ГЛАВА 2 ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО
ОБЩЕСТВА
2.1 Роль государства в формировании
информационного общества в России
Впервые обсуждение стратегии и
роли государства в информатизации
общества в нашей стране проводилось
по решению руководства СССР в 1989
- 1990 гг. С участием государственных
структур (ГКВТИ СССР) и общественности
была разработана концепция информатизации
общества, затем одобренная соответствующим
комитетом Верховного Совета СССР.
На ее основе были подготовлены проекты
общесоюзной программы информатизации
и республиканской программы "Информатизация
России" (1990-1991 гг.). Однако в силу
ряда причин (ограниченность финансовых
ресурсов, несогласованность позиций
министерств и ведомств) проект программы
не был принят правительством.
В течение
1992-1996 гг. в стране активно проводилась
работа по формированию государственной
политики информатизации, созданию
законодательных основ развития
информационных отношений. Были
приняты федеральные законы "Об
информации, информатизации и защите
информации" (1995 г.) и "Об участии
в международном информационном
обмене" (1996 г.). Было также выпущено
большое количество указов
Президента
РФ и постановлений правительства
по вопросам информатизации. В
1995 году была разработана концепция
формирования и развития единого
информационного пространства России
(ЕИПР) и соответствующих государственных
информационных ресурсов. По существу
концепция ЕИПР - это "реакция"
на вызов рынка в информационной
сфере. Она ориентирована на
активизацию рыночных механизмов
в сфере государственной информации
и в этом отношении является
естественной формой реализации
норм, заложенных в федеральном
законе "Об информации, информатизации
и защите информации".
Информационное
общество как конструктивная
идея для реализации широкого
комплекса цивилизационных преобразований
начала активно использоваться
для инициирования государственных
программ начиная с 1993-1994 гг. Пути
реализации потенциала информационного
общества видятся государственными
структурами каждой из стран
по-разному. Этому есть свои
причины. Любое суверенное государство
самостоятельно определяет стратегию
своего развития в целом и
политику развития отдельных
сфер деятельности. При этом оно
исходит прежде всего из необходимости
реализации национальных интересов и
целей.
Процесс формирования
информационного общества в России
в условиях становления новой
российской государственности, реформирования
экономики, перехода от информационной
закрытости к презумпции открытости
информации сам по себе достаточно
сложен. Очевидно, что Россия находится
только в начале пути в информационное
общество и отстает от промышленно
развитых стран мира (так, если
количество компьютеров на 100 жителей
в США и странах Западной
Европы составляет 30 и более, то
в России этот показатель составляет
около 6).
Научные исследования
и использование их результатов
в массовом производстве у
нас традиционно не сбалансированы.
Это одна из причин того, что
сегодня на российском информационном
рынке преобладает продукция и услуги
ведущих зарубежных фирм, использующих
свое превосходство в области производства
и практического применения информационных
технологий для получения односторонних
преимуществ.
Включение информационных ресурсов
и услуг в систему товарных
отношений происходит в России
в условиях неразвитости соответствующей
законодательной и нормативной
базы, что ведет к ряду негативных
последствий, к которым можно
отнести: незащищенность персональных
данных граждан, несоблюдение
прав на интеллектуальную собственность,
рост числа компьютерных преступлений
и др.
Еще одна проблема связана
с увеличением расходов бюджета
на создание и эксплуатацию
ведомственных информационных ресурсов
и систем, надлежащее качество, надежность,
взаимодействие и совместимость
которых отнюдь не всегда обеспечены.
Кроме того, не разработаны процедуры
доступа граждан к государственным информационным
ресурсам и услугам.
Однако наблюдаются и положительные
тенденции, связанные с появлением
точек экономического роста. Например,
относительно быстро развивается
рынок информационных услуг на
базе Интернет.
Весь комплекс проблем, перечисленных
выше, настоятельно требует разработки
и реализации эффективной государственной
стратегии в области формирования
информационного общества. В дискуссиях
и литературе по этому поводу
высказываются различные точки
зрения.
Пессимистический сценарий
подразумевает сохранение имеющихся
негативных тенденций. Его сторонники
считают, что российская экономика
не сможет обеспечить надлежащего
использования информационных технологий,
т.к. ресурсы страны в международном
обмене и разделении труда
ограничены (нефть и металл), а
конкуренция на мировых информационных
рынках слишком жесткая. Усиление
барьеров на пути вхождения
в эти рынки для новых стран
оставляют для России место
в мировом информационном сообществе
ближе к аутсайдерам.
Конструктивно-оптимистический
сценарий предусматривает структурные
преобразования, приводящие к укреплению
информационного потенциала России,
к развитию информационных систем
и сетей. Приведем несколько
предварительных положений государственной
стратегии формирования информационного
общества в России, соответствующих
этому сценарию.
Как показывает опыт экономически
развитых стран, наибольший успех
на пути продвижения к информационному
обществу сопутствует странам,
в которых государство формирует
и активно проводит соответствующую
целенаправленную политику. Роль
государства заключается в создании
благоприятных условий для развития
этого процесса, к которым можно
отнести:
привлечение ресурсов (кадровых, финансовых,
материальных и др.) в информационное
производство;
нормативно-правовое и нормативно-техническое
регулирование;
поддержку проектов и программ, демонстрирующих
возможности информационного общества;
развитие международного информационного
обмена и сотрудничества.
Идея информационного общества
несет в себе большой интегрирующий
потенциал для всей российской
информационной инфраструктуры
и информационного производства.
Она включает в себя переход
от простой поставки сигнала
к поставке информационного содержания
по компьютерным сетям, переход
от информации, хранимой на электронных
носителях, к информации, доступной
через сети. Она также позволяет
системно подойти к разрешению
всего комплекса проблем информационного
производства - экономических, технологических,
политических и др.
Сегодня в России ни государство,
ни коммерческий сектор еще
не сформулировали своей позиции
и своих стратегических целей
по отношению к информационному
обществу. Имеющиеся концепции и
программы решают ряд хотя
и важных, но частных задач
этого направления. Общегосударственная
же концепция должна учитывать
условия, при которых жесткие
механизмы, обеспечивающие унификацию
и единое централизованное управление
всей информационно-телекоммуникационной
инфраструктурой разрушены, а новые, основанные
на экономической и общественной необходимости
и создаваемые на основе рыночных стимулов,
еще не работают в полной мере.
Объемы российского рынка
информационных продуктов и услуг
несопоставимы с рынками западных
стран. Необходима его структурная
реорганизация и модернизация, что
требует значительных инвестиций.
В настоящее время большая
часть рыночных проблем по-прежнему
решается за счет бюджетов
различных уровней. В результате
бюджеты испытывают перегрузки,
а реального финансирования нет.
Необходимо более четко определить,
что должно делать государство,
а что - рыночные структуры.
Процесс распределения ответственности
и собственности между государством
и рынком в области информатизации
еще не приобрел устойчивые
черты. Соотношение государство-рынок
для России несколько иное, чем
в странах с открытой рыночной
экономикой. Рыночные стимулы пока
не в состоянии обеспечивать
воспроизводство информационных
ресурсов и технологий. Стратегия
формирования информационного общества
в России должна исходить из
этого положения, а не копировать
общие подходы зарубежных стран,
направленные на совершенствование
уже сложившихся рыночных отношений
и механизмов в области создания
и применения ИКТ.
Путь России в информационное
общество - это путь через стабилизацию
отношений собственности в информационной
сфере, через формирование регулирующих
механизмов, обеспечивающих защиту
инвесторов, производителей и потребителей
информационных продуктов и услуг.
В этом роль государства - ключевая.
Стратегия формирования информационного
общества в условиях переходного
периода к новой системе отношений
собственности должна учитывать
особую роль и ответственность государства.
Она должна учитывать преимущества России:
выгодное географическое расположение
между торговыми и информационно-телекоммуникационными
потоками Запад-Восток; высокий профессиональный
уровень персонала, занятого в сфере информатизации.
В качестве слабых сторон, которые оказывают
влияние на стратегию, следует отметить
большую долю устаревшего оборудования
в основных фондах предприятий и организаций,
связанных с информационным обслуживанием;
неравномерность распределения по территории
страны информационного потенциала и
научных центров; разрушение научных школ
и сложное финансовое положение науки;
отсутствие полного цикла производства
базовых средств информатизации (компьютеров
и телекоммуникационного оборудования).
При разработке стратегии
необходимо иметь в виду две
категории целей: долгосрочные
и среднесрочные. Текущее кризисное
состояние российской экономики
требует выделения также этапа
первоочередных мер по ликвидации
острого финансового кризиса.
Но его, ввиду краткосрочности
и чрезвычайности, целесообразно
рассматривать в рамках среднесрочной
политики. В терминах дальних
целей можно согласиться с
основными принципами развития
информационной инфраструктуры, к
которым относятся: либерализация
рынка, ликвидация ограничений
на перемещение капиталов и
т.п., принятые в западных программах
формирования информационного общества
(4). В терминах среднесрочных целей
нам необходимо пользоваться
собственными приоритетами.
На основе предварительного
анализа, исходя из указанных
выше посылок, можно предложить
следующую государственную стратегию
формирования информационного общества
в России. На первом этапе (ориентировочно
1999 - 2003 гг.) речь идет главным образом
об обеспечении роста рынка
ИКТ на основе модернизации, о
подготовке российского общества
к вызовам информационного общества.
В качестве основных задач
этого этапа целесообразно рассматривать:
расширение российского
рынка ИКТ путем инвестирования
в модернизацию производственной
базы предприятий и организаций,
в развитие базовых телекоммуникаций
и российского фрагмента Интернет,
в увеличение массового спроса
на индивидуальную и домашнюю
информатизацию;
организацию технопарков и зон
свободной торговли ИКТ (электроника,
компьютерная и телекоммуникационная
техника, программные продукты, информационные
услуги и т.п.);
государственную поддержку проектов
в области ИКТ, ориентированных
на развитие высококачественных отечественных
средств вычислительной техники, информационных
продуктов и услуг;
обеспечение справедливых условий
распределения информационных и
сетевых ресурсов;
создание системы непрерывного
обучения использованию ИКТ на всех
уровнях образования.
Для реализации указанных
выше стратегических целей необходимо
пересмотреть сложившиеся приоритеты
государственной политики, разработать
новые концептуальные подходы
в отношении регулирования рынка
ИКТ, информационной и инвестиционной
политики, развития информационного
законодательства и обеспечения
информационной безопасности. Государственная
стратегия формирования информационного
общества должна в течении ближайших
4-5 лет основываться на новых приоритетах.
Их можно сгруппировать в 5 ключевых и
3 обеспечивающих направления. К ключевым
относятся следующие.
1. Создание условий для роста
информационной индустрии.
Эта индустрия включает комплекс
отраслей, производящих различные
виды информационных продуктов
и услуг. Информационная экономика
должна рассматриваться как важный
сектор экономической активности.
Реальный экономический рост
может быть обеспечен путем
привлечения инвестиций частного
сектора, создания сбалансированной
конкурентной среды и развития
информационной инфраструктуры
российского рынка ИКТ.
Рост использования ИКТ прежде
всего связан с привлечением к его развитию
частного сектора, который уже сегодня
играет ведущую роль в создании, эксплуатации
и модернизации ИКТ. Понятно, что эта деятельность,
как и любая частная инициатива, может
успешно осуществляться только при ее
рентабельности и окупаемости. Поэтому
первостепенной задачей государственной
политики должно стать создание благоприятных
условий (в первую очередь налоговых),
для предпринимательства, привлечения
инвестиций в развитие информационной
инфраструктуры.
Государственным структурам
на федеральном и региональном
уровне целесообразно сконцентрировать
усилия на разработке и реализации
мер стимулирования и поддержки
отечественного предпринимательства
в информационной сфере - прежде
всего компаний, создающих высокотехнологичную
и наукоемкую продукцию, а также
предприятий, реализующих инновации
и оказывающих услуги населению
с использованием компьютерных
сетей. С этой целью необходимо
принятие законодательных мер
поддержки отечественных поставщиков
услуг и производителей компьютерного
и телекоммуникационного оборудования,
совершенствование форм привлечения
инвестиций в проекты информатизации.
Государство должно создать для
предпринимателей (особенно для
малых структур) условия, облегчающие
получение финансовых средств,
создать эффективные и разнообразные
механизмы предоставления этих
средств и кредитования.