Культура Средневековья

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 23:56, курсовая работа

Описание работы

Некоторые авторы в контексте Средневековья рассматривают и так называемый переходный период от Средних веков к Новому Времени (XVI-XVII века), однако представляется более обоснованным рассматривать период Реформации и Контрреформации как отдельный период истории и культуры, оказавший большое влияние на дальнейшее формирование культурного сознания народных масс.

Содержание

Содержание 1
Введение 2
1. Раннее средневековье 3
2. Культура раннего средневековья 5
2.1 Развитие “городской культуры” 6
2.2 Культура народных масс 8
2.3 Проповеди как пласт народной культуры 11
3. Музыкальная культура раннего средневековья 13
4. Упадок культуры в раннее средневековье 16
Заключение 18
Список литературы 20

Список иллюстраций…………………………………………………………….21

Работа содержит 1 файл

Культура Средневековья.doc

— 607.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Средними  веками культурологи называют  длительный  период  в  истории Западной Европы между Античностью и Новым Временем. Этот  период  охватывает более тысячелетия с V по  XV века. 

     Внутри  тысячелетия принято выделять, по меньшей мере, три периода:

  • Раннее Средневековье, от начала эпохи до 900 или 1000 годов (до  X  -  XI вв.);
  • Высокое (Классическое) Средневековье - от  X  -XI  веков до  примерно  XIV века;
  • Позднее Средневековье, XIV- XV века.

        

     Некоторые  авторы  в  контексте  Средневековья  рассматривают  и  так называемый переходный период от Средних веков к Новому  Времени  (XVI-XVII века),  однако  представляется  более  обоснованным   рассматривать   период Реформации и  Контрреформации   как отдельный период  истории и культуры, оказавший большое влияние на дальнейшее формирование   культурного сознания народных масс. 
 

     Народная культура этой эпохи - новая и почти  неразведанная  еще  в науке тема. Идеологам  феодального  общества  удалось  не  только  оттеснить народ  от  средств  фиксации  его  мыслей  и   настроений,   но   и   лишить исследователей последующих времен возможности  восстановить  основные  черты его духовной жизни. “ Великий немой”,  ”великий  отсутствующий”,  “люди  без архивов и без лиц” - так именуют современные историки народ в  эпоху,  когда для него был закрыт непосредственный доступ к средствам письменной  фиксации культурных ценностей. 

     Народной  культуре средневековья не повезло  в науке.  Обычно,  когда говорят о ней, упоминают  самое  большее  остатки  древнего  мира  и  эпоса, пережитки язычества. В тех сравнительно редких  случаях,  когда  современный специалист обращается к народной  религиозности  средневековья,  у  него  не находится  для  нее  иных  характеристик   как   “наивная”,   “примитивная”, “неотесанная”,  “грубая”,  “поверхностная”,  “паралогическая”,  ”ребяческая”; это религия “народа-ребенка“, переполненная суевериями и ориентированная  на сказочное и баснословное. 

     Критерии  для подобных оценочных суждений берут из “высокой” религии просвещенных и именно с их позиции судят о сознании  и  эмоциональной  жизни простолюдинов,  не  ставя  перед  собой  задачи  рассмотреть  ее  “изнутри”, руководствуясь ее собственной логикой.

  1. Раннее  средневековье
 

     Раннее  Средневековье - время, когда в  Европе  происходили  бурные  и очень  важные  процессы,  такие,  как вторжение  варваров,  закончившиеся падением  Римской  империи (рис.1).  Варвары селились  на  землях  бывшей  империи, ассимилировались с ее населением, создавая новую общность Западной Европы.

     

Рисунок 1 Вторжение варваров

                Новые западноевропейцы при этом, как правило, принимали христианство, которое  к концу существования  Рима  стало  его  государственной  религией. Христианство в различных его формах вытесняло  языческие  верования,  и этот процесс  после  падения  империи  только  ускорился.  Это  второй  важнейший исторический процесс, определявший лицо  раннего  Средневековья  в  Западной Европе.

        

     Третьим существенным процессом было формирование на территории бывшей Римской империи новых государственных  образований,  создававшихся  теми  же “варварами”.   Племенные  вожди  провозглашали  себя  королями,   герцогами, графами, постоянно воюя друг с другом и подчиняя себе более слабых  соседей. Характерной  особенностью  жизни  в  раннее  Средневековье  были  постоянные войны, грабежи и  набеги,  которые  существенно  замедляли  экономическое  и культурное развитие. 

     В период раннего средневековья идейные  позиции феодалов и  крестьян еще не оформились и крестьянство,  только  рождавшееся как особый  класс общества, в мировоззренческом отношении растворялось  в более широких и неопределенных слоях.

        

     Главная масса населения Европы  того  времени  -  сельские  жители, образ жизни которых был всецело подчинен рутине,  а  кругозор  до  крайности ограничен. Консерватизм - неотъемлемый признак этой среды. 

     Крестьянство  и его жизнь почти  вовсе  не  отражаются  в  социальной картине мира, как мыслилась она в ту пору, и этот факт сам  по  себе  весьма симптоматичен.  Общество,  аграрное  по  своей   природе,   строившееся   на

эксплуатации  и  подчинении  широких  слоев  сельского  населения,  как   бы позволяло себе идеологически игнорировать собственное большинства. 

     Парадокс: простой люд, прежде всего - крестьянство, презираемое и

игнорируемое  господствующим классом, вместе с тем,  в  определенном  смысле, доминировало в духовной жизни раннего Средневековья.  Сельская  жизнь  с  ее неторопливой  размеренностью   и   периодической   сменой   производственных сезонов, была главным регулятором социального ритма.

2. Культура раннего средневековья

 

     Переход от рабовладельческого строя, к феодальному сопровождался коренными изменениями в духовной жизни западноевропейского общества.

     На  смену античной, в основном светской культуре, пришла культура средневековая, для которой было характерно господство религиозных взглядов. Решающее влияние  на ее формирование оказали:

  • унаследованное от старого мира христианство;
  • культурное наследие варварских народов, сокрушивших Рим;
  • идейное руководство церкви.
 

       Эта особенность средневековой культуры обусловила ее противоречивую оценку в последующие века. Гуманисты и историки-просветители XVIII в. пренебрежительно относились к культуре средних веков, «темной ночи христианства». В противоположность им реакционные романтики конца XVIII — начала XIX в. положили начало идеализации средневековой культуры, в которой видели проявление высшей морали.

        

     Апология  средневековой культуры и той  роли, которую играла в ее развитии церковь, характерна и для современной  буржуазной католической историографии  и философии неотомизма, которая пытается возродить учение Фомы Аквинского1 и провозглашает это учение высшим достижением философской мысли.

        

     Советские ученые считают, что руководство со стороны церкви всей духовной жизнью общества тормозило развитие культуры средневековья. Вместе с тем, с точки зрения историков-марксистов, средневековье также внесло свой вклад в историю человеческой культуры. В средние века произошли новые культурные изменения:

  • зародилась национальная культура современных европейских стран;
  • сложилась богатая литература на национальных языках;
  • были созданы замечательные образцы изобразительного искусства и архитектуры.

            Облаченные в силу исторических условий в религиозную форму, человеческая мысль и художественное творчество продолжали развиваться. Медленный их рост в течение средних веков создал условия для последующего подъема естественнонаучной и философской мысли, литературы и искусства.

2.1  Развитие “городской культуры”

 

     В  этот  период  быстро  развивается  так   называемая   “городская литература”,  для которой было  характерно  реалистическое   изображение городского повседневного быта различных слоев городского населения, а  также появление сатирических произведений. Представителями городской литературы  в Италии были Чекко Анджольери, Гвидо Орланди (конец XIII века).

        

     Развитие  городской литературы свидетельствовало  о  новом  явлении  в культурной  жизни  западноевропейского  общества  -  городской  культуре, сыгравшей очень большую роль в становлении  западной  цивилизации  в  целом. Суть городской культуры сводилась к постоянному усилению светских  элементов во всех сферах человеческого бытия.

        

     Городская культура зародилась во Франции в XI-XII вв. В этот  период она была представлена,  в частности, творчеством  “жонглеров”,  которые выступали  на  городских  площадях  как  актеры,  акробаты,   дрессировщики, музыканты  и  певцы.  Они  выступали  на  ярмарках,   народных   праздниках, свадьбах, крестинах и т.п. и пользовались большой популярностью в народе.

        

     Примерно  с середины XII века  театральные действия  перемещаются  из-под церковных сводов на площади и действия разыгрываются уже не  на  латыни, а  на  французском  языке (рис.2).  В   роли   же   актеров   выступают   уже   не священнослужителя, а горожане, сюжеты пьес становятся все  более  светскими, пока  не  превращаются  в  сценки  из  обыденной  городской   жизни,   часто сдобренными доброй порцией сатиры. В это же  время  развивается  театральное искусство и в Англии. 

     

     Рисунок 2 Средневековый театр

        

     Новым и чрезвычайно важным явлением, свидетельствующим  об  углублении процесса развития городской культуры, было создание в городах не церковных школ  -  это  были  частные  школы,  материально  от  церкви  не  зависящие. Преподаватели этих школ жили за свет платы, взимаемой с учащихся  и  обучать в них  своих детей могли все, кто мог позволить себе заплатить за  обучение. С  этого   времени  идет  быстрое  распространение   грамотности   в   среде городского населения.

2.2 Культура народных  масс

 

     Господствующей  феодально-церковной культуре противостояла народная культура — мировосприятие и художественное творчество народных масс. Своими корнями народная культура уходила в дофеодальную древность и была связана с варварским культурным наследием, языческими мифами, поверьями, легендами и празднествами кельтов, германцев, славян и других варварских народов. Эти традиции, сохранившиеся в крестьянской среде на протяжении всего средневековья, тоже были пронизаны религиозными чувствами и представлениями, но иного — языческого толка: они были чужды мрачному аскетизму христианства, его недоверию к живой природе. Простые люди видели в ней не только грозную силу, но и источник жизненных благ и земных радостей. Их мировосприятию был присущ наивный реализм. Большую роль в духовной жизни простого народа играли народные песни, пляски и устная поэзия, открыто противостоявшие церковной музыке и культуре господствующего класса в целом. Формы безымянного народного творчества, фольклора были чрезвычайно разнообразны:

  • сказки;
  • предания;
  • различные лирические песни;
  • хоровые напевы;
  • обрядовые песни;
  • свадебные песни;
  • погребальные песни.

        

     Пережитки языческих представлений и верований, так же как и связанные, с ними «обычаи предков», в значительной мере определяли духовную жизнь народных масс. Возрождаясь в новых исторических условиях и часто на новой этнической основе, народные культурные    традиции    позднее    оказали    влияние    почти на всю письменную средневековую художественную литературу.

Информация о работе Культура Средневековья