Важнейшим вопросом для дальнейшего
роста и улучшения качества
услуг является создание и
поддержание необходимой конкурентной
среды на рынке ИКТ и во
всех секторах информационной
инфраструктуры. Следует пересмотреть
правила конкуренции с учетом
развития информационного общества
и конвергенции технологий. Необходимо
совершенствовать порядок лицензирования
деятельности в области предоставления
информационных услуг с использованием
Интернет и сертификации оборудования,
используемого в сети. Наиболее эффективным
средством поддержания конкурентной среды
на рынках ИКТ является создание благоприятных
условий для средних и малых предприятий
в использовании ИКТ, облегчение им доступа
к сетевым ресурсам, к научно-технической
и экономической информации.
Следующая задача - развитие
инфраструктуры российского рынка
ИКТ и электронной торговли, обеспечение
информационной прозрачности российского
рынка ИКТ. Следует более активно
стимулировать внедрение электронного
документооборота при совершении
и использовании сделок, принять
единые стандарты разработки
и сертификации систем электронной
цифровой подписи и шифрования
данных.
Россия должна активно участвовать
в развитии систем электронной
торговли (СЭТ). Эти системы важны
не только как области приложений
ИКТ - они также способствуют
развитию торговли. Поэтому недооценка
роли СЭТ сегодня может обернуться
для нас потерями во внутренней
и международной торговле. Наше
понимание роли и значения
СЭТ не отвечает сегодняшним
тенденциям, в результате чего
по этому направлению мы начинаем
стратегически отставать.
Государство должно взять
на себя функции финансирования
разработок стандартов и определение
их приоритетности в тех областях,
где федеральные структуры являются
пользователями информационных
систем и услуг, в частности
при государственных закупках
информационных ресурсов и систем.
2. Улучшение доступа к информационной
инфраструктуре и сетевым услугам.
Темпы формирования информационного
общества в России непосредственно
зависят от создания необходимых
технологических, экономических
и социально-культурных предпосылок
для вовлечения активной части
населения в использование ИКТ.
Для этого могут быть привлечены
также ресурсы, направляемые из
местного бюджета на развитие
библиотечной сети. Использование
библиотечной сети - наиболее перспективный
путь обеспечения массового доступа
населения к информационному
богатству страны и мирового
сообщества. Еще одним резервом
облегчения доступа к сети
для граждан России является
развитие служб поиска, отбора
и поставки информации из сети
по требованию пользователя на
русском языке, улучшение справочно-информационного
обслуживания и навигации в
сети.
При формировании новой тарифной
сетки для оплаты услуг телефонных
сетей следует учесть необходимость
предоставления доступа к Интернет
для всех категорий населения - независимо
от социального положения, места жительства,
возраста и т.п. Учащиеся и социально незащищенные
слои населения должны получить возможность
работы в сети в минимальном гарантированном
объёме по приемлемым ценам.
3. Создание условий для развития
базовых навыков для использования
возможностей, предоставляемых информационным
обществом.
Необходимо со стороны государства
поддерживать и стимулировать
социально значимые проекты использования
сетевых технологий в библиотеках,
вузах, школах. Следует включить
в учебные программы на всех
уровнях образования вопросы
использования сетевых технологий,
способствовать повышению компьютерной
грамотности населения, его информированности
о возможностях и ресурсах
Интернет, освоению преимуществ
сетевого информационного обмена
во всех сферах деятельности
человека и общества.
4. Поддержка научных исследований
и социально-значимых приложений
ИКТ.
В рамках данного направления
следует прежде всего создать условия
для проведения научно-исследовательских
работ в области критических информационных
технологий. Это означает поддержку перспективных
отечественных исследований и разработок
в области ИКТ, стимулирование инновационных
применений ИКТ из "высокотехнологичного
кластера" во всех сферах жизни, улучшение
доступа к рисковому финансированию, реформирование
структуры научных организаций и формирование
исследовательских центров мирового класса.
5. Развитие информационно-телекоммуникационных
систем и формирование информационных
ресурсов в интересах государственного
управления.
Необходимо повысить эффективность
использования государственных
информационных ресурсов и систем
путем:
улучшения доступа к государственной
информации;
совершенствования процедур предоставления
информационных услуг;
поддержки государственных информационных
центров.
Важным резервом улучшения
положения дел в этой области
является развитие электронного
информационного взаимодействия
между органами власти на федеральном,
региональном и муниципальном
уровнях и создание интегрированной,
ориентированной на пользователя,
системы государственных информационных
услуг на основе информационно-телекоммуникационной
системы государственных структур.
Необходимо обеспечить прямой
доступ граждан к государственной
информации, услугам и государственным
служащим через информационные
сети, улучшить доступность государственных
регистров, кадастров и статистических
баз данных, использовать электронные
коммуникации для проведения
тендеров в рамках государственных
закупок. Важнейшая задача в
этой области - обеспечение доступности
государственной информации через
компьютерные сети, создание общедоступных
сайтов и подключение к сети
открытых общественно-значимых государственных
информационных ресурсов.
Реализация указанных систем
позволит осуществить интеграцию
информационных ресурсов государства,
повысить устойчивость государственных
информационных систем, сформировать
систему информационной поддержки
принятия органами государственной
власти решений как в сфере
управления экономикой, так и
в области обеспечения безопасности
личности, общества и государства.
Современное государственное управление
должно основываться на современных
технологиях и методах управления,
поэтому роль перспективных информационно-аналитических
технологий в совершенствовании
труда управленцев сегодня особенно
велика.
В качестве обеспечивающих, но, тем
не менее, приоритетных направлений государственной
политики, необходимо определить следующие.
1. Совершенствование законодательства
и регулирования в сфере информации
и информатизации.
Требуется развитие правового
регулирования в области создания
и использования информационных
ресурсов и технологий, реализации
информационных прав граждан
и прав на результаты творческого
труда (интеллектуальная собственность)
в условиях формирования информационного
общества. Особо следует отметить
важность правового регулирования
функционирования российских сегментов
глобальных информационных сетей
(Интернет), охраны прав потребителей
информационных продуктов и услуг
и защиты молодого поколения
от вредного воздействия определенных
видов информации и услуг. В
числе проблем, требующих законодательного
регулирования, находятся также
вопросы применения новых ИКТ
в различных видах деятельности
- таких, как дистанционное обучение,
работа, медицина, досуг и др.
Среди наиболее дискутируемых
и спорных вопросов, относящихся
к Интернет, - вопрос регулирования содержания
информации, распространяемой по сети,
определение необходимого баланса между
потребностью в свободном обмене информацией
и допустимыми ограничениями на ее распространение.
В вопросах распространения спорного
содержания ответственность должна быть
пропорциональна возможности контролировать
это содержание. Следует разграничить
ответственность всех субъектов отношений
по цепочке "генератор информации -
пользователь". В этом плане сегодня
наиболее приемлем принцип, в соответствии
с которым операторы связи и поставщики
доступа к сети не должны нести ответственности
за содержание информации, распространяемой
через сеть.
Особый вопрос - защита персональной
и коммерческой тайны. Федеральные
законы, регулирующие данную область,
пока находятся на рассмотрении
в Государственной Думе. Необходимо
разработать комплекс мер, включая
совершенствование практики рассмотрения
дел в судах, направленных на
противодействие распространению
ложной, недобросовестной информации.
Общий правовой режим информации
и обеспечения прав граждан
при работе в сетях определен
федеральными законами "Об информации,
информатизации и защите информации"
и "Об участии в международном информационном
обмене". В настоящее время ведется
работа по подготовке изменений и дополнений
к этим законам. Начата разработка законопроектов
"Об электронной цифровой подписи"
и "Об информационном обеспечении органов
государственной власти".
Развитие нормативно-правовой
базы в области ИКТ следует
основывать на трех основных
принципах. Во-первых, разрабатываемые
проекты нормативных актов должны
быть максимально "технологически
нейтральными", чтобы любая, самая
незначительная инновация не
приводила к необходимости срочно
вносить изменения в законодательство.
Известно, насколько далеко от
этого сегодняшнее российское
информационное право. Во-вторых
(и это дополняет первый принцип),
следует избегать излишнего регулирования.
В ряде случаев развитие саморегулирования,
соблюдение этических и моральных
норм на основе "корпоративного"
права может быть более эффективным
средством создания цивилизованного
правового пространства. И, наконец,
поскольку ИКТ наиболее чувствительны
к различиям в правовых нормах,
регулирующих создание и использование
информационных сетевых технологий
в различных странах, необходимо
обеспечить гармонизацию законодательства
на международном уровне.
2. Обеспечение информационной безопасности
и защиты информации
Первоочередными задачами данного
направления являются: развитие нормативного
регулирования в области защиты данных
в телекоммуникационных сетях, улучшение
и распространение процедур надежной
идентификации и аутентификации, стимулирование
использования надежных систем криптографии
операторами сетей, особенно на рисковых
участках (спутниковая или мобильная связь),
использование стандартов безопасности
для ключевых государственных или общественных
функций, в том числе введение (там, где
это необходимо), обязательных методов
контроля качества информационных процессов,
разработка превентивных технических
мер для обеспечения надежных телекоммуникаций,
разработка минимальных стандартов безопасности
для операторов и поставщиков телекоммуникационных
услуг.
Кроме того, нужно стимулировать
информированность населения по
проблемам информационной безопасности,
поддерживать усилия международных
организаций в области обеспечения
информационной безопасности (общие
критерии, стандарты ИСО, рекомендации
ОЭСР) и проекты КЕС, направленные
на создание условий для распространения
общедоступных услуг. Особого
внимания требует охрана национальных
информационных ресурсов, имеющих
важное культурное, историческое, научное
значение. Необходимо принять решения
о статусе этих ресурсов, обеспечить
правовые условиях их использования.
Развитие сектора поставки информации
в сеть и ее содержательное
наполнение напрямую связано
с уровнем охраны интеллектуальной
собственности в стране, и прежде
всего с охраной авторских и смежных
прав, с защитой инвестиций в базы данных.
Крайне важно разработать и реализовать
на государственном уровне программу
охраны интеллектуальной и имущественной
собственности на информационные ресурсы
и базы данных, на программные средства
для ЭВМ, используемые в глобальных информационных
сетях, чтобы снизить уровень пиратства
в области информационных продуктов и
услуг.
3. Расширение международного сотрудничества
и торговли в области ИКТ.
Формирование информационного
общества в России должно сопровождаться
мерами по интеграции страны
в международное информационное
сообщество, в частности гармонизацией
российского законодательства с
международными правовыми системами,
обеспечением взаимодействия российских
информационных систем с их
зарубежными аналогами. Следует
создать благоприятные условия
для формирования единого инновационного
и информационного пространства
СНГ на базе общего рынка
информации, товаров, услуг, капиталов
и рабочей силы.
Сотрудничество на
международном уровне должно
быть направлено на повышение
уровня защиты интеллектуальной
собственности, совершенствование
технических и юридических средств
контроля за ее использованием в компьютерных
сетях. К сожалению, баланс в торговле
информационной продукцией и услугами
сегодня складывается не в пользу России.
Задача государственной политики - переломить
эту тенденцию. Сейчас ведется диалог
о вступлении нашей страны в ВТО, в рамках
которого рассматриваются меры по либерализации
рынка ИКТ. Его итогом должна стать ситуация,
когда российские поставщики услуг и потребители
будут достаточно защищены от неравной
конкуренции. При этом, безусловно, не
должны создаваться несправедливые преимущества.
Этот хрупкий баланс особенно важен сегодня
для российского сектора сетевого предпринимательства.
Обеспечение выхода с российскими продуктами,
технологиями и услугами на глобальные
рынки - еще одна задача государственной
политики, тем более что Интернет создает
техническую возможность активно включиться
в международное разделение труда и международную
торговлю.[6]
2.2 Государственная политика и
деятельность неправительственных
организаций по формированию
и развитию информационного общества
В качестве обеспечивающих, но, тем
не менее, приоритетных направлений
государственной политики, необходимо
определить следующие.
1. Совершенствование законодательства
и регулирования в сфере информации
и информатизации.
Требуется развитие правового регулирования
в области создания и использования
информационных ресурсов и технологий,
реализации информационных прав граждан
и прав на результаты творческого труда
(интеллектуальная собственность) в условиях
формирования информационного общества.
Особо следует отметить важность правового
регулирования функционирования российских
сегментов глобальных информационных
сетей (Интернет), охраны прав потребителей
информационных продуктов и услуг и защиты
молодого поколения от вредного воздействия
определенных видов информации и услуг.
В числе проблем, требующих законодательного
регулирования, находятся также вопросы
применения новых ИКТ в различных видах
деятельности - таких, как дистанционное
обучение, работа, медицина, досуг и др.