Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 23:56, курсовая работа
Некоторые авторы в контексте Средневековья рассматривают и так называемый переходный период от Средних веков к Новому Времени (XVI-XVII века), однако представляется более обоснованным рассматривать период Реформации и Контрреформации как отдельный период истории и культуры, оказавший большое влияние на дальнейшее формирование культурного сознания народных масс.
Содержание 1
Введение 2
1. Раннее средневековье 3
2. Культура раннего средневековья 5
2.1 Развитие “городской культуры” 6
2.2 Культура народных масс 8
2.3 Проповеди как пласт народной культуры 11
3. Музыкальная культура раннего средневековья 13
4. Упадок культуры в раннее средневековье 16
Заключение 18
Список литературы 20
Список иллюстраций…………………………………………………………….21
Большое место в народном творчестве раннего средневековья, когда культура еще не была дифференцирована в социальном отношении, занимали героические песни и сказания о военных походах, битвах и сражениях, прославлявшие доблесть вождей и героев. Зарождаясь иногда в среде военной дружины, они затем популяризировались народными исполнителями и подвергались соответствующей обработке в плане народных идеалов. Народные сказания явились первоначальной основой крупных эпических произведений западноевропейского средневековья. Народная основа с большой полнотой проявилась в раннесредневековом эпосе Англии, Ирландии и Скандинавских стран, где в силу замедленности процесса феодализации долгое время существовал значительный слой свободного крестьянства и сохранялись пережитки язычества. В народной поэзии этих стран были живы отзвуки кельтских и германских легенд и преданий, в которых особенно ярко проявилась сила народного поэтического воображения. Наиболее типичны в этом отношении ирландские саги2. Значительным памятником скандинавского эпоса является древнеисландская «Старшая Эдда» — сборник песен, наиболее ранние из которых восходят к IX в. Он содержит сказания о богах, в форму предписаний которых облечена житейская народная мудрость, и героические песни, повествующие об отдаленных событиях эпохи «переселения народов». В исландских сагах рассказывается о подлинных исторических событиях, например об открытии исландцами Гренландии и Северной Америки.
Устное
народное творчество легло в основу
англосаксонской эпической
Выразителями
и носителями музыкального и поэтического
творчества народных масс были мимы и
гистрионы, а с XI в.— так называемые
жонглеры во Франции, хуглары в Испании,
шпильманы в Германии (рис.3). Они
бродили по всей Европе, зарабатывая хлеб
насущный представлениями перед народом:
пели народные песни, играли на различных
инструментах, разыгрывали небольшие
сценки, водили с собой дрессированных
животных, показывали акробатические
номера и фокусы. Повседневно общаясь
с народом, эти люди легко воспринимали
народные ереси и быстро распространяли
их по всей Европе. Церковь терпимо относилась
к исполнителям героических песен, но
жестоко преследовала носителей игрового
народного творчества, так как представления
последних часто носили ярко выраженный
антицерковный характер.
Рисунок 3 Гистроны
Будучи не в силах искоренить народную культуру, церковь пыталась подчинить ее своему влиянию: приурочивала пляски и песни, связанные с языческими празднествами и поверьями, к церковным праздникам, канонизировала местных «святых», в которых народная фантазия превращала героев древних мифов или языческих богов. Даже в проповеди включались элементы народных легенд, сказок, притч с целью извлечения из них поучений для верующих. Однако, используя частично народное творчество, церковь постоянно боролась с его проявлениями и в среде мирян и в среде духовенства, так как по своей внутренней сущности народная культура средневековья всегда выражала стихийный протест против феодально-церковной идеологии.
Европейское средневековой общество было очень религиозно и власть духовенства над умами была чрезвычайно велика. Учение церкви было исходным моментом всякого мышления, все науки - юриспруденция, естествознание, философия, логика - все приводилось в соответствие с христианством. Духовенство было единственно образованным классом, и именно церковь длительный период определяла политику в области образования. Вся культурная жизнь европейского общества этого периода в значительной степени определялась христианством. Важный пласт формирования народной культуры во времена классического Средневековья - проповеди.
Основная масса общества оставалась неграмотной. Для того чтобы мысли социальной и духовной элиты стали господствующими помыслами всех прихожан, их нужно было “перевести” на доступный для понимания всех людей язык. Этим занимались проповедники. Приходские священники, монахи, миссионеры должны были растолковывать народу основные положения богословия, внушать принципы христианского поведения и искоренять неправильный образ мыслей.
Проповедь предполагала в качестве своего
слушателя любого человека -
грамотного и неграмотного,
знатного и простолюдина,
горожанина и крестьянина, богатого
и бедного.
Наиболее известные проповедники строили свои проповеди таким образом, чтобы в течение длительного времени удержать внимание публики и донести до нее идеи церковного учения в виде простых примеров.
Некоторые пользовались для этого так называемыми “примерами” (exempla) - короткими рассказами, написанными в виде притчей на житейские темы.
Эти “примеры” - один из ранних литературных жанров и представляют особый интерес для более полного понимания миросозерцания рядовых верующих. “Пример” был одним из наиболее действенных средств дидактического воздействия на прихожан.
В этих “ случаях из жизни” виден изначальный мир средневекового человека, с его представлениями о святых и нечистой силе как о реальных участниках повседневной жизни человека.
Однако наиболее известные проповедники такие, как Бертольд Регенбургский (XIII в), в своих проповедях не пользовались “Примерами”, строя их преимущественно на библейских текстах. Этот проповедник строил свои проповеди в виде диалогов, адресовал призывы, и высказывания к определенной части слушателей или профессиональных категорий. Широко использовал способ перечисления, загадки и другие приемы, делавшие его проповеди маленькими спектаклями.
Служители церкви, как правило, не вносили в свои проповеди сколько-нибудь оригинальных идей и высказываний, от них этого не ожидалось и прихожане были бы неспособны оценить это. Удовлетворение публика получала как раз от слушания вещей привычных и известных.
Для
развития всей европейской культуры
переход от античности к средневековью
был колоссальным переломом глубокого
исторического значения. Каковы бы
ни были культурные, идеологические связи
между поздней античностью и
началом средневековья, культура античного
мира в ее типичных, высоких образцах и
определяющаяся культура раннего средневековья
принципиально отличны. Творчество греческих
трагиков – и произведения христиан-писателей,
создания античных скульпторов и росписи
христианских базилик. В одном случае
– глубокий жизненный драматизм, питаемый
горячей любовью ко всем проявлениям человека,
в другом – дидактическое отрицание всех
ценностей земной жизни. Переход от античности
к средневековью был переходом к новой
социально экономической формации, к феодализму (рис.4).
Рисунок
4 Феодализм
Поскольку
Рим в начале н.э. (1-2вв.) сосредоточил
по своей властью огромную территорию,
сфера античных влияний могла
к этому времени стать
Средневековье развивалось из совершенно примитивного состояния – пишет Энгельс3 – оно стерло с лица земли древнюю цивилизацию…и начало во всем с самого начала. Единственное что средневековье взяло от погибшего древнего мира, было христианство и несколько полуразрушенных, утерявших всю свою прежнюю цивилизацию городов. Как следствие, образование приняло преимущественно богословный характер. Политика и юриспруденция, как и все остальные науки, превратились в простые отрасли богословия.
С одной стороны существовало церковное профессиональное искусство, постепенно объединившее различные страны, а с другой – развивалось народное, местное искусство, постепенно проникавшее в церковное искусство. Таким образом, признавалась церковью и фиксировалась лишь одна область средневекового искусства. Светское искусство той эпохи мы знаем по позднейшим памятникам.
Христианская
музыкальная культура распространялась
вместе с христианством с Востока,
из эллинистической Иудеи. Истоки ранне-христианского
музыкального искусства уходят к древнееврейской,
синагогальной псалмодии, к старинным
сирийским, коптским напевам.
Псалмодирование было одним из новых элементов христианской музыкальной культуры. Но еще более важным оказалось влияние мелизматических стилей Сирии и Египта на христианское искусство.
С Востока ведут свое происхождение такие древние исполнительские приемы христианского пения, как антифон4 и респонсорий (пение соло и «ответы» хора). Антифон был известен в Александрии уже в 1в.; его вводила в обычай христианская секта терапевтов. Но еще ранее антифон сложился в Сирии и Палестине. С 4в. он стал обычным приемом у христиан, и его основание приписывалось даже миланскому епископу Амвросию.
Наряду
с определенным стилем псалмодирования
очень рано возникает и другой вид христианской
музыки – гимны (псалмы) (рис.5). В противоположность
псалмодии, свободной от собственно музыкальных
закономерностей, гимны представляли
собой музыкально-поэтические произведения,
подчиняющиеся в своем развитии именно
музыкальным основам. Гимны исполнялись
как ритмически организованные, структурно
завершенные мелодии, связанные с поэтическим
стихотворным текстом. Расцвет христианского
гимнотворчества относится к 4в., когда
христианство приобретает смысл государственной
религии. Гимны распеваются в еретических
сектах, а с другой стороны вводятся в
церковь. Крупнейшими создателями гимнов
в 4в. были Арий – в Александрии, Ефрем
Сирин – в Сирии, Иларий из Пуатье – в
Галлии, епископ Амвросий – в Милане, а
затем его ученики Августин и Пруденций.
Многие напевы гимнов были признаны церковью
и частично вошли в грегорианский антифонарий.
Рисунок 5 Книга псалмов (Божественных гимнов)
В 4в. христианская церковь знала также мелизматическое сольное пение. Здесь певцу предоставлялась свобода импровизации. На одно слово “alleluja” приходились обширные мелодические пассажи. Это были просто радостные, экстатические возгласы певцов. Отсюда возникло и название мелизматических песнопений – «юбиляция» («восхваления»).
Конец Римской империи и начало средневековья ознаменовались общим падением культуры. Варвары разрушили многие города, являвшиеся средоточием культурной жизни, дороги, ирригационные сооружения, памятники античного искусства, библиотеки. Однако временный упадок культуры определялся не только этими разрушениями, а глубокими сдвигами в социально-экономическом развитии Западной Европы: ее аграризацией, повсеместным нарушением экономических, политических и культурных связей, переходом к натуральному хозяйству. Следствием этих явлений была крайняя ограниченность кругозора людей того времени, отсутствие у них объективной необходимости в расширении знаний. Крестьяне, повсюду составлявшие большинство населения, остро ощущали свою повседневную зависимость от окружающей природы, видели в ней неконтролируемую грозную силу. Это создавало почву для всевозможных суеверий, магии, а вместе с тем и для устойчивости религиозных чувств и умонастроений. Поэтому «мировоззрение средних веков было по преимуществу теологическим».