Обучение старшеклассников технологии создания мультимедийных презентаций в профильном курсе информатики

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 21:46, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить и описать методические рекомендации обучения старшеклассников технологии создания мультимедийных презентаций в профильном курсе информатики.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Подобрать литературу по данной теме.
Проанализировать выбранные литературные источники.
Выявить роль и место темы «Технология создания мультимедийных презентаций» в профильном курсе информатики.
Описать формы и методы обучения технологии создания мультимедийных презентаций.
Рассмотреть осуществление контроля по теме «Технология создания мультимедийных презентаций».
Описать требования к знаниям и умениям учащихся и примерное тематическое планирование.
Рассмотреть общие замечания по проведению занятий по теме «Технология создания мультимедийных презентаций».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………....
3
ГЛАВА I. Дидактические аспекты применения мультимедийных презентаций в учебном процессе…………………………………………....

5
1.1. Роль и место темы «Технология создания мультимедийных презентаций» в профильном курсе информатики…..……………….

5
1.2. Формы и методы обучения технологии создания мультимедийных презентаций……………………..………………….

8
1.3. Осуществление контроля по теме «Технология создания мультимедийных презентаций»….…………………………………....

11
ГЛАВА II. Методические основы изучения темы «Технология создания мультимедийных презентаций» в профильном курсе информатики…..….

14
2.1. Требования к знаниям и умениям учащихся. Примерное тематическое планирование……..…………………………..…...........

14
2.2. Общие замечания по проведению занятий по теме «Технология создания мультимедийных презентаций»…….………

17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..…………………………………………….…….
24

Работа содержит 1 файл

Курсовая-Евсеенко.DOC

— 154.50 Кб (Скачать)


Департамент общего и профессионального образования Брянской области

ГОУ СПО

Новозыбковский профессионально-педагогический колледж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Обучение старшеклассников технологии создания мультимедийных презентаций  в профильном курсе информатики

 

 

 

 

Евсеенко Алексей  Владимирович

Специальность 050202 Информатика

5 курс, 51 группа

 

Научный руководитель

Фролова Татьяна Владимировна


 

 

 

 

 

 

Новозыбков, 2006 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………....

3

ГЛАВА I. Дидактические аспекты применения мультимедийных презентаций в учебном процессе…………………………………………....

 

5

1.1. Роль и место темы «Технология создания мультимедийных презентаций» в профильном курсе информатики…..……………….

 

5

1.2. Формы и методы обучения технологии создания мультимедийных презентаций……………………..………………….

 

8

1.3. Осуществление контроля по теме «Технология создания мультимедийных презентаций»….…………………………………....

 

11

ГЛАВА II. Методические основы изучения темы «Технология создания мультимедийных презентаций» в профильном курсе информатики…..….

 

14

2.1. Требования к знаниям и умениям учащихся. Примерное тематическое планирование……..…………………………..…...........

 

14

2.2. Общие замечания по проведению занятий по теме «Технология создания мультимедийных презентаций»…….………

 

17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….

22

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..…………………………………………….…….

24


 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

В настоящее  время положение с использованием персонального компьютера для использования мультимедийных технологий изменяется. Это связано с появлением мощного универсального и простого в применении специализированного программного обеспечения вычислительных машин. По мере развития программного обеспечения, умение применять мультимедийные технологии становится ведущей компонентой компьютерной грамотности человека.

Велика роль мультимедийных технологий в образовании. Облегчая решение сложных задач, они снимают психологический барьер в изучении различных предметов и делают этот процесс интересным и более простым. При грамотном применении их в учебном процессе мультимедийные технологии обеспечивают повышение уровня фундаментальности образования [14, 117].

Изучение мультимедийных технологий предлагается в специализированных классах. Учащиеся таких классов  уже профориентированы. Причем круг выбранных ими профессий предполагает использование компьютера при решении конкретных профессиональных задач. Систематическое использование подобных технологий уже в школе позволит учащемуся увидеть и сформировать отношение к компьютеру, как средству решения профессиональных задач. Такие ученики имеют более глубокие знания по информатике. Как правило, у них нет психологического барьера перед использованием сложных программных средств. Наоборот, их привлекают созданные на высоком профессиональном уровне программы и они видят уникальные возможности мультимедийных технологий.

Получив определенные знания и умения по технологии создания презентаций на примере MS Power Point, учащиеся в будущем будут использовать их на практике, применять в жизни, поэтому так важно методически правильно организовать процесс обучения по данной теме. В будущем это может повлиять даже на развитие социального и материального положения общества, а также высокого экономического и политического подъема всей страны [8, 253].

Все это свидетельствует  об актуальности выбора темы курсовой работы «Обучение старшеклассников технологии создания мультимедийных презентаций в профильном курсе информатики».

Цель работы: изучить и описать методические рекомендации обучения старшеклассников технологии создания мультимедийных презентаций в профильном курсе информатики.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Подобрать литературу по данной теме.
  2. Проанализировать выбранные литературные источники.
  3. Выявить роль и место темы «Технология создания мультимедийных презентаций» в профильном курсе информатики.
  4. Описать формы и методы обучения технологии создания мультимедийных презентаций.
  5. Рассмотреть осуществление контроля по теме «Технология создания мультимедийных презентаций».
  6. Описать требования к знаниям и умениям учащихся и примерное тематическое планирование.
  7. Рассмотреть общие замечания по проведению занятий по теме «Технология создания мультимедийных презентаций».

 

 

ГЛАВА I. ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

 

 

 

    1. Роль и место темы «Технология создания мультимедийных презентаций» в профильном курсе информатики

 

В литературе сущность профильной дифференциации содержания образования определяется в направленной специализации образования в  области устойчивых интересов, склонностей и способностей, обучаемых с целью максимального их развития в избранном направлении.

Профильная дифференциация предусматривает объединение учащихся в относительно стабильные группы, где идет обучению предмету по особым программам, которые различаются  содержанием, требованиями к знаниям и умениям школьников.

Учитывая, что одной  из основных задач дифференциации содержания обучения в школе является предпрофессиональная подготовка школьников в области  выбранной специализации, а также  подготовке к продолжению образования в этой области, можно предположить, что информатика, информационные технологии должны стать одним из обязательных компонентов содержания профильного обучения в любом из направлений специализации школы [10, 560].

Мультимедийная презентация  стала одним из ведущих направлений в современной информатике. В том или ином виде она непременно отражена и в школьной информатике. Выделяют несколько уровней изучения этого вопроса: начальный, базовый, углубленный, профильный.

В начальном курсе  изучение этого вопроса ограничивается краткими теоретическими сведениями о принципах хранения и обработки графической информации и приобретением начальных навыков работы с мультимедийной презентацией.

В базовом и углубленном  курсе технологической направленности речь может идти о приобретении более профессиональных навыков создания и редактирования мультимедийной презентации.

В профильном уровне необходимо знать и понимать принцип интерактивности  и возможность его применения для создания интерактивного резюме.

Опишем каждый из предложенных уровней более подробно [16, 29].

Уровень 1. Начальный (5 ч).

Введение. Понятие мультимедийной презентации. Основные сведения о программе Microsoft Power Point.

Учащиеся должны:

  • понимать, что означает термин «презентация» и в каких случаях уместно его употребление;
  • понимать сущность понятия «мультимедиа»;
  • понимать преимущества использования мультимедийных средств для повышения качеств презентаций;
  • знать виды программного обеспечения, позволяющие создавать мультимедийные презентации;
  • знать назначение и основные принципы пользовательского интерфейса MS Power Point;
  • уметь создавать презентации стандартного для MS Power Point вида.

Уровень 2. Базовый (5 ч).

Сценарий. Способы окраски. Соединение фреймов. Медиаобъекты. Разработка содержания мультимедийной презентации. Создание меню. Создание и редактирования компьютерного руководства.

Учащиеся должны:

  • понимать сущность понятия «фрейм» и «медиаобъект» применительно к презентационной графике;
  • понимать необходимость предварительной разработки сценария;
  • знать основные этапы разработки сценария презентации;
  • знать, какие пункты меню MS Power Point предназначены для реализации сценария;
  • уметь разрабатывать содержание презентации и необходимые для её показа меню и руководства пользователя;
  • уметь использовать для создания медиаобъектов и наполнения содержания слайдов возможности текстовых, графических редакторов и др.

Уровень 3. Углубленный (15 ч).

Создание тематической презентации. Переход к следующему слайду в зависимости от правильного  ответа. Переход к следующему слайду в зависимости от выбранной альтернативы. Заполнение пустого слайда. Видеоклипы на CD.

Учащиеся должны:

  • понимать суть и возможность автоматизации управления презентацией;
  • знать основные способы автоматизации управления сменой слайдов;
  • знать приёмы использования шаблонов для наполнения содержанием пустого слайда;
  • уметь разрабатывать и реализовывать средствами пакета презентационной графики алгоритм управления показом слайдов;
  • уметь использовать в презентациях готовые анимационные ролики и готовые видеоклипы.

Уровень 4. Профильный (15 ч).

Создание интерактивного резюме. Установление соответствия между  слайдами. Мультимедиа в дизайне web-страниц.

Учащиеся должны:

  • понимать принцип интерактивности и возможность его применения для создания интерактивного резюме;
  • иметь представление о ситуациях, когда создание интерактивного резюме необходимо и целесообразно, в частности в web-дизайне;
  • знать методы и инструменты установления соответствия между слайдами;
  • знать основные способы использования мультимедиа в web-дизайне;
  • уметь использовать мультимедийные презентации при создании web-сайтов.

 

1.2. Формы и методы обучения технологии создания мультимедийных презентаций

 

В соответствии с целями профильного обучения информатике  в старших классах, обучение должно быть направлено, в первую очередь, на интеллектуальное развитие школьников. В условиях профильного обучения старшеклассников создается реальная возможность развития творческих способностей учащихся, подготовки их к будущей профессиональной деятельности. Поэтому в процессе обучения следует использовать не только репродуктивные методы, но и методы, формирующие способность самостоятельного приобретения знаний, потребность к самообразованию [1, 155].

Процесс обучения невозможен без организации  и осуществляется в определенных формах. Традиционно основной формой обучения является урок. Он обеспечивает планомерную познавательную деятельность группы определенного возраста, состава и уровня подготовки, направленную на решение поставленных задач.

Использование на уроках персональных компьютеров и новых информационных технологий дают возможность педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения, способствуют раскрытию, сохранению и развитию индивидуальных способностей учащихся, обеспечивают активное и комплексное изучение явлений действительности.

При обучении по предлагаемой теме можно использовать такие виды уроков, как уроки сообщения новой  информации (уроки-лекции) и уроки  развития и закрепления умений и  навыков (лабораторные работы). На практике также широко распространены комбинированные уроки. Как известно такие уроки, обеспечивая многократную смену видов деятельности, создают условия для быстрого применения новых знаний, возможность реализации индивидуального подхода в обучении [5, 31].

На уроках-лекциях  учитель ясно объясняет материал и проверяет правильность усвоения учениками его основных моментов. Причем это не монолог учителя, не традиционные объяснения и опросы, а беседа и обсуждение новых понятий. Такой урок должен включать демонстрацию компьютерной программы (в нашей теме – мультимедийная презентация). Учащиеся наблюдают за действиями учителя. Большое внимание должно уделяться наглядности, что позволит преодолеть специфику компьютерной предметности, не допустить смещения в восприятии реального и компьютерного миров, вытеснения первого последним. Учащимся могут быть предложены проблемная ситуация, логическая задача, решение которой поможет достижению цели урока, различные задания для подготовки учащихся к восприятию новой программы, а, следовательно, эффективного ее освоения.

Информация о работе Обучение старшеклассников технологии создания мультимедийных презентаций в профильном курсе информатики