Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 23:56, курсовая работа
Некоторые авторы в контексте Средневековья рассматривают и так называемый переходный период от Средних веков к Новому Времени (XVI-XVII века), однако представляется более обоснованным рассматривать период Реформации и Контрреформации как отдельный период истории и культуры, оказавший большое влияние на дальнейшее формирование культурного сознания народных масс.
Содержание 1
Введение 2
1. Раннее средневековье 3
2. Культура раннего средневековья 5
2.1 Развитие “городской культуры” 6
2.2 Культура народных масс 8
2.3 Проповеди как пласт народной культуры 11
3. Музыкальная культура раннего средневековья 13
4. Упадок культуры в раннее средневековье 16
Заключение 18
Список литературы 20
Список иллюстраций…………………………………………………………….21
Средними
веками культурологи называют длительный
период в истории Западной Европы
между Античностью и Новым Временем. Этот
период охватывает более тысячелетия
с V по XV века.
Внутри тысячелетия принято выделять, по меньшей мере, три периода:
Некоторые
авторы в контексте Средневековья
рассматривают и так называемый
переходный период от Средних веков к
Новому Времени (XVI-XVII века), однако
представляется более обоснованным
рассматривать период Реформации
и Контрреформации как отдельный
период истории и культуры, оказавший
большое влияние на дальнейшее формирование
культурного сознания народных масс.
Народная
культура этой эпохи - новая и почти
неразведанная еще в науке тема.
Идеологам феодального общества
удалось не только оттеснить
народ от средств фиксации
его мыслей и настроений,
но и лишить исследователей
последующих времен возможности восстановить
основные черты его духовной жизни.
“ Великий немой”, ”великий отсутствующий”,
“люди без архивов и без лиц” - так
именуют современные историки народ в
эпоху, когда для него был закрыт непосредственный
доступ к средствам письменной фиксации
культурных ценностей.
Народной
культуре средневековья не повезло
в науке. Обычно, когда говорят
о ней, упоминают самое большее
остатки древнего мира и
эпоса, пережитки язычества. В тех сравнительно
редких случаях, когда современный
специалист обращается к народной
религиозности средневековья, у
него не находится для нее
иных характеристик как
“наивная”, “примитивная”, “неотесанная”,
“грубая”, “поверхностная”, “паралогическая”,
”ребяческая”; это религия “народа-ребенка“,
переполненная суевериями и ориентированная
на сказочное и баснословное.
Критерии для подобных оценочных суждений берут из “высокой” религии просвещенных и именно с их позиции судят о сознании и эмоциональной жизни простолюдинов, не ставя перед собой задачи рассмотреть ее “изнутри”, руководствуясь ее собственной логикой.
Раннее Средневековье - время, когда в Европе происходили бурные и очень важные процессы, такие, как вторжение варваров, закончившиеся падением Римской империи (рис.1). Варвары селились на землях бывшей империи, ассимилировались с ее населением, создавая новую общность Западной Европы.
Рисунок 1 Вторжение варваров
Новые западноевропейцы при этом, как правило, принимали христианство, которое к концу существования Рима стало его государственной религией. Христианство в различных его формах вытесняло языческие верования, и этот процесс после падения империи только ускорился. Это второй важнейший исторический процесс, определявший лицо раннего Средневековья в Западной Европе.
Третьим
существенным процессом было формирование
на территории бывшей Римской империи
новых государственных образований,
создававшихся теми же “варварами”.
Племенные вожди провозглашали
себя королями, герцогами, графами,
постоянно воюя друг с другом и подчиняя
себе более слабых соседей. Характерной
особенностью жизни в раннее
Средневековье были постоянные
войны, грабежи и набеги, которые
существенно замедляли экономическое
и культурное развитие.
В период раннего средневековья идейные позиции феодалов и крестьян еще не оформились и крестьянство, только рождавшееся как особый класс общества, в мировоззренческом отношении растворялось в более широких и неопределенных слоях.
Главная
масса населения Европы того
времени - сельские жители, образ
жизни которых был всецело подчинен рутине,
а кругозор до крайности ограничен.
Консерватизм - неотъемлемый признак этой
среды.
Крестьянство и его жизнь почти вовсе не отражаются в социальной картине мира, как мыслилась она в ту пору, и этот факт сам по себе весьма симптоматичен. Общество, аграрное по своей природе, строившееся на
эксплуатации
и подчинении широких слоев
сельского населения, как
бы позволяло себе идеологически игнорировать
собственное большинства.
Парадокс: простой люд, прежде всего - крестьянство, презираемое и
игнорируемое господствующим классом, вместе с тем, в определенном смысле, доминировало в духовной жизни раннего Средневековья. Сельская жизнь с ее неторопливой размеренностью и периодической сменой производственных сезонов, была главным регулятором социального ритма.
Переход от рабовладельческого строя, к феодальному сопровождался коренными изменениями в духовной жизни западноевропейского общества.
На смену античной, в основном светской культуре, пришла культура средневековая, для которой было характерно господство религиозных взглядов. Решающее влияние на ее формирование оказали:
Эта особенность средневековой культуры обусловила ее противоречивую оценку в последующие века. Гуманисты и историки-просветители XVIII в. пренебрежительно относились к культуре средних веков, «темной ночи христианства». В противоположность им реакционные романтики конца XVIII — начала XIX в. положили начало идеализации средневековой культуры, в которой видели проявление высшей морали.
Апология средневековой культуры и той роли, которую играла в ее развитии церковь, характерна и для современной буржуазной католической историографии и философии неотомизма, которая пытается возродить учение Фомы Аквинского1 и провозглашает это учение высшим достижением философской мысли.
Советские ученые считают, что руководство со стороны церкви всей духовной жизнью общества тормозило развитие культуры средневековья. Вместе с тем, с точки зрения историков-марксистов, средневековье также внесло свой вклад в историю человеческой культуры. В средние века произошли новые культурные изменения:
Облаченные в силу исторических условий в религиозную форму, человеческая мысль и художественное творчество продолжали развиваться. Медленный их рост в течение средних веков создал условия для последующего подъема естественнонаучной и философской мысли, литературы и искусства.
В этот период быстро развивается так называемая “городская литература”, для которой было характерно реалистическое изображение городского повседневного быта различных слоев городского населения, а также появление сатирических произведений. Представителями городской литературы в Италии были Чекко Анджольери, Гвидо Орланди (конец XIII века).
Развитие городской литературы свидетельствовало о новом явлении в культурной жизни западноевропейского общества - городской культуре, сыгравшей очень большую роль в становлении западной цивилизации в целом. Суть городской культуры сводилась к постоянному усилению светских элементов во всех сферах человеческого бытия.
Городская культура зародилась во Франции в XI-XII вв. В этот период она была представлена, в частности, творчеством “жонглеров”, которые выступали на городских площадях как актеры, акробаты, дрессировщики, музыканты и певцы. Они выступали на ярмарках, народных праздниках, свадьбах, крестинах и т.п. и пользовались большой популярностью в народе.
Примерно
с середины XII века театральные действия
перемещаются из-под церковных сводов
на площади и действия разыгрываются уже
не на латыни, а на французском
языке (рис.2). В роли
же актеров выступают
уже не священнослужителя, а горожане,
сюжеты пьес становятся все более
светскими, пока не превращаются
в сценки из обыденной городской
жизни, часто сдобренными доброй
порцией сатиры. В это же время развивается
театральное искусство и в Англии.
Рисунок 2 Средневековый театр
Новым и чрезвычайно важным явлением, свидетельствующим об углублении процесса развития городской культуры, было создание в городах не церковных школ - это были частные школы, материально от церкви не зависящие. Преподаватели этих школ жили за свет платы, взимаемой с учащихся и обучать в них своих детей могли все, кто мог позволить себе заплатить за обучение. С этого времени идет быстрое распространение грамотности в среде городского населения.
Господствующей феодально-церковной культуре противостояла народная культура — мировосприятие и художественное творчество народных масс. Своими корнями народная культура уходила в дофеодальную древность и была связана с варварским культурным наследием, языческими мифами, поверьями, легендами и празднествами кельтов, германцев, славян и других варварских народов. Эти традиции, сохранившиеся в крестьянской среде на протяжении всего средневековья, тоже были пронизаны религиозными чувствами и представлениями, но иного — языческого толка: они были чужды мрачному аскетизму христианства, его недоверию к живой природе. Простые люди видели в ней не только грозную силу, но и источник жизненных благ и земных радостей. Их мировосприятию был присущ наивный реализм. Большую роль в духовной жизни простого народа играли народные песни, пляски и устная поэзия, открыто противостоявшие церковной музыке и культуре господствующего класса в целом. Формы безымянного народного творчества, фольклора были чрезвычайно разнообразны:
Пережитки
языческих представлений и