных компьютерных и информационных технологий в области государственного управления; низкий на сегодняшний день уровень подготовки кадров в области создания и использования новых технологий.

  В развитии национальной  информационной инфраструктуры  нашей страны именно государство  должно играть роль координатора  деятельности различных субъектов  общества, призванного целенаправленной  политикой ускорить интеграцию  людей в общество знания. К приоритетным направлениям деятельности государственных органов следует отнести поощрение конкуренции: борьба с монополизмом, контроль за концентрацией собственности в средствах массовой информации; правовое обеспечение прав на доступ к информации и информационным ресурсам для всего населения; соблюдение свободы слова независимо от технологической среды распространения информации; обеспечение информационной безопасности личности и общества в новых условиях. Государственная политика по формированию информационного общества при этом должна придерживаться баланса интересов государства, предпринимательских кругов, личности и общества в целом. Одним из условий интеграции России в глобальное информационное общество является расширение возможностей систем информационного обмена на международном, региональном и национальном уровнях и, соответственно, повышение роли квалификации, профессионализма и способностей к творчеству. При этом решающее значение приобретает владение Интернет-технологиями и цифровыми средствами связи и их эффективное использование.

  В условиях глобализации  мирового развития и беспрецедентной  информационной открытости национальных  границ информация становится  главным стратегическим фактором  в международном соревновании  за использование ее позитивных  сторон и минимизацию отрицательных  последствий. Активизация международного  терроризма, с одной стороны, и  рост международной конкуренции  - с другой, обостряют вопросы,  связанные с защитой интересов  нашей страны и благополучия  ее граждан. Однако даже первый  из названных факторов пока, к  сожалению, не стал предметом  систематического исследования  политологов в свете рассматриваемых  в диссертации проблем. Еще  в большей мере это относится  к возрастанию международной  конкуренции в сфере политики, экономики и безопасности. Поэтому  требуется активизация усилий  научного сообщества, направленных  на исследование методологии  контроля, оценки и анализа совокупности  располагаемой информации в сочетании  с сохранением и дальнейшим  развитием демократических завоеваний  новой России.


Информация о работе Основные этапы в информационном развитии общества