Компьютерные технологии как фактор эволюции форм и методов обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 22:21, курсовая работа

Описание работы

Актуальность избранной темы объясняется существом и общечеловеческой значимостью затрагиваемого материала. Дело в том, что проблема информатизации и непосредственно связанной с ней компьютеризации всех сфер человеческой деятельности является одной из глобальных проблем современного мира. Причина тому – неслыханное для предшествующих эпох повышение роли информации, превращение ее в одну из важнейших движущих сил всей производственной и общественной жизни.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
История возникновения проблемы компьютеризации
учебного процесса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Современное состояние практической компьютеризации
процесса обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
Методы организации обучения
с применением персонального компьютера . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

ПК как средство обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

Методы организации обучения с применением персонального
компьютера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
Обучение на расстоянии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Преимущества и недостатки
компьютерных обучающих систем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 56.47 Кб (Скачать)

Не подлежит сомнению, что  во многих случаях преимущества компьютера неоспоримы. Он не только избавит от рутинных работ, но и позволит  заняться трудоемкими практическими задачами с использованием методов линейного программирования и сложных аналитических исследований. Использование текстовых редакторов избавляет студентов от нудного печатания на машинке и дает возможность преподавателям требовать многократной переделки заданной темы, пока она не станет удовлетворительной. Подобная шлифовка стиля была бы невозможной без компьютера. Время, которое раньше тратилось на рутинные, раз за разом повторяющиеся операции, теперь может быть посвящено более важным вопросам, требующим напряжения мысли и творческого подхода.

Компьютеры открывают  новые перспективы в области  образования. По мере увеличения объема знаний и усложнения методов анализа, становится все труднее строить  обучение придерживаясь в основном принципа пассивного слушания лекций и чтения учебных текстов. Критическое мышление, умение понять и решать сложные проблемы, способность вывести полезные обобщения из груды исходных данных – все это приобретает большую важность и требует более активной деятельности.

В условиях быстрого старения предметного содержания дисциплин  в связи с новыми открытиями науки  и техники особое значение приобретает  подготовка в области использования  новых способов поиска знаний и методов  доступа к удаленным банкам данных, содержащих актуальную научную и  учебную информацию. Студент уже в процессе обучения должен овладеть навыками использования информационных и, в частности, телекоммуникационных технологий в своей учебной, научно-исследовательской и практической деятельности.

В связи с этим важное значение приобретает и информатизация образования, органически связанная с процессом его модернизации. Одним из основных направлений развития образовательного процесса становится реализация концепции опережающего образования, ориентированного на новые условия информационного общества и широкое использование инновационных педагогических технологий развивающего обучения, направленных на раскрытие творческого потенциала личности.

В связи с переходом  к постиндустриальному обществу все заметнее становится тенденция  к информатизации сферы образования. Создаются электронные учебники, разрабатываются автоматизированные системы обучения, организуются виртуальные  университеты, тестирующие программы.

Однако на современном  этапе у преподавателей высшей школы  пока отсутствует методика и практика использования компьютерных информационных технологий в учебном процессе.

Будущие специалисты должны в совершенстве владеть автоматизированными  системами учета, планирования, управления производством. Что для этого  делают преподаватели вуза? – Читают студентам лекцию, а чтобы будущие  специалисты использовали активные методы, их нужно обучать теми же самыми методами.

Внедрение телекоммуникационных технологий в учебный процесс  связано с решением ряда проблем. В первую очередь это ограниченность ресурсов (финансирование, качество каналов связи, уровень используемой  компьютерной техники). Второй проблемой на сегодня является неподготовленность преподавательского состава и отсутствие методических разработок по применению ресурсов глобальных сетей в учебном процессе.

Как показывает педагогическая практика, любое новшество в процессе обучения приводит к существенным изменениям в планировании и организации  учебного процесса. Нужен не отдельный  метод или средство обучения, а  целостная педагогическая технология – совокупность методов, средств  и форм организации обучения, обеспечивающих достижение поставленных дидактических целей. При этом выделяют три группы проблем: теоретико-методологические проблемы; проблемы, связанные с разработкой технологии обучения; проблемы, связанные с проектированием обучающих программ.

Недостаток научно обоснованного  и методически грамотного дидактического программного обеспечения для ЭВМ, а также методик применения компьютерных технологий в обучении приводит к  тому, что компьютеры применяются  в учебно-воспитательном процессе не рационально, не по назначению, служат для игр, используются как дорогая пишущая машинка или вообще не используются и морально стареют. Такое отношение к ЭВМ приводит к нерациональному использованию вложенных материальных средств и полному отсутствию их отдачи в виде повышения качества обучения.

Подготовка методических материалов связана с выполнением  трудоемкой работы по отбору нужных источников информации в сети и отработке  технологии их использования. Необходимость проведения таких работ актуальна и при обмене результатами исследований в данной области между работающими коллективами может дать быстрый эффект.

Однако в силу очевидной  сложности формализации процессов  обучения и из-за новизны Internet-технологий эти проблемы находятся на начальной стадии своего решения, возможности современных информационных технологий используются в малой степени. Информатизация образования должна быть направлена, в первую очередь, на определение того, что нужно изучать в конкретных условиях, на обеспечение поиска, извлечения, передачи и представления знаний.

Первыми людьми, пришедшими в образовательную сеть стали  не педагоги, а "технари" - специалисты  по информационным технологиям, имеющие, как правило, весьма отдалённое представление  о педагогике, дидактике и связанных с ними образовательными технологиями. В результате мы получили интенсивно развивающуюся техническую систему дистанционных телекоммуникаций с весьма скудным её образовательным содержанием. Поэтому готовые электронные продукты, обладая содержательной полнотой, не используют весь спектр возможностей современных информационных технологий. Разработка полномасштабного мультимедийного учебника – процесс трудоемкий и дорогой. Он требует специальных знаний и владения мультимедийными технологиями. При рассмотрении разработанных электронных материалов обнаруживается «фамильное» сходство с традиционными учебными пособиями. «Скучные» тексты, местами оснащенные гиперссылками, предлагаются читать с экрана как книгу.

Чтобы существующее положение  дел изменилось, требуется время, необходимое на создание особого  класса педагогов и учёных сетевого типа. Этот класс специалистов преимущественно  будет формироваться из молодых  научно-педагогических кадров, способных  осуществить сопряжение новейших педагогических и телекоммуникационных технологий. Подготовка педагогических кадров, применяющих  информационные компьютерные технологии, на уровне кандидатов и докторов наук представляется одной из наиболее актуальных задач сегодняшнего дня.

Для обеспечения качества образовательного процесса преподаватели  должны быть специалистами в своей  области, отвечать общим требованиям, предъявляемым к преподавателям информатики, пройти курс базовой подготовки, разработать собственную оригинальную методику и использовать ее в процессе обучения.

 

 

5. Методы организации обучения с применением персонального

компьютера

 

Система образования сегодня  не имеет права, как на заре столетия, строить обучение на усвоении суммы  готовых знаний, на переливании опыта  цивилизаций из старого сосуда в  новый. Поэтому практически во всех развитых странах сделан резкий поворот на обучение умению самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы и искать пути их рационального решения, уметь критически анализировать получаемые знания и применять их для решения новых задач. Идеальная система обучения должна:

Сформировать у обучающегося желание учиться и цель обучения.

Поддерживать мотивацию  к обучению и творческой деятельности.

Обеспечить каждого учащегося  индивидуально-адаптированными учебными пособиями.

Дать каждому учащемуся  возможность занятий по индивидуальному  графику 

Непрерывно оценивать  результаты обучения.

Целью образования сегодня  не может быть насыщение обучаемого как можно большим количеством  готовых, строго отобранных, соответствующим  образом организованных знаний, умений и навыков. Наши ученики должны сами уметь добывать необходимые знания. Для решения этой цели необходимо воспользоваться и дидактическими свойствами, которые нам представляют новые информационные технологии.

Под дидактическими свойствами технологий понимаются те их стороны (свойства), которые могут использоваться с  дидактическими целями в учебно-воспитательном процессе. Для компьютерных информационных технологий – это, в первую очередь:

    • подготовка, хранение, систематизация, обработка и распечатка информации;
    • демонстрация информации на экране дисплея;
    • возможность использовать новейшие информационные технологии;
    • подключение к любым электронным банкам и базам данных;
    • передача и прием информации с компьютера на компьютер;
    • синхронный обмен информацией с партнером (общение);
    • получение информации от любого количества источников;
    • передача сообщений одновременно любому числу абонентов;
    • синхронный обмен информацией с партнерами;
    • передача информации непосредственно на компьютер другим участникам конференции;
    • прием информации от участников конференции;
    • возможность размещения и хранения своего сообщения без точного указания адресата.

Что представляет собой обычный  хороший учебник? Это много различных  текстов (страниц, параграфов, разделов), в конце которых даны вопросы для самопроверки. Кроме того, в каждом тексте автор обычно делает ссылки на другие тексты. Оглавление (список текстов с указанием их начальных страниц-адресов) и внутритекстовые ссылки являются элементами, объединяющими все это в единый учебник. Если учебник предназначен для очных групповых занятий, то к нему обязательно пишется методическое пособие для учителя – как проводить занятия. Если учебник предназначен для самостоятельных занятий (самоучитель), то методические советы включаются в учебник. Электронный учебник сделан точно так же, как и обычный, но все тексты и методические материалы в электронном виде хранятся на каком-либо машинном носителе информации. Все тексты перенумерованы, номер каждого текста связан с его адресом хранения, значит, на каждый текст можно сослаться указанием его номера. На экране компьютера ссылки на другие тексты оформляются выделением (цветом, заливкой, шрифтом) отдельного слова или предложения. Каждой ссылке соответствует номер (т.е. адрес) другого текста. Кроме обычного учебного материала, электронный учебник включает в себя также систему тестов для самопроверки, блок накопления и обработки статистических данных о реальном протекании процесса обучения (например, график обучения, ошибки и т.д.) и программу настройки (адаптации) обучающего курса на личность обучаемого.

В электронных курсах действуют  две системы контроля знаний. Первая предназначена для индивидуализации (адаптации) курса обучения, вторая - для аттестации обучаемого. Обе  системы позволяют производить  адаптивный выбор следующего вопроса  в зависимости от правильности предыдущих ответов и возможность создания различных заданий из одного набора вопросов. В аттестационных системах, кроме того, используется адаптивная схема выбора вопросов для оптимального определения уровня знаний учащегося. Сочетание гипертекстовых учебных  пособий и системы электронного контроля знаний, базирующиеся на технологиях Интернета, позволяют, в перспективе, создать единую обучающую среду, адаптирующуюся под уровень знаний и, фактически, создающую индивидуальный "электронный учебник" для каждого обучающегося.

 

 

6. Обучение на расстоянии

 

В современных социально-экономических  условиях возможность получения  заочного и вечернего образования  очень важна. Не менее важной является задача переподготовки и повышения  квалификации, и здесь дистанционное  образование является незаменимым  механизмом получения качественного  образования. Информационные технологии удешевляют заочную форму обучения и стимулируют учащихся, особенно одаренных детей, повышать свой уровень  знаний по тем или иным предметам.

Дистанционное обучение является ещё одним преимуществом новых  информационных технологий. Согласно определению, это – образовательный процесс, во время которого преподаватель и ученики находятся в различных географических точках. В результате педагогический процесс выходит за рамки традиционных ограничений на единство времени и места. Дистанционное обучение – это современная разновидность заочного образования, использующая в максимальной степени современные информационные технологии (компьютеры, телекоммуникации, аудио-визуальные средства). Основной принцип дистанционного обучения – не учащиеся должны двигаться к знаниям, а знания – к учащимся! Использование методов дистанционного обучения позволяет получать качественное образование в отдаленных районах, учиться без отрыва от основной работы, обучать лиц с физическими недостатками, значительно снизить транспортные расходы для учащихся и т.д.

Важно отметить, что система  дистанционного обучения не подменяет, а эффективно дополняет традиционную систему образования, давая возможность  любому человеку учить то, что он хочет, тогда и где хочет, на языке, который он хочет. 

Дистанционное образование  важно для детей, которым по каким-то причинам мы не можем обеспечить полноценное  образование в обычных условиях школы.  Необходимо дистанционное образование для начального, среднего, профессионального и высшего образования, для социальной реабилитации детей-инвалидов. Дистанционное образование представляет реальную возможность получения качественного образования без непосредственного проживания в городе, в котором человек собирается учиться. Доступ к информационным ресурсам библиотек – это тоже проблема, которую можно решить с помощью информационных технологий.

Информация о работе Компьютерные технологии как фактор эволюции форм и методов обучения