Корпоративно - информационные системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 22:01, реферат

Описание работы

Корпоративная информационная система (КИС) — это управленческая идеология, объединяющая бизнес-стратегию предприятия (с выстроенной для ее реализации структурой) и передовые информационные технологии. Основную роль при этом играет отработанная структура управления, автоматизация исполняет второстепенную, инструментальную роль.

Содержание

Введение 3

1. Основы и основные понятия корпорации и КИС 4

2. Классификация и архитектура КИС 11

3. Российский рынок КИС: преимущества и недостатки 18

Заключение 24

Список литературы 26

Работа содержит 1 файл

Министерство .docx

— 80.08 Кб (Скачать)

    4.     Реализация удаленного доступа и работы в распределенных сетях

    5.     Обеспечение обмена данными между разработанными информационными системами и др. программными продуктами, функционирующими в организации.

    6.     Возможность консолидации информации

    7.     Наличие специальных средств анализа состояния системы в процессе эксплуатации

    Наиболее развитые КИС предназначены для автоматизации всех функций управления корпорацией: от научно-технической и маркетинговой подготовки ее деятельности до реализации ее продукции и услуг. В настоящее время КИС имеют в основном экономическую и производственную направленность.

       «Корпоративность» в терминах  КИС означает соответствие системы  нуждам крупной фирмы, имеющей  сложную территориальную структуру.

     Информационная  система отдельных составляющих фирму подразделений (финансовых, экономических, маркетинговых и др.) не может  претендовать на корпоративность. Только полнофункциональная система может  по праву быть охарактеризована как  КИС.

     Основная  задача КИС состоит в поддержке  функционирования и развития предприятия. Несмотря на то, что сферы деятельности предприятий (производство, услуги) могут  быть самыми различными, в общем  виде задачи управления схожи. Они заключаются  в организации управления поступающими на вход предприятия ресурсами для  получения на выходе необходимого результата.

     Применение  КИС в определенной степени меняет роль функциональных финансовых подразделений, повышая роль ответственности их руководителей. Происходит это еще  и потому, что руководители предприятия  получают возможность непосредственного  контроля над любыми результатами деятельности каждого подразделения.

     Наряду  с изменением сущности информационных потоков происходит также снижение трудоемкости выполнения стандартных  операций. Один и тот же документ проходит через различные подразделения предприятия, которые вносят в него необходимые изменения. Без применения компьютерной информационной системы каждый отдел создавал бы свои документы с самого начала, что влечет за собой увеличение времени обработки информации, нехватка рабочего времени, ухудшения качества абонентского обслуживания, снижение объема продаж, а соответственно уменьшение прибыли компании. Подержание имиджа компании за счет предоставления качественных и востребованных услуг связи, а также получение и дальнейшее увеличение прибыли компании за счет расширения клиентской базы абонентов на сегодняшний день является непростой задачей, в связи с тем, что рынок телекоммуникационных услуг перенасыщен операторами связи, предоставляющих свои услуги в рассматриваемой регионе. Улучшение качества и скорости обслуживания абонентов является важной предпосылкой для разработки внедрения КИС, что повлечет за собой совершенствование документооборота в компании, замена ручного труда машинным, а также взаимодействие отделов и подразделений при создании абонентских БД, поддержании их актуальности и постоянно обновления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Классификация и архитектура КИС

     Корпоративные информационные системы можно также разделить  на два класса: финансово-управленческие и производственные.

     1. Финансово-управленческие системы включают подкласс малых интегрированных систем. Такие системы предназначены для ведения учета по одному или нескольким направлениям (бухгалтерия, сбыт, склад, кадры и т.д.). Системами этой группы может воспользоваться практически любое предприятие.

     Системы этого класса обычно универсальны, цикл их внедрения невелик, иногда можно  воспользоваться «коробочным» вариантом, купив программу и самостоятельно установив ее на ПК.

     Финансово-управленческие системы (особенно системы российских разработчиков) значительно более  гибкие в адаптации к нуждам конкретного  предприятия. Часто предлагаются «конструкторы», с помощью которых можно практически  полностью перестроить исходную систему, самостоятельно или с помощью  поставщика установив связи между  таблицами БД или отдельными модулями.

     2. Производственные системы (также называемые системами производственного управления) включают подклассы средних и крупных интегрированных систем. Они предназначены в первую очередь для управления и планирования производственного процесса. Учетные функции, хотя и глубоко проработаны, играют вспомогательную роль, и порой невозможно выделить модуль бухгалтерского учета, так как информация в бухгалтерию поступает автоматически из других модулей.

     Эти системы функционально различны: в одной может быть хорошо развит производственный модуль, в другой - финансовый. Сравнительный анализ систем такого уровня и их применимости к конкретному случаю может вылиться в значительную работу. А для внедрения  системы нужна целая команда  из финансовых, управленческих и технических  экспертов. Производственные системы  значительно более сложны в установке (цикл внедрения может занимать от 6 - 9 месяцев до полутора лет и более). Это обусловлено тем, что система покрывает потребности всего предприятия, и это требует значительных совместных усилий сотрудников предприятия и поставщиков программ.

     Производственные  системы часто ориентированы  на одну или несколько отраслей и/или  типов производства: серийное сборочное (электроника, машиностроение), мелкосерийное  и опытное (авиация, тяжелое машиностроение), дискретное (металлургия, химия, упаковка), непрерывное (нефтедобыча, газодобыча).

     Специализация отражается как в наборе функций  системы, так и в существовании  бизнес - моделей данного типа производства. Наличие встроенных моделей для  определенного типа производства отличает производственные системы друг от друга. У каждой из них есть глубоко проработанные  направления и функции, разработка которых только начинается или вообще не ведется.

     Производственные  системы по многим параметрам значительно  более жестки, чем финансово-управленческие. Основное внимание уделяется планированию и оптимальному управлению производством. Эффект от внедрения производственных систем проявляется на верхних эшелонах управления предприятием, когда становится видна вся картина его работы, включая планирование, закупки, производство, сбыт, запасы, финансовые потоки и другие аспекты.

     При увеличении сложности и широты охвата функций предприятия системой возрастают требования к технической инфраструктуре и программно-технической платформе. Все производственные системы разработаны  с помощью промышленных баз данных. В большинстве случаев используются технология клиент-сервер или Internet-технологии.

     Для автоматизации больших предприятий  в мировой практике часто используется смешанное решение из классов  крупных, средних и малых интегрированных  систем. Наличие электронных интерфейсов  упрощает взаимодействие между системами и позволяет избежать двойного ввода данных.

     Также различают виды КИС, такие как  заказные (уникальные) и тиражируемые КИС.

     Под заказными КИС обычно понимают системы, создаваемые для конкретного  предприятия, не имеющего аналогов и  не подлежащие в дальнейшем тиражированию. Подобные системы используются либо для автоматизации деятельности предприятий с уникальными характеристиками либо для решения крайне ограниченного  круга специальных задач. Заказные системы, как правило, либо вообще не имеют прототипов, либо использование прототипов требует значительных его изменений, имеющих качественный характер. Разработка заказной КИС характеризуется повышенным риском в плане получения требуемых результатов.

     Тиражируемые (адаптируемые) КИС.

     Суть  проблемы адаптации тиражируемых КИС, т.е. приспособления к условиям работы на конкретном предприятии в том, что в конечном итоге каждая КИС  уникальна, но вместе с тем ей присущи  и общие, типовые свойства. Требования к адаптации и сложность их реализации существенно зависят  от проблемной области, масштабов системы. Даже первые программы, решавшие отдельные  задачи автоматизации, создавались  с учетом необходимости их настройки  по параметрам.

     Разработка  КИС на предприятии может вестись  как “от нуля”, так и на основе референционной модели.

     Референционная модель представляет собой описание облика системы, функций, организованных структур и процессов, типовых в каком-то смысле (отрасль, тип производства и т.д.).

     В ней отражаются типовые особенности, присущие определенному классу предприятий. Ряд компаний – производителей адаптируемых (тиражируемых) КИС совместно с  крупными консалтинговыми фирмами  в течение ряда лет ведет разработку референционных моделей для предприятий автомобильной, авиационной и других отраслей.

     Адаптации и референционные модели входят в состав многих систем класса MRP II / ERP, что позволяет значительно сократить сроки их внедрения на предприятия.

     Референционная модель в начале работы по автоматизации предприятия может представлять собой описание существующей системы (как есть) и служит точкой отсчета, с которой начинаются работы по совершенствованию КИС.

     Используется  также следующая классификация. КИС делятся на три (иногда четыре) большие группы:

     1. простые (“коробочные”);

     2. среднего класса;

     3. высшего класса

     Простые (“коробочные”) КИС реализуют небольшое  число бизнес-процессов организации. Типичным примером систем подобного  типа являются бухгалтерские, складские  и небольшие торговые системы наиболее широко представленные на российском рынке. Например, системы таких фирм как 1С, Инфин и т.д.

     Отличительной особенностью таких продуктов является относительная легкость в усвоении, что в сочетании с низкой ценой, соответствием российскому законодательству и возможностью выбрать систему  “на свой вкус” приносит им широкую  популярность. Системы среднего класса отличаются большей глубиной и широтой  охвата функций. Данные системы предлагают российские и зарубежные компании. Как правило, это системы, которые  позволяют вести учет деятельности предприятия по многим или нескольким направлениям:

  • финансы;
  • логистика;
  • персонал;
  • сбыт.

     На  российском рынке имеется большой  выбор КИС высшего класса, и  их число растет. Признанными мировыми лидерами являются, например, R/3 фирмы SAP, Oracle Application компании Oracle.

         Архитектура КИС

     Опыт  последних лет разработки ПО показывает, что архитектура информационной системы должна выбираться с учетом нужд бизнеса, а не личных пристрастий разработчиков. Далее рассматриваются существующие клиент-серверные архитектуры построения информационных систем.

     Не  секрет, что правильная и четкая организация информационных бизнес-решений является слагающим фактором успеха любой компании. Особенно важным этот фактор является для предприятий среднего и малого бизнеса, которым необходима система, которая способна предоставить весь объем бизнес-логики для решения задач компании. В то же время, такие системы для компаний со средним и малым масштабом сетей часто попадают под критерий “цена - качество”, то есть должны обладать максимальной производительностью и надежностью при доступной цене.

     Первоначально системы такого уровня базировались на классической двухуровневой клиент-серверной архитектуре (рис.1).

       
 
 
 
 
 

     Рис. 1 - Двухуровневая клиент-серверная  архитектура

     Данная  клиент-серверная архитектура характеризуется  наличием двух взаимодействующих самостоятельных  модулей - автоматизированного рабочего места (АРМа) и сервера базы данных, в качестве которого может выступать Microsoft SQL Server, Oracle, Sybase и другие. Сервер БД отвечает за хранение, управление и целостность данных, а также обеспечивает возможность одновременного доступа нескольких пользователей. Клиентская часть представлена так называемым “толстым” клиентом, то есть приложением (АРМ) на котором сконцентрированы основные правила работы системы и расположен пользовательский интерфейс программы. При всей простоте построения такой архитектуры, она обладает множеством недостатков, наиболее существенные из которых - это высокие требования к сетевым ресурсам и пропускной способности сети компании, а также сложность обновления программного обеспечения из-за “размазанной” бизнес-логики между АРМом и сервером БД. Кроме того, при большом количестве АРМов возрастают требования к аппаратному обеспечению сервера БД, а это, как известно, самый дорогостоящий узел в любой информационной системе.

     Как видим, минусов у такой архитектуры достаточно. Что бы не было таких промахов в КИС нужно отделить бизнес-логику от клиентской части и СУБД, выделив ее в отдельный слой. Так и поступили разработчики и следующим шагом развития клиент-серверной архитектуры стало внедрение среднего уровня, реализующего задачи бизнес-логики и управления механизмами доступа к БД (рис.2).

Информация о работе Корпоративно - информационные системы