Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 13:14, лекция
Виды деятельности, связанные с формированием информационных ресурсов, поддержанием их в актуальном состоянии, созданием средств связи, обработки и копирования информации, объединяют в понятие информационной индустрии. Под средствами обработки наряду с вычислительной техникой понимается и программное обеспечение. Товаром в сфере информационной индустрии является информация, компьютерная техника, программное обеспечение, оргтехника и другие средства, используемые в информационных технологиях.
Хорошилов А.В., Селетков С.Н.
Мировые
информационные ресурсы.-СПб.:Питер, 2004.-178
с.
Виды деятельности, связанные с формированием информационных ресурсов, поддержанием их в актуальном состоянии, созданием средств связи, обработки и копирования информации, объединяют в понятие информационной индустрии. Под средствами обработки наряду с вычислительной техникой понимается и программное обеспечение. Товаром в сфере информационной индустрии является информация, компьютерная техника, программное обеспечение, оргтехника и другие средства, используемые в информационных технологиях.
Способность решать задачи информационного обслуживания на уровне максимальных возможностей, определяемых достигнутым на данный момент состоянием развития вычислительной техники и связи, называют информационным потенциалом.
Структуры, которые работают на информационном рынке, предлагают потребителям следующие виды услуг:
♦ обучение доступу
к мировым информационным ресурсам.
Указанные виды услуг имеют свои области
эффективного использования и могут взаимно
дополнять друг друга.
В качестве поставщиков информации на рынке информационных услуг выступают коммерческие структуры, государственные и общественные организации, частные лица. Обычно они именуются информационными корпорациями, информационными агентствами, информационными службами, информационными центрами.
Необходимо отметить, что информация является основой принятия решений во всех сферах человеческой деятельности. Она способствует повышению эффективности труда в различных областях. Это обстоятельство определяет тот факт, что потребителями (пользователями) информационных услуг выступают специалисты, работающие практически во всех сферах производства.
Классификация
пользователей может
♦ специалисты промышленных предприятий и предприятий торговли;
- специалисты
консалтинговых и
« работники
научно-исследовательских
+ работники государственных учреждений;
1.2. Этапы развития мирового рынка информационных услуг
Рынок информационных услуг имеет многолетнюю историю. Качественные изменения он претерпел в середине 1960-х гг. с появлением вычислительной техники и ее использованием в области обработки и передачи информации. В этот период основными источниками информации являлись государственные информационные службы, учебные заведения, различные общественные организации, занимающиеся сбором информации в определенной области, библиотеки.
Пользователям — специалистам в различных областях науки и техники — предоставлялась библиография, реферативная и аналитическая информация. Пользователь мог обратиться за информацией в библиотеку либо по запросу получить копию первоисточника. Обслуживание производилось, как правило, на некоммерческой основе.
Первые
автоматизированные информационные системы
получили название «Информационно-поисковые
системы» (ИПС). В связи с крайне
ограниченными возможностями первых ЭВМ
— малый объем памяти, последовательный
просмотр записей на магнитных лентах
— в ИПС хранились вторичные документы
— поисковые образцы документов. Первичные
документы хранились по-прежнему в библиотеках
и архивах. В результате поиска во вторичных
документах выдавался адрес хранения
первичного документа, т. е. его место в
хранилище. Такие системы работали в двух
режимах: избирательного распространения
информации и ретроспективного поиска.
При избирательном распространении информации
обеспечивались периодические поиски
в массиве новых поступлений в соответствии
с постоянно действующими запросами и
оповещение пользователя о найденных
документах. При ретроспективном поиске
осуществлялся просмотр всего массива
по разовому запросу
При внедрении
ИПС была автоматизирована лишь часть
функций информационного
Следующим
шагом, который стал возможным в
связи с развитием
Пользователь таких систем мог получить ответ на свой вопрос, не обращаясь к первоисточникам. Информация в фактографических системах организовывалась в виде баз данных. В этих базах могли храниться также библиографические описания документов и рефератов.
Фактографические системы позволили производить обработку информации по указанию пользователя.
1977 г.
1988 г.
13%
1993 г.
1998 г.
С расширением рынка электронной информации наблюдается уменьшение доли государственных служб на информационном рынке, что отражено на рис. 1.
Государственные
Коммерческие сп Некоммерческие ZZ2 Смешанные
Рис. 1. Доли государственных и
негосударственных служб на информационном рынке
Однако следует учитывать, что определенная доля государственных информационных служб сохранится и в дальнейшем, так как они обеспечивают органы власти информацией, необходимой для принятия государственных решений в области экономики, политики, социальных процессов, образования и т. д.
Становление рынка электронной информации сопровождалось также специализацией (разделением труда) организаций, занимающихся информационным обслуживанием. Сформировалось три группы информационных служб:
К концу 2000 г. в мире функции центров-генераторов выполняли 3520 компаний, а функции центров-поставщиков — 4220 компаний [12].
Большое влияние на развитие сферы информационных услуг оказало создание национальных и мировых сетей передачи данных. Это обстоятельство, наряду с ростом возможностей вычислительной техники, породило возникновение принципиально новых информационных технологий, что в свою очередь обеспечило коренное улучшение качества информационного обслуживания. Одно из главных достижений в этой сфере — появление возможности диалогового доступа пользователей к удаленным базам данных (режим on-line). Новейшие информационные технологии и расширение номенклатуры и качества информационных услуг повысили производительность труда в информационной сфере. Переход к применению компьютеров при подготовке печатных изданий позволил резко сократить затраты на формирование баз данных с использованием этих источников.
Необходимо
отметить, что первопричиной скачка
в развитии сферы информационного обслуживания
явился резкий рост потребностей пользователей,
связанный с ростом производства и развитием
науки и техники. Данное обстоятельство
определило выгодность вложения денежных
средств в эту отрасль и создание свыше
7500 крупных информационных корпораций.
1.3. Профессиональные базы данных
Одной из форм предоставления информационных услуг потребителю является обеспечение его доступа к профессиональным базам данных научно-технической, деловой, правовой и другой информации. Развитие международного экономического сотрудничества определило потребность в создании мировых информационных корпораций. На рис. 2 показаны тенденции роста количества баз данных и их объема за последнее двадцатилетие [12].
Количество баз Количество записей, млн
1000
6000
5000
4000
3000
2000
1000
1975
1985
7000
1990
1996
1993
2000 Годы
1 Количество баз данных
Суммарный объем баз данных (млн записей)
Рис. 2. Динамика изменения количества информационных агентств и баз данных на мировом информационном рынке
Как видно из рис. 2, за неполные 20 лет количество баз данных выросло в 27 раз, а их суммарный объем — более чем в 100 раз.
Содержание
баз данных отражает потребности
пользователей. Если первоначально
потребители запрашивали
Таблица
1 Распределение
баз данных по содержанию,
%
|
1988 г. | 1991 г. | 1993 г. |
Бизнес | 34 | 33 | 33 |
Потребительская информация | 3 | 7 | 10 |
Медицина и биология | 8 | 11 | 9 |
Гуманитарные дисциплины | 2 | 4 | 4 |
Правовая информация | 8 | 9 | 12 |
Политематическая информация | 1 | 6 | 3 |
Новости | 8 | 4 | 4 |
Общественные науки | 9 | 7 | 6 |
Научно-техническая информация | 22 | 19 | 19 |
Необходимо отметить, что классификация баз данных по тематике, приведенная в таблице, представляется условной. Так, предпринимателя может интересовать не только информация, находящаяся в разделе «Бизнес», но также правовая информация, деловые новости, научно-техническая информация, потребительская информация."