Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 23:56, курсовая работа
Некоторые авторы в контексте Средневековья рассматривают и так называемый переходный период от Средних веков к Новому Времени (XVI-XVII века), однако представляется более обоснованным рассматривать период Реформации и Контрреформации как отдельный период истории и культуры, оказавший большое влияние на дальнейшее формирование культурного сознания народных масс.
Содержание 1
Введение 2
1. Раннее средневековье 3
2. Культура раннего средневековья 5
2.1 Развитие “городской культуры” 6
2.2 Культура народных масс 8
2.3 Проповеди как пласт народной культуры 11
3. Музыкальная культура раннего средневековья 13
4. Упадок культуры в раннее средневековье 16
Заключение 18
Список литературы 20
Список иллюстраций…………………………………………………………….21
Черты
упадка античной культуры наметились
задолго до падения Римской империи.
Для литературы поздней империи
стали характерны склонность к стилизации
и изысканной аллегорической форме
в ущерб содержанию. Пришла в упадок философия,
а с ней — зачатки научных знаний. Многие
произведения античных философов и писателей
были забыты.
Глубокий кризис позднеантичного общества содействовал усилению роли христианства, которое становится в IV в. государственной религией и оказывает все большее влияние на идейную жизнь общества. Варварские нашествия V—VI вв. способствовали:
Упадок культуры в раннее средневековье объяснялся в немалой степени особенностями складывающейся в Западной Европе церковно-феодальной идеологии, носительницей которой выступила католическая церковь.
Мышление средних веков было преимущественно теологическим. Средневековая церковь, с опаской и подозрением относившаяся к обычаям, вере и религиозной практике простонародья, испытывала на себе их влияния. Как пример, можно привести санкционирование церковью культа святых его народной интерпретации.
Магический подход к природе распространялся на христианские обряды, вера в чудеса была повсеместной.
Вся культурная жизнь европейского общества этого периода в
значительной степени определялась христианством.
Европейское средневековой общество было очень религиозно и власть духовенства над умами была чрезвычайно велика. Учение церкви было исходным моментом всякого мышления, все науки - юриспруденция, естествознание, философия, логика- все приводилось в соответствие с христианством. Высшее духовенство было единственно образованным классом, однако средневековый европеец, включая и высшие слои общества, был неграмотен. Ужасающе низким был уровень грамотности даже священников в приходах. Лишь к концу XV века церковь осознала необходимость иметь образованные кадры и начала открывать духовные семинарии.
Массовая средневековая5 опиралась не на печатное слово, а на изустные проповеди и увещевания. Она существовала через сознание безграмотного человека. Это была культура молитв, сказок, мифов и волшебных заклятий.
“ Переводом” мыслей социальной и духовной элиты на доступный для понимания всех людей язык стали проповеди, представляющие собой значительный пласт средневековой культуры. Приходские священники, монахи, миссионер должны были растолковывать народу основные положения богословия, внушать принципы христианского поведения и искоренять неправильный образ мыслей. Создавалась специальная литература, которая популярно излагала основы христианского учения, давая пастве образцы для подражания. Эта литература, в основном, предназначалась священникам, чтобы они использовали ее в своей повседневной деятельности.
1. Гуревич А.Я. “Средневековый мир: культура безмолвствующего
большинства”. М., 1990 г
2. Гуревич А.Я. “ Проблемы средневековой народной культуры”. М.,
1981 г.
3. Гуревич
А.Я. “ Категории
4.История
средних веков С. Д. Сказина,
Том I.
Предметный указатель