Среди наиболее дискутируемых и
спорных вопросов, относящихся к
Интернет, - вопрос регулирования содержания
информации, распространяемой по сети,
определение необходимого баланса между
потребностью в свободном обмене информацией
и допустимыми ограничениями на ее распространение.
В вопросах распространения спорного
содержания ответственность должна быть
пропорциональна возможности контролировать
это содержание. Следует разграничить
ответственность всех субъектов отношений
по цепочке "генератор информации -
пользователь". В этом плане сегодня
наиболее приемлем принцип, в соответствии
с которым операторы связи и поставщики
доступа к сети не должны нести ответственности
за содержание информации, распространяемой
через сеть.
Особый вопрос - защита
персональной и коммерческой
тайны. Федеральные законы, регулирующие
данную область, пока находятся
на рассмотрении в Государственной
Думе. Необходимо разработать комплекс
мер, включая совершенствование
практики рассмотрения дел в
судах, направленных на противодействие
распространению ложной, недобросовестной
информации.
Общий правовой режим информации и
обеспечения прав граждан при
работе в сетях определен федеральными
законами "Об информации, информатизации
и защите информации" и "Об участии
в международном информационном
обмене". В настоящее время
ведется работа по подготовке изменений
и дополнений к этим законам. Начата
разработка законопроектов "Об электронной
цифровой подписи" и "Об информационном
обеспечении органов государственной
власти".
Развитие нормативно-правовой базы
в области ИКТ следует основывать
на трех основных принципах. Во-первых,
разрабатываемые проекты нормативных
актов должны быть максимально "технологически
нейтральными", чтобы любая, самая
незначительная инновация не приводила
к необходимости срочно вносить
изменения в законодательство. Известно,
насколько далеко от этого сегодняшнее
российское информационное право. Во-вторых
(и это дополняет первый принцип),
следует избегать излишнего регулирования.
В ряде случаев развитие саморегулирования,
соблюдение этических и моральных
норм на основе "корпоративного"
права может быть более эффективным
средством создания цивилизованного
правового пространства. И, наконец,
поскольку ИКТ наиболее чувствительны
к различиям в правовых нормах, регулирующих
создание и использование информационных
сетевых технологий в различных странах,
необходимо обеспечить гармонизацию законодательства
на международном уровне.
2. Обеспечение информационной безопасности
и защиты информации.
Первоочередными задачами данного
направления являются: развитие нормативного
регулирования в области защиты
данных в телекоммуникационных сетях,
улучшение и распространение
процедур надежной идентификации и
аутентификации, стимулирование использования
надежных систем криптографии операторами
сетей, особенно на рисковых участках
(спутниковая или мобильная связь),
использование стандартов безопасности
для ключевых государственных или
общественных функций, в том числе
введение (там, где это необходимо),
обязательных методов контроля качества
информационных процессов, разработка
превентивных технических мер для обеспечения
надежных телекоммуникаций, разработка
минимальных стандартов безопасности
для операторов и поставщиков телекоммуникационных
услуг.
Кроме того, нужно стимулировать
информированность населения по
проблемам информационной безопасности,
поддерживать усилия международных
организаций в области обеспечения
информационной безопасности (общие
критерии, стандарты ИСО, рекомендации
ОЭСР) и проекты КЕС, направленные
на создание условий для распространения
общедоступных услуг. Особого внимания
требует охрана национальных информационных
ресурсов, имеющих важное культурное,
историческое, научное значение. Необходимо
принять решения о статусе
этих ресурсов, обеспечить правовые условиях
их использования. Развитие сектора
поставки информации в сеть и ее
содержательное наполнение напрямую связано
с уровнем охраны интеллектуальной
собственности в стране, и прежде
всего с охраной авторских
и смежных прав, с защитой инвестиций
в базы данных. Крайне важно разработать
и реализовать на государственном
уровне программу охраны интеллектуальной
и имущественной собственности
на информационные ресурсы и базы
данных, на программные средства для
ЭВМ, используемые в глобальных информационных
сетях, чтобы снизить уровень
пиратства в области информационных
продуктов и услуг.
3. Расширение международного сотрудничества
и торговли в области ИКТ.
Формирование информационного
общества в России должно сопровождаться
мерами по интеграции страны в международное
информационное сообщество, в частности
гармонизацией российского законодательства
с международными правовыми системами,
обеспечением взаимодействия российских
информационных систем с их зарубежными
аналогами. Следует создать благоприятные
условия для формирования единого
инновационного и информационного
пространства СНГ на базе общего рынка
информации, товаров, услуг, капиталов
и рабочей силы.
Сотрудничество на международном
уровне должно быть направлено на повышение
уровня защиты интеллектуальной собственности,
совершенствование технических и юридических
средств контроля за ее использованием
в компьютерных сетях. К сожалению, баланс
в торговле информационной продукцией
и услугами сегодня складывается не в
пользу России. Задача государственной
политики - переломить эту тенденцию. Сейчас
ведется диалог о вступлении нашей страны
в ВТО, в рамках которого рассматриваются
меры по либерализации рынка ИКТ. Его итогом
должна стать ситуация, когда российские
поставщики услуг и потребители будут
достаточно защищены от неравной конкуренции.
При этом, безусловно, не должны создаваться
несправедливые преимущества. Этот хрупкий
баланс особенно важен сегодня для российского
сектора сетевого предпринимательства.
Обеспечение выхода с российскими продуктами,
технологиями и услугами на глобальные
рынки - еще одна задача государственной
политики, тем более что Интернет создает
техническую возможность активно включиться
в международное разделение труда и международную
торговлю.
3)ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Формирование информационного
общества в России сегодня является
необходимым условием устойчивого
развития страны, ее полноценной интеграции
в мировую экономику. К сожалению,
несмотря на высокие темпы в информационной
сфере в последнее время, Россия
не смогла на текущий момент сократить
отставание от промышленно развитых
стран в уровне информатизации экономики
и общества. Такое положение вызвано
как общеэкономическими причинами
(длительный кризис в экономике, низкий
уровень материального благосостояния
большинства населения), так и
целым рядом факторов, создающих
препятствия для полноценного использования
преимуществ новых информационных
и телекоммуникационных технологий
в различных сферах экономики, производства.
К числу таких негативных факторов
следует отнести в том числе устаревшую
правовую базу использования новых технологий;
недостаточное внедрение современных
компьютерных и информационных технологий
в области государственного управления;
низкий на сегодняшний день уровень подготовки
кадров в области создания и использования
новых технологий.
В развитии национальной
информационной инфраструктуры
нашей страны именно государство
должно играть роль координатора
деятельности различных субъектов
общества, призванного целенаправленной
политикой ускорить интеграцию
людей в общество знания. К приоритетным
направлениям деятельности государственных
органов следует отнести поощрение конкуренции:
борьба с монополизмом, контроль за концентрацией
собственности в средствах массовой информации;
правовое обеспечение прав на доступ к
информации и информационным ресурсам
для всего населения; соблюдение свободы
слова независимо от технологической
среды распространения информации; обеспечение
информационной безопасности личности
и общества в новых условиях. Государственная
политика по формированию информационного
общества при этом должна придерживаться
баланса интересов государства, предпринимательских
кругов, личности и общества в целом. Одним
из условий интеграции России в глобальное
информационное общество является расширение
возможностей систем информационного
обмена на международном, региональном
и национальном уровнях и, соответственно,
повышение роли квалификации, профессионализма
и способностей к творчеству. При этом
решающее значение приобретает владение
Интернет-технологиями и цифровыми средствами
связи и их эффективное использование.
В условиях глобализации
мирового развития и беспрецедентной
информационной открытости национальных
границ информация становится
главным стратегическим фактором
в международном соревновании
за использование ее позитивных
сторон и минимизацию отрицательных
последствий. Активизация международного
терроризма, с одной стороны, и
рост международной конкуренции
- с другой, обостряют вопросы,
связанные с защитой интересов
нашей страны и благополучия
ее граждан. Однако даже первый
из названных факторов пока, к
сожалению, не стал предметом
систематического исследования
политологов в свете рассматриваемых
в диссертации проблем. Еще
в большей мере это относится
к возрастанию международной
конкуренции в сфере политики,
экономики и безопасности. Поэтому
требуется активизация усилий
научного сообщества, направленных
на исследование методологии
контроля, оценки и анализа совокупности
располагаемой информации в сочетании
с сохранением и дальнейшим
развитием демократических завоеваний
новой России.