Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 19:49, курсовая работа
Целью данной работы является изучение теоретических основ SWOT-анализа, а так же применение в практике на примере конкретной организации.
В соответствие с этим поставлены следующие задачи:
· Изучить литературу, касающуюся данного вопроса;
· Выделить основные понятия и этапы SWOT-анализа;
· Составить SWOT-анализ для конкретной организации.
В первой главе рассматриваются теоретические основы SWOT-анализа, а именно исторический аспект, область применения и основные этапы проведения анализа.
Во второй главе представлена краткая характеристика Банка «Альфа-Банк» и произведен SWOT-анализ.
Введение 3
1.1 SWOT-анализ: исторический аспект 5
1.2 Анализ внутреннего состояния фирмы. 7
1.3 Этапы SWOT – анализа. 9
Глава 2. Стратегический анализ на примере банка «Альфа-Банк» 16
2.1 Краткая характеристика Банка «Альфа-Банк» 16
2.2 Выявление проблем развития банка и ключевых факторов успеха посредством SWOT- анализа. 20
Заключение 23
Список литературы. 24
При определении значимости
факторов оценивают силу его влияния
на положение компании. Кроме этого,
анализируя возможности и угрозы,
оценивают вероятность
SWOT-анализ очень похож на составление стратегического баланса: сильные стороны – это активы компании в конкурентной борьбе, а ее слабые стороны – пассивы. Дело лишь в том насколько сильные стороны (пассивы) (соотношение 50/50 определенно нежелательно), а также в том, как использовать эти сильные стороны и как склонить стратегический баланс в сторону активов.
С точки зрения формирования
стратегии сильные стороны
В то же время успешная стратегия
должна быть направлена на устранение
слабых сторон, которые делают компанию
уязвимой, мешают ее деятельности или
не дают ей использовать привлекательные
возможности. Принцип здесь простой:
организационная стратегия
При разработке рыночной стратегии необходимо нацелить ее на использование перспектив, соответствующих возможностям компании, и обеспечение защиты от внешних угроз. При этом необходимо помнить, что неиспользованная возможность может стать угрозой, если ею воспользуется конкурент, в то время как предотвращенная угроза может открыть перед фирмой дополнительные возможности, усилить ее позиции, если конкуренты не смогли эту угрозу устранить.
Таким образом SWOT-анализ – это нечто большее, чем упражнение по заполнению табличек. Важной частью SWOT-анализа является оценка сильных, слабы сторон компании, ее возможностей и угроз ей и выводы о положении компании и необходимости стратегических изменений. После составления таблицы и матрицы SWOT не лишним будет ответить на следующие вопросы о стратегии компании:
Имеет ли компания какие-нибудь сильные стороны или главные достоинства, на которых могла бы основываться стратегия?
Делают ли слабые стороны компании уязвимой ее в конкурентной борьбе и/или лишают ли они компанию возможности использовать определенные перспективы отрасли? Какие слабые стороны должна сгладить стратегия?
Какие возможности отрасли может использовать компания со своими ресурсами и опытом, чтобы реально рассчитывать на удачу? Какие возможности отрасли являются наилучшими с точки зрения фирмы? (Помните, что возможности, которые нельзя реализовать – это иллюзия.)
Каких угроз больше всего должно опасаться руководство и к каким стратегическим изменениям оно должно прибегнуть, чтобы обеспечить надежную защиту?
Если руководство компании
не знает ее сильных и слабых сторон,
не представляет себе внешних возможностей
и не подозревает об угрозах, оно
не в состоянии разработать
Глава 2. Стратегический анализ на примере банка «Альфа-Банк»
2.1 Краткая характеристика Банка «Альфа-Банк» ( http://www.alfabank.ru/about/)
Альфа-Банк основан в 1990 году. Альфа-Банк является универсальным банком, осуществляющим все основные виды банковских операций, представленных на рынке финансовых услуг, включая обслуживание частных и корпоративных клиентов, инвестиционный банковский бизнес, торговое финансирование и управление активами.
По состоянию на 1 сентября 2010 года клиентская база Альфа-Банка составляла около 39 тыс. корпоративных клиентов и 4,3 млн физических лиц. В Москве, регионах России и за рубежом открыто 331 отделение и филиал банка, в том числе дочерний банк в Нидерландах и финансовые дочерние компании в США и Великобритании.
Чистая прибыль Банковской группы «Альфа-Банк» , в которую входит ОАО «АЛЬФА-БАНК» и его дочерние компании, на основе международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) за первое полугодие 2010 года составила 296 млн долларов США.
За отчетный период совокупные активы Банковской группы «Альфа-Банк» выросли на 4,3% с 21,6 млрд долларов США на конец 2009 г. до 22,6 млрд долларов США на 30 июня 2010 г., причиной чего стали постепенное восстановление российской экономики после мирового кризиса и положительный имидж Альфа-Банка, позволивший привлечь новых клиентов, как в корпоративном сегменте, так и в сегменте розничного бизнеса. Остатки на клиентских счетах Банковской группы «Альфа-Банк» уменьшились на 5,1% до 13,0 млрд долларов США (на конец 2009 г. они составляли 13,7 млрд долларов США). Это произошло в результате сокращения остатков на клиентских счетах в Амстердамском Торговом Банке (входит в Банковскую группу «Альфа-Банк») на 25%, в то время как в Альфа-Банке наблюдался их умеренный рост. Совокупный капитал вырос на 6,9% и составил 2,9 млрд. долларов США (2,7 млрд долларов США на конец 2009 г.) благодаря полученной прибыли от основной деятельности.
Совокупная ссудная
Доля созданных провизий на возможные потери по ссудам по отношению к величине кредитного портфеля снизилась на 0,6% благодаря значительному улучшению качества кредитного портфеля. Небольшое снижение обусловлено консервативной политикой Банковской группы «Альфа-Банк» в части создания провизий. В абсолютном выражении провизии снизились с 1 504 млн долларов США на 31 декабря 2009 г. (10,1% от величины кредитного портфеля) до 1 441 млн долларов США на 30 июня 2010 г. (9,5% от величины кредитного портфеля). Доля просроченной ссудной задолженности (ссуды с просрочкой платежа по основному долгу или процентам от одного дня и более) в совокупном кредитном портфеле Банковской группы «Альфа-Банк» снизилась к концу первого полугодия 2010 г. по сравнению с концом 2009 г. в результате погашения и эффективной реструктуризации большей части просроченной задолженности. На 30 июня 2010 г. доля просроченной ссудной задолженности составила 12,1% (1 826 млн долларов США просроченной задолженности от 15 136 млн долларов США совокупного кредитного портфеля), на 31 декабря 2009 г. доля просроченной ссудной задолженности составляла 24,2% (3 701 млн долларов США просроченной задолженности от 15 281 млн долларов США совокупного кредитного портфеля).
Чистая процентная маржа от ссудных операций выросла на 12,1% до 640 млн долларов США (за 6 месяцев 2009 г. она составила 571 млн долларов США). Рост произошел в результате значительно снизившихся процентных расходов, в основном за счет низких процентных ставок по межбанковским кредитам. Прибыль до налогообложения и резервов выросла на 41,6% до 602 млн долларов США (на 30 июня 2009 г. — 425 млн долларов США), отношение операционных расходов к доходам составило 40,4%. Чистая прибыль выросла в результате роста процентных и комиссионных доходов вместе со снижением отчислений в резервы на 57,5% — с 395 млн долларов США в первом полугодии 2009 г. до 168 млн долларов США в первом полугодии 2010 г.
Банковская группа «Альфа-Банк» уделяет особое внимание управлению рисками ликвидности и рисками капитализации, хотя они не представляли серьезной угрозы в первой половине 2010 г. По состоянию на 30 июня 2010 г. денежные средства и краткосрочные средства, размещенные в кредитных организациях составили примерно 18% от совокупных активов. В дополнение к этому Альфа-Банк имеет доступ к другим источникам ликвидности, таким как займы, предоставляемые Банком России под обеспечение кредитного портфеля или перекрестные гарантии других российских банков. Высокая капитализация Банковской группы «Альфа-Банк» подтверждается коэффициентом достаточности капитала на уровне 22,1% согласно стандартам Базель-1 по состоянию на 30 июня 2010 г.
В марте 2010 г. Банковская группа «Альфа-Банк» разместила среднесрочные облигации на сумму 600 млн долларов США под фиксированную процентную ставку 8% годовых с погашением в 2015 г. Начиная с 2008 года, большая часть ранее выпущенных долговых ценных бумаг была погашена, и Банковская группа планирует новые размещения на рынках заемного капитала в ближайшем будущем.
Банковская группа «Альфа-Банк»
является крупнейшим российским частным
банком по размеру совокупных активов,
совокупному капиталу и размеру
депозитов. В первом полугодии 2010 г.
группа продолжила свое развитие как
универсальный банк по следующим
основным направлениям: корпоративный
и инвестиционный банк (включая МСБ),
торговое финансирование и лизинг,
розничный банк (включая систему
банковских филиалов, авто кредитование
и ипотеку). Среди текущих стратегических
приоритетов Банковской группы «Альфа-Банк»
можно выделить эффективное управление
активами и пассивами с целью
повышения прибыльности, постепенное
наращивание кредитного портфеля с
ориентацией на качество заемщика,
увеличение комиссионных доходов, привлечение
средств на рынках заемного капитала,
дальнейшее развитие расчетного бизнеса
и удаленных каналов
В мае 2010 года был подтвержден долгосрочный рейтинг Банковской группы «Альфа-Банк» от агентства Moody’s на уровне «Ba1», прогноз негативный. В марте 2011 г. агентство Standard & Poor’s повысило долгосрочный кредитный рейтинг с «B+» до «BВ-», прогноз стабильный. В июле 2010 г. агентство Fitch повысило кредитный рейтинг до «ВВ», прогноз стабильный.
Финансовые результаты Банковской группы «Альфа-Банк» составлены в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и проверены аудиторами компании PriceWaterhouseCoopers.
2.2 Выявление проблем развития банка и ключевых факторов успеха посредством SWOT- анализа.
Для проведения анализа потребовалось изучение необходимых документов («Продуктовая линейка Банка», «Кредитная Политика», инструкции).
Таблица 1- SWOT-анализ банка «Альфа-Банк» |
Внешние факторыВнутренние факторы|Возможности|Угрозы|
· |· Возможность быстрого и лёгкого решения финансовых вопросов благодаря существующим программам для клиентов Банка· Господдержка· Высокая оценка специалистов Банка на рынке труда· Развитие банка, внедрение инноваций, тенденции к развитию, завоевание доверия среди населения|· Снижение ставки рефинансирования, ведущее к падению процентов по вкладам· В связи с сезонностью сокращение объемов выдаваемых кредитов· Нестабильная ситуация на фондовом рынке· Аттестации, проверка знаний. Выявление соответствия занимаемой должности|
Сила|· Возможность оформления кредитов в условиях кризиса, высокие проценты по вкладам, персональный подход· Стабильная прибыль (дивиденды)· Стабильная оплата труда, возможность карьерного роста· Банк входит в число 30-ти крупнейших банков России|· Возможность оформления кредитов в условиях кризиса, высокие проценты по вкладам, персональный подход; Развитие банка, внедрение инноваций, тенденции к развитию, завоевание доверия среди населения; господдержка позволят установить низкие проценты по кредитам, присвоение каждой группе клиентов персонального менеджера, а также улучшат позиции на рынке · Стабильная прибыль обеспечит рост заработной платы, ежеквартальное премирование· Благодаря репутации банка и финансовой стабильности возможен выход на лидирующие позиции среди банков России, высокая конкурентоспособность|· Путем повышения зарплаты и улучшения социального обеспечения привлечение профессиональных кадров.· Увеличение величины операций на РЦБ, разработка и осуществление инвестиционных проектов. Профессионализм сотрудников обеспечивает перспективность и эффективность разработки данных направлений. Высокий кредитный рейтинг служит одним из стимулов работы зарубежных инвесторов и банков с Альфа-Банком|
Слабость|· Сравнительно нерасширенная сеть банкоматов с функцией сash-in· Сложность отбора специалистов в области инноваций и нововведений, обучение персонала· Необходимость повышения ставок по вкладам, уменьшение маржинальной прибыли· Нехватка обучения, курсов повышения квалификации для осуществления инновационных программ|· Расширение сети филиалов· Снижение рискованности операций путем использования в работе обширной информационной базы по клиентам, а также опыта сотрудников при экспертных оценках фин.состояния клиентов. Профессионализм и опытработы помогут снизить негативное влияние возможных экономических кризисов. Целесообразна ориентация на внутренний рынок, развитие экономики страны вне зависимости от зарубежных влияний|· Ошибки персонала, ведущие к потере клиентов· Высокая конкуренция на рынке. Убытки, связанные с покрытием непогашенных кредитов, создание больших резервов· Понижение суммы дивидендов· Совершенствование системы управления, ее динамичности и гибкости, сохраняя при этом возможность снижения рисков за счет масштабных ресурсов|
На основании проведенного
анализа можно обозначить
Преимущества - стабильное состояние банка на сегодняшний день позволяет клиентам банка решать свои финансовые вопросы, топ-менеджерам разрабатывать инновационные проекты, персонал имеет достойное денежное вознаграждение.
Слабости - возникающие неудобства клиентов, в связи с небольшим количеством банкоматов с функцией cash-in, для топ-менеджеров банка проблемой становится подготовка персонала, адаптация организации к инновациям. В свою очередь, персоналу необходимо повышение своих профессиональных знаний, проведения курсов.
Возможности - для клиентов
возможности заключаются в
Угрозы - со стороны клиентов, существует страх увеличение процентных ставок по кредитов, а так же падения ставок по вкладам. Перед топ-менеджерами возникают риски увеличения просроченной задолженности, создания больших резервов. Для инвесторов угрозой нестабильная ситуация на фондовом рынке, понижение прибыльности. Для персонала существует угроза увольнения, в связи с недостаточным уровнем подготовки.
Заключение
SWOT-анализ — это определение
сильных и слабых сторон
Процедура проведения SWOT-анализа в общем виде сводится к заполнению матрицы, в которой отражаются и затем сопоставляются сильные и слабые стороны вашего предприятия и возможности и угрозы рынка. Это сопоставление позволяет определить, какие шаги могут быть предприняты для развития предприятия, а также какие проблемы необходимо срочно решить.