Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 14:28, курс лекций
Дисциплина «Моделирование в проектировании сложных систем» рассматривает вопросы применения имитационного моделирования при проектировании сложных технических и других систем, к которым относятся гибкие производственные системы (ГПС), их подсистемы, и другие объекты дискретного производства, а также транспортные, информационные, банковские, торговые, и т.п. системы, в основе которых с точки зрения моделей лежат системы массового обслуживания.
МОДЕЛИРОВАНИЕ В ПРОЕКТИРОВАНИИ
СЛОЖНЫХ СИСТЕМ
Конспект лекций
для студентов специальности
I–53 01 07 «Информационные
технологии и управление
в технических системах» всех форм обучения
ВВЕДЕНИЕ
Дисциплина «Моделирование
в проектировании сложных систем»
рассматривает вопросы
Сложная техническая система состоит из множества взаимосвязанных элементов и подвержена влиянию внешних воздействий. При ее изучении осуществляют структуризацию, связанную с выявлением наиболее существенных элементов и установлением связей между ними, и алгоритмизацию, заключающуюся в рассмотрении алгоритмов поведения системы и ее подсистем в процессе функционирования. Под последним понимают изменение состояния системы во времени при достижении ею поставленной цели. Адекватную замену реальной системы моделью, облегчающую, упрощающую, ускоряющую и удешевляющую изучение свойств системы, называют моделированием.
Так как модель реального
объекта сама является сложной системой,
то ее разработка представляет собой
трудоемкий процесс, к основным этапам
которого относятся: формулирование цели
и подготовка исходных данных; разработка
концептуальной модели (связанная со
структуризацией и
К настоящему времени разработано
большое количество методов моделирования.
С точки зрения подобия реальному
объекту различают полные и приближенные
модели. В зависимости от характера
процессов в системе они
Применительно к сложным
промышленным системам, например, ГПС
механообработки, включающим подсистемы
складирования, транспортировки, обработки
и т.п., имитационные модели позволяют
оценить загрузку оборудования, размеры
очередей к отдельным единицам оборудования,
среднее время обработки
В процессе проектирования сложных систем используется ряд моделей. В самом общем случае все модели, отражающие динамику происходящих в таких системах процессов, можно подразделить на синхронные, в которых есть привязка ко времени, и асинхронные, учитывающие параллельные процессы и причинно-следственные связи. К первой группе относятся дискретные детерминированные и дискретно–стохастические модели, при построении которых используется теория автоматов. Ко второй группе относят модели, основанные на теории систем массового обслуживания (СМО). Наряду с ними получили широкое распространение сетевые модели: сети Петри и их модификации. Значительная роль при создании сложных систем отводится компьютерному расчету, реализующему методы имитационного моделирования, основанные на интерпретации СМО.
Сети Петри целесообразно применять для проверки согласованности работы оборудования и выявления конфликтных ситуаций в системе. Применение временных сетей Петри позволяет находить условия выполнения в сети циклических процессов в системах конвейерного типа.
В данном курсе будет уделено внимание имитационным моделям на языке GPSS World.
1.1 Понятие о системах массового обслуживания (СМО) и их характеристиках. Классификация СМО
Система массового
обслуживания – это совокупность
последовательно связанных
Входящий поток. Задается описанием моментов времени поступления в систему требований (закон поступления) или количеством одновременно поступивших требований.
Различают регулярный и случайный потоки (например, соответственно через 5 мин. и через 5±2 мин.). Случайный поток может быть стационарным (интервалы поступлений не зависят от их положения на временной оси) и нестационарным (в противном случае, например, число автомобилей на заправку не зависит от времени суток или зависит).
В СМО входящий
поток часто принимается
Здесь - средняя интенсивность поступления требований (число требований за единицу времени или величина, обратная среднему интервалу tп поступления требований).
Правила постановки в очередь и выхода из нее. Различают следующие правила:
Каналы обслуживания. Различают одноканальные (с одним каналом) и многоканальные (с несколько идентичными каналами) СМО.
При последовательном соединении узлов (устройств) СМО называют многофазными системами(сетями).
Обслуживание характеризуется длительностью (распределением времени обслуживания). Интенсивность обслуживания , где tоб-среднее время интервала обслуживания. Время обслуживания может быть детерминированным или вероятностным.
Дисциплины обслуживания бывают: бесприоритетные и приоритетные (с прерыванием).
Важной величиной СМО является загрузка СМО (для одноканальной системы).
Применительно к ГПС когда ,система справляется с обслуживанием требований (деталей). При р=1 наступает установившийся режим. Практически ,а 1-p – время простаивания СМО. Если же , то ГПС не справляется с обслуживанием деталей, и очереди к оборудованию растут бесконечно.
В одноканальной
СМО средняя длина очереди
в СМО с пуассоновским входящим
потоком и произвольно
Установлено, что длина очереди зависит от отношения λ и μ, а не от их абсолютных значений. Другими словами: если выдерживать загрузку оборудования , то увеличение интенсивности поступления деталей λ не приводит к изменению длины очереди и объем незавершенного производства остается неизменным.
Наконец, для СМО любого типа справедлив закон Литтла: среднее количество требований в СМО , где tпр– среднее время пребывания требований в системе, а λ – интенсивность их поступлений.
Для ГПС справедливо соотношение ,где k – число каналов, что важно при расчете емкости склада ГПС и накопителей ГПМ.
Важной характеристикой СМО является вероятность ее состояния, т.е наличие k требований в системе .
Эти характеристики
будут вычислены при
Выходящий поток. Это поток требований, покидающий систему. В многофазных сетях выходящий поток предыдущего узла является входящим потоком последующего узла. В сети без потерь загрузка всех узлов должна быть одинаковой. Тогда сеть сбалансирована. Если в сети есть узкое место, т.е. узел, для которого загрузка максимальна, то такой узел становится еще одним (кроме склада) источником требований в сети.
Анализ СМО аналитическими
методами наиболее полно разработан
для простейших потоков требований
и содержится в работе [2]. В настоящем
пособии приведем краткое изложение
этих результатов, достаточное для
понимания последующей
1.2 Анализ разомкнутых СМО аналитическим методом
1.2.1. Одноканальная система с простейшими потоками
Под простейшим пуассоновским потоком понимают такой, в котором поступление требований происходит по одному; вероятность поступлений последующих требований не зависит от предыстории; поток требований стационарный.
Задано: число требований k<![endif]>; интенсивность их поступлений λ интенсивность обслуживания μ. Необходимо определить: коэффициент использования канала обслуживания р; среднюю длину очереди l; среднее число требований, находящихся в системе (в очереди ив канале обслуживания) , вероятности состояний СМО .
Рассмотрим граф состояний СМО:
Первый элемент с вероятностью Р0 определяет состояние СМО, при котором канал обслуживания простаивает из-за отсутствия требований в системе. Так как поток ординарный (требования поступают по одному), то СМО может перейти в состояние Р1. Из этого состояния она может с интенсивностью μ возвратиться в состояние Р0 (т. е. требование обслужено ранее, чем поступило новое) и т.д.
В установившемся режиме интенсивности λ и μ сбалансированы. В этом случае:
Т.к. – загрузка (коэффициент использования) канала (оборудования в ГПС), то из первого уравнения:
Из второго уравнения найдем Р2:
то первый и третий члены уничтожаются. Тогда:
Аналогично рассуждая, находим:
Поскольку сумма вероятностей всех состояний
Так как реально , то сумма геометрической прогрессии
.
откуда вероятность простоя канала (оборудования)
Вероятность того, что в СМО находятся k требований:
Среднее число находящихся в СМО требований
После соответствующих преобразований:
Среднее число требований, находящихся в очереди
Пример1.1. Рассмотрим одноканальную разомкнутую СМО с простейшими потоками. Пусть интенсивность поступлений λ=10 требований в час, а интенсивность их обслуживания 15 требований в час.
Коэффициент загрузки
Вероятность простоя канала
Среднее число требований в СМО
Среднее число требований в очереди
можно найти и так:
.
1.2.2 Многоканальная система с простейшими потоками
Исходные данные
аналогичны одноканальной системе,
дополнительно учитывается
В многоканальной СМО возможны два случая:
Рассмотрим первый случай: .
Граф состояний многоканальной СМО имеет вид:
Для сбалансированного состояния:
Из первого уравнения при
из второго уравнения
при этом первый и третий члены уничтожаются, тогда
Рассуждая аналогично, находим:
Рассмотрим второй случай:
Граф состояний имеет вид:
Объединяя эти два случая, получим:
Пример1.2. Пусть ; Найти
1.3. Анализ замкнутых СМО аналитическим методом
1.3.1. Одноканальная система с простейшими потоками
Особенности замкнутой системы. Исходные данные: число требований, циркулирующих в системе – m; интенсивность поступления требований на обслуживание где – время возвращения требования в систему (с выхода на вход); – интенсивность обслуживания, как и ранее.
Необходимо определить вероятности состояний
Граф состояний имеет вид:
Для установившегося режима:
Из первого уравнения
Аналогично рассуждая, получим:
Для установившегося режима СМО средняя интенсивность поступлений требований во входном потоке равна средней интенсивности выходного потока:
Пример1.3. В замкнутой системе работают m=4 машин, их поступление подчиняется пуассоновскому распределению со средним значением =10мин., т.е. поступлений в час. Машины обслуживаются погрузчиком, работающим с интенсивностью погрузок в час.
Информация о работе Моделирование в проектировании сложных систем