Основные этапы в информационном развитии общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 20:34, реферат

Описание работы

Изучение проблем развития информационного общества становится важным направлением исследований в области социальной философии, что определяет актуальность избранной темы, а также ее теоретическую и практическую значимость для современной России.

Содержание

1. Введение
2. Основные этапы в информационном развитии общества
3. Заключение

Работа содержит 1 файл

основные этапы в информационном развитии общества.docx

— 47.81 Кб (Скачать)

 Важнейшим вопросом для дальнейшего  роста и улучшения качества  услуг является создание и  поддержание необходимой конкурентной  среды на рынке ИКТ и во  всех секторах информационной  инфраструктуры. Следует пересмотреть  правила конкуренции с учетом  развития информационного общества и конвергенции технологий. Необходимо совершенствовать порядок лицензирования деятельности в области предоставления информационных услуг с использованием Интернет и сертификации оборудования, используемого в сети. Наиболее эффективным средством поддержания конкурентной среды на рынках ИКТ является создание благоприятных условий для средних и малых предприятий в использовании ИКТ, облегчение им доступа к сетевым ресурсам, к научно-технической и экономической информации.

 Следующая задача - развитие  инфраструктуры российского рынка  ИКТ и электронной торговли, обеспечение  информационной прозрачности российского  рынка ИКТ. Следует более активно  стимулировать внедрение электронного  документооборота при совершении  и использовании сделок, принять  единые стандарты разработки  и сертификации систем электронной  цифровой подписи и шифрования  данных.

 Россия должна активно участвовать  в развитии систем электронной  торговли (СЭТ). Эти системы важны  не только как области приложений  ИКТ - они также способствуют  развитию торговли. Поэтому недооценка  роли СЭТ сегодня может обернуться  для нас потерями во внутренней  и международной торговле. Наше  понимание роли и значения  СЭТ не отвечает сегодняшним  тенденциям, в результате чего  по этому направлению мы начинаем  стратегически отставать.

 Государство должно взять  на себя функции финансирования  разработок стандартов и определение  их приоритетности в тех областях, где федеральные структуры являются  пользователями информационных  систем и услуг, в частности  при государственных закупках  информационных ресурсов и систем.

2. Улучшение доступа к информационной  инфраструктуре и сетевым услугам.

 Темпы формирования информационного  общества в России непосредственно  зависят от создания необходимых  технологических, экономических  и социально-культурных предпосылок  для вовлечения активной части  населения в использование ИКТ.  Для этого могут быть привлечены  также ресурсы, направляемые из  местного бюджета на развитие  библиотечной сети. Использование  библиотечной сети - наиболее перспективный  путь обеспечения массового доступа  населения к информационному  богатству страны и мирового  сообщества. Еще одним резервом  облегчения доступа к сети  для граждан России является  развитие служб поиска, отбора  и поставки информации из сети  по требованию пользователя на  русском языке, улучшение справочно-информационного  обслуживания и навигации в  сети.

 При формировании новой тарифной  сетки для оплаты услуг телефонных  сетей следует учесть необходимость  предоставления доступа к Интернет для всех категорий населения - независимо от социального положения, места жительства, возраста и т.п. Учащиеся и социально незащищенные слои населения должны получить возможность работы в сети в минимальном гарантированном объёме по приемлемым ценам.

3. Создание условий для развития  базовых навыков для использования  возможностей, предоставляемых информационным  обществом.

 Необходимо со стороны государства  поддерживать и стимулировать  социально значимые проекты использования  сетевых технологий в библиотеках,  вузах, школах. Следует включить  в учебные программы на всех  уровнях образования вопросы  использования сетевых технологий, способствовать повышению компьютерной  грамотности населения, его информированности  о возможностях и ресурсах  Интернет, освоению преимуществ  сетевого информационного обмена  во всех сферах деятельности  человека и общества.

4. Поддержка научных исследований  и социально-значимых приложений  ИКТ.

 В рамках данного направления  следует прежде всего создать условия для проведения научно-исследовательских работ в области критических информационных технологий. Это означает поддержку перспективных отечественных исследований и разработок в области ИКТ, стимулирование инновационных применений ИКТ из "высокотехнологичного кластера" во всех сферах жизни, улучшение доступа к рисковому финансированию, реформирование структуры научных организаций и формирование исследовательских центров мирового класса.

5. Развитие информационно-телекоммуникационных  систем и формирование информационных  ресурсов в интересах государственного  управления.

 Необходимо повысить эффективность  использования государственных  информационных ресурсов и систем  путем:

улучшения доступа к государственной  информации;

совершенствования процедур предоставления информационных услуг;

поддержки государственных информационных центров.

 Важным резервом улучшения  положения дел в этой области  является развитие электронного  информационного взаимодействия  между органами власти на федеральном,  региональном и муниципальном  уровнях и создание интегрированной,  ориентированной на пользователя, системы государственных информационных  услуг на основе информационно-телекоммуникационной  системы государственных структур. Необходимо обеспечить прямой  доступ граждан к государственной  информации, услугам и государственным  служащим через информационные  сети, улучшить доступность государственных  регистров, кадастров и статистических  баз данных, использовать электронные  коммуникации для проведения  тендеров в рамках государственных  закупок. Важнейшая задача в  этой области - обеспечение доступности  государственной информации через  компьютерные сети, создание общедоступных  сайтов и подключение к сети  открытых общественно-значимых государственных  информационных ресурсов.

 Реализация указанных систем  позволит осуществить интеграцию  информационных ресурсов государства,  повысить устойчивость государственных  информационных систем, сформировать  систему информационной поддержки  принятия органами государственной  власти решений как в сфере  управления экономикой, так и  в области обеспечения безопасности  личности, общества и государства.  Современное государственное управление  должно основываться на современных  технологиях и методах управления, поэтому роль перспективных информационно-аналитических  технологий в совершенствовании  труда управленцев сегодня особенно  велика.

 В качестве обеспечивающих, но, тем не менее, приоритетных направлений государственной политики, необходимо определить следующие.

1. Совершенствование законодательства  и регулирования в сфере информации  и информатизации.

 Требуется развитие правового  регулирования в области создания  и использования информационных  ресурсов и технологий, реализации  информационных прав граждан  и прав на результаты творческого  труда (интеллектуальная собственность)  в условиях формирования информационного  общества. Особо следует отметить  важность правового регулирования  функционирования российских сегментов  глобальных информационных сетей  (Интернет), охраны прав потребителей  информационных продуктов и услуг  и защиты молодого поколения  от вредного воздействия определенных  видов информации и услуг. В  числе проблем, требующих законодательного  регулирования, находятся также  вопросы применения новых ИКТ  в различных видах деятельности - таких, как дистанционное обучение, работа, медицина, досуг и др.

 Среди наиболее дискутируемых  и спорных вопросов, относящихся  к Интернет, - вопрос регулирования содержания информации, распространяемой по сети, определение необходимого баланса между потребностью в свободном обмене информацией и допустимыми ограничениями на ее распространение. В вопросах распространения спорного содержания ответственность должна быть пропорциональна возможности контролировать это содержание. Следует разграничить ответственность всех субъектов отношений по цепочке "генератор информации - пользователь". В этом плане сегодня наиболее приемлем принцип, в соответствии с которым операторы связи и поставщики доступа к сети не должны нести ответственности за содержание информации, распространяемой через сеть.

 Особый вопрос - защита персональной  и коммерческой тайны. Федеральные  законы, регулирующие данную область,  пока находятся на рассмотрении  в Государственной Думе. Необходимо  разработать комплекс мер, включая  совершенствование практики рассмотрения  дел в судах, направленных на  противодействие распространению  ложной, недобросовестной информации.

 Общий правовой режим информации  и обеспечения прав граждан  при работе в сетях определен  федеральными законами "Об информации, информатизации и защите информации" и "Об участии в международном информационном обмене". В настоящее время ведется работа по подготовке изменений и дополнений к этим законам. Начата разработка законопроектов "Об электронной цифровой подписи" и "Об информационном обеспечении органов государственной власти".

 Развитие нормативно-правовой  базы в области ИКТ следует  основывать на трех основных  принципах. Во-первых, разрабатываемые  проекты нормативных актов должны  быть максимально "технологически  нейтральными", чтобы любая, самая  незначительная инновация не  приводила к необходимости срочно  вносить изменения в законодательство. Известно, насколько далеко от  этого сегодняшнее российское  информационное право. Во-вторых (и это дополняет первый принцип), следует избегать излишнего регулирования.  В ряде случаев развитие саморегулирования,  соблюдение этических и моральных  норм на основе "корпоративного" права может быть более эффективным  средством создания цивилизованного  правового пространства. И, наконец,  поскольку ИКТ наиболее чувствительны  к различиям в правовых нормах, регулирующих создание и использование  информационных сетевых технологий  в различных странах, необходимо  обеспечить гармонизацию законодательства  на международном уровне.

 

2. Обеспечение информационной безопасности  и защиты информации

 

 Первоочередными задачами данного направления являются: развитие нормативного регулирования в области защиты данных в телекоммуникационных сетях, улучшение и распространение процедур надежной идентификации и аутентификации, стимулирование использования надежных систем криптографии операторами сетей, особенно на рисковых участках (спутниковая или мобильная связь), использование стандартов безопасности для ключевых государственных или общественных функций, в том числе введение (там, где это необходимо), обязательных методов контроля качества информационных процессов, разработка превентивных технических мер для обеспечения надежных телекоммуникаций, разработка минимальных стандартов безопасности для операторов и поставщиков телекоммуникационных услуг.

 Кроме того, нужно стимулировать  информированность населения по  проблемам информационной безопасности, поддерживать усилия международных  организаций в области обеспечения  информационной безопасности (общие  критерии, стандарты ИСО, рекомендации  ОЭСР) и проекты КЕС, направленные  на создание условий для распространения  общедоступных услуг. Особого  внимания требует охрана национальных  информационных ресурсов, имеющих  важное культурное, историческое, научное  значение. Необходимо принять решения  о статусе этих ресурсов, обеспечить  правовые условиях их использования.  Развитие сектора поставки информации  в сеть и ее содержательное  наполнение напрямую связано  с уровнем охраны интеллектуальной  собственности в стране, и прежде  всего с охраной авторских и смежных прав, с защитой инвестиций в базы данных. Крайне важно разработать и реализовать на государственном уровне программу охраны интеллектуальной и имущественной собственности на информационные ресурсы и базы данных, на программные средства для ЭВМ, используемые в глобальных информационных сетях, чтобы снизить уровень пиратства в области информационных продуктов и услуг.

 

3. Расширение международного сотрудничества  и торговли в области ИКТ.

 

 Формирование информационного  общества в России должно сопровождаться  мерами по интеграции страны  в международное информационное  сообщество, в частности гармонизацией  российского законодательства с  международными правовыми системами,  обеспечением взаимодействия российских  информационных систем с их  зарубежными аналогами. Следует  создать благоприятные условия  для формирования единого инновационного  и информационного пространства  СНГ на базе общего рынка  информации, товаров, услуг, капиталов  и рабочей силы.

      Сотрудничество на  международном уровне должно  быть направлено на повышение  уровня защиты интеллектуальной  собственности, совершенствование  технических и юридических средств  контроля за ее использованием в компьютерных сетях. К сожалению, баланс в торговле информационной продукцией и услугами сегодня складывается не в пользу России. Задача государственной политики - переломить эту тенденцию. Сейчас ведется диалог о вступлении нашей страны в ВТО, в рамках которого рассматриваются меры по либерализации рынка ИКТ. Его итогом должна стать ситуация, когда российские поставщики услуг и потребители будут достаточно защищены от неравной конкуренции. При этом, безусловно, не должны создаваться несправедливые преимущества. Этот хрупкий баланс особенно важен сегодня для российского сектора сетевого предпринимательства. Обеспечение выхода с российскими продуктами, технологиями и услугами на глобальные рынки - еще одна задача государственной политики, тем более что Интернет создает техническую возможность активно включиться в международное разделение труда и международную торговлю.[6]

 

2.2 Государственная политика и  деятельность неправительственных  организаций по формированию  и развитию информационного общества

 

В качестве обеспечивающих, но, тем  не менее, приоритетных направлений  государственной политики, необходимо определить следующие.

1. Совершенствование законодательства  и регулирования в сфере информации  и информатизации.

 

Требуется развитие правового регулирования  в области создания и использования  информационных ресурсов и технологий, реализации информационных прав граждан и прав на результаты творческого труда (интеллектуальная собственность) в условиях формирования информационного общества. Особо следует отметить важность правового регулирования функционирования российских сегментов глобальных информационных сетей (Интернет), охраны прав потребителей информационных продуктов и услуг и защиты молодого поколения от вредного воздействия определенных видов информации и услуг. В числе проблем, требующих законодательного регулирования, находятся также вопросы применения новых ИКТ в различных видах деятельности - таких, как дистанционное обучение, работа, медицина, досуг и др.

Информация о работе Основные этапы в информационном развитии общества