Мировые информационные ресурсы

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 13:14, лекция

Описание работы

Виды деятельности, связанные с формированием информационных ресурсов, поддержанием их в актуальном состоянии, созданием средств связи, обработки и копирования информации, объединяют в понятие информационной индустрии. Под средствами обработки наряду с вычислительной техникой понимается и программное обеспечение. Товаром в сфере информационной индустрии является информация, компьютерная техника, программное обеспечение, оргтехника и другие средства, используемые в информационных технологиях.

Работа содержит 1 файл

Мировые информационные ресурсы АВ Хорошилов (учебное пособие) .doc

— 839.50 Кб (Скачать)

 Поиск деловой информации в Интернете — это творческий процесс, требующий глубоких знаний в области информатики, лингвистики, принципов построения информационных и поисковых ресурсов Интернета.

Выводы

 Подводя итоги рассмотрению этапов развития мирового рынка информационных услуг и состояния этого рынка в настоящее время, необходимо отметить следующие характерные черты рынка деловой информации, обслуживающего мировой и российский бизнес.

 1 Мировой  рынок деловой информации представлен  более чем 7 тыс. крупных информационных агентств, в полном объеме обеспечивающих разнообразные потребности в деловой информации различных видов бизнеса. Эти агентства предоставляют услуги доступа к 13,5 тыс. информационных баз, содержащих биржевую и финансовую информацию, сведения о фирмах, товарах, услугах, рынках сбыта, статистическую, научно-техническую, правовую информацию и деловые новости. К большинству баз имеется режим непосредственного доступа из любой точки мира.

 2 Наряду  с собранной из различных источников  информацией об интересующей пользователя фирме ряд информационных агентств предоставляет потребителям собственную оценку финансового состояния этой фирмы, что крайне важно при установлении партнерских отношений или рассмотрении вопроса о выдаче кредита.

 3 Основная  информация из профессиональных баз (свыше 85 %) предоставляется на коммерческой основе. Несмотря на относительно высокие цены, спрос на деловую информацию постоянно растет. За пять лет, с 1992 по 1997 г., доходы от продаж информации через Интернет возросли в 28 раз и, по мнению экспертов, в ближайшее время должны приблизиться к 20 млрд долл. США.

 4 Информационные  ресурсы стали одним из важнейших  ресурсов государств. США — лидер  мировой экономики — формирует  более 70 % мировых ресурсов деловой информации.

 5 Бизнесмены в развитых странах стараются предоставить информацию о своей фирме в максимально возможном объеме. Отсутствие или недостаток информации о фирме будет, как правило, преградой на пути делового сотрудничества с такой фирмой.

Вопросы для  самопроверки

  1. При переходе к рыночной экономике информация стала товаром. Какие изменения в связи с этим произошли в информационном обеспечении деятельности предприятий?
  2. Какие основные тенденции в развитии мирового информационного рынка могут быть отмечены?
  3. В какой степени мировой информационный рынок соответствует потребностям государственных и коммерческих структур?
  4. Сравните по содержанию ресурсы профессиональных баз и информационные ресурсы Интернета.
  5. Какие основные критерии существуют для оценки эффективности поиска информации в документальных (текстовых) системах?
  6. Какие особенности текстовых документов оказывают решающее влияние на эффективность поиска информации в Интернете?
  7. Сравните профессиональные базы и информационные ресурсы Интернета по достоверности хранимых данных.
  8. Имеют ли место существенные различия в языках запросов современных информационных систем и поисковых машин, используемых в Интернете?
 

Глава 2

Информационное  обеспечение предпринимательской  деятельности

2.1. Роль планирования  и оперативного  управления в деятельности предприятия

 Планирование  - важнейший элемент менеджмента. Основная концептуальная цель деятельности предприятия - достигать максимальной прибыли, производя то, на что есть спрос. Для того чтобы достичь этой цели, следует разработать стратегию развития предприятия. Разработанная стратегия должна отвечать на вопрос, как в максимальной степени использовать имеющиеся возможности предприятия в конкретных условиях той внешней среды, в которой предполагает действовать это предприятие.

 Возможности предприятия - это его ресурсы. К основным из них относят следующие:

  • финансовые ресурсы;
  • технико-технологические ресурсы;
  • кадровые ресурсы;
  • правовые ресурсы;
  • интеллектуальные ресурсы;
  • информационные ресурсы;
  • ресурсы по обеспечению безопасности.

 Глубокое знание и объективная оценка возможностей предприятия, фирмы — важный элемент при разработке стратегии развития. Информацией о своих ресурсах обычно располагает сама фирма. Это внутренняя информация. Однако для оценки имеющихся собственных ресурсов: технико-технологической базы, стоимости недвижимости и других составляющих корпоративных ресурсов — часто привлекаются и внешние эксперты. Аудиторская проверка по существу является оценкой финансового состояния предприятия, фирмы.

 Основой при разработке стратегии развития предприятия является объективный анализ внешней среды.

 Основными составляющими внешней среды являются следующие:

  • общее состояние мировой экономики;
  • общее состояние российской экономики;
  • состояние отраслевых рынков;
  • состояние рынков отдельных видов продукции и услуг.

  Первые  три составляющие необходимы при  выработке стратегии, для того чтобы определить, какие элементы мирового, отечественного и отраслевых рынков оказывают существенное влияние на ведение бизнеса данной конкретной фирмы. При этом особое внимание уделяется изучению спроса, предложения и условий работы на выбранном рынке.

 Изучение и анализ этих элементов внешней среды проводится как маркетинговое исследование либо соответствующими аналитическими структурами фирмы, либо специализирующимися на таких исследованиях консалтинговыми агентствами. Документальным отображением предлагаемой или выбранной стратегии развития деятельности предприятия является бизнес-план, или технико-экономическое обоснование. Бизнес-план выполняет ряд важнейших для фирмы, предприятия функций:

    ♦ является обоснованием для руководства фирмы, предприятия правильности выбранной  стратегии. Принятая руководством стратегия, а следовательно и утвержденный бизнес-план, позволяет фирме осуществлять краткосрочное, тактическое планирование, т. е. реализовывать конкретные задачи, направленные на выполнение общего замысла стратегии развития предприятия;

  • является одним из основных документов, на основании которых банки рассматривают возможность выдачи кредита фирме;
  • позволяет фирме, предприятию привлечь потенциальных партнеров, которые могут внести свой вклад в реализацию стратегии фирмы, предприятия.

2.2. Бизнес-план и  требования к информационному  обеспечению

 Бизнес-план представляет собой достаточно сложный  документ, включающий в себя описание компании, ее потенциала, оценку внутренней и внешней среды бизнеса, конкретные данные о развитии фирмы. Хотя внешне бизнес-планы могут отличаться друг от друга, состав их разделов остается практически неизменным, а именно: краткое содержание, характеристика отрасли, описание создаваемой компании и производимых ею продуктов и услуг, исследование и анализ рынка, планы маркетинга, производственный и финансовый планы, а также оценка возможных рисков и страхование.

 В табл. 1 содержится информация, которую необходимо получить для разработки различных разделов бизнес-плана. 

Раздел  бизнес-плана Внешняя информация Внутренняя  информация
Анализ  рынка Информация  о емкости рынка, сегментации рынка; экономических, научно-технических, демографических, экологических факторах; законодательстве  
Производственный  план Информация  о возможных поставщиках сырья, оборудования, материалов, комплектующих изделий; о технологиях, лицензиях, необходимых для производства  
финансовый  план и стратегия финансирования Статистические  данные.

Финансовая информация.

Прогнозы дальнейшего  развития.

Ставки кредитов.

Цены на электроэнергию, воду,

сырье, труд.

Налоговое законодательство.

Курсы валют

Исходный баланс.

Прямые и косвенные издержки на производство.

Показатели сбыта.

Показатели производственной деятельности.

Стоимость основных фондов.

Оборотные средства.

Текущая финансовая

информация

План  маркетинга:  

Изучение конкурентов 
 

Исследование  цен 
 

Исследование  товародвижения и продаж

 
Информация  о возможных конкурентах, их слабых и сильных сторонах, их доле рынка, маркетинговых средствах  

Информация о ценах на аналогичную продукцию, о поведении и реакции потребителей относительно цены товара

Информация о возможных посредниках, продавцах, транспортных фирмах

 
 
 
 
 
 
Затраты

на разработку,

производство

Оценка

и страхование

риска

Состояние банковских структур,

их репутация.

Информация об оценке надежности

всех, с кем  предприятие

предполагает  иметь деловые отношения.

Курсы валют.

Политическая  и экономическая ситуация в стране.

Криминогенная обстановка в стране и тенденции ее изменения.

Возможные страховые компании, их репутация

 
Правовое  обеспечение деятельности фирмы Правовая система  в части:

— налоговой системы;

— законов, предохраняющих от загрязнения окружающую среду;

— патентной защиты;

— правил, определяющих порядок регистрации торговой марки и проведения рекламной кампании;

— основных прав потребителей и системы их защиты. Информация о лицензиях, необходимых для производства

 

Таблица 1 Информация, необходимая для разработки бизнес-плана 
 

2.3. Внешнеэкономическая  деятельность и  требования к информационному  обеспечению

 Прежде чем  принять решение о стратегии  выхода предприятия на международный рынок, предприниматель должен провести маркетинговые исследования, т. е. собрать информацию:

  • о структуре, объеме и ожидаемой выгодности потенциальных рынков;
  • о характеристике мест, в которых покупатели предпочитают покупать тот или иной товар;
  • о характеристике фирм-конкурентов, которые уже работают на этом рынке;
  • о методах ведения бизнеса, принятых в разных странах.

  Исследование  рынка предполагает анализ всех условий, имеющих значение для успешной реализации товара. Рыночное исследование может  охватывать мировой товарный рынок, страновой отраслевой рынок или  его определенный сегмент (сектор), внутренний (местный) рынок.. Поэтому прежде всего определяется объект исследования — конкретный товар и рынок, подлежащий исследованию: внутренний или внешний (страновой, мировой).

 Информация, которую необходимо проанализировать для успешного ведения внешнеэкономической деятельности, представлена в табл. 2.

Область исследования
    Необходимая информация
Анализ  спроса Уровень покупательской способности населения. Требования к товару. Уровень дохода населения. Статистическая информация о потреблении товара за исследуемый период
Анализ  предложения Статистические  показатели по отрасли. Структура предприятия.

Уровень цен  на товары различных моделей.

Доли рынка  крупных фирм.

Их производственные возможности.

Перспективы развития предприятия.

Состояние и  тенденции развития

соответствующего  мирового товарного рынка

Анализ  перспектив развития рынка Информация  из прессы о перспективах развития рынка.

Оценки дальнейшей структуры потребительского спроса.

Информация о  колебаниях рыночных цен.

Информация о состоянии основных представителей отрасли

Изучение  и оценка деятельности на рынке фирм-конкурентов Объемы продаж выпускаемой продукции. Доля фирм-конкурентов  в общем объеме продаж. Информация о выпускаемых товарах. Виды и объем услуг, виды транспортировки. Маркетинговая деятельность конкурентов. Финансовое положение фирм. Коммерческие условия сделок. Научно-технический потенциал и достижения конкурентов
Изучение  фирм — покупателей интересующего товара на рынке Возможные покупатели. Доля потребления конкретного товара.

Поставщики потребляемой фирмой продукции. Производственные мощности и перспективы их расширения. Размер издержек сбыта. Примерный размер квот каждой фирмы в реализации товаров на рынке

   
Изучение  коммерческой практики, транспортных, правовых, торгово-политических и других условий Типовые, биржевые и аукционные контракты.

Особенности условий  международных сделок.

Условия проведения торгов.

Тарифы судоходства, фрахтовые, железнодорожные тарифы.

Условия перевозок.

Законодательство  по внешнеэкономической деятельности.

Торгово-политические условия

Выбор делового партнера для предприятия, занимающегося внешнеэкономической деятельностью Общие сведения о фирме. Статистические показатели. Производственно-сбытовая деятельность. Конкурентоспособность на рынке
Изучение  и оценка деятельности на рынке фирм-конкурентов Объемы продаж выпускаемой продукции. Доля фирм-конкурентов  в общем объеме продаж. Информация о выпускаемых товарах. Виды и объем услуг, виды транспортировки. Маркетинговая деятельность конкурентов. Финансовое положение фирм. Коммерческие условия сделок. Научно-технический потенциал и достижения конкурентов

2.4. Методика решения  задач кредитования  в банке

и требования к информационному обеспечению

 Кредит  является основой банковского дела и базисом, по которому судят о надежности и качестве работы банка. Мировой опыт показывает, что доходы банков от кредитования составляют 80% от общих доходов. Особого внимания заслуживает процесс управления кредитами, потому что от его качества зависит успех работы банка.

 Информационно-аналитическая  работа, связанная с решением вопроса о выдаче кредита, обычно организуется в два этапа:

  • проверка финансового состояния заемщика;
  • проверка бизнес-плана.

 В табл. 6 приведена информация, которая  требуется банку на первом этапе.

 При проверке бизнес-плана заемщика кредитный  отдел банка проверяет достоверность исходной информации, на основании которой построен бизнес-план, и правильность обработки этой исходной информации. Состав исходной информации для составления бизнес-плана приведен в табл. 1. Необходимо отметить, что составители бизнес-планов, используемых для получения кредита, обязаны указывать источники информации, из которых получены исходные данные.

 Область исследования
    Внешняя информация
Внутренняя  информация
Проверка  характера заемщика Куда и за какими суммами обращался заемщик.

Частота обращений  за кредитом.

Задержки платежей.

Текущая задолженность  в банках.

Сведения, характеризующие репутацию фирмы определенным образом (участие в официальных мероприятиях, судебных разбирательствах и т. д.)

 
Проверка  финансового состояния заемщика Специальные рейтинги, отражающие финансовое положение фирмы и степень коммерческого риска. Перечень банков, клиентом которых является данная фирма. Последняя финансовая информация (данные баланса, отчет о прибылях и убытках). Участие в капиталах других компаний Бухгалтерская отчетность
Проверка

отрасли

заемщика

Рост рынка, размер рынка. Характер продукции. Технологический уровень. Основные поставщики. Инвестиции. Обзор действующего законодательства. Влияние правительства на вход на рынок  
Оценка  позиции заемщика в отрасли Доля на рынке. Цены конкурентов. Сильные и слабые стороны производимой продукции. Объем  производства. Производственные мощности Издержки производства
Документальная  проверка   Учредительные документы. Действующие договоры и проекты.

Баланс, платежные  документы.

Лицензии на определенные виды деятельности. ТЭО (технико-экономическое обоснование), бизнес-план. Удостоверение БТИ. ГТД (грузовые таможенные декларации). Квитанция на получение акцизных марок

Информация о работе Мировые информационные ресурсы