Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 22:21, курсовая работа
Актуальность избранной темы объясняется существом и общечеловеческой значимостью затрагиваемого материала. Дело в том, что проблема информатизации и непосредственно связанной с ней компьютеризации всех сфер человеческой деятельности является одной из глобальных проблем современного мира. Причина тому – неслыханное для предшествующих эпох повышение роли информации, превращение ее в одну из важнейших движущих сил всей производственной и общественной жизни.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
История возникновения проблемы компьютеризации
учебного процесса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Современное состояние практической компьютеризации
процесса обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
Методы организации обучения
с применением персонального компьютера . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
ПК как средство обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
Методы организации обучения с применением персонального
компьютера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
Обучение на расстоянии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Преимущества и недостатки
компьютерных обучающих систем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
Образование и Интернет – это особая тема для разговора. Как показывают исследования и практика, Интернет помогает учителям повысить эффективность трех важных элементов педагогического процесса: индивидуальной помощи ученикам, распространения информации и привлечения учащихся к активной работе. Во-первых, электронная почта обеспечивает прямой контакт учителя и ученика. Обмениваясь сообщениями, они могут общаться не только в классе, но и после занятий, в любое удобное для них время. Во-вторых, Web-узлы являются более действенным средством распространения образовательной информации, чем лекции и доклады. Преподаватель размещает текст лекции и иллюстрации на своей домашней Web-странице, а ученики спокойно, не спеша, читают информацию, не отвлекаясь на то, чтобы лихорадочно записывать учебный материал в тетрадь. В-третьих, школьные телеконференции представляют собой совершенно новую форму взаимодействия между преподавателями и учениками. Любой участник телеконференции, разместивший в Интернете свое сообщение, может быть уверен в том, что его прочитают и заметят. В результате создается виртуальное сообщество людей, объединенных общими интересами. Это тот идеал, которого трудно добиться в обычных школах и институтах. Для реализации таких методов обучения не требуется ни сложного оборудования, ни дорогих программ. Достаточно иметь компьютерный класс с недорогими компьютерами невысокой мощности, объединенными в сеть, подключенную к Интернету. Не нужны и специальные знания по вычислительной технике, хватит обычной подготовки на уровне пользователей.
7. Преимущества и недостатки компьютерных обучающих систем
Проблемы компьютеризации обучения можно рассмотреть со стороны объективных и субъективных факторов.
Объективные факторы.
К этой группе проблем можно отнести:
Это частично компенсируется
использованием проекционной
В противовес перечисленным
недостаткам можно отметить следующие
моменты работы с ПК, которые обычно
расцениваются как
Несомненно, перечисленные проблемы оказывают различное влияние на разных людей в зависимости от их индивидуально-физиологических и личностных качеств. Учет этих качеств осложняется тем, что многие аспекты работы человека с ПК не получили достаточного научного рассмотрения.
Одной из немаловажных для
работы с ПК психологических проблем
является проблема возрастов. Дело в
том, что чаще всего люди старшего
поколения более осторожно
Как известно, главное преимущество компьютерных технологий, особенно при выходе в Интернет, заключается в том, что любой человек получает доступ к максимально большому объёму знаний, полученных человечеством на данный момент в соответствующей области науки.
Однако, стремительная компьютеризация учебного процесса, заставляет обратить самое серьёзное внимание на важнейший элемент этого процесса – самого обучающегося. Массовое воздействие на психику потока непривычных и сложных форм обучения вызывает у обучающихся неоднозначную реакцию и даёт не всегда положительные результаты с точки зрения углублённого постижения изучаемых дисциплин и формирования творческого потенциала. Очень часто происходит, требуемая машинными методиками схематизация как в оформлении, так и в подаче материала. Это может служить серьёзным минусом в изучении гуманитарных дисциплин, особенно философского цикла. Акцент на общении с машиной существенно сокращает объём обучающей информации, к которой, несомненно, следует относить и личное воздействие преподавателя на студента, контакт "живой" мысли с её огромными эвристическими преимуществами.
Общение с компьютером ставит целый ряд методологических и психологических проблем. Не все достаточно легко им овладевают. Это вызывает нежелательные стрессы. Исследования и опросы показывают, что примерно у 30% обучающихся на компьютере поднимается давление, ухудшается сон, обостряются болезни. Этому способствуют и не совсем комфортные условия в компьютерных классах (неправильная освещённость, скученность, шум и т.п.).
Заключение
В своей работе на тему «Компьютерные технологии как фактор эволюции форм и методов обучения» я попыталась осветить проблему от истоков возникновения, ее развития до сегодняшнего этапа компьютеризации образования.
Компьютерные технологии проникают во все сферы человеческой деятельности: в науку, производство, образование, быт – и можно говорить о наступлении новой, компьютерной эры. “В настоящее время владение навыками работы с ЭВМ рассматривается как вторая грамота”. Но компьютеризация образования – это не только обеспечение компьютерной грамотности или изучение одного-двух языков программирования и основ информатики. Это, в первую очередь, средство для увеличения производительности труда преподавателей и учащихся, способ повышения эффективности обучения и самообучения. Таким образом, компьютерные технологии можно трактовать в узком смысле слова – применение компьютера только как средства обучения и в широком смысле слова – многоцелевое использование компьютера в учебном процессе.
Целью их применения является усиление интеллектуальных возможностей человека в новом информационном обществе, к которому идет цивилизация.
Таким образом, компьютеризация обучения вызывает свои, подчас довольно сложные психологические и методологические проблемы. Эффект появления так называемых "компьютерных детей", т.е. оторванных от жизни и не способных к полноценному общению молодых людей, уже обозначился. Необходимо постоянно иметь в виду, что "мегамашина" может не только помогать в обучении, но и деформировать личность. Чтобы ожидаемый от неё положительный эффект был достигнут, необходимо последовательно создавать качественно иные методики обучения с учётом особенностей восприятия и освоения человеком новых типов информации.
Список литературы
Информация о работе Компьютерные технологии как фактор эволюции форм и методов обучения