Автор: Наталия Димофеевна, 08 Декабря 2010 в 16:57, курсовая работа
Обоснование безотлагательной необходимости внедрения компьютерной и микропроцессорной техники в школьную практику содержит два основных, тесно связанных между собой слагаемых. Во-первых, огромные технико-операционные возможности компьютера несут в себе несравнимый с ранее применявшимися техническими средствами обучения, дидактический материал, который может и должен быть реализован в учебно-воспитательном процессе. Во-вторых, подлинная действенность научно-технического прогресса (а широкое применение компьютеров – одно из ярчайших его проявлений) в решающей степени зависит от подготовки кадров на уровне современных требований.
Поэтому изучение и использование компьютерной техники в учебном процессе – важнейший компонент подготовки учащихся к дальнейшей трудовой жизни. Нельзя не учитывать того, что для большинства выпускников средних и высших учебных заведений будущая профессия станет по преимуществу компьютерной.
Вступление 3
1.К истории возникновения проблемы компьютеризации учебного 4
процесса
2.Современное состояние практической компьютеризации процесса
обучения. 4
3.Методы организации обучения с применением персонального
компьютера. 5
4.ПК как средство обучения. 6
5.Обучение на расстоянии - что это такое? 8
6.Дистанционное обучение. Подходы к решению проблемы. 9
7.Технолого-экономические аспекты проблемы дистанционного
обучения. 11
8.Опыт использования компьютерный технологий для обучения
информатике незрячих детей. 12
9.Преимущества и недостатки компьютерных обучающих систем. 13
10.Специфика психологического восприятия студентами компьютерных технологий в обучении. 14
Заключение 16
При этом студенты не только приобретают необходимую им специальность, но и получают широкий спектр практических навыков работы с современными компьютерными системами, средствами оргтехники и связи, различными источниками и формами информации. Проблема разработки учебно-методических материалов и учебников для дистанционного обучения. В настоящее время известно, по крайней мере, три способа подготовки учебно-методических материалов:
Содержание учебных материалов должно быть компактным, выражающим основную сущность проблемы, так как все увеличивающиеся потоки информации требуют их оптимизации, а точнее минимизации, для комфортного восприятия ее обучаемым, а также уменьшения времени и расходов на ее передачу по линиям связи. В настоящее время получил широкое распространение объектно-ориентированный подход, используемый в информационных технологиях и, на наш взгляд, имеющий перспективы при создании современных машиночитаемых учебных материалов. Все, названные выше, предложения направлены на выработку формы организации учебного материала.
Очевидными становятся проблемные лекции, а также вводные, установочные и заключающие курс. При этом обучение студентов становится более индивидуальным и большее значение приобретают также консультации, зачеты, экзамены, курсовые и дипломные работы. Очевидным является потребность вузов в необходимом количестве компьютерных технических и программных средств, в освоении профессорско-преподавательским составом современных компьютерных технологий вообще и обучения в частности, в соответствующей подготовке студентов буквально с первого курса обучения в вузе (знание основ компьютерной грамотности). Следующим этапом создания необходимых учебно-методических материалов является их корректировка на основе полученных результатов при их апробации.
Продолжительность
опытной эксплуатации не может быть
менее одного года, хотя правильнее
было бы ее осуществлять в течение 2-3
лет. Параллельно, начиная даже с
первого года создания учебно-методических
материалов нового типа, может вестись
подготовка их компьютерных версий с целью
использования при всех формах обучения
и ориентации на дистанционное обучение.
Этот процесс не менее важен, а также не
менее труден.
8. Опыт использования компьютерный технологий для
обучения информатике незрячих детей.
Современные
информационные образовательные технологии
могут быть использованы для предоставления
образовательных услуг людям
с ограниченными возможностями,
например, незрячим и слабовидящим.
Следует отметить, что компьютерные технологии
в данном случае рассматриваются не только
и не столько как предмет изучения, но
как новое средство расширения возможностей
инвалидов и их успешной реабилитации
в современном обществе.
Подробнее остановимся
на проблеме обучения незрячих детей с
помощью компьютера. Перечислим программные
средства и устройства, позволяющие реализовать
процесс обучения: принтер печати брайлевским
шрифтом, брайлевская строка, программные
и аппаратные синтезаторы речи. Одним
из таких синтезаторов является программный
русскоязычный синтезатор речи типа SDRV,
который позволяет выводить речевые сообщения
посредством стандартного оборудования.
Для незрячего
программиста было бы весьма удобно, чтобы
в процессе отладки программы и ее дальнейшего
использования в нужные моменты времени
подавались необходимые речевые сообщения.
Важно также, чтобы средства, помогающие
начинающему незрячему программисту научить
свои программы "разговаривать",
были удобными и простыми в освоении. Этими
качествами обладает созданная специальная
утилита, которая была успешно применена
незрячим программистом в процессе разработки
компьютерного учебника по информатике,
основанного на учебном пособии . Использование
этого учебника не требует от незрячего
обучающегося специальных знаний в обращении
с компьютером. Достаточно знать назначение
некоторых клавиш на клавиатуре. Еще одним
преимуществом является нетребовательность
программы к машинным ресурсам.
Электронный
учебник прошел апробацию в консультационном
пункте для незрячих детей г. Нальчика
и показал свою эффективность.
9.
Преимущества и
недостатки компьютерных
обучающих систем.
Проблемы компьютеризации обучения можно рассмотреть со стороны объективных и субъективных факторов.
Объективные факторы.
К этой группе проблем можно отнести:
* Это
частично компенсируется
В противовес перечисленным недостаткам можно отметить следующие моменты работы с ПК, которые обычно расцениваются как положительные:
Несомненно, перечисленные проблемы оказывают различное влияние на разных людей в зависимости от их индивидуально-физиологических и личностных качеств. Учет этих качеств осложняется тем, что многие аспекты работы человека с ПК не получили достаточного научного рассмотрения.
Одной
из немаловажных для работы с ПК
психологических проблем
Как известно, главное преимущество компьютерных технологий, особенно при выходе в Интернет, заключается в том, что любой человек получает доступ к максимально большому объёму знаний, полученных человечеством на данный момент в соответствующей области науки. Студент в принципе обеспечивается современным материалом наиболее высокого уровня. /Учебники, как правило, отстают в силу специфики своего производства на ряд лет/.
Однако, стремительная компьютеризация учебного процесса в вузах, в том числе в различных системах открытого и дистанционного образования, заставляет обратить самое серьёзное внимание на важнейший элемент этого процесса - самого обучающегося. Массовое воздействие на психику потока непривычных и сложных форм обучения вызывает у студентов неоднозначную реакцию и даёт не всегда положительные результаты с точки зрения углублённого постижения изучаемых дисциплин и формирования творческого потенциала студентов. Очень часто происходит, требуемая машинными методиками схематизация как в оформлении, так и в подаче материала. Это может служить серьёзным минусом в изучении гуманитарных дисциплин, особенно философского цикла. / В своё время программированное обучение в этих областях знания было сочтено нецелесообразным/. Акцент на общении с машиной существенно сокращает объём обучающей информации, к которой, несомненно, следует относить и личное воздействие преподавателя на студента, контакт "живой" мысли с её огромными эвристическими преимуществами.
Общение с компьютером ставит целый ряд методологических и психологических проблем. Не все студенты достаточно легко им овладевают. Это вызывает нежелательные стрессы. Исследования и опросы показывают, что примерно у 30% обучающихся на компьютере поднимается давление, ухудшается сон, обостряются болезни. Этому способствуют и не совсем комфортные условия в компьютерных классах /неправильная освещённость, скученность, шум и т.п./.
Работа на компьютере, связанная с обучением тем или иным наукам, выполнением тех или иных подчас весьма сложных заданий, вызывает интерес примерно у 35-40% студентов /не имеются ввиду компьютерные игры/. Около 35% считают обучение с помощью компьютера "полезным" и "нужным". От 7 до 12%% считают работу на компьютере "тяжёлой" и "неэффективной".
Если
рассматривать эти данные с учётом
общей успеваемости студентов, то получается
следующее. Предоставляемая компьютером
возможность более углублённого изучения
какого-либо предмета определённую часть
студентов не привлекает. Наоборот, она
пугает и раздражает /как слишком подробный
и "учёный" учебник/. Слабые, плохо
успевающие студенты избегают работать
и осваивать учебные программы на компьютерах.
Средние по уровню успеваемости не видят
в них никакой особой помехи. И весьма
ценят возможности компьютерного обучения
отличники и личности с разносторонними
интересами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, компьютеризация обучения вызывает свои, подчас довольно сложные психологические и методологические проблемы. Чтобы ожидаемый от неё положительный эффект был достигнут, необходимо последовательно создавать качественно иные методики обучения с учётом особенностей восприятия и освоения человеком новых типов информации. Эффект появления так называемых "компьютерных детей", т.е. оторванных от жизни и не способных к полноценному общению молодых людей, уже обозначился. Необходимо постоянно иметь в виду, что "мегамашина" может не только помогать в обучении, но и деформировать личность.