Метод стратегического SWOT-анализа

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 19:49, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических основ SWOT-анализа, а так же применение в практике на примере конкретной организации.
В соответствие с этим поставлены следующие задачи:
· Изучить литературу, касающуюся данного вопроса;
· Выделить основные понятия и этапы SWOT-анализа;
· Составить SWOT-анализ для конкретной организации.
В первой главе рассматриваются теоретические основы SWOT-анализа, а именно исторический аспект, область применения и основные этапы проведения анализа.
Во второй главе представлена краткая характеристика Банка «Альфа-Банк» и произведен SWOT-анализ.

Содержание

Введение 3
1.1 SWOT-анализ: исторический аспект 5
1.2 Анализ внутреннего состояния фирмы. 7
1.3 Этапы SWOT – анализа. 9
Глава 2. Стратегический анализ на примере банка «Альфа-Банк» 16
2.1 Краткая характеристика Банка «Альфа-Банк» 16
2.2 Выявление проблем развития банка и ключевых факторов успеха посредством SWOT- анализа. 20
Заключение 23
Список литературы. 24

Работа содержит 1 файл

Московский институт предпринимательства и права.docx

— 35.92 Кб (Скачать)

При определении значимости факторов оценивают силу его влияния  на положение компании. Кроме этого, анализируя возможности и угрозы, оценивают вероятность использования  возможности или реализации угрозы. Основным методом при проведении данного исследования является метод  экспертных оценок.

SWOT-анализ очень похож на составление стратегического баланса: сильные стороны – это активы компании в конкурентной борьбе, а ее слабые стороны – пассивы. Дело лишь в том насколько сильные стороны (пассивы) (соотношение 50/50 определенно нежелательно), а также в том, как использовать эти сильные стороны и как склонить стратегический баланс в сторону активов.

С точки зрения формирования стратегии сильные стороны компании важны, так как они могут быть использовать как основа для формирования стратегии и конкурентного преимущества. Если сильных сторон недостаточно для  того, чтобы сформировать на их основе успешную стратегию, то руководство  компании должно срочно создать базу, на которой эта стратегия могла  бы основываться.

В то же время успешная стратегия  должна быть направлена на устранение слабых сторон, которые делают компанию уязвимой, мешают ее деятельности или  не дают ей использовать привлекательные  возможности. Принцип здесь простой: организационная стратегия должна полностью учитывать сильные, слабые стороны компании и ее конкурентные возможности. Рискованно следовать стратегическому плану, которые невозможно полностью реализовать, используя имеющиеся ресурсы и опыт компании, или выполнению которого помешают ее слабые стороны. Как правило, менеджеры должны основывать стратегию компании на том, что лучше всего получается у нее, и избегать стратегий, успех которых в большой степени зависит от сфер деятельности, в которых компания слаба или ее возможности не проверены.

При разработке рыночной стратегии  необходимо нацелить ее на использование  перспектив, соответствующих возможностям компании, и обеспечение защиты от внешних угроз. При этом необходимо помнить, что неиспользованная возможность  может стать угрозой, если ею воспользуется  конкурент, в то время как предотвращенная  угроза может открыть перед фирмой дополнительные возможности, усилить  ее позиции, если конкуренты не смогли эту угрозу устранить.

Таким образом SWOT-анализ – это нечто большее, чем упражнение по заполнению табличек. Важной частью SWOT-анализа является оценка сильных, слабы сторон компании, ее возможностей и угроз ей и выводы о положении компании и необходимости стратегических изменений. После составления таблицы и матрицы SWOT не лишним будет ответить на следующие вопросы о стратегии компании:

Имеет ли компания какие-нибудь сильные стороны или главные  достоинства, на которых могла бы основываться стратегия?

Делают ли слабые стороны  компании уязвимой ее в конкурентной борьбе и/или лишают ли они компанию возможности использовать определенные перспективы отрасли? Какие слабые стороны должна сгладить стратегия?

Какие возможности отрасли  может использовать компания со своими ресурсами и опытом, чтобы реально  рассчитывать на удачу? Какие возможности  отрасли являются наилучшими с точки  зрения фирмы? (Помните, что возможности, которые нельзя реализовать –  это иллюзия.)

Каких угроз больше всего  должно опасаться руководство и к каким стратегическим изменениям оно должно прибегнуть, чтобы обеспечить надежную защиту?

Если руководство компании не знает ее сильных и слабых сторон, не представляет себе внешних возможностей и не подозревает об угрозах, оно  не в состоянии разработать стратегию, соответствующих положению фирмы. Таким образом, SWOT-анализ является необходимым компонентом стратегической оценки этого положения.

 

Глава 2. Стратегический анализ на примере банка «Альфа-Банк» 

2.1 Краткая характеристика  Банка «Альфа-Банк» ( http://www.alfabank.ru/about/)

Альфа-Банк основан в 1990 году. Альфа-Банк является универсальным банком, осуществляющим все основные виды банковских операций, представленных на рынке финансовых услуг, включая обслуживание частных и корпоративных клиентов, инвестиционный банковский бизнес, торговое финансирование и управление активами.

По состоянию на 1 сентября 2010 года клиентская база Альфа-Банка  составляла около 39 тыс. корпоративных  клиентов и 4,3 млн физических лиц. В Москве, регионах России и за рубежом открыто 331 отделение и филиал банка, в том числе дочерний банк в Нидерландах и финансовые дочерние компании в США и Великобритании.

Чистая прибыль Банковской группы «Альфа-Банк» , в которую входит ОАО «АЛЬФА-БАНК» и его дочерние компании, на основе международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) за первое полугодие 2010 года составила 296 млн долларов США.

За отчетный период совокупные активы Банковской группы «Альфа-Банк»  выросли на 4,3%  с 21,6 млрд долларов США на конец 2009 г. до 22,6 млрд долларов США на 30 июня 2010 г., причиной чего стали постепенное восстановление российской экономики после мирового кризиса и положительный имидж Альфа-Банка, позволивший привлечь новых клиентов, как в корпоративном сегменте, так и в сегменте розничного бизнеса. Остатки на клиентских счетах Банковской группы «Альфа-Банк» уменьшились на 5,1%  до 13,0 млрд долларов США (на конец 2009 г. они составляли 13,7 млрд долларов США). Это произошло в результате сокращения остатков на клиентских счетах в Амстердамском Торговом Банке (входит в Банковскую группу «Альфа-Банк») на 25%, в то время как в Альфа-Банке наблюдался их умеренный рост. Совокупный капитал вырос на 6,9%  и составил 2,9 млрд. долларов США (2,7 млрд долларов США на конец 2009 г.) благодаря полученной прибыли от основной деятельности.

Совокупная ссудная задолженность  Банковской группы «Альфа-Банк» выросла  на 1,2%  с 15,0 млрд долларов США на конец 2009 г. до 15,1 млрд долларов США на 30 июня 2010 г., при этом рост кредитного портфеля Альфа-Банка с 13,6 млрд долларов США до 14,1 млрд долларов США был скорректирован уменьшением кредитного портфеля Амстердамского Торгового Банка примерно на 15% за тот же период.

Доля созданных провизий на возможные потери по ссудам по отношению  к величине кредитного портфеля снизилась  на 0,6%  благодаря значительному  улучшению качества кредитного портфеля. Небольшое снижение обусловлено  консервативной политикой Банковской группы «Альфа-Банк» в части создания провизий. В абсолютном выражении  провизии снизились с 1 504 млн долларов США на 31 декабря 2009 г. (10,1%  от величины кредитного портфеля) до 1 441 млн долларов США на 30 июня 2010 г. (9,5%  от величины кредитного портфеля). Доля просроченной ссудной задолженности (ссуды с просрочкой платежа по основному долгу или процентам от одного дня и более) в совокупном кредитном портфеле Банковской группы «Альфа-Банк» снизилась к концу первого полугодия 2010 г. по сравнению с концом 2009 г. в результате погашения и эффективной реструктуризации большей части просроченной задолженности. На 30 июня 2010 г. доля просроченной ссудной задолженности составила 12,1%  (1 826 млн долларов США просроченной задолженности от 15 136 млн долларов США совокупного кредитного портфеля), на 31 декабря 2009 г. доля просроченной ссудной задолженности составляла 24,2%  (3 701 млн долларов США просроченной задолженности от 15 281 млн долларов США совокупного кредитного портфеля).

Чистая процентная маржа  от ссудных операций выросла на 12,1%  до 640 млн долларов США (за 6 месяцев 2009 г. она составила 571 млн долларов США). Рост произошел в результате значительно снизившихся процентных расходов, в основном за счет низких процентных ставок по межбанковским кредитам. Прибыль до налогообложения и резервов выросла на 41,6%  до 602 млн долларов США (на 30 июня 2009 г. — 425 млн долларов США), отношение операционных расходов к доходам составило 40,4%. Чистая прибыль выросла в результате роста процентных и комиссионных доходов вместе со снижением отчислений в резервы на 57,5%  — с 395 млн долларов США в первом полугодии 2009 г. до 168 млн долларов США в первом полугодии 2010 г.

Банковская группа «Альфа-Банк»  уделяет особое внимание управлению рисками ликвидности и рисками  капитализации, хотя они не представляли серьезной угрозы в первой половине 2010 г. По состоянию на 30 июня 2010 г. денежные средства и краткосрочные средства, размещенные в кредитных организациях составили примерно 18% от совокупных активов. В дополнение к этому Альфа-Банк имеет доступ к другим источникам ликвидности, таким как займы, предоставляемые Банком России под обеспечение кредитного портфеля или перекрестные гарантии других российских банков. Высокая капитализация Банковской группы «Альфа-Банк» подтверждается коэффициентом достаточности капитала на уровне 22,1%  согласно стандартам Базель-1 по состоянию на 30 июня 2010 г.

В марте 2010 г. Банковская группа «Альфа-Банк» разместила среднесрочные  облигации на сумму 600 млн долларов США под фиксированную процентную ставку 8% годовых с погашением в 2015 г. Начиная с 2008 года, большая часть ранее выпущенных долговых ценных бумаг была погашена, и Банковская группа планирует новые размещения на рынках заемного капитала в ближайшем будущем.

Банковская группа «Альфа-Банк»  является крупнейшим российским частным  банком по размеру совокупных активов, совокупному капиталу и размеру  депозитов. В первом полугодии 2010 г. группа продолжила свое развитие как  универсальный банк по следующим  основным направлениям: корпоративный  и инвестиционный банк (включая МСБ), торговое финансирование и лизинг, розничный банк (включая систему  банковских филиалов, авто кредитование и ипотеку). Среди текущих стратегических приоритетов Банковской группы «Альфа-Банк»  можно выделить эффективное управление активами и пассивами с целью  повышения прибыльности, постепенное  наращивание кредитного портфеля с  ориентацией на качество заемщика, увеличение комиссионных доходов, привлечение  средств на рынках заемного капитала, дальнейшее развитие расчетного бизнеса  и удаленных каналов обслуживания.

В мае 2010 года был подтвержден  долгосрочный рейтинг Банковской группы «Альфа-Банк» от агентства Moody’s на уровне «Ba1», прогноз негативный. В марте 2011 г. агентство Standard & Poor’s повысило долгосрочный кредитный рейтинг с «B+» до «BВ-», прогноз стабильный. В июле 2010 г. агентство Fitch повысило кредитный рейтинг до «ВВ», прогноз стабильный.

Финансовые результаты Банковской группы «Альфа-Банк» составлены в  соответствии с международными стандартами  финансовой отчетности и проверены  аудиторами компании PriceWaterhouseCoopers.

 

2.2 Выявление проблем развития  банка и ключевых факторов  успеха посредством SWOT- анализа.

Для проведения анализа потребовалось  изучение необходимых документов («Продуктовая линейка Банка», «Кредитная Политика», инструкции).

  Таблица 1- SWOT-анализ  банка «Альфа-Банк» |

      Внешние  факторыВнутренние факторы|Возможности|Угрозы|

· |· Возможность быстрого и лёгкого решения финансовых вопросов благодаря существующим программам для клиентов Банка· Господдержка· Высокая оценка специалистов Банка на рынке труда· Развитие банка, внедрение инноваций, тенденции к развитию, завоевание доверия среди населения|· Снижение ставки рефинансирования, ведущее к падению процентов по вкладам· В связи с сезонностью сокращение объемов выдаваемых кредитов· Нестабильная ситуация на фондовом рынке· Аттестации, проверка знаний. Выявление соответствия занимаемой должности|

Сила|· Возможность оформления кредитов в условиях кризиса, высокие проценты по вкладам, персональный подход· Стабильная прибыль (дивиденды)· Стабильная оплата труда, возможность карьерного роста· Банк входит в число 30-ти крупнейших банков России|· Возможность оформления кредитов в условиях кризиса, высокие проценты по вкладам, персональный подход; Развитие банка, внедрение инноваций, тенденции к развитию, завоевание доверия среди населения; господдержка позволят установить низкие проценты по кредитам, присвоение каждой группе клиентов персонального менеджера, а также улучшат позиции на рынке · Стабильная прибыль обеспечит рост заработной платы, ежеквартальное премирование· Благодаря репутации банка и финансовой стабильности возможен выход на лидирующие позиции среди банков России, высокая конкурентоспособность|· Путем повышения зарплаты и улучшения социального обеспечения привлечение профессиональных кадров.· Увеличение величины операций на РЦБ, разработка и осуществление инвестиционных проектов. Профессионализм сотрудников обеспечивает перспективность и эффективность разработки данных направлений. Высокий кредитный рейтинг служит одним из стимулов работы зарубежных инвесторов и банков с Альфа-Банком|

Слабость|· Сравнительно нерасширенная сеть банкоматов с функцией сash-in· Сложность отбора специалистов в области инноваций и нововведений, обучение персонала· Необходимость повышения ставок по вкладам, уменьшение маржинальной прибыли· Нехватка обучения, курсов повышения квалификации для осуществления инновационных программ|· Расширение сети филиалов· Снижение рискованности операций путем использования в работе обширной информационной базы по клиентам, а также опыта сотрудников при экспертных оценках фин.состояния клиентов. Профессионализм и опытработы помогут снизить негативное влияние возможных экономических кризисов. Целесообразна ориентация на внутренний рынок, развитие экономики страны вне зависимости от зарубежных влияний|· Ошибки персонала, ведущие к потере клиентов· Высокая конкуренция на рынке. Убытки, связанные с покрытием непогашенных кредитов, создание больших резервов· Понижение суммы дивидендов· Совершенствование системы управления, ее динамичности и гибкости, сохраняя при этом возможность снижения рисков за счет масштабных ресурсов|

 

 На основании проведенного  анализа можно обозначить выявленные  факторы:

Преимущества - стабильное состояние  банка на сегодняшний день позволяет  клиентам банка решать свои финансовые вопросы, топ-менеджерам разрабатывать инновационные проекты, персонал имеет достойное денежное вознаграждение.

Слабости - возникающие неудобства клиентов, в связи с небольшим  количеством банкоматов с функцией cash-in, для топ-менеджеров банка проблемой становится подготовка персонала, адаптация организации к инновациям. В свою очередь, персоналу необходимо повышение своих профессиональных знаний, проведения курсов.

Возможности - для клиентов возможности заключаются в получении  кредитов по специальным программам, для топ-менеджеров- госпрограммы, проводимые в настоящее время, стабилизируют работу банков, способствуют их более устойчивому состоянию на рынке.

Угрозы - со стороны клиентов, существует страх увеличение процентных ставок по кредитов, а так же падения ставок по вкладам. Перед топ-менеджерами возникают риски увеличения просроченной задолженности, создания больших резервов. Для инвесторов угрозой нестабильная ситуация на фондовом рынке, понижение прибыльности. Для персонала существует угроза увольнения, в связи с недостаточным уровнем подготовки.

 

Заключение

SWOT-анализ — это определение  сильных и слабых сторон предприятия,  а также возможностей и угроз,  исходящих из его ближайшего  окружения (внешней среды).

Процедура проведения SWOT-анализа  в общем виде сводится к заполнению матрицы, в которой отражаются и  затем сопоставляются сильные и  слабые стороны вашего предприятия  и возможности и угрозы рынка. Это сопоставление позволяет  определить, какие шаги могут быть предприняты для развития предприятия, а также какие проблемы необходимо срочно решить.

Информация о работе Метод стратегического SWOT-анализа