Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 13:14, лекция
Виды деятельности, связанные с формированием информационных ресурсов, поддержанием их в актуальном состоянии, созданием средств связи, обработки и копирования информации, объединяют в понятие информационной индустрии. Под средствами обработки наряду с вычислительной техникой понимается и программное обеспечение. Товаром в сфере информационной индустрии является информация, компьютерная техника, программное обеспечение, оргтехника и другие средства, используемые в информационных технологиях.
Патентная информация является одним из главных элементов системы охраны промышленной собственности. На основе этой информации органы государственной патентной экспертизы устанавливают новизну заявляемого объекта и регистрируют его в качестве изобретения, полезной модели, промышленного образца или товарного знака, направляя сведения о них в мировой патентный фонд. А заявитель, взамен на раскрытие в патентно-информационном сообщении существа изобретения или другого объекта, получает исключительное право на его использование в течение установленного срока.
Однако сфера применения патентной информации простирается далеко за стены патентных ведомств. Прежде всего, содержащиеся в ней сведения используются специалистами организаций и предприятий страны для слежения за патентной ситуацией в своей области, принятия решения о целесообразности собственной разработки и оформления заявки на полученный результат, либо о приобретении лицензии на уже созданное изобретение, или, напротив, об оспаривании правомерности выдачи на него охранного документа другому лицу и т. п. В дополнение к этому патентные документы после их опубликования поступают в общие телекоммуникационные каналы, где они выполняют уже более широкие функции информационного обеспечения научно-технического и социально-экономического развития в целом. Разработчики получают через патентную информацию извещения о новых технических решениях, оценивают современный уровень и тенденции развития конкретной области техники. Предприниматели отбирают новые идеи для коммерческой реализации либо партнеров, способных поставлять уже готовую, основанную на изобретениях продукцию, комплектующие изделия и т. д.
С
учетом изложенных обстоятельств Информационно-
В ближайшие годы названные выше функции останутся в основном неизменными. Однако характер осуществления этих функций не может не претерпеть изменений под воздействием происходящих в стране социально-экономических преобразований и новых условий информационной работы.
На смену головным и ведомственным предприятиям отраслей плановой экономики приходят, как правило, хозяйственно независимые образования, самостоятельно формирующие свою информационную политику исходя из практических нужд и финансовых возможностей. С учетом последних факторов можно выделить сравнительно ограниченную группу крупных НИИ, КБ, вузов и предприятий, испытывающих регулярную потребность в патентной информации и располагающих средствами для создания у себя патентных или информационных служб. Остальные предприятия и организации можно отнести к категории малого или среднего предпринимательства. Для многих из них обращение к источникам патентной информации все еще является эпизодическим. Теперь они самостоятельно определяют, нужно ли формировать собственный информационный массив или дешевле обратиться за определенной услугой на информационный рынок, где действуют специализированные службы.
Сегодня такие службы все чаще создаются в региональных центрах научно-технической информации страны, которые раньше выступали в основном в роли держателей территориальных патентных фондов-депозитариев. Под воздействием все более заметной ориентации на комплексное информационное обеспечение инновационных процессов в структуре Роспатента теперь создаются региональные информационно-аналитические центры (ИАЦ) поддержки малого и среднего бизнеса.
Таким образом, в стране формируется видоизмененная сеть потребителей создаваемой патентной информации, включающая:
- малые и средние предприятия, которые будут удовлетворять свои потребности в основном путем обращения в специализированные службы комплексной информационной поддержки, прежде всего в региональные ИАЦ и Информационно-издательский центр Роспатента;
- средние и крупные организации, предприятия и учебные заведения, способные создавать у себя автоматизированный справоч-но-поисковый аппарат по наиболее актуальным для них разделам патентного фонда и обращаться за недостающими документами и данными в региональные ИАЦ и Информационно-издательский центр Роспатента;84 Мировые информационные ресурсы
- региональные ИАЦ, которые вряд ли смогут эффективно выполнять возложенные на них функции без автоматизированного доступа к патентному фонду по тематике главных направлений деятельности организаций и предприятий региона и обращения за недостающими документами и данными в базовые центры научно-технической информации (ЦНТИ) (научно-технические библиотеки (НТБ)) или Информационно-издательский центр Роспатента;
-
базовые ЦНТИ и НТБ, которым придется формировать
у себя политематические массивы описаний
изобретений ограниченной группы стран
для обеспечения доступа к найденным первоисточникам
по заказам, поступающим из своей зоны.
Международный
центр научной
и технической
информации (МЦНТИ)
Международный центр научной и технической информации является межправительственной бесприбыльной организацией, функционирующей на принципах самоокупаемости и самофинансирования.
Межправительственное соглашение об учреждении МЦНТИ заключено 27 февраля 1969 г. Регистрация МЦНТИ в ООН осуществлена 23 июня 1971 г.
Основу
организационной структуры
Основной задачей МЦНТИ является организация информационного сервиса в области НТИ для стран — членов Центра.
Информационное обслуживание, осуществляемое МЦНТИ, включает:
предоставление доступа к базам данных для поиска информации в диалоговом режиме с локальных или удаленных терминалов;
подключение к зарубежным национальным и международным сетям ЭВМ, базам данных,
предоставление консультативной помощи по вопросам информационного обслуживания и обучение пользователей поиску информации в базах данных.
Центр
предоставляет также
содействие развитию малого и среднего бизнеса;
Центр проводит также подготовку аналитических материалов по различным областям науки и техники.
3.4. Правовая информация
3.4.1.
Государственные
системы правовой
информации
Информационные ресурсы в области права стати бурно развиваться уже на начальном этапе перехода к рынку. Особенности развития нашей страны в настоящее время характеризует высокий объем ежегодных публикаций — около 11 тыс. правовых документов. Источниками информации служат органы законодательной и исполнительной власти всех уровней, министерства, ведомства, комитеты. В соответствии с существующим порядком правовые документы, в том числе ведомственные, вступают в силу лишь после опубликования в закрепленных за каждым органом, порождающим правовой документ, изданиях, однако даже на федеральном уровне в открытой печати публикуется лишь 40 % нормативных актов. Источником информационных ресурсов в области права являются в основном государственные учреждения. Широкий круг пользователей предъявляет к средствам информационного обеспечения в области права следующие основные требования:
максимальная полнота представления материалов по интересующему пользователя вопросу;
постоянное обновление информационных ресурсов по мере выхода новых правовых актов;
возможность получения комментариев по отдельным положениям правовых актов;
удобство доступа и работы с правовой информацией.
Реализацию этих требований обеспечивают компьютерные технологии, которые позволяют хранить и передавать на любые расстояния значительные объемы информации. Однако автоматизированные информационные системы в настоящее время еще не могут по целому ряду причин быть использованы для процедуры официального опубликования. Одной из таких причин является то, что в России доступ к электронным источникам в настоящее время имеет ограниченный круг пользователей. Кроме того, в настоящее время еще не создан надежный механизм подтверждения подлинности официального нормативного акта. Несмотря на эти трудности, в стране широкое распространение получили справочные правовые системы.
Компьютерная справочная правовая система (СПС) — это программный комплекс, включающий в себя массив правовой информации и программные инструменты, позволяющие специалисту работать с этим массивом (производить поиск конкретных документов или их фрагментов, выводить информацию на печать и т. д.).
Потребителям хотелось бы иметь единый источник правовой информации. Однако в настоящее время это не удалось сделать. Потребителей обслуживают несколько десятков государственных и коммерческих структур.
В соответствии с Указом Президента РФ от 4 августа 1995 г. № 808 задачи сбора, обработки, хранения, анализа правовой информации и организации ее использования возложены на Министерство юстиции РФ.
В настоящее время Министерство юстиции РФ располагает следующими основными информационными ресурсами [10]:
– программно-технологическим комплексом «Фонд», содержащим 340 тыс. правовых актов СССР, РСФСР, Российской Федерации, правовых органов государственной власти субъектов РФ, правовых актов государств — участников СНГ; базой данных действующего российского законодательства «Эталон», содержащей редакции 30 тыс. наиболее актуальных нормативных актов; фондом правовых актов на бумажных носителях Министерства юстиции РФ, содержащим более 1 млн документов; Государственным реестром общественных объединений и религиозных организаций, имеющих общероссийский и международный статус;
базой данных судебной статистики.
Полнота баз данных Министерства юстиции РФ составляет 0,93 % от общего количества изданных нормативных правовых актов.
Значительные ресурсы правовой информации сосредоточены в Федеральном агентстве правительственной связи и информации (ФАПСИ), обеспечивающем органы государственной власти федерального и регионального уровня необходимой информацией.
ФАПСИ
имеет следующие информационно-
«Банк правовых актов»;
«Электронное собрание законодательства Российской Федерации»;
«Электронные бюллетени и Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации»;
«Централизованную картотеку правовых актов субъектов Российской Федерации»;
«Банк правовых актов субъектов Российской Федерации»;
«Банк
ведомственных правовых актов».
3.4.2. Справочные правовые системы, распространяемые негосударственными структурами
Помимо государственных структур, обеспечение потребителей правовой информацией осуществляет большое количество организаций, работающих на коммерческой основе. На долю этих организаций приходится основной объем поставки справочных правовых систем (СПС) на рынке правовой информации.
Наиболее крупными компаниями, обеспечивающими поставку потребителям СПС, являются АО «Консультант Плюс», НПП «ГАРАНТ-Сервис», ЦКР «Кодекс». Также на рынке СПС активно работают такие фирмы, как INTRALEX, ЗАО «Референт-Сервис», издательство «Дело и Право», «Информационные системы и технологии», компания «1С» и ряд других.