Мировые информационные ресурсы

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 13:14, лекция

Описание работы

Виды деятельности, связанные с формированием информационных ресурсов, поддержанием их в актуальном состоянии, созданием средств связи, обработки и копирования информации, объединяют в понятие информационной индустрии. Под средствами обработки наряду с вычислительной техникой понимается и программное обеспечение. Товаром в сфере информационной индустрии является информация, компьютерная техника, программное обеспечение, оргтехника и другие средства, используемые в информационных технологиях.

Работа содержит 1 файл

Мировые информационные ресурсы АВ Хорошилов (учебное пособие) .doc

— 839.50 Кб (Скачать)

 Как правило, особое внимание банк уделяет  состоянию того рынка, к которому относится заемщик.

 Банк  должен оценить для себя возможный  риск от операции кредитования, связанный с конкуренцией и состоянием рынка, и только при низком риске для себя (рынок в стадии роста; компания имеет низкие издержки и хороших поставщиков и покупателей) продолжать проверку. Для оценки конкуренции и состояния рынка большинство банков анализируют следующие критерии:

  • состояние дел в отрасли;
  • позиция заемщика в отрасли — основная информация для понимания конкурентоспособности и наличия потенциала для изменения стратегии.

 Анализ  состояния дел в отрасли особенно необходим банку в случаях, когда заемщик является в данной отрасли «новым лицом», т. е. выходит на новый для себя рынок или впервые вступает в самостоятельный бизнес.

Выводы

 Приведенные примеры показывают то многообразие информации, которое требуется предприятию, фирме для выполнения своих задач. Получение требуемой информации из внешних источников на каждом предприятии (фирме) организовано по-своему. Могут быть выделены две основные схемы: централизованная и децентрализованная. В централизованной схеме на одно подразделение возлагается задача получения информации из внешних источников в интересах всех или большинства подразделений фирмы. Это может быть структура, обслуживающая электронный офис, на нее, как правило, возлагается также и ведение баз данных внутренней информации. Такое подразделение чаще всего называют информационным или информационно-аналитическим. При децентрализованной структуре доступ к внешней информации организует в своих интересах каждое подразделение фирмы, например маркетинговый отдел, финансовый отдел, юридический отдел, служба безопасности предприятия, технические подразделения и ряд других. Вторая схема, особенно в части доступа к профессиональным базам, работающим на коммерческой основе, представляется нерациональной. Она заменяется первой схемой, как только руководство осознает всю важность получения достоверной и своевременной информации для обоснования принимаемых в фирме решений.

Вопросы для самопроверки

  1. Какова роль информации при выработке стратегии развития предприятия?
  2. Дайте характеристику информации о внешней среде, которая необходима для разработки бизнес-плана.
  3. В чем особенности информационно-аналитического обеспечения разработки бизнес-плана?
  4. Какая информация нужна работнику кредитного отдела банка для проверки финансового состояния заемщика?
  5. Какие потребности в информации возникают у кредитного отдела банка при проверке реализуемости бизнес-плана, представленного заемщиком?
 

ГЛАВА 3

Информационный  рынок российской Федерации 

3.1. Правовые основы  информационной работы  в РФ 

     Основным  законом, определяющим правовые основы информационной работы в России, является Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации».

     В соответствии с этим законом информационные ресурсы делятся на государственные  и негосударственные. Собственниками государственных информационных ресурсов являются Российская Федерация и субъекты РФ. Эти ресурсы создаются, приобретаются, накапливаются за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, а также иными установленными законом способами.

     Физические  и юридические лица являются собственниками тех документов (массивов документов), которые созданы за счет их средств, приобретены ими на законных основаниях, получены в порядке дарения или наследования. Эти ресурсы являются негосударственными.

     Граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения обязаны представлять документированную информацию органам и организациям, ответственным за формирование и использование государственных информационных ресурсов.

     Перечни представляемой в обязательном порядке документированной информации и перечни органов и организаций, ответственных за сбор и обработку федеральных информационных ресурсов, утверждает правительство РФ. Порядок и условия обязательного представления информации доводятся до сведения граждан и организаций.

     По  категориям доступа информация делится  на открытую и с ограниченным доступом. Информация с ограниченным доступом делится, в свою очередь, на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную.

     Отнесение информации к государственной тайне осуществляется в соответствии с Законом РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» (с изменениями, внесенными Законом от 6 октября 1997 г. № 131-ФЗ).

     Государство имеет право выкупа документированной  информации у физических и юридических лиц в случае отнесения этой информации к государственной тайне. Собственник информационных ресурсов, содержащих сведения, отнесенные к государственной тайне, вправе распоряжаться этой собственностью только с разрешения соответствующих органов государственной власти.

     Запрещено относить к информации с ограниченным доступом:

  • законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их peaлизации;
  • документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом;
  • документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, относящихся к государственной тайне;
  • документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

    Персональные  данные (информация о гражданах) относятся к конфиденциальной информации. Подлежит обязательному лицензированию деятельность негосударственных организаций и частных лиц, связанная с обработкой и предоставлением пользователям персональных данных. Порядок Лицензирования определяется законодательством РФ.

    Другим  важным законом, определяющим порядок  формирования фондов государственной  библиотечной системы и органов  научно-технической информации, является Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» [2] и Постановление Правительства РФ от 24 июля 1995 г. № 739 «Об обязательных экземплярах изданий» [3].

    Обязательные  экземпляры — это экземпляры различных видов тиражированных документов, подлежащие передаче производителями в соответствующие учреждения и организации в порядке и в количестве, установленных Федеральным законом [2].

    Обязательные  бесплатные экземпляры — экземпляры различных видов документов, подлежащие безвозмездной передаче их производителями в соответствующие учреждения и организации в порядке и в количестве, установленных Федеральным законом.

    Действие  настоящего закона распространяется на юридические лица Российской Федерации  независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, участвующие в создании и доставке обязательных экземпляров различных видов документов, а также на книжные палаты, библиотеки и органы научно-технической информации, являющиеся получателями, хранителями и распространителями обязательных экземпляров.

    Подлежат  передаче в соответствующие учреждения и организации обязательные бесплатные и обязательные платные экземпляры следующих видов документов:

  • издания (текстовые, нотные, картографические, изоиздания) — издательская продукция, прошедшая редакционно-издательскую обработку, полиграфически самостоятельно оформленная, имеющая выходные сведения;
  • издания для слепых, изготавливаемые рельефно-точечным шрифтом по системе Брайля, и «говорящие книги»;
  • официальные документы — произведения печати, публикуемые от имени органов законодательной, исполнительной и судебной власти, носящие законодательный, нормативный, директивный или информационный характер;
  • аудиовизуальная продукция — кино-, видео-, фотодокументы;
  • электронные издания;
  • неопубликованные документы — результаты научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности (диссертации, отчеты о научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах, депонированные научные работы, алгоритмы и программы).

   Органы  государственной власти субъектов  РФ и органы местного самоуправления могут определять с учетом своих потребностей виды документов, подлежащих передаче в качестве обязательного экземпляра субъекта РФ и обязательного местного экземпляра.

   Производители документов доставляют в Российскую книжную палату:

- шестнадцать обязательных бесплатных экземпляров книг, брошюр, альбомов, продолжающихся изданий, журналов, географических карт и атласов на русском языке;

- семь обязательных бесплатных экземпляров книг, брошюр, альбомов, продолжающихся изданий, журналов, географических карт и атласов на других языках народов РФ и на иностранных языках;

- девять обязательных бесплатных экземпляров газет;

- двенадцать обязательных бесплатных экземпляров авторефератов диссертаций;

- десять обязательных экземпляров стандартов.

     Производители патентных документов поставляют по два обязательных бесплатных экземпляра во Всероссийскую патентно-техническую библиотеку и Государственную публичную научно-техническую библиотеку Сибирского отделения Российской академии наук.

     Законодательством также определена обязанность изготовителей перечисленных выше документов предоставлять государству до 300 платных экземпляров при тираже свыше 1 тыс. экземпляров и до 100 экземпляров при тираже от 500 до 1 тыс. экземпляров. Представители Российской книжной палаты при ознакомлении с планом выпуска продукции издательства на следующий год определяют потребность государства в платных экземплярах тех или иных изданий и направляют соответствующие заявки в издательства. 
 
 
 

3.2. Информация об  информации 

     На  российском рынке сведения об информационных ресурсах предоставляются потребителям рядом организаций, из которых отметим следующие. 

Научно-технический  центр «Информрегистр»  Государственного комитета РФ по связи и информатизации 

     Работы  по учету и регистрации баз  и банков данных и по ведению Государственного регистра баз данных осуществляются «Информрегистром» в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28 февраля 1996 г. № 226 «О государственном учете и регистрации баз и банков данных». Порядок ведения государственного учета и регистрации баз данных определен Временным положением о государственном учете и регистрации баз и банков данных (государственный учет и регистрацию баз и банков данных правовой информации ведет научно-технический центр правовой информации «Система» Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ).

     Во  Временном положении о государственном  учете и регистрации даны определения  базы, банка и государственной  базы данных; указано, что государственная регистрация любых негосударственных баз данных осуществляется на добровольной основе и бесплатно.

     Центр «Информрегистр», кроме ведения  Государственного регистра баз данных [6], оказывает методическую помощь в подготовке сведений о создаваемых и эксплуатируемых базах и банках данных для их государственного учета и регистрации, публикует сведения о зарегистрированных базах и учтенных банках данных, оказывает информационные услуги на основе базы метаданных и Государственного регистра баз данных.

Информация о работе Мировые информационные ресурсы