Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 14:28, курс лекций
Дисциплина «Моделирование в проектировании сложных систем» рассматривает вопросы применения имитационного моделирования при проектировании сложных технических и других систем, к которым относятся гибкие производственные системы (ГПС), их подсистемы, и другие объекты дискретного производства, а также транспортные, информационные, банковские, торговые, и т.п. системы, в основе которых с точки зрения моделей лежат системы массового обслуживания.
Рисунок 7.2
Промоделируем работу линии в течение смены при коэффициенте использования времени 0,9. учтем равномерный закон распределения продолжительности интервалов получения заготовок и размещения деталей на складе, пусть он будет (2 ± 1) мин (на диаграмме указано среднее значение – 2 мин).
Алгоритм моделирования гибкой линии как замкнутой СМО приведен на рис. 7.3.
Рисунок 7.3 Алгоритм моделирования гибкой линии как замкнутой СМО
При разработке программы используем для моделирования разветвлений оператор SPLIT, а для моделирования блока 11 – оператор ASSEMBLE. При единице модельного времени 1 мин. продолжительность времени моделирования будет 480 × 0,9 = 432 единицы.
Программа модели представлена ниже.
GENERATE , , , 1
MET1 SEIZE SKL
ADVANCE 2, 1
RELEASE SKL
SPLIT 1, MET2
SEIZE TRM
ADVANCE 4
RELEASE TRM
SEIZE OMO
ADVANCE 4
RELEASE OMO
SEIZE TRM
ADVANCE 4
RELEASE TRM
SEIZE SKL
ADVANCE 2, 1
RELEASE SKL
TRANSFER , MET3
МЕТ2 SEIZE SKL
ADVANCE 2, 1
RELEASE SKL
SEIZE TRM
ADVANCE 4
RELEASE TRM
SEIZE OMO
ADVANCE 4
RELEASE OMO
SEIZE TRM
ADVANCE 4
RELEASE TRM
SEIZE SKL
ADVANCE 2, 1
RELEASE SKL
МЕТ3 ASSEMBLE 2
TEST LE M1, 432, KONEC
TRANSFER , MET1
KONEC TERMINATE 1
START 1
Результаты
моделирования: за смену обработано
44 детали двух типов; при этом загрузка
обрабатывающего модуля составила
40,1 %; загрузка
склада – 39,0 %; загрузка транспортного
робота – 80,1 %.
Для повышения производительности ГАЛ можно использовать более быстродействующие либо транспортный робот, либо обрабатывающий модуль. Как показало моделирование, применение в этой линии транспортного робота со временем перемещения 2 мин. приводит к возрастанию загрузки основного оборудования и количества обработанных деталей (табл. 7.1).
Таблица 7.1
Зависимость
показателей ГАЛ
транспортного робота
Время перемещения TRM, мин |
Коэффициент загрузки, % |
Количество обработанных | ||
OMO |
SKL |
TRM | ||
4 |
40,1 |
39,0 |
80,1 |
44 |
2 |
50,0 |
50,3 |
50,0 |
54 |
Применение двух транспортных роботов (одного для доставки заготовок к ОМО, а другого для транспортировки готовых изделий на склад) не приводит к росту количества выпущенных изделий, а лишь снижает загрузку ТРМ. Аналогичный эффект обеспечит и применение более быстродействующего обрабатывающего модуля. Однако замена оборудования связана с коренной модернизацией действующего производства. Кроме того, рост производительности линии сдерживается длительностью цикла изготовления обеих партий деталей, так как только после завершения их размещения на складе начинается новый цикл поступления заготовок для этих партий со склада в линию.
Более рациональный путь повышения эффективности работы линии - организация разомкнутой СМО. При этом заготовки могут поступать в линию с большей интенсивностью, чем в случае замкнутой системы. Моделирование такого варианта работы рассматриваемой линии показало, что количество выпущенных деталей при использовании того же оборудования может быть значительно больше (при поступлении заготовок в линию с интервалом 10±3 мин, количество обработанных деталей достигнет 63 шт. за смену).
Сопоставление рассмотренных способов
организации производства показывает,
что более эффективным является
построение разомкнутой линии
Рассмотрим ГАУ штамповки деталей из штучных заготовок. участок содержит пресс PRESS, четырехпозиционное поворотное загрузочное устройство ZNU, приемное устройство PRU, промежуточный приемный стол PRS (рис. 7.4).
Рисунок 7.4
Движение заготовок, полуфабрикатов и деталей осуществляется слева направо. Продолжительность цикла работы манипулятора (опустить руку, взять заготовку, поднять руку, повернуться на 90°, опустить руку, положить заготовку, поднять руку, возвратиться в исходное положение) составляет 3,7 с. Кассета вмещает 300 заготовок, тара под отштампованные детали – 2100 деталей. Продолжительность поворота загрузочного устройства на 90° – 10 с, перегрузка приемного устройства после его заполнения – 180 с, рабочего цикла прессования детали – 60/63 с.
Промоделируем работу участка в течение двух смен при коэффициенте использования рабочего времени равном 0,8. Оценим производительность участка и загрузку оборудования.
При составлении алгоритма моделирования введем следующие обозначения: k<![endif]> – количество деталей, n – счетчик тары под готовые детали (так как емкость тары под детали – 2100, а кассеты – 300 деталей, то n<![endif]> = 1, 2,..., 7). С учетом коэффициента использования времени и сменности работы участка модельное время будет 0.8*2*28800=46080 <![endif]>единиц.
Алгоритм моделирования
Принимаем за единицу модельного времени 0,01 с. При разработке программы для организации цикла используем оператор TRANSFER в режиме безусловной передачи. При моделировании счетчиков используются операторы SAVEVALUE в режимах замещения и приращения, а также оператор TEST.
Рисунок 7.5
Программа имеет вид:
GENERATE , , , 1
ASSIGN 1, 46080
MET1 SEIZE РRМ
ADVANCE 3.7
RELEASE РRМ
МET2 SAVEVALUE 1+, 1
ТEST GE X1, 300, MET 5
SEIZE ZNU
ADVANCE 10
RELEASE ZNU
SAVEVALUE 1, 0
SAVEVALUE 2+, 1
TEST E X2, 7, МET 1
SEIZE PRU
ADVANCE 180
RELEASE РRU
SAVEVALUE 2, 0
TRANSFER , MET 1
MET5 SEIZE РRМ
ADVANCE 3.7
RELEASE РRM
SEIZE PRESS
ADVANCE (60/63)
RELEASE РRESS
TEST LE M1, P1, KONEC
TRANSFER , MET 2
KONEC TERMINATE 1
START 1
В результате моделирования установлено, что за время 46080 с отштамповано 9765 деталей; коэффициенты загрузки оборудования составили: пресса 19 %, манипулятора 78,6 %.
Моделирование
ГАУ штамповки выявило
Кроме того, с целью увеличения коэффициента использования рабочего времени и обеспечения отсутствия незавершенного производства рекомендуется делать проверки оставшегося времени работы участка перед каждым циклом, а не только в конце всего технологического маршрута.
Заключение
В данном конспекте лекций
рассмотрены основы построения языка
имитационного моделирования
Поскольку язык GPSS предназначен для моделирования систем массового обслуживания, в первом разделе конспекта приведены краткие сведения о моделях массового обслуживания, необходимые для понимания последующего материала.
Второй раздел посвящен изложению концептуальной сущности языка GPSS и представлению на нем моделей.
Наиболее объемным является третий раздел, в котором раскрывается базовая часть языка GPSS, дающая представления о внутренней логике работы пакета, основных операторах языка, приемах разработки программ при создании моделей систем с одноканальными и многоканальными устройствами.
Четвертый раздел посвящен изложению особенностей применения объектов вычислительной категории.
В пятом разделе рассмотрены
наиболее часто встречающиеся средства,
применяемые для упрощения
Последние разделы посвящены изложению материала, связанного с возможностями пакета при моделировании реальных промышленных систем различного назначения, как в обычных режимах, так и в нештатных ситуациях.
Рассмотренные примеры иллюстрируют
возможности языка при
Конспект лекций полезен студентам, выполняющим дипломные работы, а также магистрантам, готовящим магистерские диссертации.
Литература
Информация о работе Моделирование в проектировании сложных систем