Компьютерные технологии как фактор эволюции форм и методов обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 22:21, курсовая работа

Описание работы

Актуальность избранной темы объясняется существом и общечеловеческой значимостью затрагиваемого материала. Дело в том, что проблема информатизации и непосредственно связанной с ней компьютеризации всех сфер человеческой деятельности является одной из глобальных проблем современного мира. Причина тому – неслыханное для предшествующих эпох повышение роли информации, превращение ее в одну из важнейших движущих сил всей производственной и общественной жизни.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
История возникновения проблемы компьютеризации
учебного процесса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Современное состояние практической компьютеризации
процесса обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
Методы организации обучения
с применением персонального компьютера . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

ПК как средство обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

Методы организации обучения с применением персонального
компьютера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
Обучение на расстоянии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Преимущества и недостатки
компьютерных обучающих систем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 56.47 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Компьютерные технологии как фактор эволюции форм и методов  обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тирасполь, 2007

 

 

Содержание.

Введение  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

  1. История возникновения проблемы компьютеризации

учебного процесса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

  1. Современное состояние практической компьютеризации

процесса  обучения  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8

  1. Методы организации обучения

с применением персонального  компьютера  . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

 

  1. ПК как средство обучения  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

 

  1. Методы организации обучения с применением персонального

компьютера  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16

  1. Обучение на расстоянии  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  19
  2. Преимущества и недостатки

компьютерных обучающих  систем  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  21

Заключение   . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25

Список литературы  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Мир сильно изменился, особенно в последнее столетие. Наука продвинулась в познании природы, появилась и  развилась промышленность с огромным количеством узкоспециализированных отраслей. Этот процесс стремительно нарастает и будет нарастать еще стремительнее, потому что в его основе лежат объективные законы развития человеческой цивилизации.

В условиях современного динамичного  развития общества и усложнения его  технической и социальной инфраструктуры важнейшим стратегическим ресурсом становится информация. Наряду с традиционными - материальными и энергетическими  ресурсами - современные информационные технологии, позволяющие создавать, хранить, перерабатывать и обеспечивать эффективные способы представления  информации потребителю, стали не только важным фактором жизни общества, но и средством повышения эффективности  управления всеми сферами общественной деятельности. Уровень информатизации, кроме того, становится одним из существенных факторов успешного экономического развития и конкурентоспособности. Автоматизация на основе применения компьютеров и вычислительных сетей проникает сегодня во все сферы жизни современного общества, связанные с использованием и переработкой информации.

Неминуемый переход на «компьютерные» рельсы всех отраслей экономики и государственного управления требует реализации соответствующих  программ подготовки специалистов в  области информационных компьютерных технологий, что позволит, решить общенациональную проблему повышения уровня образования на самом перспективном и наиболее конкурентном рынке.

Актуальность избранной темы объясняется существом и общечеловеческой значимостью затрагиваемого материала. Дело в том, что проблема информатизации и непосредственно связанной с ней компьютеризации всех сфер человеческой деятельности является одной из глобальных проблем современного мира.  Причина тому – неслыханное для предшествующих эпох повышение роли информации,  превращение ее в одну из важнейших движущих сил всей производственной и общественной жизни. Происходящий параллельно стремительный скачок в развитии аппаратных средств, т.е. собственно компьютеров как технических устройств, за последние несколько лет сделал эту технику достаточно доступной.  Поэтому внедрение компьютерных технологий в образование можно охарактеризовать как логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. История возникновения проблемы компьютеризации

учебного  процесса

 

Каждой стадии развития общества соответствуют свои форма и содержание процесса обучения новых поколений, передачи им накопленных знаний, навыков, традиций.

Существовавшая от первобытного и рабовладельческого обществ до примерно середины XV века аграрная цивилизация  породила менторскую школу, основанную на устном общении, а затем на создании и использовании рукописных "конспектов лекций" и "протоколов научных  опытов". Она характеризовалась  наивысшей духовной близостью учителя  и ученика, кастовой замкнутостью, ограниченностью, как в пространстве, так и во времени, низким уровнем сохранности данных. Научные и учебные коллективы рождались и умирали, иногда не оставляя потомкам и сотой доли накопленных знаний. Информационные потери порой были катастрофическими (александрийская библиотека), а процент образованных людей – ничтожным, общая грамотность сводилась к элементарному письму и счету.

Тем не менее, за тысячелетия  существования менторской школы  человечество накопило гигантский потенциал, позволивший совершить прорыв в  индустриальное общество, породившее, в свою очередь, новые формы образовательного процесса – называемых условно ремесленной школой. Основой этого реформирования, безусловно, явилось книгопечатание, которое не только в сотни и тысячи раз расширило аудиторию пользователей, но и во столько же раз повысило сохранность информации, впервые обеспечило массовый характер дистанционного (без непосредственного контакта с преподавателем) обучения. Распространение книг укрепило коммуникационные связи и между странами, и между поколениями, привело к небывалому росту эпистолярного жанра. Ремесленная школа, система городов-университетов в первую очередь удовлетворяли потребности растущей промышленности как по численности обучающихся, так и по содержательному наполнению образования. Даже изучение фундаментальных естественнонаучных и гуманитарных дисциплин максимально приближалось к практическим нуждам. Конечно, центральными фигурами и основными носителями знаний в университетах оставались профессора, но их теперь у каждого ученика было много, они имели сравнительно узкую специализацию, а аудиторная ("голосовая") нагрузка в расчете на одного студиозуса резко снизилась. В среднем, уменьшилось и духовное, мировоззренческое влияние преподавателя, хотя великие педагоги демонстрировали блестящие исключения из этой тенденции. Таким или почти таким положение в образовании сохранялось до конца XX века, когда новые коммуникационные, и, в первую очередь, компьютерные технологии  перевернули  наши представления о возможностях информационного обмена.

К концу 20-го века роль знания во всем мире невероятно возросла. Уровень владения знанием, или, более обобщенно, информацией начинает определять политический и хозяйственный статус государств. А для успешной работы в таких условиях государствам нужны люди - высококвалифицированные специалисты, отвечающие самым высоким требованиям современности. Поэтому на рубеже тысячелетий образование превращается в один из источников самых ценных стратегических ресурсов – человеческого капитала и знаний, что, в конечном счете,  определяет общий уровень развития общества. И главным ускорителем его развития становится информатизация. Информатизация общества, в свою очередь, практически невозможна без компьютеризации системы образования, в силу чего эта проблема по своей значимости выходит сейчас на первое место в педагогической науке.  Приоритетность этой проблемы усиливается еще и тем, что она является принципиально новой. Возникнув вместе с появлением компьютера,  т.е. в последние два десятилетия, она не может использовать опыт прошлых веков и тысячелетий, как это делается в классической педагогике, и вынуждена развиваться только "изнутри", формируя свою научную базу одновременно во всех необходимых сферах – философии, психологии, педагогике и методике. Это обстоятельство, в сочетании с крайней практической необходимостью, придает проблеме компьютеризации образования повышенную актуальность,  выводит ее на первое место в группе первоочередных задач современной педагогики.

 Комплексная  информатизация школ и вузов  ориентируется теперь на формирование  и развитие интеллектуального  потенциала науки, совершенствование  форм и содержания учебного  процесса, внедрение компьютерных  методов  обучения, использование  в педагогической работе  современных  информационных технологий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Современное состояние практической компьютеризации

процесса обучения

 

Определить состояние  дел в той или иной сфере  деятельности всегда достаточно трудно. Однако в таком вопросе, как компьютеризация,  есть один легко учитываемый фактор, который достаточно ясно может охарактеризовать картину в целом. Это – показатель технической обеспеченности, другими словами – наличие необходимого парка компьютерной техники и уровень ее технического качества. Дело в том, что компьютеризация рабочих процессов прямо зависит от наличия и качественного уровня компьютеров на рабочих местах; без этого наличие даже самой передовой научной мысли так и останется фактом науки, но не фактором производственной и общественной жизни.

С развитием технологии для  обучения с использованием технических  средств стало достаточным наличие только компьютера. Функции, которые раньше выполняли: телевизор, видеомагнитофон, магнитофон, кинопроектор, диапроектор и др., с успехом взял на себя компьютер. Причем качество передачи, хранения, отображения информации значительно повысилось. В этом ключе необходимо рассматривать задачу перевода всей информации в цифровые стандарты как приоритетную.

        Уже  сейчас компьютерная грамотность  является важным показателем  культуры, а в будущем окажется  необходимой каждому человеку, на  каком бы участке он ни работал.  Следовательно, компьютерное дело, обучение пользованию компьютером  в ближайшее время должно стать  всеобщим.

3. Методы организации  обучения

с применением персонального  компьютера

 

В практике обучения могут  применяться четыре основных метода обучения:

  • объяснительно-иллюстративный
  • репродуктивный
  • проблемный
  • исследовательский

Учитывая, что первый метод  не предусматривает наличия обратной связи между учеником и системой обучения, его использование в  системах с использованием ПК бессмысленно.

Репродуктивный метод  обучения с применением средств  вычислительной техники предусматривает  усвоение знаний, сообщаемых ученику  преподавателем и (или) ПК, и организацию  деятельности обучаемого по воспроизведению  изученного материала и его применению в аналогичных ситуациях. Применение этого метода с использованием ПК позволяет существенно улучшить качество организации процесса обучения, но не позволяет радикально изменить учебный процесс по сравнению  с применяемой традиционной схемой (без ПК). В этом плане более оправданным является применение проблемного и исследовательского методов.

Проблемный метод обучения использует возможности ПК для организации  учебного процесса как постановки и  поисков способов разрешения некоторой  проблемы. Главной целью является максимальное содействие активизации  познавательной деятельности обучаемых. В процессе обучения предполагается решение разных классов задач на основе получаемых знаний, а также извлечение и анализ ряда дополнительных знаний, необходимых для разрешения поставленной проблемы. При этом важное место отводится приобретению навыков по сбору, упорядочению, анализу, и передаче информации.

Исследовательский метод  обучения с применением ПК обеспечивает самостоятельную творческую деятельность обучаемых в процессе проведения научно-технических исследований в  рамках определенной тематики. При  использовании этого метода обучение является результатом активного  исследования, открытия и игры, вследствие чего, как правило, бывает более приятным и успешным, чем при использовании  других вышеперечисленных методов. Исследовательский метод обучения предполагает изучение методов объектов и ситуаций в процессе воздействия  на них. Для достижения успеха необходимо  наличие среды, реагирующей на воздействия. В этом плане незаменимым средством  является моделирование, т. е. имитационное представление реального объекта, ситуации или среды в динамике.

Компьютерные модели имеют  ряд серьезных преимуществ перед  моделями других видов в силу своей  гибкости и универсальности. Применение моделей на ПК позволяет замедлять  и ускорять ход времени, сжимать  или растягивать пространство, имитировать  выполнение действий дорогостоящих, опасных  или просто невозможных в реальном мире.

 

 

 

 

 

4. ПК как средство обучения

 

Последние технические достижения часто находили применение в учебном  процессе, и ПК в этом смысле не является исключением. Уже первые опыты применения ПК в учебном процессе показали, что использование вычислительной техники позволяет существенно  повысить эффективность процесса обучения, улучшить учет и оценку знаний, обеспечить возможность индивидуальной помощи преподавателя каждому учащемуся  в решении отдельных задач, облегчить  создание и постановку новых курсов.

ПК является мощным средством  для обработки информации, представляемой в виде слов, чисел, изображений, звуков и т.  п. Главной особенностью ПК как инструмента является возможность  его настройки (программирования) на выполнение различного рода работ, связанных  с получением и переработкой информации.

Применение вычислительной техники в учебном процессе открывает  новые пути в развитии навыков  мышления и умения решать сложные  проблемы, предоставляет принципиально  новые возможности для активизации  обучения. ПК позволяет сделать аудиторные и самостоятельные занятия более  интересными, динамичными и убедительными, а огромный поток изучаемой информации легко доступным.

Главными преимуществами ПК перед другими техническими средствами обучения являются гибкость, возможность  настройки на разные методы и алгоритмы  обучения, а также индивидуальной реакции на действия каждого отдельного обучающего. Применение ЭВМ дает возможность  сделать процесс обучения более  активным, придать ему характер исследования и поиска. В  отличие от учебников, телевидения и кинофильмов, ПК обеспечивает возможность немедленного отклика на действия обучаемого, повторения, разъяснения материала для более слабых, перехода к более сложному и сверхсложному материалу для наиболее подготовленных. При этом легко и естественно реализуется обучение в индивидуальном темпе.

Информация о работе Компьютерные технологии как фактор эволюции форм и методов обучения