Обучение старшеклассников технологии создания мультимедийных презентаций в профильном курсе информатики

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 21:46, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить и описать методические рекомендации обучения старшеклассников технологии создания мультимедийных презентаций в профильном курсе информатики.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Подобрать литературу по данной теме.
Проанализировать выбранные литературные источники.
Выявить роль и место темы «Технология создания мультимедийных презентаций» в профильном курсе информатики.
Описать формы и методы обучения технологии создания мультимедийных презентаций.
Рассмотреть осуществление контроля по теме «Технология создания мультимедийных презентаций».
Описать требования к знаниям и умениям учащихся и примерное тематическое планирование.
Рассмотреть общие замечания по проведению занятий по теме «Технология создания мультимедийных презентаций».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………....
3
ГЛАВА I. Дидактические аспекты применения мультимедийных презентаций в учебном процессе…………………………………………....

5
1.1. Роль и место темы «Технология создания мультимедийных презентаций» в профильном курсе информатики…..……………….

5
1.2. Формы и методы обучения технологии создания мультимедийных презентаций……………………..………………….

8
1.3. Осуществление контроля по теме «Технология создания мультимедийных презентаций»….…………………………………....

11
ГЛАВА II. Методические основы изучения темы «Технология создания мультимедийных презентаций» в профильном курсе информатики…..….

14
2.1. Требования к знаниям и умениям учащихся. Примерное тематическое планирование……..…………………………..…...........

14
2.2. Общие замечания по проведению занятий по теме «Технология создания мультимедийных презентаций»…….………

17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..…………………………………………….…….
24

Работа содержит 1 файл

Курсовая-Евсеенко.DOC

— 154.50 Кб (Скачать)

Лабораторные работы по курсу могут представлять собой  период самостоятельной, но синхронной работы учащихся под руководством учителя. Эта работа направлена либо на его  освоение или закрепление материала, объясненного учителем либо на проверку усвоения полученного знания или операционного навыка. Роль учителя во время такой работы – обеспечение синхронности действий учащихся и оказание экстренной помощи по инициативе учеников. Лабораторные работы могут также представлять собой практическую работу учащихся с компьютером по индивидуальным заданиям, что требует синтеза знаний и умений по пройденному материалу.

Урок закрепления знаний можно провести в виде письменной работы по изученному материалу или  предложить учащимся ответить на вопросы теста. Эта работа направлена на освоение или закрепление материала, объясненного учителем.

Немаловажную роль в  решении общеобразовательных и  воспитательных задач играют методы обучения. Мы рассмотрим методы обучения, применяемые при изучении темы «Технология создания мультимедийных презентаций», исходя из источника получения новых знаний и характера учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению изучаемым материалом [8, 178]:

а) объяснительно-иллюстративные и репродуктивные методы – для формирования у учащихся определенной совокупности знаний о средствах по созданию презентаций;

б) проблемно-поисковые методы – для формирования у учащихся навыков и умений постановки проблемы, решения подзадач для осуществления поэтапной детализации и корректировки алгоритма создания презентаций и для последующей его реализации;

в) исследовательский метод – для формирования у учащихся навыков и умений организации самостоятельной поисковой работы по созданию презентаций;

г) демонстрацию – для динамического показа готовых образцов презентаций и последующей разработки алгоритма по созданию своих, и на этой основе формирование у учащихся навыков и умений компоновки, дизайна и интерфейса;

д) эксперимент – для формирования у учащихся навыков индивидуальной творческой практической деятельности по созданию презентаций.

ж) практический метод, который применяются для формирования у учащихся навыков и умений закрепления знаний и развития мышления. Он предполагает самостоятельную практическую работу учащихся по творческой работе над созданием презентаций.

Особое место занимает метод учебных проектов. При этом деятельность учащихся может быть организована как в форме индивидуальной работы учащихся с компьютером, так и  групповой [9, 85].

Исходя из того, что ученики старших классов проявляют особый интерес к овладению именно теми знаниями и умениями, которые пригодятся им в будущей профессиональной деятельности, обучение лучше всего строить так, чтобы показать применимость знаний и умений, необходимых для усвоения согласно целям обучения, на практике. Тем более предполагается, что у учащихся профильных классов уже сформирована потребность изучать интересующий их материал на современном уровне, т.е. с применением современных технологий, которые используются в выбранной ими профессии.

 

1.3. Осуществление контроля по теме «Технология создания мультимедийных презентаций»

 

Проверка и учет знаний учащихся относится к наиболее сложным  вопросам методики обучения. Диагностика  успеваемости учащихся – это методы и приемы объективного выявления знаний учащихся на основе определенных критериев и действий. Главным выводом о деятельности учащегося на любом уровне контроля является объективная оценка. Именно оценка вызывает радость и огорчение, благодарность учителю и обиду на него. Высокая итоговая оценка по дисциплине – это как награда, которой человек гордится и помнит всю жизнь. Однако нельзя допускать, чтобы культ оценки заслонял собой культ знаний. Именно такая тенденция просматривается в ряде общеобразовательных учебных заведений в современных условиях.

Учитель всегда должен быть справедлив в выставлении оценки и убежден, что показанные учащимся знания соответствуют этой оценке. Но и только этого не достаточно. Учащийся не менее учителя должен быть убежден в объективности  выставленной ему оценки. Если учащиеся, получившие неудовлетворительные оценки, открыто заявляют, в том числе и учителю, что их знания оценены не справедливо, значит, учитель был не убедителен в контрольно проверочном общении с ними [14, 116].

Различают четыре вида контроля: текущий, периодический, итоговый и самоконтроль. Текущий контроль используется после каждого урока для оценивания уровня усвоения материала классом. Периодический контроль будет использоваться по итогам изучения отдельной темы.

Основные требования к уровню знаний:

  • при текущем контроле проверке подлежат лишь вопросы, затронутые на предыдущем занятии;
  • при тематическом контроле подлежат проверке знания, зафиксированные необходимыми нормативными документами (Федеральным стандартом, обязательным минимумом содержания);
  • итоговый контроль осуществляется при переходе с одной ступени на другую и предполагает наличие необходимого минимума знаний для дальнейшего обучения.

Рассмотрим приемлемые методы контроля знаний на уроках информатики по данной теме. Как ни в каком учебном предмете в информатике необходимо различать теоретические знания с практическими навыками работы. В качестве основных методов проверки теоретических знаний можно использовать устный опрос, письменную проверку, тестирование (например: Выберите правильный ответ из предложенных, далее предлагается ряд вопросов с несколькими вариантами ответов, ученики должны выбрать правильный ответ).

Устный опрос осуществляется на каждом уроке. Здесь самым главным  условием деятельности учителя является определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

Практические умения и навыки по теме «Технология создания мультимедийных презентаций» можно проверить на зачетном занятии, когда дети представляют свои готовые продукты – презентации на заданную тему.

Обычно считается, что кроссворды предназначены для досуга, а в педагогической деятельности их можно применять и для контроля знаний учащихся. Использование решения кроссвордов по своей сути не отличается от тестирования, проводимого с помощью тестов открытой или закрытой формы, вследствие чего оно также имеет право на применение в учебном процессе. Наличие вопросов в кроссворде, на которые следует дать ответ, сближает кроссворды с тестами открытой формы, а наличие подсказки (буквы на пересечении слов) – с тестами закрытой формы. Но если в тестах подсказка дана в явном виде (перечислены возможные ответы на поставленный вопрос), то в кроссвордах это скрытая подсказка, которую еще следует добыть, ведь она появляется не сразу, а только после ответа ученика на какой-либо из вопросов. При таком подходе, решая кроссворды, ученик в первую очередь развивает мышление, а, испытывая затруднения, обращается к памяти.

Основное  достоинство применения кроссвордов как способа проверки – занимательность и соревновательность, через которые обучаемые могут самооценить собственные знания по достаточно широкому кругу вопросов, а у учителя имеется возможность оценить работу каждого ученика.

Наряду с  достоинствами у этого способа  есть и свои недостатки, в первую очередь узкие границы использования. Подобным способом можно контролировать лишь знание основных определений и терминологии, позволяющих ученику правильно сформулировать свою мысль при ответе и грамотно задать вопрос учителю [5, 70].

Подчеркнем, что решение кроссвордов – это лишь один из немногих способов проверки, и он не должен превалировать над другими способами.

 

ГЛАВА II. Методические основы изучения темы «технология создания мультимедийных презентаций» в профильном курсе информатики

 

 

 

2.1. Требования к знаниям и умениям учащихся. Примерный тематический план

 

Содержание образования  при изучении мультимедийных презентаций представлено в учебных стандартах школ России в разделе информационных технологий.

Основным  нормативным документом, регулирующим деятельность учителя, является образовательный  стандарт, то есть система основных параметров, характеризующая качество основного общего образования, отражающая социальный заказ и учитывающая возможности личности школьника. В стандарте выделены структура, содержание, объем учебной нагрузки, требования к уровню подготовки учащихся. Для выбора основных ориентиров стандарт предполагает описание минимальных обязательных требований относительно целей и содержания обучения. Нормы и требования, прописанные в стандарте, принимаются в качестве эталона при оценке качества полученного образования.

На основе заданных стандартов разрабатываются авторские программы, вариативные курсы, где могут  быть отражены подходы и концепции определенных авторских групп. Предлагаем один из вариантов тематического планирования по теме «Технология создания мультимедийных презентаций» (Макарова Н.В.) [8, 271].

Тема 1. Знакомство с программой Power Point.

Возможности и область использования приложения Power Point. Типовые объекты презентации. Группы инструментов среды Power Point. Запуск и настройка приложения Power Point. Назначение панелей инструментов.

Учащиеся должны знать:

  • назначение и функциональные возможности Power Point;
  • объекты и инструменты Power Point;
  • технологию настройки Power Point.

Тема 2. Базовая технология создания презентации

Постановка проблемы на конкретном примере. Выделение этапов создания презентации. I этап – создание фона. II этап – создание текста. III этап – вставка рисунков в презентацию. IV этап – создания анимации текста. V этап – настройка анимации рисунков. VI этап – запуск и отладка презентации.

Вставка звука и видеоклипов  в презентацию. Настройка анимации звука или клипа.

Учащиеся должны знать:

  • презентация состоит из объектов;
  • этапы создания презентации;
  • технологию работы с каждым объектом презентации.

Учащиеся должны уметь:

  • создать слайд;
  • изменить настройки слайда;
  • сделать анимацию текста, картинки;
  • вставить в презентацию звук и видеоклип;
  • настроить анимацию клипа.

Тема 3. Создание управляющих  кнопок

Назначение управляющих  кнопок. Алгоритм создания управляющих  кнопок. Практические советы.

Учащиеся должны уметь:

  • создавать управляющие кнопки.

Тема 4. Создание презентации, состоящей из нескольких слайдов

Постановка проблемы на конкретном примере. Выделение объектов. Создание нескольких слайдов согласно сценарию. Работа с сортировщиком  слайдов.

Учащиеся должны уметь:

  • создать презентацию из нескольких слайдов;
  • пользоваться сортировщиком слайдов
  • уметь использовать мультимедийные презентации при создании web-сайтов.

В программе  непрерывного курса информатики для средней школы, А.Л. Семенов и Н.Д. Угринович предлагают 7 профильных курсов для углубленного изучения информатики в старшем звене школы (10-11 классы) [7, 23]:

  1. Архитектура компьютера и операционная система;
  2. Арифметические и логические основы компьютера;
  3. Алгоритмизация и языки программирования;
  4. Решение задач на компьютере;
  5. Обработка текстов и издательская деятельность на компьютере;
  6. Основы технологии мультимедиа;
  7. Компьютерные телекоммуникационные сети.

Отметим положительный  момент выделения широкого спектра  профильных курсов. Подчеркнем также, что ориентация на углубленное изучение не всегда оправдана в определении  содержания профильной дифференциации обучения. Кроме того, предложенные здесь критерии выделения профилей носят различный характер, недостаточно систематизированы.

 

2.2. Общие замечания по проведению занятий по теме «Технология создания мультимедийных презентаций»

 

Уроки по теме «Технология создания мультимедийной презентации на примере MS Power Point» условно разделим на две части: теоретическую (уроки в форме лекций) и практическую (уроки, на которых ученики работают на компьютерах, включающие фронтальные и самостоятельные практические работы) [14, 183].

Информация о работе Обучение старшеклассников технологии создания мультимедийных презентаций в профильном курсе информатики