Компьютерные технологии как фактор эволюции форм и методов обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 22:21, курсовая работа

Описание работы

Актуальность избранной темы объясняется существом и общечеловеческой значимостью затрагиваемого материала. Дело в том, что проблема информатизации и непосредственно связанной с ней компьютеризации всех сфер человеческой деятельности является одной из глобальных проблем современного мира. Причина тому – неслыханное для предшествующих эпох повышение роли информации, превращение ее в одну из важнейших движущих сил всей производственной и общественной жизни.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
История возникновения проблемы компьютеризации
учебного процесса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Современное состояние практической компьютеризации
процесса обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
Методы организации обучения
с применением персонального компьютера . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

ПК как средство обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

Методы организации обучения с применением персонального
компьютера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
Обучение на расстоянии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Преимущества и недостатки
компьютерных обучающих систем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 56.47 Кб (Скачать)

 

Образование и Интернет – это особая тема для разговора. Как показывают исследования и практика, Интернет помогает учителям повысить эффективность трех важных элементов педагогического процесса: индивидуальной помощи ученикам, распространения информации и привлечения учащихся к активной работе. Во-первых, электронная почта обеспечивает прямой контакт учителя и ученика. Обмениваясь сообщениями, они могут общаться не только в классе, но и после занятий, в любое удобное для них время. Во-вторых, Web-узлы являются более действенным средством распространения образовательной информации, чем лекции и доклады. Преподаватель размещает текст лекции и иллюстрации на своей домашней Web-странице, а ученики спокойно, не спеша, читают информацию, не отвлекаясь на то, чтобы лихорадочно записывать учебный материал в тетрадь. В-третьих, школьные телеконференции представляют собой совершенно новую форму взаимодействия между преподавателями и учениками. Любой участник телеконференции, разместивший в Интернете свое сообщение, может быть уверен в том, что его прочитают и заметят. В результате создается виртуальное сообщество людей, объединенных общими интересами. Это тот идеал, которого трудно добиться в обычных школах и институтах. Для реализации таких методов обучения не требуется ни сложного оборудования, ни дорогих программ. Достаточно иметь компьютерный класс с недорогими компьютерами невысокой мощности, объединенными в сеть, подключенную к Интернету. Не нужны и специальные знания по вычислительной технике, хватит обычной подготовки на уровне пользователей.

 

 

7. Преимущества и недостатки компьютерных обучающих систем

 

Проблемы компьютеризации  обучения можно рассмотреть со стороны  объективных и субъективных факторов.

Объективные факторы.

К этой группе  проблем  можно отнести:

  • недостаток необходимого комфорта при работе с ПК (жесткая привязанность к месту, рабочей позе и размеру экрана). В настоящее время это недостаток компенсируется использованием портативных ПК и применением настольных плоских жидкокристаллических мониторов, но пока что распространению этих технологий препятствует их высокая цена;
  • привязанность к неизменяемому размеру экрана вызывает неудовлетворенность эстетического порядка (впечатление от крупного изображения значительно сильнее и ярче, чем от стандартной 14-17 дюймовой картинки).

 Это частично компенсируется  использованием проекционной техники,  но из-за высокой стоимости  она также не может стать массовой;

  • восприятие текста с экрана не дает возможности охватить взглядом всю страницу полностью, а иногда – даже строку, и вынуждает при чтении постоянно передвигать экран вверх-вниз и вправо-влево;
  • не всех пользователей устраивает типичный фон текстового поля (ярко-белый или густо-синий).
  • отрицательное воздействие на "взаимоотношения" человека с ПК может оказывать подсознательно воспринимаемый фактор техницизма, т. е. понимание того, что человек имеет дело с машиной, а не с изделием другого живого человека;
  • несколько легковесное отношение к компьютерной продукции может вызывать понимание поразительной легкости процедур копирования и тиражирования компьютерной продукции [в данном случае ценность представляемой информации путается в сознании пользователя с себестоимостью ее носителя (дискета!) и процедурой изготовления копий].

В противовес перечисленным  недостаткам можно отметить следующие  моменты работы с ПК, которые обычно расцениваются как положительные:

  • понимание документальности, точности фиксации изображаемых явлений; кажущаяся "досягаемость" первоисточников, вызывающая у зрителя своеобразный эффект личной причастности к изображаемому;
  • практическую доступность культурно-художественной информации любого региона и понимание своей собственной, личной причастности к глобальному общечеловеческому художественному наследию;
  • удобство манипулирования изображениями, возможность их перегруппировки, произвольной компоновки и технического редактирования.  

Несомненно, перечисленные  проблемы оказывают различное влияние  на разных людей в зависимости  от их индивидуально-физиологических  и  личностных качеств. Учет этих качеств  осложняется тем, что многие аспекты  работы человека с ПК не получили достаточного научного рассмотрения.

Одной из немаловажных для  работы с ПК психологических проблем  является проблема возрастов. Дело в  том, что чаще всего люди старшего поколения более осторожно относятся  к процессу компьютеризации, нежели молодежь. Это можно объяснить  тем, что у  взрослых людей к  определенному возрасту формируются  привычные методы и формы работы,  которые они не захотят, а часто – и не могут кардинально менять (что неизбежно случиться при компьютеризации их работы).

Как известно, главное преимущество компьютерных технологий, особенно при  выходе в Интернет, заключается в  том, что любой человек получает доступ к максимально большому объёму знаний, полученных человечеством на данный момент в соответствующей  области науки.

Однако, стремительная компьютеризация  учебного процесса, заставляет обратить самое серьёзное внимание на важнейший  элемент этого процесса – самого обучающегося. Массовое воздействие на психику потока непривычных и сложных форм обучения вызывает у обучающихся неоднозначную реакцию и даёт не всегда положительные результаты с точки зрения углублённого постижения изучаемых дисциплин и формирования творческого потенциала. Очень часто происходит, требуемая машинными методиками схематизация как в оформлении, так и в подаче материала. Это может служить серьёзным минусом в изучении гуманитарных дисциплин, особенно философского цикла. Акцент на общении с машиной существенно сокращает объём обучающей информации, к которой, несомненно, следует относить и личное воздействие преподавателя на студента, контакт "живой" мысли с её огромными эвристическими преимуществами.

Общение с компьютером ставит целый  ряд методологических и психологических  проблем. Не все достаточно легко  им овладевают. Это вызывает нежелательные  стрессы. Исследования и опросы показывают, что примерно у 30% обучающихся на компьютере поднимается давление, ухудшается сон, обостряются болезни. Этому способствуют и не совсем комфортные условия в компьютерных классах (неправильная освещённость, скученность, шум и т.п.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В своей работе на тему «Компьютерные технологии как фактор эволюции форм и методов обучения» я попыталась осветить проблему от истоков возникновения, ее развития до сегодняшнего этапа компьютеризации образования.

Компьютерные технологии проникают во все сферы человеческой деятельности: в науку, производство, образование, быт – и можно говорить о наступлении новой, компьютерной эры. “В настоящее время владение навыками работы с ЭВМ рассматривается как вторая грамота”. Но компьютеризация образования – это не только обеспечение компьютерной грамотности или изучение одного-двух языков программирования и основ информатики. Это, в первую очередь, средство для увеличения производительности труда преподавателей и учащихся, способ повышения эффективности обучения и самообучения. Таким образом, компьютерные технологии можно трактовать в узком смысле слова – применение компьютера только как средства обучения и в широком смысле слова – многоцелевое использование компьютера в учебном процессе.

Целью их применения является усиление интеллектуальных возможностей человека в новом информационном обществе, к которому идет цивилизация.

  Таким образом, компьютеризация обучения вызывает свои, подчас довольно сложные психологические и методологические проблемы. Эффект появления так называемых "компьютерных детей", т.е. оторванных от жизни и не способных к полноценному общению молодых людей, уже обозначился. Необходимо постоянно иметь в виду, что "мегамашина" может не только помогать в обучении, но и деформировать личность. Чтобы ожидаемый от неё положительный эффект был достигнут, необходимо последовательно создавать качественно иные методики обучения с учётом особенностей восприятия и освоения человеком новых типов информации.

Список литературы

  1. http://allbest.ru/
  2. http://en.edu.ru/

 

  1. http://eidos.ru/

 

 

 


Информация о работе Компьютерные технологии как фактор эволюции форм и методов обучения